КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
НЛП в действии 3 страница
Третий вызов НЛП общепринятому мнению — НЛП считает, что обучение легко и естественно для человека, а мы можем изменить себя и то, что мы делаем, не слишком мучаясь. Нейролингвистическое программирование НЛП обращает внимание на тот факт, что все мы в детстве выучиваем огромное количество информации — язык, движения, поведение, отношение — не затрачивая слишком больших усилий, так что мы можем вновь обрести естественную способность к обучению, продолжить свое развитие и стать теми динамическими личностями, которыми мы намеревались. Это противоречит утверждениям формальной системы образования, которая считает, что обучение — это сложный процесс, полный ограничений, требующий серьезных усилий, использования любых врожденных способностей. Однако подход НЛП подтверждается на нашем собственном опыте: если мы хотим учиться, если нам преподносят нужную информацию в удобном для нас виде, мы учимся с легкостью. Помню, когда я была студенткой, я хотела научиться вязать, чтобы делать что-нибудь полезное, когда мы просто сидели и болтали вечерами. Моя мама, бабушка и различные школьные учителя пытались научить меня, но тщетно. Тогда один мой сокурсник взялся меня научить. Он начал с того, что показал мне, что делать, если я спущу петлю или навру в рисунке, так что я меньше беспокоилась об ошибках. Затем он научил меня вязать не глядя. Через неделю я была вполне компетентной вязальщицей и моим третьим «произведением» стал свитер «Справедливый остров». В чем была разница? У меня была цель обучения, а он связал обучение и мою цель, мой стиль. Не сомневаюсь, что вы сами можете привести подобные примеры быстрого и легкого обучения. Подведем итоги: НЛП, исследуя, как совершенство достигается людьми, бросает вызов установленной мудрости западной культуры. Хотя это может расстроить экспертов по человеческой природе, учителей, психиатров, точка зрения НЛП подтверждена личным опытом и привлекательна для многих. Приятно поверить, что мы можем быть такими, какими хотим, мало того, мы мо- Контекст жем достичь этого с легкостью, даже если это противоречит общепринятому взгляду на вещи. Далее возникает следующий вопрос: как мы можем развить этот потенциал. НЛП не изобретает новые методы и принципы — мы можем наблюдать их в различных концепциях саморазвития философов разных эпох. Большинство людей, поддерживающих эти принципы, убедили нас, что мы можем быть чем-то большим, чем то, чем кажемся, и показали пример развития потенциала человека. Но они предлагают один единый для всех способ — опробованный кем-либо на собственном опыте: «Если вы будете медитировать дважды в день, есть фрукты и орехи, жить в теплом климате, иметь постоянный доход, то тоже сможете развить свои способности». Эти предписания для большинства из нас кажутся либо неприемлемыми, либо просто ненужными. Разница в подходе НЛП заключается в том, что НЛП предлагает систему развития своего «я», основанную полностью на том, как люди неосознанно представляют себе достижение совершенства. НЛП демонстрирует принципы, которые помогают людям развить свои возможности в любой ситуации, в любых обстоятельствах. Это система, которую можно применить к чему угодно, она согласуется с личными и культурными особенностям, не навязывает жестких правил, ограничивающих возможности, а развивает креативный потенциал. Благодаря НЛП были проведены исследования и обнаружены основные модели превосходства, которые НЛП предлагает в виде схемы, причем каждый может создать уникальную версию для себя. Подчеркну, что суть превосходства — это уникальность. Мы все знаем, что когда что-либо учим и следуем правилам, наши знания могут быть такими же, как у других. Однако у человека, выделяющегося своим превосходством, всегда есть свой подход, он что-то слегка меняет и таким образом выходит на другой уровень — будь то подача в теннисе или приветствие. < Цейролингвистическое программирование НЛП говорит не о похожести, а о том, как обнаружить свой личный путь к превосходству. Оно не предписывает, как следует жить, действовать или отвечать; оно помогает найти ту установку, которая лучше всего подойдет нашему «я». Эта система больше соответствует человеческой природе, чем навязанный «правильный ответ». Принимая эту схему, выяснить, с чего начать дальнейшее движение. НЛП начинает с самой важной для всех части мыслительного процесса в любой ситуации — определяет, как мы пользуемся своими правилами поведения. Правила поведения в НЛП Каждая теория, каким-либо образом связанная с человеческой натурой, предполагает наличие набора ценностей и убеждений о человеке. На самом деле, каждый человек придумал для себя свой набор правил поведения, которые неосознанно управляют его действиями и реакциями. Их можно увидеть, когда человек говорит: «Это так, как есть», «Это очевидно». Обычно это огульные утверждения о том, как устроен человек и мир. Например, «Никто не любит неудачников», или «Люди в массе своей лентяи», или «Нельзя все время иметь то, что хочешь». НЛП серьезно относится к правилам поведения, к определениям того, что, по нашему мнению, возможно в этом мире. Для достижения совершенства прежде всего необходим определенный набор убеждений и правил поведения. Исследования продолжают доказывать, что успешные люди подтверждают правдивость данного утверждения. Ученые приводят доказательства того, что для достижения успеха существуют полезные правила поведения. Эти правила поведения изложены в различной форме. Вот та версия, которую предпочитаю я, с краткими пояснениями. Контекст Y каждого из нас есть все ресурсы, чтобы быть уллнылл и добиться успеха Когда мы осознаем эту истину, то понимаем, что нужно видеть в себе и других лучшее, а не худшее, нужно искать, пока не найден способ овладеть этими ресурсами, а не считать себя неспособными проявить свои знания и умения в данной ситуации. Если мы, тренеры, примем этот принцип, то любые тренинги станут для нас полезными, а не примитивными и недостаточными. Наша задача — заставить людей поверить в свои силы. Например, группа людей, только что принятых на работу, отправлена на курсы по основам менеджмента. Считается, что они совершенно не знают, что от них требуется в менеджменте. Однако и у них есть опыт. Они общаются со своими сверстниками, с родителями, с преподавателями. Они неосознанно усваивают информацию о том, как работает менеджмент — в банках, магазинах и так далее. Мы, тренеры, можем обратиться к этим неосознанно приобретенным знаниям и помочь четко их сформулировать. Более гибкие люди оказывают большее влияние Этот принцип говорит о том, что не всегда есть единственно правильная манера поведения. Тренерам это должно напомнить, что не плохо бы замечать идеи и стратегии, отличающиеся от ваших собственных, потому что в них может проявиться эта гибкость. Мы должны позаботиться, чтобы наши подопечные не забывали об альтернативных стратегиях, мы должны помогать им развивать гибкость мышления и скорость реакций. Мы должны увеличивать количество возможных реакций, улавливать различия между своими практикантами, таким образом больше влияя на них. Я часто сталкиваюсь с людьми, которые прошли через какие-то оценочные психометрические тесты и по- Нейролингвистическое программирование этому «знают», что могут или не могут реагировать так или иначе: «Я интроверт, поэтому не могу делать доклад с должной уверенностью». Если мне нужно повлиять на этого человека, чтобы помочь ему обрести уверенность на докладах, мне придется быть достаточно гибкой, чтобы общаться с ним в соответствии с его утверждением и одновременно убедить его в его способности сделать прекрасный доклад. Я соглашусь, что у человека есть какие-то черты интроверта, но помогу найти примеры того, как он же был экстравертом, как это может помочь делать хорошие презентации; я могу, например, напомнить, что те люди, которые делают прекрасные доклады, не обязательно являются экстравертами. Каждый делает лучший на данный момент выбор Этот принцип очень противоречит нашим «нормальным» реакциям: мы обычно считаем, что выбор бывает либо правильным, либо неправильным. Благодаря этому утверждению мы признаем, что можно было выбрать что-то более подходящее. Главное — применить принцип к себе, тогда вместо того, чтобы корить себя за неправильную реакцию на ситуацию, мы направляем свою энергию на поиск альтернативного решения, если случится что-то подобное еще раз. Если мы применим этот принцип к другим людям, то поймем, можем ли мы изменить ситуацию на такую, в которой другой сможет сделать более подходящий выбор. Если кто-то отказывается что-то сделать, я заранее ругаю себя за то, что плохо представила это действие, или даже за то, что включила это в свою программу. С другой стороны, я могу считать, что это трудный и вредный человек. Помня об этом принципе, я ставлю себе другую задачу. Я спрашиваю себя, как я могу показать это действие, чтобы стимулировать этого человека принять в нем участие, я задаюсь вопросом, что я еще могу сделать. Контекст Неудача не существует, есть только обратная связь Впервые столкнувшись с этим принципом, я отнеслась к нему довольно скептично. Он очень похож на те подбадривающие выражения, которые частенько говорят «люди с позитивным мышлением» — но опыт показывает, что неудачи есть и мы от них очень страдаем. Однако я поняла пользу этого принципа, связав его с предыдущим. Если сделанное или сказанное мною не привело к желаемому результату, я получаю больше информации, которой могу воспользоваться, чтобы расширить горизонт для выбора. Этот принцип помог мне определить, где развить собственные навыки, и побудил меня обращать внимание на вызовы, а не продолжать играть в безопасные игры. Основываясь на личном опыте, я могу сказать другим, что это полезный принцип, пользуясь которым, мы можем ускорить собственное развитие. Другие могут продолжать утверждать, что нас постигла неудача. Но мы можем изменить их мнение, показав, что извлекли из этого. Помните о менеджере, который решил проводить собрания в виде открытого форума, а не придерживаться установленной повестки дня. Те же люди, что жаловались на ограниченность установленной повестки дня, стали жаловались на то, что свободные встречи не приводят ни к чему и время тратится попусту. Менеджер не стал защищаться, но и не вернулся к предыдущему способу проведения собраний. Следующую встречу он начал с речи о достоинствах и недостатках каждого вида собраний и предложил третий вид проведения встреч: часть времени отвести на повестку дня, а часть оставить на открытый форум на конкретную тему. Люди поняли, что решение было принято на основе их реакций, и конструктивно отреагировали на предложение. Так, продемонстрировав то, чему он научился на собственных ошибках, менеджер повысил уважение к себе. Нейролингвистическое программирование Если то, что вы делаете, не получается, сделайте что-нибудь другое Этот принцип связан с тремя предыдущими, касающимися гибкости, выбора и обратной связи. Утверждение кажется таки очевидным, но мы часто повторяем собственные действия, если нас не поняли или мы не добились того, чего хотели. Этот принцип напоминает о том, что при любом подходе нужна гибкость: новые способы выражения, демонстрации, обучения. Можно это интерпретировать в более широком смысле. Нам всем знакомо чувство переполнения информацией — когда мы не можем больше воспринимать — и «неудобоваримость» того, что трудно воспринять. Придерживаясь этой аналогии, нам нужно время, чтобы «переварить». Я, тренер, могу сделать лишний перерыв, перейти к чему-нибудь более легкому, чтобы дать время на восприятие. Позже, вернувшись к предмету разговора, часто понимаешь, что группа лучше понимает то, что я хотела дать, просто потому, что было освобождено необходимое для восприятия пространство. Пользу этого принципа прекрасно иллюстрирует общий феномен. Подумайте, как часто нам надоедает работать с чем-то и вдруг чувствуешь срочную необходимость сходить в туалет. Примечательно, выйдя из туалета, мы снова можем продолжать дело. Значит ли это, что туалет является важным источником вдохновения? Может, это просто естественный способ заняться чем-то другим, что дает пространство для следующего шага. Любое поведение — это обшение Этот принцип полезно иметь в виду, когда мы говорим что-то вроде «Я ничего не говорил» или «Я ничего не делал!». Мы не можем не общаться. Даже когда мы наедине с самими собой, мы общаемся с собой — «обсуждаем» ситуацию, в которой мы находимся, позу, то, о чем думаем. Этот принцип напоминает нам, тренерам, обращать внимание не только на слова наших подопечных. Все мы знаем, что это общение имеет место, но часто реагируем на него не сразу. Мы можем спросить собеседника, уловил ли он нашу мысль. Он может ответить «да», но выражение лица и интонация свидетельствуют о том, что он не уверен в этом. Если позже становится очевидным, что собеседник не может воспользоваться той информацией, мы говорим: «Я так и знал, что он не понял». Другими словами, мы «видим» общение, но не реагируем на это. Этот принцип заставляет нас всегда реагировать на невербальное общение. Этот принцип требует от нас, тренеров, следить за отправляемыми сообщениями. Недостаточно «выучить сценарий» того, что мы хотим сообщить своим стажерам. Если мы не убеждены в пользе этого, они почувствуют неубедительность. Если мы не уверены в том, что наши подопечные способны на то, чтобы воплотить идеи в жизнь, они почувствуют снисходительность. Все мы сталкивались с тренером, учителем или экспертом, обладающим технически совершенной методикой, который не смог изменить то, как мы думаем или ведем себя. Помните, что наши подопечные так же проницательны, как и мы, при невербальном общении, осознают они это или нет. Смысл общения — ответ, который вы получаете Этот принцип напоминает, что нужно хорошо подумать о ожидаемых результатах перед началом деятельности. Чаще всего мы представляем, чего хотим, но наши мысли либо плохо, либо очень узко определены. Например, мы хотим, чтобы кто-то согласился что-то сделать. Человек соглашается, но мы недовольны, потому что хотели, чтобы он был еще и увлечен этим. Или человек не соглашается, но мы довольны, потому что состоялся разговор и его аргументы были вескими и заставили нас взглянуть на дело с другой стороны. Неиролингвистическое программирование Я, как тренер, пользуюсь этим принципом, чтобы напомнить себе, кем, по-моему, стажеры должны стать, что, по-моему, они должны понять или чему научиться на тренинге. Он также напоминает мне, какой эффект, по-моему, это должно дать на их рабочем месте, как предлагаемая мной информация может быть применена в рабочей ситуации. Этот принцип заставляет меня через какое-то время проверить его полезность в какой-либо конкретной ситуации. Обдумывая то, чего мы на самом деле хотим, мы определяем признаки, по которым можем судить, что добились желаемого. Так мы получаем критерий, по которому мы можем отслеживать, идем ли по направлению к желаемой цели, надо ли что-нибудь изменить или что-то идет не так, как могло бы. Мы пишем историю своей жизни Последние несколько принципов касаются личной силы. Один из них гласит, мы сами интерпретируем и реагируем на происходящее. Например, сокращение штата сотрудников для одного — катастрофа, для другого — возможность подумать и изменить собственную жизнь. Мы, тренеры, можем воодушевить людей конструктивно трактовать события и воспринимать все происходящее как возможность учиться и развиваться. Так люди скорее делают свою жизнь более конструктивной и снижают вероятность стать жертвой обстоятельств. Многие люди видят в этом принципе более глубокий смысл. Предполагается, что мы сами можем направлять собственную «историю» и выбирать ее возможное развитие. Появляется стимул писать историю своей жизни, используя весь свой потенциал, а не принимать урезанный вариант. Мы все восхищаемся людьми, которые, как нам кажется, взяли и изменили свою жизнь. Может, они просто поверили, что могут написать историю своей жизни?! Контекст Чтобы быть на пике собственных возможностей, нужно отдавать всего себя Этот принцип утверждает, что мы — это не только рациональное мышление. Мы так часто воспринимаем вещи рационально и игнорируем послания своей интуиции, сердца и даже тела. Даже если мы в гармонии со своими действиями или утверждениями, несоответствия проявляются в наших поступках и влияют на них. Подумайте есть ли разница между тем, как вы делаете что-то, потому что это логично и разумно, и тем, как вы делаете то, чему вы доверяете. У нас у всех есть знакомые, которыми мы восхищаемся, потому что они «так много вкладывают в то, чем занимаются», — мы восхищаемся, как сердце, разум и тело находится в гармонии с делом. Точно так же этот принцип применим к нашим реакциям на различные ситуации. Если реагирует только наш разум, мы будем формально соответствовать ситуации, но нашей реакции будет не хватать тепла. Многие хотят, чтобы другой обладал тем, что они называют «искренностью». Часто это означает, что они получили сердечную, а не только интеллектуальную реакцию. Этот принцип снова говорит мне, тренеру, что я должна бы убеждена, что мое сообщение убеждает, что невербальное общение со мной обладает, по крайней мере, такой же силой, как и вербальное послание. Мир — это неограниченное число возможностей -а Этот принцип полезен тем, что позволяет нам развиваться самим и развивать других людей насколько возможно, не накладывая ограничений. Он стимулирует разум, подчеркивает, что всегда есть возможность достичь чего-то большего, нет каких-то рамок и необходимости бороться с этими рамками. Возможно, этот принцип трудно принять, особенно в мире, где принято считать, что материального или эмо- Нейролингвистическое программирование ционального на всех хватает. Я была воспитана так, чтобы быть всегда готовой к бороться с другими за эти скудные ресурсы. Если я буду плохо учиться в школе, я не смогу найти хорошую работу, у меня будет мало денег. Если я не буду хорошей девочкой, меня не будут любить и заботиться, потому что другие — хорошие девочки. А если я не буду считать, сколько другие берут от меня, однажды у меня ничего не останется. Несмотря на силу этих утверждений ограниченности и исчерпаемости нашего мира, есть множество доказательств того, что все наоборот, нам нужно только начать собирать эти свидетельства. Билли Коннолли, шотландский комик, заметил, что, по сообщениям СМИ, мир «устал от сострадания» — мы можем много дать другим, но потом нужно остановиться, потому что мы исчерпаны. И он говорит: «Если мы называем это любовью, почему вы думаете, что она может кончиться? Не будьте глупцами!» Меня, тренера, этот принцип побуждает искать пути расширения своего «я» — в личном и профессиональном плане — и смотреть, какие еще возможности существуют. Он также дает возможность побуждать других развиваться, даже если они в чем-то превзойдут меня. Несмотря на пессимистические прогнозы, доказано, что сотрудничество и партнерство может привести к расширению возможностей. Когда мы находимся в гармонии с собой и с миром, начинается волшебство Последний принцип НЛП напоминает, что вдохновение, даже гениальность, приходит тогда, когда мы считаем, что все предыдущие утверждения верны. Когда мы уважаем себя и других, происходит синтез мудрости и совершенства, а это ведет к «квантовым скачкам». Мы, тренеры, все испытывали это вдохновение, просто сказав или сделав правильную вещь в нужное время, Контекст что привело к потрясающему результату. Этот принцип напоминает о том, как это может произойти и что нужно сделать для этого. Более того, каждый по-разному чувствует себя в такие моменты, и если мы сможем помочь другим понять, что сделало этот момент таким особенным, тогда волшебства в этом мире прибавится. Рабочие принципы НЛП смахивают на «Десять заповедей» христианской Библии. Эти указания, если им следовать, автоматически влияют на наше поведение, на нас самих и на окружающих. Однако сами по себе они не дают нам достаточно информации, чтобы достичь совершенства, когда захотим. НЛП объясняет элементы нашего мышления и поведения, которые влияют на наши поступки.» Основные положения НЛП Каждая стратегия или методика НЛП направлена на достижение определенного результата. Однако есть набор основных положений, которые входят в любую методику. Это, если хотите, мускулатура и кровеносная система, жизненно необходимые для успешной работы конкретной методики. Эти основные положения важны для применения этих методик. И хотя они кажутся очевидными, выделив их, мы сможем понять, чего не хватает, если что-то идет не так, как мы думали. К тому же, эти основные положения сами по себе, не будучи применены к конкретной методике, могут изменить наше поведение. Физиология В любой методике НЛП наше физическое состояние играет важную роль. Физическому состоянию основное внимание уделяется в