КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
НЛП в действии 2 страница
Глава вторая Изменения в области обучения В этой главе мы рассмотрим более детально все последствия изменений на предприятиях, которые происходят в области подготовки персонала. Как уже было сказано в предыдущей главе, необходимо помнить, что у нас тоже есть четкое представление о том, что такое хороший тренер, и что он должен делать. Это представление основано на таких формах помощи, которые подходят для изменяющейся системы. Если мы начинаем с того, что подвергаем сомнению то, что мы делали до сих пор, работая с другими организациями, то тогда мы сможем эффективно помочь нашим клиентам произвести те изменения, соответствующие новым методам работы. В прошлом тренер — специалист, обладающий знаниями в определенной области и обучающий других именно в этой области. Если вы были экспертом по техническим вопросам или более «тонким» проблемам, таким как вопросы управления, предполагалось, что вы знаете все ответы и можете достаточно точно передать информацию тем, кого вы консультируете. Требование быть экспертом в определенной области все еще актуально для многих тренеров. Совсем недавно один из моих коллег спросил, как я справилась с введением новой программы на производстве в первый раз: «Ты не боялась, что тебе могли бы задать неожиданный вопрос, на который ты не смогла бы ответить?» От вас требовалось не только владение хорошими знаниями, но и способность выработать и ввести программу, которая эффективно передавала бы информацию. Подготовка тренеров сосредоточена на этих двух аспектах: привить людям умение подготовить материалы Контекст для тренингов и развить способность создавать целый ряд обучающих средств. Хотя эта форма подготовки тренера и была полезной, она привела в ряде случаев к тому, что подходы к обучению людей долгое время не совершенствовались, застыли на одном уровне. Есть тренеры, которые говорят: «Я знаю, что это важно для вас, но я не буду этим заниматься до завтрашнего вечера». Это происходит потому, что они придерживаются жесткой программы, которую тщательно разработали. Но все же я чувствую вину, если кто-нибудь говорит «Вы хотите сказать, что совсем не используете проекционных аппаратов в вашей программе обучения?» Это происходит, несмотря на тот факт, что я не считаю эти аппараты эффективным средством передачи необходимой информации. По мере того как обучение становится более профессиональным, развивается и система сертификации тренеров. Таким образом, тренеры подготавливаются теперь в двух аспектах: по предметной системе и по методам обучения. Хотя произошли значительные изменения в способе подготовки тренеров, все же до сих пор существует тенденция уделять больше внимания процессу обучения, а не на методам, которые помогут будущим тренерам. Те, кто в настоящее время готовит тренеров, — в основном люди, которых также готовили в свое время, но изменения в способах обучения тогда не были такими явными. Многие практикующие тренеры получили свое образование в то время, когда надо было доказывать свой профессионализм, а не способность обучать. С введением новых методов работы на предприятиях роль и функция тренера значительно изменились, и нам также необходимы новые принципы, благодаря которым наша работа станет эффективнее в рамках этих изменений. Конечно, нас подтолкнули в какой-то степени к изменению методов работы, но теперь мы сами должны пересмотреть устоявшиеся взгляды на то, что значит быть тренером. Задача найти новый подход к определе- Изменения в области обучения 25 нию нашей роли и функции, чтобы удовлетворять потребностям предприятий, может быть решена на основе наших знаний и здравого смысла. Изменение методов работы ставит перед нами несколько важных вопросов, касающихся подготовки тренеров, и мы должны осознать эти проблемы и применить наши таланты и навыки. Благодаря этому, мы всегда будем уверенны, что по-прежнему можем предложить ценные услуги нашим клиентам. Кто такой тренер? Первая отличительная черта, которая меняет подход ко многим традиционным ценностям, связанным с проблемами тренинга, заключается в том, что все чаще менеджеру приходится отвечать за подготовку и дальнейшее обучение собственного штата работников. Вместо того чтобы как обычно недооценивать квалифицированную помощь, следовало бы признать, что профессиональные тренеры способны распознать причины необходимых изменений и показать, в чем заключается их собственная роль и функция. Отсюда осознание непреложной истины: работники больше получают от опытного руководителя, чем от программы обучения, какой бы хорошей она ни была. Это происходит потому, что менеджер может проводить обучение в соответствующей рабочей обстановке, на рабочем месте, может продемонстрировать использование навыков хорошей работы и таким образом усилить эффект обучения. Поэтому тренеры должны помнить, что для того чтобы быть эффективными и ценными работниками в мире изменений, одних знаний и эрудиции мало. Тренеры должны: • быть полностью информированными об условиях, в которых будут проходить консультации, чтобы они могли использовать примеры и принципы обучения, соответствующие данной обстановке, а не взятые произвольно; • обеспечить такие условия, в которых они могли бы продемонстрировать то, чему они обучают, как на личном примере, так и ссылаясь на известные обучающимся примеры; • всесторонне применять знания на практике. Каким образом они могут обеспечить последующую поддержку и развитие новых практических навыков? Изменение в методах работы также предполагает, что тренеры должны показать, каким образом они сами могут давать квалифицированные советы, а также о том, как тренер может научить работников подготавливать других работников. Специальные тренинги в настоящее время используются в основном, чтобы распространять знания о новых методах работы через менеджеров, отвечающих за тот или иной участок.. Естественно, что не все менеджеры могут эффективно распространять полученные знания среди своих работников, поэтому тренер должен понять, что им потребуется помощь, чтобы должным образом передать полученные знания. Тренинги должны включать в себя не только обучение новым методам, но и поиск способов передачи этих знаний передать. Таким образом, тренинги следует проводить как в отношении самого предмета обучения, так и в отношении того, как следует обучать других. Чтобы быть эффективным и ценным работником в изменяющемся мире, мы должны быть готовы помочь другим научиться обучать и дать импульс обучению на рабочих местах, а также показать, в чем ценность подобных тренингов, и обеспечить такие условия, при которых предлагаемый нами процесс обучения повышал бы эффективность усвоения новых методов работы. Цели тренингов Изменения в функциях тренера естественным образом влекут за собой изменения в самих тренингах. Некото- Изменения в области обучения 27 рое время тому назад тренинги рассматривались как просто «полезное дело», так же как и образование. Цель, если она вообще объявлялась, формулировалась в общих чертах, как например, «обучить основам компьютерной грамотности». Тренинги в глазах общественности стали необыкновенно полезны, и это оказало «медвежью услугу» и самим тренерам, и процессу проведения тренингов. Оно спровоцировало появление огромного количества обучающих курсов, которые не имели никакого отношения к целям того или иного бизнеса или планам индивидуального развития, таким образом возникла очередная возможность для быстрого обогащения, притом что многие курсы предлагали неквалифицированное обучение. К тем тренерам, которые предлагали высоко квалифицированную помощь, относились столь же недоброжелательно, как и к тем, кто хотел получить лишь личную выгоду. В целом тренинги стали рассматриваться в лучшем случае как приятное время препровождение, а в худшем — как напрасная трата времени. При более четкой формулировке цели обучения акценты были перенесены прежде всего на знание предмета обучения. Эта цель тренинга все еще является главной на многих предприятиях и поддерживает миф о том, что обучение предназначено того, чтобы поговорить о чем-то умном, а не использовать знания для практических целей. Планы тренингов существовали в большинстве организаций и раньше, но были основаны, главным образом, на привычных методах работы, а не на оценке того, что необходимо сделать. Они представляли собой определенный набор обучающих программ, которые необходимо применять на определенных стадиях продвижения работников по службе и которые рассматривались как самодостаточные без учета того, какие знания хотел бы получить работник или насколько данный вид тренингов подходит для данного работника. Во многих организациях и сегодня придерживаются такого подхода к тренингам. Это проявляется либо в Контекст способах составления планов тренингов, либо в отсутствии четких целей тренингов, либо в отношении людей к тренингам. Тем не менее, все больше организаций сомневаются, даст ли такой подход к тренингам ценные результаты, которые помогут более эффективно организовать работу. Экономический спад 1980-х годов показал необходимость переоценки организационных структур с целью получения большей эффективности в сегодняшнем изменяющемся мире. В то же время тренинги стали менее популярны и рассматривались скорее как роскошь, чем необходимость. Это произошло потому, что их рассматривали с прежних позиций. В 1990-х годах тренингам снова стали придавать большое значение, но уже исходя из других принципов. Было признано, что тренинги, как и любая другая часть производства, должны давать отдачу на рабочем месте. Поэтому необходимо по-новому подойти к целям тренингов. Простое приобретение знаний уже не оправдывает затраты на обучение. Людям необходимо дать возможность применять полученные знания так, чтобы добиться перемен на своем рабочем месте, и выбирать тот вид обучения, который им необходим. Таким образом, важной частью навыков тренера является его способность определить, каких результатов организации и их отдельные работники ожидают от процесса обучения, то есть какие изменения они хотели бы видеть после обучения. Это означает переход от теоретически поставленной цели — знание и понимание — к практическим целям — способности делать что-то более эффективно. Мы, возможно, уже предпринимали попытки разработать такой тренинг, который принесет практические результаты, но нам необходимо теперь, чтобы эта часть была эксплицитно содержалась в контрактах, заключаемых с целью обучения. Более того, хотя спрос на виды обучения, позволяющие добиться необходимых изменений, становится все более явным, еще достаточно часто встречаются такие случаи, когда клиенты форму- Изменения в области обучения лируют свои требования к обучению весьма нечетко. Это требует от нас умения правильно оценить информацию, полученную от клиента, чтобы точно понять, какие результаты он хочет от нас получить. Вполне возможно, что клиенты оценят полезность нашего обучения по-другому, особенно если сами недостаточно четко осознают, нужно им обучение или нет. Например, одна фирма, которая обратилась к солидной организации тренеров с просьбой провести тренинг по эффективному использованию времени, казалось, была вполне довольна полученной программой, которая представляла собой ежедневное расписание работы. Однако, эта фирма отказалась в последствии от услуг данных тренеров, потому что, хотя все работники имели при себе расписание работы, посещаемость тренингов от этого не улучшилась! И фирма, и организация тренеров, были недовольны друг другом, и все потому, что ни одна из сторон не сумела четко определить свои цели. Так, фирма знала, что хочет добиться больше пунктуальности в посещении собраний, она также хотела, чтобы ее работники научились лучше распределять свое рабочее время. Кто-то сказал, что этого можно добиться благодаря правильной организации рабочего времени. Было также известно, что организация тренеров проводит эффективные тренинги, посвященные правильному распределению рабочего времени. На основании этих фактов главный тренер этой фирмы предположил, что именно этот курс поможет решить все их проблемы. Организация по проведению тренингов сделала именно то, о чем ее попросили, то есть предоставила свой стандартный курс обучения, посвященный вопросу распределения времени, который базируется на правильном использовании расписания, которое они предоставили. И только после этого тренеры обнаружили, что фирме требовалось совсем не то. Они же считали, что фирма знает содержание их курса обучения и не проверили, даст ли он те результаты, которые требуются. Контекст Если тренер хочет играть важную роль в контексте перемен, происходящих на рабочем месте, он должен уметь понять, каких результатов от него ждут, и научить компанию правильно выражать свои требования. Предмет тренинга Традиционно считалось, что тренинг должен дать «правильный ответ» на любой вопрос, будь то техническая сфера или что-нибудь «более тонкое», вроде менеджмента. Важный момент — способность предложить самую свежую информацию, самое новое решение или изложить это все в доступном виде. В то же время организации начинают осознавать, что им нужны изобретательные, динамичные сотрудники, и что решение внутренних проблем должно рождаться внутри компании, быть нестандартными и работать в определенном контексте. Это значит, что тренинги все чаще должны удовлетворять двум основным требованиям: 1. помочь найти нестандартное решение, применяя общие идеи тренингов к конкретным нуждам компании; 2. быть процессом, а не результатом: показывать, как решать проблемы, разрабатывать стратегии, пользоваться информацией и развивать идеи. Это и благословение, и проклятье для тренера. Только что описанный случай с правильным распределением времени свидетельствует о необходимости применения нестандартных, не заготовленных заранее предложений. Становится также очевидным, что важно предлагать тренинги, предметом которых были бы базовые понятия и процессы. Таким образом, конечным результатом тренинга должна стать информация, которую люди смогут использовать в своих целях, а не готовый продукт. Это значит, что нам приходиться по-новому моделировать свои тренинги и по-другому оценивать то, что необходимо компании. Изменения в области обучения форма тренингов Возможно, самая большая перемена в сфере тренингов — переход от тренингов, целью которых было предоставление информации или конкретных навыков, к тренингам, дающим возможность обучения. Сущность динамичной, эффективной и творческой организации заключается в динамичных, активных и творческих людях. Поэтому нужно помочь людям понять, чего от них ждут на работе. Большинство привыкли к тому, что если они приобрели необходимые для работы навыки, им больше не нужно учиться. Даже если люди хотели продолжить обучение и расширить свои знания в области своей деятельности, организации, они часто, за редким исключением, были не готовы к этому, так как обучение не было главным. Тренинги проводились, если что-то было не в порядке или отсутствовало — модель недостаточности. Тренинг была направлен на то, чтобы привести нас к стандарту работы, которой мы занимались. Предлагались некоторые тренинги на основе модели повышения квалификации. Если вы уже хорошо справлялись с работой, вас могли «наградить», отправив на эксклюзивный тренинг, который проводился для избранных и ставил вас во главе всех остальных. Надо сказать, что часто это была не особый тренинг, а тренинг в особых условиях или с особыми привилегиями — скорее отпуск, чем серьезная возможность для личного развития. Быть «эффективным» в мире постоянного развития и изменений значит быть способным постоянно учиться и развиваться. Только совсем недавно заговорили о таких понятиях, как «организация обучения» или «обучение на протяжении всей жизни». Их нужно воплотить в жизнь, показав, что тренинги и развитие — это позитивное и непрерывное обучение. Это взгляд, совершенно отличный от традиционного, на тренинги, через которые прошло большинство из нас. Контекст Когда некоторые компании начали знакомиться с идей постоянного обучения на протяжении всей жизни и давать возможность своим сотрудникам развиваться, повышать квалификацию, получать знания, напрямую не связанные с эффективностью работы в данный момент, они столкнулись с недоверием со стороны сотрудников. Компаниям пришлось бороться с убеждением, установившимся за долгое время, что работа — это то, чем вы занимаетесь после обучения. Теперь любая успешно функционирующая организация захочет, чтобы все ее сотрудники постоянно совершенствовали свои знания по модели повышения квалификации. Так что тренинги должны начинаться с обучения людей видеть в самом тренинге важный компонент своей рабочей жизни и быть интересующимся учеником. Тренеры должны переоценить свою работу, которая была одноразовым актом обучения. Теперь нужно понять, что общий подход проведения тренингов должен облегчить процесс обучения. Необходимо признать, что люди учатся по-разному и что цель тренера — облегчить обучение для получения наилучших результатов. Значение тренинга Роль тренинга Обучение играет важную роль в изменяющейся системе организации, поэтому оно должно иметь стратегическое назначение. Тренинг, который предлагается организации, должен быть непосредственно связано с будущими потребностями компании, и предлагать долгосрочную перспективу работы, помогая найти ресурсы рабочей силы, которые понадобятся для дальнейшего развития бизнеса. Тренинги — это скорее профилактика, а не запоздалая реакция на уже произошедшие события. Например, если деятельность компании будет больше ориентирована на клиентов, то задачи обучения состоят в том, чтобы Изменения в области обучения объяснить, что потребуется от рабочего персонала и предложить программы развития до того, как новый подход общения с клиентами покажет, что необходимо для этого. Не нужно сидеть и ждать, пока наконец выяснится, что нужно людям, — такой подход не работает. Из этого следует, что тренерам нужно знать, что происходит на передовых бизнеса и передавать свои знания компаниям, с которыми они работают. Они также должны уметь воплотить свое видение в практические модели — ролевые модели — для рабочего персонала и для себя самих. Тренер — человек, который облегчит для Вас процесс обучения Тренер — это важнейшая ролевая модель для обучающегося. Он постоянно развивается и осознает, как лучше подать информацию, как лучше научить других. Это саморазвитие тренера имеет особое значение — оно позволяет учиться и развиваться другим, так возникают новые методы и подходы в обучающих планах и программах. Тренер — партнер по развитию Тренер тесно работает с клиентами, и с теми, кто гарантирует, что тренинги обеспечат требуемые результаты. Он занимается профилактикой, следя за тем, чтобы организация разъяснила, какие результаты, необходимы в повседневной работе, и проводит тренинги таким образом, чтобы помочь участникам достичь нужных результатов. Когда обучение закончено, тренер наблюдает за его [результатами на рабочих местах, чтобы внести поправки 1и сделать тренинги как можно более эффективными. Организации меняются, тренинги также должны изменяться, чтобы быть одним из важных факторов этих Перемен. I Контекст Большинство организаций и учебных заведений, связанных с проведением тренингов, уже внесли некоторые изменения в свою работу в ответ на изменения в работе компаний. Однако им нужно изменить общую концепцию, а не какие-либо отдельные элементы, если они хотят, чтобы их работу ценили по-прежнему. Долгие годы тренинги связывали только с организацией, проектом и реализацией курсов, программ и различных событий. Эта схема привита и тренерам, и клиентам, и требует пересмотра. И пока мы не избавимся от старых убеждений в отношении тренингов, они будут править нами, а мы этого даже не заметим. Другое определение тренингов в свете необходимых изменений, должно быть следующим: «Цель тренинга — выяснить, какое нужно обучение в конкретной ситуации, и дать возможность получить необходимые знания». О важной роли тренингов в компании можно говорить, если на них возложена стратегическая и практическая задача предоставления необходимых знаний в условиях постоянного развития организации. Если нет, тогда это второстепенный ресурс, который привлекается только в том случае, когда невозможно получить помощь еще откуда-нибудь, и играет самую незначительную роль в развитии этой компании. Заключение - \ Мир компаний и мир тренингов невероятно быстро меняется. Все, кто читает эти строки, находятся на разных стадиях процесса изменений — это касается и личного уровня развития, и развития компании, в которой человек работает. Некоторые только начинают осознавать необходимости развития, а кто-то, прочтя все это, скажет: «Я уже знаю это все, я уже делаю то, что считается необходимым». Кем бы вы ни были, всегда полезно вспомнить, что сейчас время важных перемен, и поэтому необходимо Изменения в области обучения пересмотреть методы работы, подыскивая новые подходы, которые могут помочь вам стать превосходным тренером. На мой взгляд, нейролингвистическое программирование (НЛП) предлагает новый подход к тренингам в новом мире организаций, в котором мы живем. Глава третья Нейролингвистическое программирование Теперь, после того, как мы вкратце обсудили ситуацию, в которой работает тренер в конце двадцатого века, я перейду к описанию подхода, которым буду пользоваться в книге. Основы нейролингвистического программирования Развитие НЛП началось в 1970х годах, благодаря двум молодым людям, Джону Гриндеру и Ричарду Бандлеру в Университете Санта Круз, Калифорния. Они занимались различными дисциплинами: Джон Гриндер был лингвистом, а Ричард Бандлер был математиком и студентом-психологом. Когда они обсуждали пройденное, обнаружили область знаний, полностью которую еще никто не исследовал. Самой большой лакуной в исследовании, на их взгляд, оказалось изучение того, что люди делают правильно. На тот момент существовало тысячи исследований дисфункций людей и обществ с различных точек зрения и в области различных дисциплин. Казалось, что никому было не нужно выяснять, что побуждает людей поступать правильно. Они почувствовали, что эта информация могла бы быть гораздо полезнее, чем результаты обычных исследований. Два молодых человека решили выяснить, благодаря чему ученые в их области стали профессионалами. Они начали с бесед с тремя выдающимися психотерапевтами, пытаясь понять в чем заключается эта движущая сила. Они проводили много времени с этими людьми, расспрашивая, что ученые думают о том или ином предмете Нейролингвистическое программирование и как ведут себя в различных ситуациях. Основываясь на своих записях, Гриндер и Бандлер выделили определенные модели общения, которые, как им казалось, были важны. Эти модели общения — образ мыслей или поведения — часто выбирались бессознательно, автоматически. Гриндер и Бандлер попробовали примерить эти модели на себя, и благоприятные изменения не замедлили произойти. Они начали проводить занятия и беседы, предлагая другим людям попробовать применить эти модели к себе, таким образом начало развиваться НЛП. Они выяснили, что превосходству можно научиться, и для большинства из нас его приобретение не случайный инцидент. Начиная с этого времени, многие научились пользоваться этими моделями. В этой области были проведены и другие, более серьезные исследования, дающие возможность воспользоваться более сложными моделями общения для приобретения мастерства. Описание нейролингвистического программирования Гриндер и Бандлер назвали эти модели «нейролингви-стическим программированием», так как считали, что такое название определяет сущность открытого ими явления. Мы сообщаем о своих ощущениях себе и другим двумя следующими способами: 1. Через нашу нервную систему, то есть мы с помощью разума «переводим» ощущение в психику. Примером этого может быть то, как наше тело и выражение лица отражают такую эмоцию, как восхищение, даже если мы стараемся этого не показывать. 2. Через язык, то есть с помощью особых слов и формул, описывая что-либо. Например, разница между высказываниями «Я не хочу учиться водить машину» и «Я хочу научиться летать». Контекст Вдобавок, мы учимся реагировать определенным образом на конкретные ситуации и развивать автоматические модели или программы — и на уровне нервной системы, и на уровне языка. Например, в большинстве из нас заложена программа здороваться с хорошими знакомыми, которая включает в себя то, как мы произносим приветствие, как движемся и как физически реагируем на них, и даже выражение нашего лица. Такие программы составляют большинство наших ежедневных реакций на самого себя, на других и на наше окружение, они считаются нашей личностью, нашей жизнью, просто нашим «Я». Обычно мы не останавливаемся на том, чтобы обдумать эти реакции, пока они не доставляют нам значительных проблем. Однако НЛП призывает нас осознать свои модели поведения и общения. Изучая и разъясняя модели превосходства, исследователи НЛП предложили нам структуру переосмысления своих моделей общения с самим собой и другими людьми. Исследователи НЛП приводят доказательства того, что все модели, которыми мы бессознательно пользуемся, на самом деле были усвоены нами и развиты благодаря наблюдению за другими и личному опыту. Однако, по их мнению, при желании мы можем пересмотреть свои образцы поведения и сознательно их контролировать. НЛП показывает нам, как опознать свои автоматические реакции, чтобы узнать, как мы влияем на других, добиваясь определенных реакций и конкретного поведения. Мы можем выбрать, какие модели применять, чтобы активизировать собственное превосходство, а не надеяться, что оно появиться, когда будет в этом необходимость. Также мы можем заменить неподходящие модели, научиться превращать свое превосходство в автоматические программы и приобретать те модели, которые советуют исследователи НЛП. НЛП — это инструкция по применению великолепного компьютера, именуемого нашим разумом, которая дает нам возможность наиболее продуктивно им пользоваться. Дейролингвистическое программирование НЛП бросает вызов Такой подход является мощным вызовом традиционной точке зрения о том, как и кем становятся людям и какие они. Потенциал человека Нас заставили поверить, что способности человека ограничены. Будь то наследственные ограничения или вызванные окружением и воспитанием, ясно одно — нам нужно научиться жить с этими ограничениями. Подход НЛП предлагает любому человеку управлять своими реакциями при помощи определенных инструментов и подвергает сомнению утверждение, что нам нужно смириться со своей или чужой слабостью, надеяться на свою силу. НЛП предлагает научиться быть профессионалом или просто добиваться успехов во всем, за что бы мы ни выбрались. Смысл в том, что когда мы говорим «я не могу этого сделать» нужно проверить, имеем ли мы в виду «я не хочу» или «я пока не умею». И если мы хотим научиться, тогда все возможно. Это все звучит идеалистически, когда мы перестаем принимать во внимание свой жизненный опыт. Большинство из нас сможет найти пример способности при желании выйти за рамки кажущейся наследственной слабости. Многие неловкие люди с плохой координацией могут научиться хорошо водить машину — а это навык, требующий координации. Многие люди, не способные к математике, прекрасно считают очки в уме при игре в «дартс». Такие доказательства приводит НЛП, помогая нам приобрести навыки многочисленных сознательных изменений. Пои ски решения также бросает вызов мнению о том, что мы обращаем внимание не на проблему, а на ее решение. Мы все выучили, что проблемы нужно анализировать и обсуждать, что необходимо рассматривать их причины и симптомы. Только когда мы тщательно изучили все аспекты проблемы, мы можем начать искать возможные решения. Изучая превосходство, основатели НЛП обнаружили, что выдающиеся люди больше всего внимания обращают на необходимый результат — цель — а не на то, что не так. Проблема только выясняется, а не изучается, а затем определяется идеальное решение — как можно более детально. Исходя из этого, можно вырабатывать стратегии, которые могут помочь достигнуть идеального решения. Хотя эта идея противоречит общепринятой теории и практике, тем не менее в ней есть смысл. Чем больше энергии мы вкладываем в анализ проблемы, тем меньше сил остается для ее разрешения. Более того, мы усугубляем проблему, обращая на нее внимание, благодаря этому она кажется еще больше и сложнее. В итоге, концентрируясь на проблеме как на том, от чего нужно избавиться, мы часто не выясняем, что перед нами — не случайно существование афоризма «из огня, да в полымя». Опять-таки, смена перспективы — взгляд не на проблему, а на решение — резонирует с некоторым нашим опытом, потому что все мы какое-то время нахо-■ димся «в хорошей форме». Когда, например, день, в общем, складывается удачно, то одну неприятную встречу мы можем принять вполне положительно. Вместо того, чтобы биться в поисках ответа, что пошло не так, мы можем подумать, что мы бы хотели видеть в качестве результата, а затем предпринять немедленные шаги для исправления ситуации. Естественное обучение
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |