КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Умови успішного самовиховання
11-2235 161 10-2235 101. См.: Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности. — С.44.** См.: П а р ы г и н Б. Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. — М.: Политиздат, 1978; С чего начинается личность. — М.: Политиздат, 1979 и др. B. Л.Василенко (керівник авт.колективу). — К.: Политиздат Украины, 1986. — *** Там же, с. 39. * См., например: Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1980. — С.170; Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. — М.: МГУ, 1973. - Вып.2. - С.116-118. Милославова И. А. Указ. соч. — С. 118. См„ например: Ю г а й Г. А. Общая теория жизни. — М.: Мысль. 1985. — С.7, 241. Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969. — С.408. *** Там же. — с.467.
ОГЛАВЛЕНИЕ Лекция 1. Место и роль социологии образования в системе социологических знаний.............................................. 3 Лекция 2. Социологические методы изучения сферы образования......................................................................... 24 Лекция 3. Социальные отношения в сфере образования...................................................................................... 48 Лекция 4. Образование как социальный институт........................................ 74 Лекция 5. Подсистемы социального института образования...................................................................................... 96 Лекция 6. Учебное заведение как первичный элемент социальной организации образования.................................. 119 Лекция 7. Социализация как интегрирующий социальный процесс образования и воспитания.................................................................................. 141 Лекция 8. Место образования в механизме социализации человека.............................................................. 169 Лекция 9. Управление системой образования: социологический аспект............................................................. 198
[1] См.: Казмиренко В. П. Социальная психология организаций. — К.: МЗУУП, 1993. - С.3-4. [2] См., например: Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — С. 136. [3] См., например: Л е д н ё в В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — 2-е изд. перераб. — М.: Высш.шк., 1991. — С.28. [4] См.: История социологии в Западной Европе и США. — М.: Наука, 1993. — С.21. [5] См.: Добронравов И., Мирский Э. Социология образования // Философская энциклопедия. — Т.5. — М.: Сов.энциклопедия, 1970. — С.90. [6] Les réglés de la méthode sociologique, p. 14. Цитируется по: A p о н P. "Этапы развития социологической мысли". — M., Прогресс, 1993,— С.362. [7] Там же, с.367. См.: В е б е р М. Наука как призвание и профессия — В кн.: Избранные произведения / Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1990. — С.728-730. См.: Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. — М.: Политиздат, 1988. — С.359. [9] См.: Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. - С.45. [10] См.: Филиппов Ф. Р. Социология образования // Социология: Словарь-справочник. — Т.2: Отдельные отрасли социологического знания / Отв. ред. Г.В.Осипов. — М.: Наука, 1990. - С.185. [11] Писаренко И. Я. Социология образования // Социологический словарь. Сост. А.Н.Елсуков, И.Я.Писаренко. — Мн.: Университетская. 1991. — С.419-421. 2-2235 [12] См.: Соціологія: Конспект лекцій для студентів гуманітарних вузів / В.І.Аста- хова, Г.В.Васильєв, В.Д.Водник та ін. - К.: НМКВО, 1992. - С.133. [13] См.: Войтович С. А. Социология образования // Социологический справочник / Под. общей ред. В.И.Воловича. — К.: Политиздат Украины, 1990.- С.285-286. Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. — М.: Педагогика, 1990. — С. 144. [15] См.: Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу / Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э.Шереги. — М.: Политиздат, 1985. - С.104-105. См.: Гурова Р. Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания. — М., 1989. — С.45-46. См.: Тополь Э. Репортаж из переулка // Лит. газ. — 1964. — 1 августа. См.: Струмин А. Гонка за лидером // Коме, правда. — 1987. — 27 сен тября. [19] о Здесь наши наблюдения совпадают с выводами В.Я.Нечаева (См.: Нечаев В. Я. Социология образования. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.22). [20] См.: Практикум по социологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С.103. [21] См.: Коломинский Я. Л. Некоторые экспериментальные данные для критики социометрии: Проблемы общественной психологии. — М., 1965*. — С.442. [22] См.: Гурова Р. Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания. — С.5. [23] Краткий словарь по социологии. — М.: Политиздат, 1989. — С.222. 50 [24]Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Философская и социологическая мысль. — 1992. — N 5. — С. 118. [25] Бухарин Н. И. Философские арабески // Вопросы философии. — 1993. — N 6. — С.19. 'Макаренко А. С. Некоторые соображения о школе и наших детях // Соч. - Т.7. - М.: АПН РСФСР, 1958. - С.387. [27] Там же, с. 388. [28]Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - С.397. Исследователи проблемы сходятся на том, что генетическую основу социальных институтов можно представить двумя группами факторов — объективными и субъективными. Объективные факторы: • интеграционные процессы, происходящие в материальном и духовном производстве, складывании социальной структуры общества. А.Радклифф-Браун (английский этнограф, стоявший у истоков концепции "социальной антропологии") считал, что одним из необходимых условий выживания общества является наличие минимальной интеграции его частей, структурные признаки должны поддерживать необходимую солидарность (интеграцию); • разделение общественного труда по сферам производства и характеру; [29] кооперация как сознательное объединение усилий части общества для выполнения задач, затрагивающих интересы всего общества. Спенсер рассматривал два вида кооперации. Первый вид ученый называл бессознательным, поскольку он обеспечивает первичные, сугубо личные нужды людей путем обмена продуктами, охоты на диких зверей и т.п. Ко второму виду относил кооперацию, придуманную сознательно, предполагающую ясное понимание общественных целей. Именно этот вид и включается в генетическое основание социальных институтов. Субъективные факторы: инстинкты — доисторические регуляторы человеческой деятельности, подталкивающие к институализации общества. Американский социолог Т. Веблен к числу таковых Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — С.116-117. [31] • Кондорсе Ж.-А. Доклад об общей организации народного образования. В кн.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение. — 1971. - С.289. [32] Социология для студента: Учебное пособие. — Свердловск.: ИПИ, 1991. — С.121. 7-2235 97 [33]Кириллова М. А. Критическое направление педагогической социологии Италии. В кн.: Социально-педагогич. исследования в капитал, странах: Сб. научн.трудов. - М.: АПН СССР, 1978. - С.121. Конвенция о правах ребенка, ст.29. // Нова освіта України. — К. — 1993. — N 3. Нечаев В. Я. Социология образования. — М.: МГУ, 1992. — С.94. 7* 99 [35]Чуковский К. От двух до пяти. — Мн.: Нар.асвета, 1983. — С.9. 102 [36] См.: Концепция общего среднего образования // Учительская газета. — 1988. — 23 августа. [37] См.: Маленко П. Випускник: сподівання, вдачі, прорахунки // Філософська і соціологічна думка. — 1993. — N 9-10. — С.87. [38] См.: Мартинюк 1. О. Проблеми життєвого самовизначення молоді: канд. дисерт. — К., 1993. [39] См.: Трудящаяся молодежь: ориентации и жизненные пути. Опыт сравнительного социологического исследования. — Будапешт: Орбис, 1980). [40] Т а р д Г. Социальные этюды. — СПб., 1902. 142 * См.: Шестопал Е. Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. — М.: Мысль, 1988. - С.9. [41] G i d d i n g s F. G. The Theory of Socialization. — 1897 — N 8. — P.22. См.: А'в ерьянов Л. Я. Социология: что она знает и может. — М.: Со циолог, 1993. — С.44. [44] D. Krech P-S. Crutchfild E. I. Ballochey. Individual in society. N-J. — S.Francisko-Toronto-London-Tokyo. — 1962. — P.338. Parsons T, The Social System Glencoe III. — 1957. [45] Подобное понимание социализации разделяют многие отечественные и зарубежные социологи, в частности Н.Дж.Смелзер, И.С.Кон, В.Б.Ольшанский и др. Каптеров П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Педагогика. — 1992. — N 3-4. — С.73. Каптеров П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Педагогика. — 1992. — N 3-4. — С.73. Иорданский Н. Н. Основы и практика социального воспитания. — М.: Просвещение, 1925. — С.Х1. [46]Шубинский В. С. Человек как цель воспитания // Педагогика. — 1992. - N 3-4. - С.37. Бердяев H.H. Судьба человека в современном мире // Новый мир. — 1990. — N 1. — С.210. Бердяев Н. Н. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 148. [49] л См., например: Основные принципы социализации в марксистском подходе — В кн.: Философская энциклопедия. — М., 1970. — Т.5. — С.67. См.: Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация // Сов.педагогика. - 1991. - N 2. - С.40. [50] См.: Парыгин В. Д. Социальная психология как наука. — Л.: Лениздат, 1967. — С.124, 125. См.: Кон И. С. Социология личное™. — М.: Политиздат, 1967. — С.22, [51] См.: Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. — Вып.З. — М., 1970. — С.43. [52] К о н И., Ольшанский В. Социализация. — В кн.: Философский словарь. — М.: Политиздат, 1970. — Т.5. — С.66-67. См.: Андреенкова Н. В, Проблема социализации личности. — С.44. [53] См.: Кон И. С. Открытие "Я". — М.: Политиздат, 1978. [54] См., например: Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1989; Ясная Л. В. Социализация. В кн.: Социология: Словарь-справочник. — Т.З. Междисциплинарные исследования. — М.: Наука, 1991. - С. 190. См., например: Москаленко В. В. Социализация личности (Философский аспект). — К.: Вища шк., 1986. — С.15. См.: Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. — С. 170; Кон И. С. Социализация. В кн. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С.629. Г, См.: Ручка А. О. Соціалізація // Соціальне управління: Довідник / [57] См.: Марков В. С. Проблемы социализации молодого поколения. В кн.: Молодежь: проблемы формирования и воспитания. — М.: Молодая гвардия, 1978. C. 363. См.: Ясная Л. В. Социализация. В кн.: Социология: Словарь-спра- вочник. - Т.З. - С. 190. См.: Москаленко В. В. Социализация личности. — С.14, 63-68; Кузьмин С. В., Леверовская Я. В. Социализация. Социологический словарь / Отв.ред. Г.П.Давидюк — Минск: БГУ, 1991. — С.217. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. — М.: Знание, 1987. - С.22-23. См., например: Краткий словарь по социологии / Под общ.ред. Д.М.Гвишиа- ни, Н.И.Лапина. — М.: Политиздат, 1989. — С.319. [60] См.: Москаленко В. В. Социализация личности. — С. 14. [61] См.: Кон И. С. Психология ранней юности. — С.31. См.: Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я"; Ф р е й д 3. Тотем и табу. — В кн.: "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн.1. — Тбилиси: Мерани. 1991. [62] См.: Зикмунд А. А. Основы советской системы физультуры. — М.: Просвещение, 1926. — С.9. Гам же, с. 10. Skinner В. F. Beyond Freedom and Dignity. — N.-J., 1971. См.: Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, A.B.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. — С.350. [66] Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1993. — С. 14. См.: Мордвинцева Л. П. Японская школа: модели социализации // Общественные науки за рубежом. — Сер.З. — 1991. — N 3. — С.142-148. [67]Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности. — 158 [68] К о н И. С. Открытие "Я". — С.337. [69] Марков В. С. Проблемы социализации молодого поколения. — С.40. 'Марков В. С. Проблемы социализации молодого поколения. — С.41. [71] Там же, с.42. См.: Brim О. G. Sozialization through the life circle / Brim O.G. Ir Wheeler S. socialization after childhead: Two essays. N.J.: John Wiley, 1966 ем.: Смелзер Н. Д ж. Социология // Социологические исследования. — 1991. - N 5. - С.114-115. Е г 1 k s о n Е. Life cycle completed. N.-Y. — London. — WN Norton and Co. - 1982. [72] Р ы б а л к о В. Ф. Становление личности — В кн.: Социальная психология личности. — Л., 1974. — С.23. [73] См.: Б у е в а Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1977. - С.232. [74] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. - С.232. Образование вместе с воспитанием являются ведущими элементами механизма адаптивно-развивающей социализации индивида. В силу этого место образования определяется на общей основе теоретической концепции адаптации человека. [76] См.: Милославова Н. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. — Л.: ЛГУ, 1973. — С.119. [77] См.: Федосеев П. Н. Заключительное слово на III Всесоюзном совещании по философским вопросам современного естествознания. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР. - М.: Наука, 1983. - С.423-424. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М„ 1947. — С.412. [79] См.: Сидоренко Г. Экология и гигиена // Наука и жизнь. — 1988. — N2. - С.20. [80] гт Шпак Л. Л. Становление рабочего: адаптация и воспитание рабочих кадров. — М.: Профиздат, 1987. — С.14-15. [81] См.: Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов.энциклопедия. 1983. - С.12. [82] См.: Калайков И. Цивилизация и адаптация. — М.: Прогресс, 1984. — С.57. См., например: Fichter. Joseph Grundbegriffe der Soziologie. R.Auflage, Sien, Springer Verlag. — 1969. — S.23. Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование. — М.: Политиздат, 1972. — С.37. [85] Л е в и В. Л. Искусство быть собой. — М.: Знания, 1991. — С.35. 200 [86] К у н Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977. — С. 11. [87] См.: Комаров М. С. Парадигма в социологии. В кн.: Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — С.254. [88] Цит. по кн.: Гвишиани Д. М. Организация и управление. — М.: Наука, 1972. - С.385. [89] ^ Там же. 204 См.: Гвишиани Д. М. Организация и управление. — С.393. 455-456. [90] См.: Американские буржуазные теории управления. — М.: Мысль, 1978. — С.126. [91]Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - С.489. [92] Коменский Я. А. Избранные педагогич. соч. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. - С.369. [93] Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. — М.: Политиздат. 1973. - С.191. [94]Нечаев В. Я. Социология образования. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.180. Иванов В. Н. Введение в теорию управления. — М.: ВПА, 1974. — С.18-20. ■ [96] Цит. по кн.: Образование в современном мире: состояние и тенденции разви тия. — М.: Педагогика. — 1986. — С.211. Там же, с.212. Цит. по кн.: Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. — М.: Педагогика. — 1986. — С.211. [99] Л е д н е в B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М.: Высшая шк.. 1991. — С.25. 'Честных Ю. Н. Открыть человека. — М.: Просвещение, 1991. — С.З. [100] Пит. по кн. Корнеги Дейл. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. — К.: Наукова думка, 1989. — С.142. 1. Знання самого себе (допомога дорослого). 2. Уявлення про прийоми і засоби СВ. 3. Вольові зусилля. 4. Рівень розвитку колективу. Для СВ потрібен стимул – почуття власної гідності (Сухомлинський)
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |