КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Курс лекций
Конституционное право РОССИИ
Санкт-Петербург
Иванов П.В., Смольяков А.А., Патрикеев В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций / Санкт-Петербургский университет МВД России. 2007. 270 с.
Учебное пособие утверждено на заседании Ученого Совета Санкт-Петербургского университета МВД России «___» 2007 года, протокол №
Предназначено для курсантов, слушателей и студентов Санкт-Петербургского университета МВД России.
Рецензенты: Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор В.М. Боер
Доктор юридических наук, профессор, полковник милиции В.И. Кайнов (Санкт-Петербургский университет МВД России)
© Санкт-Петербургский университет, 2007 СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА.. 13 1. Конституционное право России − основополагающая отрасль права. Место конституционного права в национальной правовой системе. 13 2. Понятие конституционного права, предмет и методы воздействия на российскую политико-правовую действительность. 16 3. Конституционно-правовые нормы. Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционного права: понятие, виды, специфика. 18 4. Источники конституционного права России. 22 ТЕМА 2. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.. 26 1. Предмет и методы науки конституционного права. 26 2. Источники науки конституционного права и их эволюция. 27 3. Система науки конституционного права России. 31 ТЕМА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ.. 32 1. Понятие, сущность и функции конституции. 33 2. Предмет конституционного регулирования. 37 3. Структура конституций. 40 4. Основные черты и юридические свойства конституции. Классификация конституций. 44 ТЕМА 4. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 49 1. Предпосылки становления идей конституционализма в России. 49 2. История развития Конституции России. 54 3. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции. 62 ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ЕГО ПРИНЦИПЫ... 65 1. Понятие и содержание конституционного строя Российской Федерации и его основ. 65 2. Принципы конституционного строя и их содержание. 69 ТЕМА 6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 80 1. Понятие народовластия. 80 2. Механизм осуществления народовластия. 83 3. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации. 84 ТЕМА 7. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 95 1. Конституционные основы взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации. 95 2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности и его структура. 99 3. Конституционные принципы правового статуса личности. 101 ТЕМА 8. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 107 1. Классификация конституционных прав и свобод и их содержание. 107 2. Конституционные обязанности. 137 3. Основания ограничения основных прав и свобод. 143 4. Понятие гарантий прав человека и гражданина и их классификация. 152 5. Права человека и деятельность ОВД. 154 ТЕМА 9. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 160 1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации. 160 2. Понятие гражданства Российской Федерации. 165 3. Принципы гражданства. 168 4. Основания и порядок приобретения гражданства. 169 5. Прекращение гражданства Российской Федерации. 176 6. Государственные органы по делам гражданства. 178 ТЕМА 10. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 180 1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. 180 2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. 184 3. Институт политического убежища в Российской Федерации. 189 4. Обеспечение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан. 191 ТЕМА 11. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ.. 194 1. Понятие и формы государственного устройства. 194 2. Истоки федеративного выбора России. 198 3. Конституционные основы федеративного устройства России. 208 ТЕМА 12. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 217 1. Конституционные признаки России как суверенного государства. 218 2. Предметы ведения Российской Федерации. 219 3. Суверенитет и государственные символы Российской Федерации. 223 ТЕМА 13. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 231 1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации. 231 2. Содержание конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. 233 3. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. 240 4. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта. 242 ТЕМА 14. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 247 1. Понятие органа государственной власти, его признаки, типология и принципы. 247 2. Понятие системы государственных органов Российской Федерации. 257 3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом. 259 ТЕМА 15. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.. 262 1. Выборы: понятие и типология. 263 2. Понятие избирательной системы и ее элементы. 264 3. Избирательное право: понятие и условия реализации избирательных прав граждан. 265 4. Принципы избирательной системы: понятие и содержание. 267 5. Избирательный процесс: понятие и стадии. 274 6. Гарантии избирательных прав граждан. 300 ТЕМА 16. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 305 1. Президент Российской Федерации – глава государства. Функции Президента РФ. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти. 305 2. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации. 308 3. Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации. 314 4. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации. 319 5. Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий. 321 6. Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации. 324 ТЕМА 17. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 329 1. Федеральное Собрание – парламент России: понятие, структура, функции, место в системе органов государственной власти. 329 2. Порядок формирования палат Федерального Собрания. 333 3. Полномочия и внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 339 4. Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 343 5. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 349 ТЕМА 18. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 355 ТЕМА 19. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 368 1. Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти. 368 2. Состав, порядок формирования, срок полномочий и отставка Правительства Российской Федерации. 369 3. Полномочия Правительства Российской Федерации. 379 4. Порядок деятельности Правительства России. 383 5. Акты Правительства России. 389 ТЕМА 20. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.. 391 1. Система федеральных органов исполнительной власти. 391 2. Статус, полномочия и структура федеральных органов исполнительной власти. 395 ТЕМА 21. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 402 1. Понятие и структура судебной власти в Российской Федерации. 402 2. Конституционные принципы деятельности и гарантии правосудия в Российской Федерации. 406 3. Конституционно-правовой статус судей. 409 4. Конституционный Суд Российской Федерации. 413 4. Верховный Суд Российской Федерации. 425 5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. 429 6. Прокуратура Российской Федерации. 430 ТЕМА 22. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 440 ТЕМА 23. ОСНОВЫ СТАТУСА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 446 1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. 446 2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 450 ТЕМА 24. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.. 457 1. Понятие и признаки местного самоуправления. 457 2. Система местного самоуправления. 460 ТЕМА 25. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.. 463 1. Структура органов местного самоуправления и их полномочия. 463 2. Полномочия органов местного самоуправления. 466 3. Гарантии местного самоуправления. 477 4. Ответственность органов местного самоуправления. 482
1. Конституционное право России − основополагающая отрасль права. Место конституционного права в национальной правовой системе. 2. Понятие конституционного права, предмет и методы воздействия на российскую политико-правовую действительность. 3. Конституционно-правовые отношения и нормы. Субъекты конституционного права: понятие, виды, специфика. 4. Источники конституционного права России.
1. Конституционное право России − основополагающая отрасль права. Место конституционного права в национальной правовой системе.
Центральная, основополагающая и ведущая отрасль права. Право любой страны представляет собой сложную структурированную систему, в рамках которой каждая отдельная отрасль права занимает свое особое место и играет соответствующую роль. Это вполне относится и к конституционному праву. Своеобразие конституционного права состоит, прежде всего, в том, что оно занимает центральное место в правовой системе государства и играет основополагающую и ведущую роль по отношению ко всем иным отраслям права. Данное утверждение определяется соответствующим значением и характером тех общественных отношений, на регулирование которых направлено конституционное право как система особых норм права — конституционно-правовых норм. Прежде всего – это отношения, лежащие в самом фундаменте общественного строя, взаимоотношений личности, общества и государства, осуществления государственной власти. Конституционное право закрепляет сущность, формы и структуру государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственных органов и общий механизм их функционирования. Конституционно-правовые нормы являются исходными для всех других отраслей права, развивающих и конкретизирующих их на ином, своем уровне. Именно потому, что конституция и иные конституционно-правовые акты направлены на закрепление и регулирование не всех и не любых общественных отношений, а только тех, которые определяют главные, коренные, качественные устои государства и общества, конституционное право выступает как центральная, основополагающая и ведущая отрасль права каждой страны. Центральное место конституционного права в правовых системах государств не следует понимать в том смысле, что оно включает, объединяет все отрасли права. Оно устанавливает лишь их важнейшие принципы, с которыми и согласуются многочисленные нормы, составляющие ту или иную отрасль права. Конституция – это одновременно фундамент, остов всей правовой системы и ее каркас, на основе которых строится и развивается все многогранное и многоплановое здание данной системы. Такая роль конституции обусловливает системообразующий характер конституционного права в каждой национальной системе права. Именно в конституциях закрепляются демократические и гуманистические основы всей общественной и государственной жизни страны, которые затем по-своему реализуются в других отраслях права. Любая отрасль права берет свои истоки в конституционном праве, наполняет их конкретным содержанием. Она не может противоречить ему и способна успешно развиваться и обогащаться, опираясь только на конституционное законодательство. Определяя общую структуру, принципы организации, основы компетенции и механизм функционирования органов управления, конституционное право устанавливает принципиальные начала административного права. Закрепляя различные формы собственности и другие основы экономических отношений, оно закладывает фундаментальные основы гражданского и коммерческого права, а определяя правовой статус личности и основы ее взаимоотношений с государством - исходные основы уголовного и иных отраслей права. То же можно сказать о трудовом, финансовом и других отраслях права. Важно при этом подчеркнуть два обстоятельства: во-первых, речь идет не о поглощении конституционным правом других отраслей права, а о том, что оно служит своего рода ядром всей правовой системы страны, в котором сосредоточены наиболее весомые элементы других отраслей права, составляющие их исходные начала; во-вторых, хотя конституция, бесспорно, составляет основу конституционного права, тем не менее последнее не сводится только к ней. Решая так или иначе важнейшие правовые вопросы положения людей, их групп и организаций, общества, государства и их взаимоотношения, демократическое конституционное право определяет и закрепляет: а) основы народовластия (народного суверенитета) и формы его реализации; б) государственный суверенитет; в) основы правового статуса личности, ее основные права, свободы и обязанности; г) принципиальную, качественную характеристику государства и его роли; д) основы политической, экономической, социальной и духовной систем; е) форму правления, политический режим и форму политико-территориальной организации государства; ж) систему, организацию, компетенцию и принципы деятельности органов государственной власти; з) основы местного самоуправления и управления; и) иерархию нормативных правовых актов и др. Социальная природа и сущность конституционного права. Определение социальной природы и сущности конституционного права находится в прямой и непосредственной зависимости от понимания сути государства и права. Правильное же определение социальной природы и сущности конституционного права имеет исходное, методологическое значение для изучения всех других тем и проблем курса конституционного права. Как известно, долгое время господствовавшая у нас марксистско-ленинская теория государства и права безоговорочно стояла на позиции сугубо классового их понимания и толкования, видя в государстве, праве, конституции не что иное, как орудия диктатуры определенного класса, осуществляющего государственное руководство с помощью подавления более или менее широкой части общества. Однако в рамках современной цивилизации и в нашем обществе постепенно укреплялось мнение о том, что подлинно демократические государство и право не могут быть представителями и выразителями лишь чьих-либо классовых или иных групповых интересов и целей или интересов и целей их элиты. Народ страны решительно высказался против привилегированного положения и «ведущей роли» одного класса, против монополии одной единственной партии как «ядра власти», за политический и идеологический плюрализм, за обеспечение реальных возможностей равного участия различных и разнородных социально-политических сил в формировании государственных органов и влиянии на политику, за полное гражданское равноправие. В России все больше утверждается понимание того, что демократическое правовое государство и его право (в первую очередь конституционное) должны представлять, выражать и защищать интересы общества как целого, а их политика и практика призваны выступать как своего рода равнодействующая многообразных социально-политических сил и течений в обществе. Только на такой основе государство и право способны выступать как мощные средства не социального противоборства вплоть до гражданской войны, а подлинного социального согласия на основе утверждения демократического порядка. В современных демократических государствах сохраняются, функционируют и действуют многообразные социально-политические силы и структуры с различными и даже противоположными интересами, целями и идеалами. Они периодически сменяют друг друга у руля политической власти. Но в условиях этих государств такая смена политической власти и соответствующее более или менее существенное изменение государственно-правовой политики не затрагивает тех социально-политических основ государства, согласно которым: а) государство и право должны представлять общие интересы населения страны; б) именно народ служит единственным источником власти и носителем суверенитета; в) государство и право стоят на службе гражданского общества, а власть – на службе личности; г) человек – высшая ценность и государство, как и право, несет прямую ответственность за признание, соблюдение и защиту его прав и свобод; д) возникающие в обществе противоречия и конфликты государство и право призваны разрешать в интересах всего общества, укрепления в нем социального мира, единства и согласия и т.д. Совершенно очевидно, что все эти и многие другие демократические рамки существования, функционирования и развития общества и государства закрепляются, прежде всего, в конституционном праве.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |