Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЛП в действии 7 страница




В этой главе мы обратим внимание на различные методики НЛП, повышающие мастерство тренера.

Таковы основные моменты, которые нам предстоит выяснить. Я утверждаю, что вы уже обладаете основными необходимыми знаниями. Эта книга — о том, как развить эти знания, чтобы помочь людям извлечь как можно больше из наших тренингов.

Глава седьмая

Подготовка к тренингу

Всем известно, что тщательная подготовка значительно повышает вероятность успеха. Мы все об этом слышали. НЛП вносит лишь немного уточняет это утверждение: важна не логическая и рациональная подготовка, к которой мы привыкли, а интуитивная.

Бывает, что люди долго и тщательно готовятся к какому-то событию, пытаясь достигнуть совершенства, предусмотреть все непредвиденные обстоятельства. А потом испытывают разочарование, понимая, что идеальный курс не захватывает и не вдохновляет его участников — не хватает чего-то важного.

Скорее всего, многие оказывались и в противоположной ситуации: действовали по наитию, потому что не было времени подготовиться как следует, но результат оказывался гораздо эффективнее, чем мы смели надеяться.

О разнице между этими подходами и пойдет речь в этой главе.

На подготовку необязательно тратить много времени, но тем не менее мы должны:

• Проверить, что нам нужно;

• Найти информацию, соответствующую контексту;

• Разработать начальный план;

• Удостовериться, что наш план удовлетворяет всем требованиям;

• Расширить содержание плана;

• Придумать, как помочь ученикам;

• Проверить свою подготовку с точки зрения ученика;

• Подготовиться к первому этапу проведения тренинга.

Проведение тренинга

В этой главе мы пройдемся по всем стадиям подготовки и продумаем методики НЛП, которые помогут сделать подготовку к тренингу как можно эффективнее.

Проверьте, что именно требуется от вас

Что же подразумевается под словом «эффективность» тренинга? Это необходимо определить, так как это важно и для тренера, и для стажера: стажер получает то, чего он ждет от тренинга, а тренер осознает требования, благодаря чему повышается вероятность проведения успешного тренинга.

Обычно требования к тренингу выражаются общей фразой: «Я хочу, чтобы они узнали о собственных полномочиях», «Нам нужен курс, посвященный руководству», «Посвятите семинар новой концепции компании», «Ему нужны навыки управления стрессовыми ситуациями». Расплывчаты требования даже к тренингу, посвященному техническим наукам: «Вы не научите их пользоваться новой компьютерной системой?». Многие тренеры на собственном опыте убедились, как опасно предполагать, что вы знаете, что подразумевается под такой общей просьбой.

НЛП нам напоминает, что каждый интерпретирует любое утверждение по-своему, и мы не можем гарантировать, что чьи-то слова несут в себе именно тот смысл, который мы поняли. У каждого из нас свой жизненный опыт, накладывающий отпечаток на нашу интерпретацию событий. Например, для одних сложная задача — это возможность расширить свои знания и получить удовольствие, для других — проблема, потому что человек заранее знает, что ему не справиться со сложной проблемой, для третьих — лишний дискомфорт — зона за пределами знакомой территории. Ваша реакция на возникновение сложной задачи зависит от того, как вы справлялись со сложными задачами раньше, от вашего личного восприятия трудностей и от того, какие примеры находятся у вас перед глазами.

Подготовка к тренингу

Часто задача усложняется еще и тем, что сам человек не знает, что подразумевает в своей просьбе. И только после тренинга, когда уже слишком поздно, он понимает, что получил не тот результат, который ожидал. Например, слово «полномочия» у всех на слуху благодаря журналам и книгам по менеджменту, которые на все лады их расхваливают. Итак, глава отдела просит провести для сотрудников тренинг, посвященный правильному распределению полномочий. Он на самом деле не знает, что значит «распределение полномочий», но готов положиться на мнение экспертов и уверен, что это улучшит работу персонала. Тренер уверен, что все подразумевают под одним словом одно и то же, и проводит курс, посвященный распределению полномочий, так, как он это понимает. Но когда сотрудники начинают предлагать идеи по усовершенствованию работы отдела, глава отдела в панике, потому что он не был к этому готов; и все, что он может сказать, так это то, что проведенный тренинг не соответствовал его требованиям. В итоге недоволен персонал, потому что не дают применить новые знания, полученные на тренинге; недоволен глава отдела и винит тренера в том, что ее требования не были удовлетворены, недоволен тренер, потому что он сделал все, что, по его мнению, от него требовалось.

Конечно, это пример крайности, но часто происходит недопонимание, и достигнутый результат не соответствует желаемому.

Помощь

Будут ли достигнуты желаемые результаты, целиком зависит от тренера. Это значит, что нам придется научить своих заказчиков ясно объяснять, чего от нас ждут. Мы можем помочь заказчику выразить свои требования. Нам нужно выяснить:

зачем им нужен тренинг;

что они подразумевают под своей просьбой;

какую форму, по их мнению, примет тренинг;

Проведение тренинга

• каких результатов они хотят достичь;

• какого эффекта они ждут;

• что будет свидетельствовать об успехе проведенного тренинга.

Часто, получив ответы на эти вопросы, и сразу становится ясно, как строить тренинг. Иногда приходится постараться, чтобы получить эту информацию. На этой стадии главное — точно понять, чего от нас ждут. В такой ситуации всегда хочется поспорить или предложить что-нибудь свое. Но если вы хотите провести эффективный тренинг, этого делать не стоит. Нужно внимательно выслушать точку зрения заказчика, прежде чем высказывать свое мнение.

Дело не в том, что мои идеи не сработают, дело в том, что я смогу подать их эффектнее, если сначала узнаю перспективы развития и интерпретацию событий заказчиком, только потом я смогу убедить его в результативности своего подхода.

Получить нужную информацию помогут НЛП-мето-дики. Опираясь на их структурную схему, мы сможем легко выяснить то, что нас интересует.

Взаимопонимание

Все начинается с взаимопонимания. Человек должен почувствовать, что мы искренне интересуемся его мнением и уважаем его точку зрения. Нужно расположить его к себе, чтобы он легко признал, что чего-то не понимает, и с удовольствием поделился своими взглядами.

Для этого нужно все время держать в голове: «Я хочу выяснить, что X имеет в виду под своими требованиями к тренингу». Можно напомнить себе об описании событий на нескольких уровнях. Прежде, чем создать свое описание тренинга, нам нужно получить чужое.

Согласно рабочим принципам НЛП, нужно относиться с уважением к тому, что вам могут предложить, в каждом человеке заложены нужные знания. Каждый

Подготовка к тренингу

I

человек делает лучший выбор, доступный ему в соответствующий момент времени, и наша задача — понять, чем диктуется этот выбор.

Другие принципы НЛП напоминают нам, как мы влияем на то, что происходит с другими: «Любое поведение — это общение». Разумеется, вы сделаете свой выбор, но важно не осуждать, а с любопытством выслушать чужую точку зрения.

Так, благодаря НЛП, мы задаем обсуждению верный тон и устанавливаем взаимопонимание.

Установить взаимопонимание можно на основе психологии: не стоит забывать, что язык тела может передавать наши мысли и влиять на реакцию собеседника. Нужно все время об этом помнить и сознательно принимать такую позу, которая будет красноречиво говорить о нашем внимании.

Укрепить взаимопонимание поможет беседа «на одном языке». Если мы хотим получить необходимую информацию, очень важно не забывать и об этом факторе. Сделать ошибку легко — не стоит интерпретировать ответы по-своему.

Если вам говорят «Мне нужен тренинг по распределению полномочий, потому что руководители проекта, на совещании не подают идей», вы можете перевести это так: «Лидеры команды не уверены в себе», и ошибиться. Даже если вы правильно поняли идею, человек перестанет рассчитывать на ваше понимание, потому что вы перевели его утверждение на свой язык и неправильно назвали должности.

Наоборот, вы можете повысить свои ставки, задав вопрос: «А что должны делать руководители проекта? Они — лидеры команды?» и «Это значит, вы хотели бы, чтобы они больше говорили на совещаниях? Чего бы вы хотели от них на совещаниях?».

Удостоверившись, что человек хорошо себя чувствует в этой ситуации, что вы установили взаимопонимание, вы сможете помочь найти правильные ответы на вопросы, требующие разъяснения.

Проведение тренинга

Чтобы помочь человеку ответить на вопросы, о которых он, возможно, и не задумывался, можно воспользоваться двумя стратегиями (и добавить их в свой арсенал).

Свидетельства успеха

Во-первых, мы можем помочь ему понять, что будет служить свидетельством успешно проведенного тренинга:

• Что изменится в действиях людей?

• Что изменится в их поведении?

• Что они будут говорить?

• Что будет происходить?

• Как изменится атмосфера?

Если человек представит желаемые результаты, это поможет не только ему, но и нам. Если ему все же трудно определить, чего он ждет, мы можем привести примеры, каких результатов можно добиться благодаря тренингу. Так он сможет дать вам более конкретный ответ: потому что ваш пример — это то, чего он хотел бы добиться, или потому что он хочет совсем противоположного.

Постепенно подходя к точному определению того, чего ждут от тренинга, нужно уделить внимание не только вербальному, но и невербальному общению. НЛП нам напоминает: то, что люди говорят — малая часть того, что они хотят передать.

Будучи слишком увлечены записью требований, мы можем не заметить, например, что менеджер чувствовал себя не в своей тарелке, говоря, что он хочет, чтобы персонал сам принимал решения. Возможно, он чувствует: это то, что он должен сказать, но боится, что результаты не будут соответствовать его истинным желаниям. Говоря языком НЛП, экология не в порядке, и нам нужно об этом знать. Если же мы обращаем внимание не только на его слова, но и на тон голоса, на язык тела, мы смо-

Подготовка к тренингу

жем выяснить его приоритеты, его сомнения, заботы и понять, что было просто пустыми словами.

Сведите свои записи к минимуму, постарайтесь обращать внимание на все остальное. Можно основываться на ключевых словах, а потом расширять их значение. Заметьте, обращая внимание на самого человека, нам будет легче установить взаимопонимание, а это поможет выяснить, что требуется от нас.

Природа тренинга

Следующее, что нам нужно выяснить — в какой форме должен проходить тренинг. Может показаться, что заказчикам нужен целый курс. Но НЛП нам снова напоминает о том, что наши предположения могут быть ошибочны. Возможно, подразумевается какая-нибудь форма активного обучения или самообучение, и это важно уточнить. Даже единая структура курса может подразумевать форму семинара и форму лекций. Конечно, природа тренинга — это наша забота, и мы можем влиять на выбор заказчика, но нам нужно от чего-то отталкиваться.

Если мы хотим переубедить заказчика, в качестве доводов нужно использовать результаты, которых от нас ждут: это будет убедительнее, чем простое заявление, что мы разбираемся в этом лучше.

Если мне говорят про тренинг, посвященный распределению обязанностей, я соглашаюсь, что это важно и полезно, но если менеджер хочет, чтобы его персонал взял на себя большую ответственность и проявлял большую инициативность, лучше провести тренинг в виде семинара, совмещенного с проектами, осуществляемыми на работе. Я доказываю, приводя примеры, что это поможет повысить работоспособность.

И хотя на выяснение четких требований уходит много сил и энергии тренера, все это окупается.

Проведение тренинга

Положительные результаты беседы

Теперь тренер знает, что от него ждут, и может приступить к планированию тренинга.

• Мы знаем, что будет свидетельствовать об успешности проведенного тренинга, поэтому мы знаем, чему должны научить людей.

• Мы знаем «язык» заказчика, поэтому понимаем его и он понимает нас.

• Мы установили раппорт с клиентом, поэтому теперь с ним будет легче работать. К тому же, мы повысили вероятность того, что наше мастерство будет оценено.

• Если мы хотим что-то добавить или исправить в предстоящем тренинге, мы можем легко это сделать, выслушав сначала точку зрения клиента, а потом сделав свои добавления. Правильно выражая свои идеи, мы повысим вероятность того, что они будут приняты. Вдобавок, мы проявили уважение к заказчику.

• Проявляя уважение к чужой точке зрения, мы проявляем уважение к чужим предложениям.

• Мы научили заказчика яснее выражать свои требования — это свойство клиент сможет использовать в работе не только с тренером, но и с персоналом.

Такой способ выяснения требований может показаться довольно сложным. Но я по своему опыту могу сказать, что время, потраченное на это, окупается при проведении самого тренинга, когда я уверена, что его результаты будут точно соответствовать требованиям. Более того, клиент, четко разъяснивший требования к тренингу, поймет, как это полезно, и попробует следующий раз сделать это сам, до встречи со мной.

Подготовка к тренингу

Информация, соответствующая контексту

Как мы требовали разъяснения предъявляемых требований, так нам нужно удостовериться, что собранная нами информация соответствует контексту ситуации.

НЛП говорит о важности экологии — баланса в системе. Любой тренинг — это введение нового элемента в систему, и мы должны проверить, приемлем ли эффект его появления. Поэтому ответственность за баланс системы лежит на нас. Система может включать в себя:

информацию о фирме;

информацию о проведенных тренингах и процессе

развития;

информацию о работе по личностному развитию;

информацию о планах компании на будущее и

личных планах сотрудников.

Не все данные понадобятся, поэтому вам придется выбирать, какую информацию стоит уточнить. Собрать фактическую информацию сравнительно легко и любой хороший тренер делает это автоматически.

Неофициальная информация

Неофициальная информация может помочь в работе. Задавая вопросы и наблюдая за реакцией, мы получим информацию, касающуюся приоритетов, уверенности и неуверенности, отношения к тренингам и работе по развитию. Часто предоставляется одна информация, но более важна и точна другая, которая находится не на поверхности. Возможно, уже проводилась целая серия консультаций.

И если вы спросите, насколько они были полезны, а не «хороши», вы услышите ответы об их плюсах и минусах, обнаружите уверенность и сомнения. Вы сможете собрать по крупицам информацию, касающуюся отно-

Проведение тренинга

шения к тренингам в целом: считают ли их действительно полезными, или это то, что терпят.

Эта дополнительная информация позволит вам понять, как строить консультацию, чтобы не повторить промахи предыдущих тренеров и не продублировать положительные результаты.

Помещение информации в существующий контекст

Нам нужно поместить консультацию в существующий контекст — это часть программы развития, одноразовая мера, попытка справиться с какой-то проблемой, «еще одна инициатива», возможный выбор из нескольких предложений?

Поместив консультацию в этот контекст, мы проведем более эффективную подготовку и сможем доказать важность этой консультации для ее участников.

Информация о рабочем месте

Неофициальная информация, которую мы можем собрать, касается и рабочего места наших стажеров. Я имею в виду правила, которые подсознательно соблюдаются людьми: форма одежды, обращение друг к другу, строгий или гибкий график работы, название должностей, отношения подчиненных и начальников, характерные фразы и профессиональный сленг. Эта информация красноречиво говорит о мире, в котором работают сотрудники фирмы. Основываясь на этих данных, нам будет проще вписаться в него. Так мы облегчаем себе жизнь и не создаем лишних барьеров, подходя к стилю одежды слишком, или недостаточно, формально. Благодаря следованию этим негласным требованиям тренинг более соответствует рабочей обстановке.

В некоторых случаях стоит сознательно нарушать каноны для достижения какого-то эффекта. Я обычно провожу тренинги в очень неформальной обстановке, отодвигаю столы, что нарушает все нормы работы мно-

Подготовка к тренингу 127

гих организаций. Объясняя свои намерения группе, я преодолеваю барьер, который мог бы возникнуть.

Создание начального плана

Собрав необходимую информацию, мы готовы к планированию.

Если вы хотите следовать модели идеального тренера, начните с подтверждения целей тренинга и ваших намерений — «Если мы не знаем, чего хотим, как мы поймем, что получили это?..»

Идея

Под идеей подразумеваются цель и дух тренинга. Например:

Идея тренинга для тренеров: Дать тренерам возможность получить навыки межличностного общения и обрести уверенность в себе, получить знания по теории и практике проведения тренингов, саморазвития с целью улучшения работы. Идея процесса развития: помочь персоналу, работающему с клиентами осознать и развить навыки, необходимые для общения с агрессивными или расстроенными клиентами, основываясь на предыдущей практике.

Результаты

Результатом тренинга будут новые знания в арсенале стажера. Эти результаты должны явно прослеживаться и служить свидетельством успеха проведения тренинга.

Важно разъяснить, что тренинг может дать только новые знания и, возможно, какие-то практические навыки, а процесс развития должен завершиться уже на рабочем месте. Результаты работы нужно описывать на языке клиента, а не жаргоне тренера. Необходимо, чтобы

Проведение тренинга

клиент почувствовал, что его поняли, а это можно объяснить только на его языке.

Результат проведения тренинга для тренеров К концу курса тренер:

• поймет, по каким критериям будет определяться мастерство тренера;

• будет иметь в арсенале несколько стратегий повышения самооценки и уверенности в себе;

• узнает способы установить контакт, создать профессиональные отношения;

• узнает, как установить доверительные отношения в рабочей обстановке;

• осознает процесс проведения тренинга;

• узнает способы повышения эффективности тренинга;

• проверит все аспекты тренинга и сможет использовать свои знания на практике.

Итоги работы по развитию К концу курса участники:

произвели проверку своей работы с клиентами; вспомнили, когда они хорошо справлялись с требованиями трудных клиентов и что им помогало в этом;

поняли, что им нужно для того, чтобы хорошо работать с трудными клиентами; нашли примеры стратегий, которыми они смогут воспользоваться в работе с клиентами; применили их на практике и «подогнали» их под себя;

научились прибегать к нужной методике в работе с трудными клиентами.

Подготовка к тренингу

Методология

Определив идею и результаты тренинга, мы должны рассмотреть методику, которую будем использовать на тренинге. Мы должны задаться вопросом: «Если я хочу объединить идею и результат, какой подход будет наиболее эффективен?»

Здесь вам придется принять во внимание множество факторов, использовать всю собранную информацию:

• Каковы мои личные предпочтения?

• Что облегчит обучение?

• Какая методика соответствует идее тренинга?

• Какие стратегии предпочитает клиент?

• Что будет соответствовать культуре компании?

• Что нам доступно?

Лишь ответив на все эти вопросы, мы можем выбирать подход, не забывая о том, что максимальную эффективность может обеспечить сочетание разных методик. Что бы мы ни выбрали, важно соотносить свой выбор с запросами клиента, показать, что мы учитываем его пожелания.

Методика проведения тренинга

Основная часть тренинга проходит в виде семинара. Это эмпирическая форма обучения, направленная на то, чтобы группа приняла коллективное решение и впоследствии ориентировалась на него. Тренер структурирует и направляет работу группы так, чтобы участники семинара получали необходимые знания.

Чтобы стажеры могли применить свои знания на практике, проводится еще один семинар, позволяющий задать появившиеся вопросы и получить свидетельства успеха проведенного тренинга.

5 - 79

Проведение тренинга

Методика проведения работы по личностному развитию

Процесс развития — это работа с отдельными людьми на основе их личных требований, это разговор один на один, направляемый тренером.

Данная методика состоит из трех этапов, на которых могут проводиться групповые семинары, где люди делятся своим опытом и идеями: после первой беседы с тренером, после того, как люди определили, что им нужно, после того, как участники семинара начали применять свои новые знания на практике. Такая работа в группе может помочь процессу личностного развития.

Содержание

Теперь мы знаем структуру тренинга. Модель идеального тренера предоставляет нам методику наполнения этой структуры. Мы можем ориентироваться на предполагаемые результаты и спрашивать себя: «Что мне нужно сделать, чтобы достичь этого результата?»

Структура тренинга

В программу будет входить:

определение мастерства тренера;

самооценка по критериям совершенства;

техника повышения самооценки;

стратегия обретения самоуверенности;

установка раппорта;

осознание вербального и невербального общения;

способы установки доверительных отношений с

людьми;

прямое влияние;

проведение тренинга;

изучение основ общения;

Подготовка к тренингу 131

• практическое планирование;

• поверка предыдущих тренингов и изучение способов повышения эффективности тренинга.

Структура работы по личностному развитию

• Первая беседа — возможность установить личное восприятие проблемы, проверка работы на основе этого восприятия, оценка и подтверждение правильной деятельности, определение областей, в которых требуется развитие навыков, примеры.

• Первый сеанс работы в группе — возможность поделиться своими заботами и найти что-то общее, подтверждение группой правильности действий стажера, возможность получить поддержку группы.

• Индивидуальная работа — возможность согласовать процесс развития с самим человеком, установить временные рамки тренинга, закончить первую стадию работы.

• Второй сеанса работы в группе — возможность поделиться полезными идеями, помочь друг другу, отрепетировать применение своих идей и идей партнеров по тренингу.

• Индивидуальная работа — возможность поддержать стажера в применении новых стратегий на рабочем месте, при необходимости, помочь ему изменить эти стратегии.

• Третий сеанс работы в группе — возможность поделиться своим опытом применения новых методик, поддержать советом в работе с трудными клиентами, проанализировать процесс личностного развития и определить, нужна ли дальнейшая помощь.

Обратите внимание на то, что пункты могут не идти в логическом порядке, но структура плана все равно сохранится.

Проведение тренинга

Удостоверьтесь, что ваш план соответствует предъявляемым требованиям

На этом уровне подготовки мы составили первичный план. Прежде чем пойти дальше, стоит вместе с клиентом пробежаться по плану, либо оформив его в виде официального или неофициального документа. Так мы можем проверить, правильно ли поняли предъявляемые требования, и при необходимости внести изменения.

Чтобы это обсуждение было полезным для обеих сторон, можно спросить, годится ли этот план для рекламных целей. Для тренинга очень важно, чтобы мы продемонстрировали правильное понимание требования заказчика. Этот план может быть оформлен несколько по-другому, если он будет предназначен для стажеров. Таким образом, мы показываем, что план может быть изменен в соответствии с восприятием стажеров.

Пример программы тренинга, которую можно превратить в рекламный проспект, как представлено на рис. 7.1.

Идеальный тренер

Ты хочешь усовершенствовать свое мастерство? Как опытный тренер, ты уже знаешь, что от тебя требуется. Надо быть всегда на высоте, а не надеяться на авось.

Этот тренинг был создан специально для тебя. Это прекрасная возможность для того, чтобы:

— научиться проявлять себя наилучшим образом в любой момент;

— найти новые пути развития своего мастерства;

— развить свое умение работать с клиентами;

— использовать все доступные способы, чтобы стать идеальным тренером.

Это будет весело и полезно. Разве можно упустить такой шанс?

Рис. 7.1. Пример рекламного проспекта

Подготовка к тренингу

Заполнение плана

После того, вы вместе с клиентом проверили первичный план, можно перейти к детальному планированию тренинга. И здесь нужно помнить о методиках НЛП. Во-первых, нужно обратиться к свободе мышления, а для этого — избавиться от давления логики. Самый простой способ — избежать линейного развития мысли. Здесь существует два подхода: ментальное картирование и заметки на самоклеющихся листочках.

Ментальное картирование

Возьмите большой лист бумаги, в центре напишите тему тренинга. Обведите ее в кружочек, на линиях, проведенных от нее, напишите пункты вашего плана (смотрите рис. 7.2).

Мастерство тренера:

• процесс тренинга

• умение договариваться

• влияние

доверие со стороны учеников

вербальная и невербальная коммуникация

развитие уверенности в себе

установление раппорта

рассмотрение других видов тренинга

планирование тренинга

развитие собственной изобретательности

стремление к совершенству в качестве тренера

Рис. 7.2. Ментальная карта

Теперь подумайте, с чего лучше начать. Попробуйте взглянуть на это с точки зрения стажера: как облегчить им обучение. Из рисунка 7.3 становится ясно, что я ре-

Проведение тренинга

шила начать с стремления к совершенству в качестве тренера, потому что я хочу четко объяснить своим стажерам, чего мы хотим добиться.

Теперь посмотрите, как вы можете связать остальные элементы, чтобы программа была понятна вам и вашим стажерам. Проверьте, может быть, есть альтернативный вариант: возможно, есть несколько вариантов последовательности подачи материала.

Иногда стоит набросать эти варианты, чтобы на следующей стадии подготовки к тренингу они были у вас под рукой. На рис. 7.3 показаны два варианта подачи материала.

Вариант 1 Вариант 2
стремление к совершенству в стремление к совершенству в
качестве тренера качестве тренера
развитие уверенности развитие уверенности
в себе в себе
вербальная и невербальная развитие собственной
коммуникация изобретательности
проиесс тренинга установление взаимопонима-
  ния
установление раппорта умение добиться доверия со
  стороны учеников
умение добиться доверия со проиесс тренинга
стороны учеников  
умение договариваться вербальная и невербальная
  коммуникация
развитие собственной изо- умение договариваться
бретательности  
влияние влияние
рассмотрение других видов планирование тренинга
тренинга  
планирование тренинга рассмотрение других видов
  тренинга

Рисунок 7.3. Возможные варианты распределения материала

Подготовка к тренингу

Эти два варианта распределения материала отражают интуитивные размышления о том, как сделать программу полезной и интересной. Если бы я пыталась логически рассортировать материал, последовательность была бы другой — итак, на самом деле у меня есть три варианта подачи материала. Я не привязана к какой-то жесткой схеме, поэтому я всегда могу изменить свой подход, уже во время работы с группой.

К каждой линии можно добавить еще несколько: упражнения, задания, неформальные семинары, процессы и т. д. (Рисунок 7.4). Вы можете переходить от одного пункта к другому, проводя новые параллели. Вам нужны только ключевые слова, чтобы помнить основную мысль — это нужно вам, а не кому-то другому.

Если вам кажется, что материала достаточно, спросите себя, как можно расширить свой план.

Теперь возьмите цветную ручку и обведите то, что считаете важным — суть предъявляемых требований. Затем возьмите другую цветную ручку и обведите тот пункт, наличие которого в программе вас радует. Это элементы, которые побуждают работать и воодушевляют вас: благодаря им вы сможете оказаться на высоте. Мы все работаем лучше, если делаем то, что нам нравится.

Мастерство тренера:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.