спорте, но в других формах личного развития оно обычно не упоминается. Однако, оно так же важно для нашей повседневной деятельности. То, как мы стоим или сидим, какие мускулы напряжены Нейролингвистическое программирование или расслаблены, влияет на наше ментальное и эмоциональное состояние. Простой пример: бодрая походка, взмахи руками, высоко поднятая голова и улыбка — вот практически безотказное средство отогнать меланхолию. Далее, маленькие, но важные различия в нашей физиологии бессознательно указывают нам на то, каковы мы — ментально и эмоционально — в конкретных ситуациях. Наше тело неосознанно реагирует на ощущения и принимает конкретное положение, когда мы думаем, что будем испытывать это ощущение. Если сознательно контролировать реакцию, мы можем привести себя в физическое состояние, которое напомнит нам о лучших ощущениях и поможет вновь испытать их. Более того, наше физиология бессознательно вызывает реакцию других людей. Так что сознательный выбор полезного физического состояния положительно влияет не только на нас самих, но и на окружающих. Опять же, простой пример: мы абсолютно по-разному смотрим на сердитого человека и на улыбающегося человека. В каждой методике это внимание к физиологии обусловлено изучением совершенства и осознанием важности наших бессознательных неврологических реакций и их влияния на наше поведение. Так мы можем очень просто изменять свое поведение, что мы часто не делаем сознательно. Что мы обычно пытаемся сделать — это «думать» внутри какого-то ментального фрейма. Это может быть тяжело — может, гораздо проще сменить позу, чем ментальный фрейм? Иногда бессознательность делает это за нас. Простой пример: кто-либо вдруг требует повышенного внимания, возможно, прося помощи в решении какой-либо проблемы. Часто наша первая реакция — предложить пойти поговорить в каком-либо тихом месте. Это также возможность изменить физическое состояние, что позволит уделить человеку должное внимание. Контекст Язык Второй важный момент методик НЛП — использование языка как лингвистического инструмента или способа самовыражения. Опять-таки, последовательность наших мыслей и мыслей окружающих, выраженных языковыми средствами, может оказывать значительное влияние на наше поведение. Фраза «Надеюсь, я не забуду X» вводит в наше сознание сомнение или страх и на самом деле увеличивает возможность того, что мы забудем X. С другой стороны, фраза «Я запомню X» полная решимости, увеличивает возможность того, что мы запомним X. На более сложных уровнях существуют слова и фразы, которые, как уже доказано, побуждают человека что-либо делать. Если люди способны сознательно определять разницу между ними, они могут перестраиваться и пользоваться словами и фразами, которые дают силы. Довольно распространенный пример — призыв к себе или к окружающим быть более энергичными. Большинство людей не могут должным образом отреагировать на этот призыв, так как чувствуют напряжение, думая, что делают что-то не так, не стараются. В таком состоянии большинство из нас чувствуют себя — физически или морально — достаточно некомфортно. Если мы изменим фразу на «Еще одно усилие!», реакция будет менее напряженной. Благодаря этой фразе мы не рассматриваем следующее усилие как шанс исправить предыдущее. Конечно, языковые модели при общении с другими людьми влияют и на их реакции. Пользуясь словами и фразами, к которым собеседник хорошо относится, мы вызываем позитивную реакцию. Мы все предпочитаем, чтобы врач объяснял, что случилось, простыми словами, а не терминами, которые нам ничего не говорят и заставляют чувствовать себя необразованным человеком. Нейролингвистическое программирование Экология Методики, прохожие на НЛП, часто имели вредные последствия для самого человека, окружающих и общества в целом. Те же основные «приемы» могут применяться, чтобы манипулировать другими, лишать их сил, хотя довольно легко можно распознать умелое использование и отличить его от совершенства. Изучение совершенства отличается вниманием к связи экологии и баланса. Идея экологии основана на системной теории, которая гласит, что любое изменение в одной части системы влечет прямые последствия для всей системы. Этой системой можем быть мы сами, наши отношения или наше общество. Каждая настоящая НЛП-методика имеет встроенный «прибор», который проверяет, будет ли экология оказывать благотворный эффект на конкретного человека, окружающих и все общество. В некоторых случаях проверка экологии является неотъемлемой частью методики, то есть заключается в языке; проверка может быть также физиологической — человек «примеряет» на себя результат, чтобы проверить, насколько подходит ему методика. Чтобы удостовериться в положительном результате не нужно обращаться к рациональному мышлению — вполне хватает естественной интуитивной мудрости. Оглядываясь на прошлое все мы можем сказать, что, знакомы с этой мудростью, — способностью заранее знать, что дело не пойдет так, как мы планировали. В НЛП мы пользуемся этими знаниями, это часть планирования, но применяем их заранее, при необходимости «отрегулировать» свои действия. НЛП считает, что проводить проверку экологии следует заранее. Конечно, человек, который хочет добиться совершенства в том, что делает, хочет признания своего мастерства. А мы не считаем совершенным поведение, когда нами манипулируют или наносят вред. Проверка экологии помогает нам чувствовать себя в безопасности при любых экспериментах. Если я интуитивно знаю, что Контекст какое-то действие не принесет вреда ни мне, ни другим, я еще больше хочу узнать, что получится, когда это будет сделано. Результаты Этот элемент присутствует не только в НЛП. Обычно нам нужно думать о желаемых последствиях до того, как что-то планировать или делать. Однако НЛП продолжило развитие этого тезиса. Сначала прогноз результатов кажется первым важным шагом — представить в деталях ожидаемый результат или состояние. Расплывчатая формулировка, как, например, «быть счастливым», недостаточна. Это положение нужно развить, превратить в картинку счастья: что человек видит, слышит и чувствует, если он счастлив, каково при этом физическое состояние, что происходит у него в голове. После того, как картинка готова, начинается проверка экологии. Человек проверяет, насколько это «правильно», нужны ли изменить данную картинку. Можно представить, как на такую ситуацию будут реагировать другие, подумать, хочешь ли ты такой реакции и как ее изменить при необходимости. Наконец, человек представляет, что это будет длиться долго. Так видна перспектива, и можно более осознанно выбирать дальнейшие действия. Движение к счастью, например, может заключаться в том, чтобы делать все для собственного удовольствия и исполнять меньше «обязанностей» по отношению к своей семье. Можно понять, что первая реакция семьи на это негативна, но со временем семья может принять это и оценить положительную энергию, которая теперь исходит от человека. Так можно выбирать, стоит ли связываться с первичной реакцией, зная, что она пройдет, или снизить скорость изменения поведения, чтобы смягчить первичную реакцию. И человек делает свой выбор, обдумывая, как ему будет удобнее. К тому же, из уверенности в том, что эта методика приведет к желаемому результату, из подробного просче- Нейролингвистическое программирование та последствий, следует еще один положительный эффект. Представляя в деталях желаемый результат, человек делает его более «реальным». Так, подсознание начинает работать, пытаясь автоматически достигнуть этого результата. Подумайте, какая разница между тем, когда думаешь, что неплохо бы куда-нибудь съездить в отпуск, и тем, когда собираешь и просматриваешь туристические проспекты. Просматривая их, становится ясно, чего хочется, и мы начинаем думать, какие практические шаги нужно предпринять. Мы начинаем расспрашивать о каких-то конкретных местах или турфирмах, обращать внимание на курсы валют и думать, какую одежду нужно взять с собой. Теперь мы фильтруем информацию, которая поможет нам воплотить свои планы наилучшим образом. Гибкость Я уже упоминала о том, как важна гибкость для того, чтобы добиться совершенства. Это один из рабочих принципов НЛП. Гибкость занимает важное место и в практике. НЛП-методики, учитывая ее значимость, делают гибкость частью процесса развития выбора.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |