КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок деятельности Правительства России. 1 страница
Полномочия Правительства Российской Федерации. Состав, порядок формирования, срок полномочий и отставка Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок формирования палат Федерального Собрания. Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации. Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.
Порядок избрания и вступления в должность Президента регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.[147] и другими нормативными актами. Конституция РФ (ст. 81) устанавливает, что Президент РФ избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Четырехлетний срок является достаточно распространенным в мировой практике (США, Румыния, Боливия, Эквадор), хотя в ряде стран глава государства избирается и на более длительные сроки (например, в ФРГ, Греции, Индонезии и др. – на 5 лет; в Австрии, Египте, Аргентине – на 6 лет; в Италии, Ирландии, Сирии – на 7 лет). Важным является и положение Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Ограничение максимального срока пребывания одного лица на посту Президента РФ трактуется как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, то есть личной диктатуры. Право избирать Президента предоставляется гражданам РФ, достигшим на день выборов 18 лет. Конституция РФ (ст. 32) установила лишь два ограничения: «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. При этом Президент РФ избирается путем прямых выборов, то есть получает свои полномочия непосредственно от народа. Предъявляемые к кандидату требования изложены в частях 2 и 3 ст. 81 Конституции РФ. Президентом может быть избран только гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Возрастной ценз (не моложе 35 лет) предъявляется к кандидату в Президенты не случайно, так как на это пост должен быть избран человек, имеющий достаточный жизненных опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем 35-летний возраст позволяет избирать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, человека достаточно молодого. Для сравнения, такой же возраст установлен для избрания Президента США. В ФРГ кандидат в президенты должен быть не моложе 40 лет, в Италии - 50 лет. Не менее важен и «ценз оседлости», то есть требование постоянного проживания кандидата в Президенты в Российской Федерации не менее 10 лет. Этот срок признается необходимым для того, чтобы кандидат в Президенты не только в полной мере обладал знанием и практическим опытом, но и понимал специфику условий жизни в нашей стране. Кроме этого, в упомянутом Федеральном законе «О выборах Президента РФ» указывается еще одно условие. Так, согласно ч.6 ст. 3 «гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока». Никаких других требований (например: специальное образование, опыт работы, верхний возрастной предел) к кандидату на пост Президента РФ не предъявляется, что можно расценивать как признак демократического подхода к выборам главы государства[148]. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» 2003 г. подробно регулирует порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, порядок голосования и т.д. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют: - Центральная избирательная комиссия РФ - избирательные комиссии субъектов РФ - территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии - участковые избирательные комиссии Согласно п. «д» ст. 102 Конституции РФ выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ, при этом решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором 4 года тому назад был избран Президент РФ. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ в установленный срок, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента РФ, выборы Президента РФ назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты: - политическими партиями, имеющими право в соответствии с ФЗ «О политических партиях», принимать участие в выборах; - в порядке самовыдвижения (гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей). Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Кандидат, политическая партия, выдвинувшие кандидатов, обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 2.000.000 подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Для политической партии, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента РФ, выборах депутатов Государственной Думы сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата не требуется. Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов и иных необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее 2 кандидатов, выборы Президента РФ по решению ЦИК РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Закон устанавливает, что все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Предыдущая история выборов Президента показывает, что в качестве кандидатов могут выступать и обычные граждане, и государственные служащие, и лица, занимающие должности, предоставляющие некоторые преимущества перед другими кандидатами. В целях реализации принципа равенства кандидатов ст. 41 ФЗ «О выборах Президента РФ» устанавливает ряд ограничений, связанных с должностным и служебным положением. В этой статье констатируется, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах Президента РФ освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Устанавливая строгий перечень ситуаций, понимаемых как использование преимуществ своего должностного или служебного положения, законодатель в тоже время делает оговорку, что эти соблюдение этих ограничений не должно препятствовать осуществлению Президентом Российской Федерации, баллотирующимся на второй срок, своих полномочий, а также осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями. Закон подробно регламентирует вопросы финансирования выборов, порядок проведения предвыборной агитации и использование в этих целях средств массовой информации, проведения голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов Президента РФ. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента Российской Федерации не состоявшимися в случаях: а) если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; в) если в избирательный бюллетень были включены 2 кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; г) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования. Выборы Президента Российской Федерации признаются недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей которых в совокупности включают в себя не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей; в) по решению суда. В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, ЦИК РФ назначает повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения ЦИК РФ. В случае, если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает повторные выборы Президента Российской Федерации. Голосование на повторных выборах Президента Российской Федерации проводится не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов либо не позднее чем через 4 месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, вступает в должность на 30 день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента Российской Федерации. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции Российской Федерации (ст. 82). Акт принесения присяги имеет важное юридическое и общественно-политическое значение, так как именно с момента ее принесения вновь избранный Президент приступает к исполнению своих обязанностей, а полномочия предыдущего Президента прекращаются. Принося присягу, Президент РФ клянется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и обеспечивать реализацию Конституции РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. Акт присяги происходит в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Президент РФ как глава государства обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни (ст. ст. 83 - 90 и др. Конституции РФ). Данные полномочия вытекают из статуса Президента как главы государства и обеспечивают возможность осуществлять закрепленные за ним функции. Некоторые из президентских полномочий являются прерогативами, другие – осуществляются совместно с иными органами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Все многообразие предоставленных Президенту РФ полномочий можно разбить на следующие основные группы: 1) полномочия в отношениях с Федеральным Собранием; 2) полномочия, связанные с деятельностью Правительства РФ; 3) полномочия в отношениях с судебной властью; 4) полномочия в сфере обороны и безопасности страны; 5) полномочия в области внешней политики; 6) полномочия, связанные с гражданством; 7) иные полномочия Президента РФ. Полномочия Президента РФ в отношениях с Федеральным Собранием. Данная группа полномочий Президента является необходимым элементом «сдержек и противовесов» в системе разделения властей. В то же время эти полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия и функционирования таких органов, как Президент РФ и Федеральное Собрание РФ. В соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Государственной Думы РФ. Данное полномочие обусловлено ролью Президента как главы государства, и позволяет обеспечить непрерывность функционирования государственной власти. Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Конституция наделяет Президента правом законодательной инициативы, то есть правом вносить законопроекты в Государственную Думу, что влечет их обязательное рассмотрение. На Президента РФ возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Вместе с тем, Президент в соответствии со ст. 107 Конституции РФ имеет право отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. Важным полномочием Президента является право обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Содержание посланий, как правило, оказывает большое влияние как на законодательный орган, так и на общественное мнение в стране, хотя с юридической точки зрения они не обладают обязательной силой. Полномочия Президента, связанные с деятельностью Правительства Российской Федерации Полномочия Президента в данной сфере основываются на безусловном приоритете президентской власти. Это позволяет сделать вывод о том, что Президент РФ оказывает непосредственное влияние на организацию и деятельность исполнительной власти. Так, Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, федеральных министерств; принимает решения об отставке Правительства Российской Федерации; определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Полномочия Президента РФ в отношениях с судебной властью. В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в непосредственную деятельность судебных органов. Вместе с тем он участвует в формировании практически всех судебных инстанций. Так, согласно п. «е» ст. 83 Конституции РФ Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме этого, Президент РФ назначает на должности судей других федеральных судов, что предусмотрено ч.2 ст.128 Конституции РФ. С данной группой полномочий тесно связано и право Президента РФ представлять Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ. Полномочия Президента РФ в сфере обороны и безопасности страны Данные полномочия согласуются с основными функциями Президента как главы государства. В соответствии с Конституцией РФ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Из этого вытекает право Президента назначать и смещать высшее командование Вооруженных Сил, издавать указы о призыве граждан на военную службу, утверждать планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов и т.д. Согласуется со статусом Президента как Верховного Главнокомандующего и право утверждать военную доктрину Российской Федерации. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов России. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепризнанных международных норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности РФ. Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны. Кроме этого, Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами РФ в случае войны или угрозы агрессии. Конституция Российской Федерации (ст. ст. 87, 88) наделяет Президента РФ также правом вводить в случаях, предусмотренных законом, военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Данный орган рассматривает вопросы внутренней и внешней политики государства, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения; прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. В состав Совета входят персонально министр обороны, министр внутренних дел, министр юстиции, председатели палат Федерального Собрания, а также другие лица, непосредственно обеспечивающие безопасность нашего государства. Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики государства Президент РФ как глава государства не только определяет основные направления внешней политики (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), но также осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п. «а» ст. 86). Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов РФ. Согласно Конституции РФ (п. «б» ст. 86) Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации. Кроме этого, Президент назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Как глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота - это документ, удостоверяющий назначение данного лица дипломатическим представителем. Прием верительной грамоты Президентом означает, что назначенный и прибывший в РФ посол иностранного государства считается официально приступившим к исполнению своих обязанностей в нашей стране. Прекращение выполнения функций дипломатического представителя иностранного государства оформляется вручением Президенту отзывной грамоты. Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с гражданством. Президент уполномочен решать вопросы гражданства РФ. Так, согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из российского гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; предоставляет почетное гражданство и др. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им комиссия по вопросам гражданства. В компетенцию Президента РФ входит также решение вопросов предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. Иные полномочия Президента РФ Президент России уполномочен осуществлять высшую форму государственного поощрения - награждать государственными наградами Российской Федерации. Он также присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания. Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ Президент обладает правом помилования. Помилование - это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц. К этой условной группе так же относятся такие отдельные полномочия, как право назначать референдум (п. «в» ст. 84), формировать администрацию Президента РФ (п. «и» ст. 83), использовать согласительные процедуры (ст. 85) и др. Акты Президента Российской Федерации Реализация предоставленных Президенту полномочий осуществляется посредством принятия соответствующих правовых актов. Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Следует различать указы нормативного и ненормативного характера. Указ нормативного характера - это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, действующий в долговременном плане. Указами ненормативного характера являются акты Президента РФ, которые касаются конкретных отношений, либо определенных лиц (например, акты Президента о назначении на должность или освобождении от занимаемой должности). Распоряжения - это всегда акт индивидуального организационного характера. Указы и распоряжения, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Вместе с тем необходимо отметить, что нормативные указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие акты не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п.2. Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации»[149]. Гарантом обеспечения конституционности нормативных актов Президента РФ является Конституционный Суд РФ. Так, согласно ч.6 ст. 125 Конституции, акты или отдельные их положения, включая акты Президента, в случае признания их неконституционными утрачивают свою силу. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.[150] Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда самим актом установлен другой срок введения его в действие. Неприкосновенность Президента Российской Федерации Важной характеристикой статуса Президента является неприкосновенность, которая выступает как правовая гарантия его деятельности на посту главы государства. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности, установленных Конституцией для граждан, носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану главы государства в силу осуществляемых им полномочий. Президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Неприкосновенность Президента не ограничивается личной неприкосновенностью. Она распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, вещи. Неприкосновенность Президента РФ не означает, однако, отсутствия его политической и юридической ответственности. Он может быть отрешен от должности согласно ст. 93 Конституции РФ и привлечен к ответственности в установленном законом порядке.
Согласно Конституции РФ существуют следующие основания прекращения полномочий Президента Российской Федерации: 1) истечение сроков его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ч. 1 ст. 92 Конституции РФ); 2) отставка, то есть добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий в силу каких-либо обстоятельств. Данное основание предполагает наличие соответствующего акта Президента. Так, 31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ о прекращении исполнения полномочий, и с этого времени полномочия перешли к Председателю Правительства РФ; 3) стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Соответствующей процедуры, регулирующей данное основание досрочного прекращения полномочий президента, в Конституции РФ не содержится. В связи с этим Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 июля 2000г. «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия»[151], указал, что такая процедура должна устанавливаться соответствующим федеральным законом. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Конституционный Суд подчеркнул, что порядок досрочного прекращения полномочий по состоянию здоровья должен исключать возможность необоснованного отстранения Президента от должности; 4) отрешение от должности. Ввиду важности данной процедуры Конституция РФ особо регулирует порядок ее реализации. Так, предусматривается возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является своеобразной гарантией против злоупотреблений властью и нарушений главой государства конституционных норм.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |