Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка деятельности продавца органами государственного контроля




 

Рассуждая о правах продавца и способах и методах их защиты, под продавцом будет подразумеваться должностное лицо, осуществляющее функции продавца: будь то руководитель торговой организации либо лицо, по договору трудового найма реализующее товары (продовольственные или непродовольственные) потребителю (покупателю), а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере торговли.

Проверка может быть проведена как плановая, так и внезапная. Некомпетентность продавца часто приводит к тому, что контролирующие органы злоупотребляют возложенными на них служебными обязанностями, оказывают давление на продавца, обвиняя его в якобы совершенных правонарушениях, угрожая закрыть торговую точку, изымают с торговой точки документы и предметы, необходимые для осуществления торговой деятельности. Все эти действия совершаются контролирующими органами с одной целью: продавец, желающий продолжать торговлю, вынужден заплатить контролирующему органу так называемые "отступные", которые со временем принимают форму регулярных выплат. Далее мы опишем наиболее часто встречающиеся случаи проверок, а также посоветуем продавцам способы защиты своих прав и интересов от недобросовестных "контролеров".

Чаще всего органы, осуществляющие контроль за соблюдением правил торговли, приходят на торговую точку и делают контрольную покупку. Если при расчете с ними продавец не выбивает чек, контролеры фиксируют правонарушение и составляют протокол об административном правонарушении. Если чек пробит, выдан покупателю (в качестве которого выступают контролеры), проверяющие органы предъявляют удостоверение и начинают проводить проверку. В ходе проверки ими якобы выявляются различные правонарушения, по результатам которых составляется протокол, а также изымаются вещи и документы. Затем продавца начинают вызывать повестками в различные инстанции и проводить "беседы".

 

53. Как вести себя продавцу во время проверок?

 

Правило первое. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" для проведения проверки деятельности продавца руководитель уполномоченного на проведение такой проверки органа должен выдать предписание за своей подписью, скрепленной печатью органа. В предписании должно быть указано: наименование организации, частного предпринимателя, адрес торговой точки, где будет проведена проверка; сфера деятельности, в которой будет проводиться проверка со ссылкой на нормативный акт; дата, время проведения проверки; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю.

Данное предписание должно быть предъявлено продавцу, деятельность которого проверяется, для ознакомления.

Это правило касается всех без исключения проверяющих органов. При отсутствии такого предписания проведение проверки считается незаконным и продавец имеет право отказать контролирующему органу в проведении проверки.

Правило второе. Протокол осмотра помещений продавца (протокол об административном правонарушении) должен быть пронумерован типографским либо компьютерным способом, так как является документом строгой отчетности и подлежит регистрации в органе, который его выдал. Выдача протокола сотрудникам органов государственного контроля (надзора), уполномоченным на проведение проверки соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности, должна осуществляться под роспись с целью учета и недопущения проведения несанкционированных проверок. Если составляемый протокол не пронумерован, то он не имеет законной силы и подписывать его продавец не обязан.

Правило третье. Проверка деятельности продавца может проводиться уполномоченным лицом государственного органа только в пределах полномочий последнего. В Российской Федерации существует множество контролирующих органов: налоговые инспекции районного, городского и областного уровней; органы внутренних дел, органы стандартизации и сертификации и т.д. У всех контролирующих органов есть строго определенные и закрепленные за ними полномочия, в пределах которых они могут проводить проверку. Эти полномочия закреплены в нормативных актах, издаваемых руководителями министерств, в подведомственном подчинении которых находятся осуществляющие проверку органы.

1. Приказом МВД РФ от 21 августа 2002 г. N 803 "О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание", а также в соответствии с ч. 2 ст. 27.3 и ч. 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях министром внутренних дел Российской Федерации утвержден Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанным Приказом возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере торговли на следующие контролирующие органы:

на дежурные части, подразделения дознания (дежурные смены дежурных частей) и сотрудников, замещающих должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел в управлениях (отделах, отделениях) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах, при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей;

в милиции на замещающих должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, непосредственно обнаружившие административное правонарушение, возлагаются полномочия по составлению протокола о следующих административных правонарушениях в сфере торговли:

Статья 13.21. Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации.

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.

Статья 14.7. Обман потребителей.

Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака.

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта.

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Статья 15.2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Статья 15.12. Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки.

Статья 15.13. Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта.

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;

участковые уполномоченные милиции при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в тех же случаях, как и в предыдущем пункте, кроме правонарушений, предусмотренных ст. 14.17 и ст. 19.19;

сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью уполномочены на составление протоколов по нарушениям следующих статей КоАП РФ: ч. 2 и 3 ст. 14.1; ст.: 14.2, 14.4, 14.5, 14.7, 14.10, 14.15, 15.12, 19.19;

сотрудники подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства: ст.: 14.1, 14.2, 14.4, 14.5, 14.7, 14.10, 14.15, 14.16, 14.17, 15.1, 15.2, 15.12, 15.13, 19.19;

сотрудники подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и подразделений по борьбе с организованной преступностью: ст.: 14.1, 14.2, 14.4, 14.5, 14.7, 14.10, 14.15, 14.17, 15.1, 15.2, 15.12, 15.13;

сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних: ст. 14.2, 14.15;

сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения: ч. 1 ст. 19.19;

государственные инспекторы безопасности дорожного движения: ч. 2 ст. 19.19.

2. В соответствии с Приказом МЧС РФ от 6 января 2004 г. N 3 "Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях следующие лица:

главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители; главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители; главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители; государственные инспекторы РФ по пожарному надзору; государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору - вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, совершенных в сфере торговли, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.1, ч. 1 и 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, совершенных в сфере торговли, предусмотренных статьями, изложенными в п. 1 настоящего Перечня, за исключением ч. 2 и 3 ст. 14.1, ч. 1 и 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Приказом МНС РФ от 17 октября 2003 г. N БГ-30-6/547 утвержден перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Такими лицами являются:

Министр Российской Федерации по налогам и сборам;

первый заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам;

заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам;

руководитель департамента;

начальник управления;

заместитель руководителя департамента;

заместитель начальника управления;

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

начальник отдела в департаменте;

начальник отдела в управлении;

заместитель начальника отдела в департаменте;

заместитель начальника отдела в управлении;

главный государственный налоговый инспектор;

старший государственный налоговый инспектор;

государственный налоговый инспектор;

должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

В межрегиональных инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам:

руководитель межрегиональной инспекции;

заместитель руководителя межрегиональной инспекции;

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

главный государственный налоговый инспектор;

старший государственный налоговый инспектор;

государственный налоговый инспектор;

должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

В управлениях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации:

руководитель управления;

заместитель руководителя управления;

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

главный государственный налоговый инспектор;

старший государственный налоговый инспектор;

государственный налоговый инспектор;

должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

В инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня:

руководитель инспекции;

заместитель руководителя инспекции;

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

главный государственный налоговый инспектор;

старший государственный налоговый инспектор;

государственный налоговый инспектор;

должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

Указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

 

54. Правомочно ли изъятие с места проведения проверки документов и предметов, принадлежащих продавцу?

 

В соответствии со ст. 27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ допускаются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.

Цели применения подобных мер следующие:

пресечение правонарушения;

установление личности правонарушителя;

составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям - возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. Составление протокола о применении мер пресечения является обязательным.

Следовательно:

у проверяющего должностного лица должны быть веские основания для изъятия у продавца документов и вещей;

изъятие документов и имущества продавца должно обязательно производиться с составлением протокола об изъятии.

 

55. Что запрещено делать проверяющим органам при проведении проверки?

 

При проведении проверки должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

 

56. Как должны оформляться результаты проверки?

 

По результатам проверки должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте указываются:

дата, время и место составления акта;

наименование органа государственного контроля (надзора);

дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К основному акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

 

57. Какие меры могут быть приняты должностными лицами, осуществляющими проверку, по фактам нарушений, выявленных в ходе проведения проверки деятельности продавца?

 

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Если при проведении мероприятия по контролю установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.