Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 25 страница




269. Что так устроены все небеса в целом, можно заключить по подобному строению каждого общества небес. Ибо каждое общество — это небеса в меньшем масштабе, также подобные человеку. (Это показано в книге «Небеса и ад», 41—87.) В каждом обществе небес те, что находятся в центре, также соответствуют сердцу и лёгким, и у них самый сильный свет. Сам свет, а вместе с ним и постижение истины, распространяется из этого центра во все стороны к окраинам, то есть ко всем, кто есть в этом обществе, принося им духовную жизнь. Это доказывается тем, что при удалении тех, которые в центре, то есть составляющих сердце и лёгкие и обладающих самым сильным светом, разум окружающих жителей оказывается в тени и в таком скудном постижении истины, что они жалуются. Но по возвращении тех, кто в центре, они видят свет и постигают истины, как прежде.

Можно привести сравнение с теплом и светом от солнца мира, которые дают жизненную силу деревьям и кустарникам везде, где встаёт солнце, даже в холодном или облачном климате. То же самое — и небесные свет и тепло, исходящие там от Господа, как от солнца. Этот свет в своей сущности является Божественной истиной, от которой происходит всякая разумность и мудрость у ангелов и людей. Вот почему о Слове сказано, что оно было у Бога, и Бог был Словом, что оно просвещает каждого приходящего в мир и что свет даже во тьме светит (Иоанн 1:1, 5, 9). Слово здесь означает Господа относительно Божественной истины.

270. Из этого можно заключить, что Слово, которое есть у протестантов и у реформированных, служит светом для всех племён и народов через духовное сообщение. Кроме того, Господь предусматривает, чтобы на земле всегда была церковь, в которой читается Слово, и по нему известен Господь. Поэтому, когда Слово было почти изгнано католиками, по Божественному провидению Господа произошла Реформация, и Слово было как бы вынуто из тайника и вошло в употребление. Подобно тому, когда Слово было совершенно искажено и осквернено у еврейского народа, и от него почти ничего не осталось, Господу угодно было сойти с небес, прийти в виде Слова и исполнить его, и таким образом обновить и восстановить, и дать свет жителям земли по следующим словам Господа:

Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

Исаия 9:1 и Матф. 4:16

271. Поскольку предсказано, что в конце этой церкви также настанет тьма из-за того, что не будут знать, что Господь есть Бог небес и земли, и станут отделять веру от милосердия, Господу было угодно, чтобы не прекратилось подлинное понимание Слова и чтобы поэтому не погибла церковь, открыть духовный смысл Слова и показать, что Слово в этом смысле, и по нему — в природном смысле, содержит бесчисленные средства, которыми можно восстановить почти погасший свет истины из Слова. В Апокалипсисе во многих местах предсказывается, что в конце этой церкви свет истины почти угаснет. То же самое подразумевается в следующих словах Господа:

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных со славой и силой.

Матф. 24:29, 30

 

Здесь солнце означает Господа относительно любви, луна — Господа относительно веры, а звёзды — Господа относительно познаний истины и добра. Сын Человеческий означает Господа относительно Слова, облако — буквальный смысл Слова, слава — духовный его смысл, просвечивающий через буквальный, сила — его могущество.

272. Мне дано знать по обширному опыту, что сообщение человека с небесами происходит через Слово. Когда я подробно прочитал Слово от первой главы Исаии до последней Малахии, а также Псалмы Давида, сосредоточившись мыслями на духовном смысле, мне было дано ясно постигать, что каждый стих сообщается с каким-либо обществом небес, и поэтому всё Слово сообщается с небесами вообще. Из чего ясно, что так же, как Слово есть Господь, Слово есть и небеса, поскольку небеса являются небесами по Господу, и Господь через Слово есть всё во всём в небесах.

 

 

XIV

Если бы не было Слова,

никто не знал бы о Боге,

о небесах и аде, о жизни после смерти

и тем более о Господе

273. Что касается тех, кто утверждает и убедил себя, что человек без Слова может знать о существовании Бога, небес и ада, а также обо всём остальном, чему учит Слово, с ними невозможно что-либо обсуждать по Слову, но только по природному свету рассудка, ибо они верят не Слову, а только самим себе. Исследуй Слово в свете рассудка, и ты найдёшь, что у человека есть две способности жизни, которые называются разумом и волей, и что разум подчинен воле, а не воля разуму. Ибо разум только советует и показывает, что по воле нужно делать. Именно поэтому многие проницательные и одарённые люди превосходят других в понимании нравственных принципов жизни, но при этом не живут по ним; иначе было бы, если бы они желали их. Исследуй же, и найдёшь, что воля человека — это его собственное, а собственное от рождения есть зло, от которого в разуме происходит ложь.

Когда найдёшь это, ты увидишь, что человек сам по себе не желает понимать того, что не от собственного его воли, и если нет никакого другого источника знания, собственное его воли не желает понимать ничего, кроме своего и мирского. Всё, что выше, пребывает для него во тьме. Например, когда он смотрит на солнце, луну и звёзды, и случается так, что он думает об их происхождении, он неизбежно думает, что они возникли сами по себе. Может ли он возвыситься над суждениями многих учёных в мире, которые признают, что природа создала всё, хотя знают из Слова, что всё создал Бог? Что бы думали эти люди, если бы не знали ничего из Слова? Неужели ты считаешь, что древние мудрецы, такие как Аристотель, Цицерон, Сенека и другие, которые писали о Боге и бессмертии души, изначально взяли эти понятия из собственного разума? Нет, свои понятия они получили от других, узнавших об этом из древнего Слова, о котором было сказано выше. И авторы природного богословия тоже не от себя почерпнули свои знания; они лишь подтвердили доводами рассудка то, чему научились от церкви, в которой есть Слово. Среди них бывают и те, которые подтверждают, но сами не верят.

274. Мне было дано видеть людей, которые родились на островах, рассудительных в гражданских вопросах, но совершенно ничего не знающих о Боге. В духовном мире они выглядят, как сфинксы. Но поскольку они родились людьми и поэтому имеют способность принимать духовную жизнь, ангелы обучают их и оживляют познаниями о Господе как человеке. Каков человек сам по себе, ясно видно по тем, кто в аду, среди которых есть высокопоставленные и образованные люди. Они и слышать ничего не хотят о Боге, из-за чего даже не могут упомянуть Бога. Я видел этих людей и разговаривал с ними. Я также разговаривал с теми, которые воспламеняются гневом и приходят в ярость, когда слышат, что кто-то говорит о Господе. Если таковы те, кто говорили о Боге, писали о Боге и проповедовали о Боге, вообрази, каков должен быть человек, который ничего не слышал о Боге. Они таковы потому, что их воля зла, а такая воля, как было сказано, руководит разумом и лишает его истин, которые есть в нём из Слова. Если человек может знать сам по себе, что есть Бог и вечная жизнь, почему же он не знает, что человек остаётся человеком после смерти? Почему он верит, что его душа или дух подобна ветру или эфиру, который не видит глазами, не слышит ушами и не говорит ртом, если не воссоединится и не срастётся со своим телом или скелетом? Представь учение, извлечённое из одного только рассудочного света: разве не в том оно будет состоять, что следует поклоняться самому себе? Это делали веками, и по сей день делают даже те, кто знает из Слова, что надлежит поклоняться только Богу. Кроме поклонения себе, никакого поклонения от собственного человека быть не может, даже поклонения солнцу и луне.

275. Религия существует с древнейших времен, и обитатели всех частей света знали о Боге и нечто о жизни после смерти, но не от себя самих или собственного разумения, а из древнего Слова (о котором сказано выше, 264—266) и позже из израильского Слова. Религиозные понятия из этих двух Слов распространились в Индию и на её острова, через Египет и Эфиопию в царства Африки, и с побережья Азии в Грецию, а оттуда в Италию. Но поскольку Слово могло быть написано не иначе как с помощью изображений, то есть тех явлений в мире, которые соответствуют небесным, и поэтому их обозначают, религиозные верования язычников превратились в идолопоклонство, а в Греции — в мифологию. Атрибуты и качества Бога стали всеми их богами, над которыми они поставили верховного, названного Юпитером, возможно, от имени «Иегова». Известно, что они знали о рае, о потопе, о священном огне и о четырёх эрах, начиная с золотой и кончая железной (Дан. 2:31—35).

276. Тот, кто верит в то, что может по собственному разумению составить себе познания о Боге, о небесах и аде и о духовном церкви, не знает, что природный человек, рассматриваемый сам по себе, противится духовному человеку, и поэтому хочет изгнать духовные понятия, входящие в него, или окутать их заблуждениями, которые подобны червям, поедающим корни овощей и злаков. Таких людей можно сравнить с видящими во сне, будто они сидят на орлах и взмывают ввысь, или летят на пегасах над горой Парнас к Геликону. На самом же деле они подобны люциферам в аду, всё ещё воображающим, что они дети зари (Исаия 14:12). Они также подобны тем на равнине земли Сеннаар, которые приступили к строительству башни высотой до небес (Бытие 11:2, 4). Они самоуверенны, как Голиаф, не догадываясь, что их можно свалить, как и его, камнем из пращи, пущенным в лоб. Я скажу, какая участь ждёт их после смерти: сначала все они станут словно пьяными, затем будто безумными, а затем глупцами, сидящими в потёмках. Пусть же остерегаются подобного безумства.

 

 

* * *

277. Здесь я добавлю следующие воспоминания. Первое.

Однажды днём я бродил по разным областям духовного мира с целью посмотреть на изображения того, что бывает в небесах, которые там можно видеть во многих местах. В одном из домов, где были ангелы, я увидел большие денежные мешки, в которых хранилось большое количество серебра. Из того, что они были открыты, можно было понять, что кто угодно может позаимствовать серебра из этого хранилища или даже опустошить его. Но рядом с мешками сидели два молодых человека, охранявшие их. Место, где хранились мешки, напоминало ясли в стойле. В соседней комнате я увидел двух скромных девушек с целомудренной женой. Рядом с этой комнатой стояли двое младенцев, и сказано было, что с ними не следует играть по-детски, но вести себя мудро. После этого явилась блудница и конь, лежащий мёртвым.

Увидев всё это, я получил наставление, что так изображается природный смысл Слова, содержащий духовный смысл. Большие мешки, наполненные серебром, означали познания истин в великом множестве. То, что они были открыты, но охранялись юношами, означает, что каждый может черпать оттуда познания истин, но охраняется духовный смысл, в котором эти истины обнажены, чтобы никто не осквернил его. Ясли, как в стойле, означают духовное питание для разума; ясли имеют такое значение потому, что конь, который ест из них, означает разум. Скромные девушки, виденные в соседней комнате, означают склонности к истине, а целомудренная жена — соединение добра и истины. Младенцы означают невинность мудрости, ибо ангелы высших небес, будучи мудрейшими, по своей невинности издали кажутся младенцами. Блудница с мёртвым конём означают искажение истины многими в наше время, из-за которого всякое разумение истины погибает; мёртвый конь — отсутствие разумения истины.

278. Второе воспоминание.

Однажды мне с небес была ниспослана записка, исписанная еврейскими буквами, но таким письмом, как у древних, у которых буквы, сейчас в некоторых местах прямые, были изогнуты и с небольшими рожками, направленными вверх. Ангелы, которые тогда были со мной, сказали, что знают общий смысл из самих букв, и в первую очередь по изгибам линий и чёрточкам букв. Они объяснили, что они означают сами по себе и что совместно, сказав, что буква «h», добавляемая к именам Аврама и Сары[56], означает бесконечное и вечное. Они также разъяснили для меня смысл стиха из Слова, Пс. 31:2, по одним буквам или слогам, который вкратце состоял в том, что Господь милостив к поступающим дурно.

Они рассказали мне, что письмо в третьих небесах состоит из букв с изгибами и разнообразными завитками, каждый из которых содержит свой смысл. Гласными там обозначаются звуки, соответствующие склонностям любви. Обитатели этих небес не могут произнести гласные «и» и «е» и заменяют их на «ю» и «е». У них используются гласные «а», «о» и «у», потому что они дают полный звук. Они также не произносят согласные твердо, а только мягко; вот почему некоторые еврейские буквы пишутся с точкой внутри, обозначающей мягкое произношение. Они сказали, что твёрдость согласных используется в духовных небесах, по той причине, что там пребывают в истинах, а истина допускает твёрдость, но её не допускает добро, в котором пребывают ангелы небесного царства Господа, или третьих небес.

Ещё они сказали, что у них есть Слово, написанное буквами с изгибами, рожками и чёрточками, имеющими своё значение. Отсюда ясно, что означают такие слова Господа:

Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё.

Матф. 5:18

 

А также:

Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт.

Лука 16:17

279. Третье воспоминание.

Семь лет назад, когда я выбирал цитаты, которые Моисей приводил из книг «Войны Иеговы» и «Изречения» (Числа, глава 21), со мной были несколько ангелов. Они сказали мне, что эти книги — древнее Слово, историческая часть которого называется «Войны Иеговы», а пророческая — «Изречения». Ещё они сказали, что это Слово до сих пор сохранилось в небесах, где им пользуются древние, у которых это Слово было в мире. Эти древние, по сей день пользующиеся тем Словом в небесах, произошли, в частности, из земли Ханаанской и соседних стран, среди которых Сирия, Месопотамия, Аравия, Халдея, Ассирия, Египет, Сидон, Тир и Ниневия. У жителей всех этих царств было изобразительное богослужение, поэтому они обладали наукой соответствий. В те времена мудрость происходила от этой науки, которая давала им внутреннее постижение и сообщение с небесами. Знавшие соответствия того Слова назывались мудрыми и разумными, а в последующие времена — прорицателями и магами.

То Слово было полно соответствиями, которые отдаленно обозначали небесное и духовное, и многие люди стали искажать их. Поэтому оно исчезло в последующие времена по Божественному провидению Господа, а вместо него через пророков у Сынов Израиля было дано другое Слово, написанное не столь отдалёнными соответствиями. В этом Слове сохранились многие названия местностей, находившихся не только в земле Ханаанской, но и в окружающей Азии; все они обозначают то, что относится к церкви и её состояния. Но эти обозначения были в нём из древнего Слова. По этой причине Авраму было велено идти в ту землю и туда же были приведены его потомки через Иакова.

О том древнем Слове, которое было в Азии до израильского Слова, мне дозволено сообщить нечто новое, а именно, что оно по сей день сохранилось у народов, населяющих Великую Татарию. Я беседовал в духовном мире с духами и ангелами оттуда. Они сказали, что обладают Словом, которое было у них с древних времён, и по нему проводят свои богослужения. Оно целиком состоит из соответствий. Они сказали, что в него также входит книга Праведного, упомянутая у Иисуса Навина (10:12, 13) и во второй книге Царств (1:17, 18), и что у них есть книги «Войны Иеговы» и «Изречения», упомянутые Моисеем (Числа 21:14, 15, 27—30). Когда я прочитал им слова, взятые оттуда Моисеем, они поискали, есть ли они там, и нашли. Из этого мне стало ясно, что у них есть древнее Слово. Во время нашей беседы они упомянули, что поклоняются Иегове, некоторые как невидимому Богу, некоторые как видимому.

Далее они рассказали, что не допускают к себе иноземцев, кроме китайцев, с которыми они поддерживают мир, так как китайский император от них родом, и ещё, что у них столько населения, что они считают себя самым многочисленным народом в мире. Это вполне вероятно, судя по стене в несколько миль длиной, которую китайцы некогда возвели для защиты от их нашествий.

Кроме того, я слышал от ангелов, что первые главы Бытия, о создании, об Адаме и Еве в Эдемском саду и их детях и потомках до самого по­топа, а также о Ное и его сыновьях, также содержатся в том Слове и переписаны оттуда Моисеем. Ангелы и духи из Великой Татарии находятся в южной стороне к востоку. Они отделены от остальных, поскольку живут на возвышенностях. Из христианского мира они к себе никого не допускают, а если кто из них и придёт, охраняют его, чтобы не ушёл обратно. Причина этого разобщения состоит в том, что у них другое Слово.

280. Четвёртое воспоминание.

Однажды я увидел вдалеке аллеи среди рядов деревьев и в них юношей, собравшихся группами, каждая из которых представляла собой собрание, обсуждавшее вопросы мудрости. Дело было в духовном мире. Я подошёл и вблизи увидел, что одному из них остальные оказывают почести как главному, поскольку он превосходит всех мудростью.

Увидев меня, он сказал: «Я удивился, когда видел, как ты шёл по дороге, что ты то появлялся в моём поле зрения, то пропадал, то есть то был для меня видимым, то вдруг невидимым. Ты явно не в том же состоянии жизни, что у нас».

Я ответил, улыбнувшись: «Я не актер и не Вертумн, я просто попеременно нахожусь то в вашем свете, то в вашей тени. Так что я вам и чужеземец, и свой».

Этот мудрый человек оглядел меня и сказал: «Ты говоришь странно и удивительно. Скажи мне, кто ты?»

«Я в том мире, — сказал я, — в котором вы были когда-то и который покинули; он называется природным миром. При этом я также в мире, где вы сейчас, который называется духовным миром. Поэтому получается, что я в природном состоянии и одновременно в духовном: в природном, когда с людьми на земле, а в духовном, когда с вами. Когда я в природном состоянии, я невидим для вас, а когда в духовном — видим. Всё это дано мне Господом. Ты, человек просвещённый, знаешь, что люди природного мира не видят людей духовного мира, и наоборот. Поэтому ты не видишь меня, когда я погружаю свой дух в тело, но видишь, когда я выпускаю его из тела. Так происходит из-за различия между духовным и природным».

Он, когда услышал о различии между духовным и природным, спросил: «Какое различие? Как между более и менее чистым? Что такое духовное, если не более чистое природное?»

«Различие не в этом, — ответил я. — Природное нельзя очищением приблизить к духовному настолько, чтобы оно стало духовным. Они отличаются как предшествующее и последующее, между которыми не бывает конечного отношения. Ведь предшествующее в последующем — как причина в следствии, и последующее происходит от предшествующего как следствие из причины. Вот почему одно невидимо другому».

На это мудрец сказал: «Я размышлял над этим различием, но всё тщетно. Если бы я только мог постичь, в чём оно!» «Ты не только постигнешь различие между духовным и природным, — сказал я, — но даже увидишь его». Затем я продолжил: «Пока ты находишься здесь, среди своих, ты в духовном состоянии, но со мной ты в природном состоянии. Ибо ты говоришь со своими на духовном языке, общем для всех духов и ангелов, а со мной — на моём родном языке. Всякий дух или ангел, говорящий с человеком, говорит на его собственном языке: с французом — на французском, с греком — на греческом, с арабом — на арабском и так далее.

Итак, чтобы понять различие между духовным и природным на примере языка, сделай так: иди к своим, скажи там что-нибудь и сохрани звучание в памяти; затем вернись с этими словами ко мне и произнеси их в моём присутствии».

Он так и сделал, вернулся ко мне с этими словами на устах и произнёс их. Это были слова совершенно незнакомые и чужие, каких нет ни в одном языке природного мира. Многократное повторение этого опыта ясно показало, что у всех в духовном мире духовный язык, который не имеет ничего общего с каким бы то ни было природным языком. Всякий человек после смерти сам по себе переходит на этот язык. Мне пришлось однажды самому убедиться, что сам звук духовного языка настолько отличается от звука природного языка, что даже очень громкий духовный звук неслышен природному человеку, а природный звук — духовному человеку.

Позже я попросил его вместе с окружающими войти к своим и написать на листе бумаги какое-нибудь предложение, а затем выйти с этим листом ко мне и прочитать. Они проделали это и вернулись с листом бумаги в руках, но когда попытались прочесть, не смогли, поскольку написанное состояло из отдельных букв алфавита с надстрочными знаками, каждая из которых передавала смысл какого-то предмета. Из того, что каждая буква алфавита там имеет отдельное значение, ясно, почему Господь назван Альфой и Омегой. После того как они снова и снова уходили, писали и возвращались, они убедились, что написанное включает и охватывает неисчислимые понятия, которые невозможно выразить никаким природным письмом. Это оттого, как им было сказано, что мысли духовного человека необъятны и невыразимы для природного человека и он не может их передать никаким письмом и никаким языком.

Затем, поскольку окружающие не хотели воспринимать то, что духовное мышление превосходит природное до степени невыразимости, я сказал им: «Поставим опыт. Войдите в своё духовное общество и подумайте о чём-либо запомните это, вернитесь и изложите в моём присутствии».

Они вошли, подумали, запомнили, вышли и, когда попытались изложить свои мысли, не смогли. Ибо они не могли найти хоть какое-то понятие природного мышления, сопоставимое с понятиями духовного мышления, и поэтому не находили слов для их выражения, ведь понятия мышления становятся в речи словами. Тогда они снова входили и снова возвращались и убедились, что духовные понятия стоят выше природных, что они невыразимы, неизъяснимы и необъятны для природного человека. И поскольку они настолько превосходят природные понятия, было высказано мнение, что духовные понятия или мысли по сравнению с природными — это понятия понятий или мысли мыслей, и поэтому через них выражаются качества качеств и склонности склонностей. Следовательно, духовное мышление есть начало и источник мышления природного. Отсюда ясно также, что духовная мудрость есть мудрость мудрости, и поэтому её не может выразить ни один мудрец в природном мире.

Затем им было сказано с высших небес, что есть ещё более внутренняя или высокая мудрость, называемая небесной, которая так же соотносится с духовной мудростью, как духовная с природной. Все виды мудрости проистекают в соответствующие им небеса по порядку от Божественной мудрости Господа, которая бесконечна.

При этом человек, разговаривавший со мной, сказал: «Я вижу это, потому что постиг, что одно природное понятие — это вместилище множества духовных понятий, а одно духовное понятие — вместилище множества небесных. Из этого также следует, что разделяемое не становится всё более простым, но наоборот, всё более сложным, так как всё ближе подступает к бесконечному, в котором бесконечность всего».

В заключение беседы я сказал присутствующим: «На примере этих трёх опытов вы видите, каково различие между духовным и природным, а также почему природный человек невидим для духовного, а духовный — для природного, хотя и тот и другой имеет совершенно человеческий вид и по этому виду кажется, что один должен видеть другого. Однако этот вид определяется внутренним ума, а ум духов и ангелов образован из духовного, тогда как ум человека, пока он живёт в мире, образован из природного».

Вслед за тем послышался голос из высших небес, говорящий одному из присутствующих: «Взойди сюда». Он взошёл, вернулся и рассказал, что ангелы прежде не знали о различии между духовным и природным, так как для сравнения у них не было таких богатых возможностей, как теперь на примере человека, одновременно присутствующего в обоих мирах, а различия невозможно постичь без сравнения и сопоставления.

Прежде чем разойтись, мы ещё поговорили об этом, и я сказал, что эти различия происходят только от того, «что вы в духовном мире субстанциальны, а не материальны, а субстанциальное есть начало материального. Что такое материя, как не сочетание субстанций? Таким образом, вы — в началах и поэтому в отдельном, мы же — в производных и составном. Вы — в частностях, мы же — в общем. Как общее не может войти в частности, так и природное, то есть материальное, не может войти в духовное, то есть субстанциальное. Точно так же корабельный канат нельзя вдеть или протянуть в ушко швейной иглы, или сухожилие нельзя ввести в одно из волокон, из которых оно состоит. Этим объясняется, почему природный человек не может мыслить так же, как духовный, а поэтому и выразить его мысли. Потому-то Павел и назвал то, что слышал с третьих небес, неизъяснимым.

К этому надо добавить, что мыслить духовно — значит мыслить без времени и пространства, а природно — со временем и пространством. Ибо всякому понятию природного мышления, но не духовного, присуще нечто от времени и пространства. Причина в том, что духовный мир не находится в пространстве и времени, как природный мир, хотя в нём и есть видимость того и другого. В соответствии с этим различаются также мысли и восприятия. По той же причине вы можете мыслить о сущности и вездесущести Бога от вечности, то есть о Боге до создания мира, потому что думаете о сущности Бога отдельно от времени, а о Его вездесущести — отдельно от пространства. Таким образом вы воспринимаете то, что превосходит понятия природного человека».

Далее я рассказал, как однажды размышлял о сущности и вездесущести Бога от вечности, то есть о Боге до создания мира, и поскольку не мог ещё удалить пространство и время из понятий своего мышления, стал беспокоиться, потому что понятие природы заменяло у меня понятие Бога. Но мне было сказано: «Избавься от понятий времени и пространства, и увидишь». И мне дано было избавиться от них, и я увидел. С этого времени я мог думать о Боге от вечности, нисколько не думая о природе от вечности, так как Бог пребывает во всём времени отдельно от времени и во всём пространстве отдельно от пространства, а природа — во всём времени во времени и во всём пространстве в пространстве. Природа с её пространством и временем не может не иметь начала, но иначе Бог, который вне времени и пространства. Поэтому природа происходит от Бога, не от вечности, а во времени, вместе со своим временем и пространством.

281. Пятое воспоминание.

Господом мне дано находиться одновременно в духовном и природном мирах, поэтому я разговаривал с ангелами, как с людьми, и так узнал о состоянии тех, кто после смерти попадает в тот доселе неизвестный мир. Ибо я беседовал со всеми своими родными и друзьями, а также с царями и государями, и с учёными, которые встретили свой смертный час; и это уже на протяжении двадцати семи лет. Поэтому я могу описать на живом опыте состояние людей после смерти, каково оно у тех, кто жил хорошо, и каково у тех, кто жил дурно. Но здесь я расскажу только о состоянии тех, кто по Слову убедил себя в ложных учениях, в частности, в учении об оправдании одной верой. Вот состояния, через которые они последовательно проходят.

(I) Когда они умирают и оживают в духе, что бывает обычно на третий день после того, как перестаёт биться сердце, им кажется, что они в том же теле, в котором жили в мире раньше, и до того даже, что не подозревают, что уже не живут в прежнем мире. Между тем это уже не материальное тело, а субстанциальное. По их чувствам кажется, что оно материально, но на самом деле нет.

(II) По прошествии нескольких дней они видят, что находятся в мире, где устроены разнообразные общества. Этот мир называется миром духов и находится посередине между небесами и адом. Все общества там, несмотря на то, что их бесчисленное множество, организованы в удивительном порядке согласно природным склонностям к добру или злу. Общества, организованные по добрым природным склонностям, сообщаются с небесами, а организованные по злым природным склонностям — с адом.

(III) Новоприбывшего духа, то есть духовного человека, отводят и передают в разные общества, как добрые, так и злые, и исследуют, влияет ли на него добро и истина, или зло и ложь, и каким образом.

(IV) Если он воспринимает различные виды добра и истины, его уводят из злых обществ и вводят в различные добрые общества, пока он не найдёт общество, соответствующее его природной склонности. Там он наслаждается добром, соответствующим этой склонности, до тех пор пока не освободится от своей природной склонности и не примет духовную, и тогда уже возносится в небеса. Но так бывает только с теми, кто в мире прожил жизнь милосердия, и поэтому жизнь веры; иначе говоря, кто верил в Господа и избегал зла как греха.

(V) Иначе бывает с теми, кто утвердился во лжи доводами рассудка, особенно по Слову, и поэтому жил не иной жизнью, как чисто природной, то есть злой. Ибо зло сопутствует лжи, а ложь держится за зло. Поскольку такие не воспринимают никакие виды добра и истины, но только различные виды зла и лжи, их уводят из добрых обществ и вводят в различные злые общества, пока они не найдут то, которое соответствует вожделениям их любви.

(VI) Но так как в мире они во внешнем подражали добрым, хотя во внутреннем их не было ничего, кроме склонностей к злу или вожделений, они время от времени содержатся во внешнем. Те, кто в мире руководили различными сообществами, повсюду в мире духов ставятся во главе целых обществ или их частей, в зависимости от высоты должности, которую они занимали раньше. Но, поскольку они не любят ни истину, ни справедливость и даже не могут быть просвещёны до той степени, чтобы узнать, что такое истина и справедливость, через несколько дней их смещают. Я видел, как таких переводили из одного общества в другое и в каждом давали руководящую должность, но каждый раз смещали через короткое время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.