Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 21 страница




И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого, и тогда возопиют все племена земные и увидят Сына Человеческого, идущего в облаках небесных с силою и славою великою. И пошлёт ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их.

Матф. 24:29—31

 

В духовном смысле это не означает, что солнце и луна померкнут, звёзды упадут с неба, и появится знамение Господа на небесах, и Его увидят в облаках, а также ангелов с трубами. Каждое слово здесь имеет духовное значение, относящееся к церкви; это сказано о её состоянии при её конце. В духовном смысле солнце, которое померкнет, означает любовь к Господу. Луна, которая не даст света, означает веру в Него. Звёзды, которые упадут с неба, означают познания истины и добра. Знамение Сына Человеческого в небе означает явление Божественной истины в Слове от Него. Племена земные, которые возопиют, означают потерю всех истин, принадлежащих вере, и всего добра, принадлежащего любви. Пришествие Сына Человеческого в облаках небесных с силою и славою означает присутствие Господа в Слове и откровение. Облака небесные означают буквальный смысл Слова, а слава — духовный смысл Слова. Ангелы с трубою громогласною означают небеса, откуда исходит Божественная истина. Собрание избранных от четырёх ветров с одного края небес до другого означает новые небеса и новую церковь, состоящую из тех, кто имеет веру в Господа и живёт согласно Его заповедям. Что ни затмение солнца и луны, ни падение звёзд не имеется здесь в виду, ясно видно из книг пророков, у которых подобное говорится о состоянии церкви к тому времени, когда Господь придёт в мир. Например, у Исаии:

Вот, придёт день Иеговы лютый, с пылающим гневом, звёзды небес и созвездия их не будут светить светом своим, солнце померкнет при восходе своем, и луна не даст сиять светилу своему. Я накажу мир за его зло.

Исаия 13:9—11; 24:21, 23

 

У Иоиля:

Наступает день Иеговы, день тьмы и мрака. Солнце и луна помрачатся, и звёзды потеряют свой свет.

Иоиль 2:1, 2, 10; 3:15

 

У Иезекииля:

Я закрою небеса и чёрными сделаю звёзды. Я заслоню солнце облаком, и луна не будет светить светом своим. Я помрачу все светила, которые дают свет, и наведу на землю тьму.

Иезек. 32:7, 8

 

День Иеговы означает пришествие Господа, которое было, когда в церкви не осталось больше ни добра любви, ни истины веры, ни какого-либо знания о Господе. Вот почему он назван днём тьмы и мрака.

199. Господь, когда был в мире, говорил посредством соответствий, то есть природно и при этом духовно. Это можно заключить по Его притчам, в каждом слове которых содержится духовный смысл. Возьмём для примера притчу о десяти девах. Он говорит:

Царство небесное подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли встречать жениха. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли масла. Мудрые же взяли масло в светильниках своих. Но так как жених замедлил, они задремали и уснули. Однако в полночь раздался крик: «Вот, жених идёт, выходите навстречу ему». Тогда все девы те проснулись и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. А пока ходили они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на свадьбу, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: господин, господин, отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Матф. 25:1—12

 

Тот, кто не знает, что бывает духовный смысл и каков он, не видит, что в каждой из этих подробностей есть духовный смысл и поэтому Божественное святое. В духовном смысле царство небес означает небеса и церковь, жених означает Господа, свадьба — супружество Господа с небесами и церковью посредством добра любви и истины веры. Девы означают тех, которые от церкви; под десятью понимаются все, под пятью — некоторая часть. Светильники означают то, что относится к вере, масло — что относится к добру любви. Под сном и пробуждением понимается жизнь человека в мире, то есть природная, и жизнь его после смерти, то есть духовная. Покупка означает приобретение; идти к продавцам и покупать масло означает приобретать добро любви у других после смерти. Но тогда его нельзя более приобретать, поэтому хотя они и пришли со своими светильниками и купленным маслом к дверям, за которыми проходила свадьба, всё равно жених сказал им: «Я не знаю вас». Причина в том, что после жизни в мире человек остаётся таким, каким жил в мире. Из этого ясно, что Господь говорил только соответствиями, потому что говорил от Божественного, Которое в Нём и Которое есть Он Сам. Поскольку девы означают тех, кто принадлежит к церкви, в пророческой части Слова так часто упоминается дева и дочь Сиона, Иерусалима, Иуды, Израиля, и поскольку масло означает добро любви, всё святое церкви помазывалось маслом. То же самое и в других притчах и во всех словах, сказанных Господом; поэтому-то Господь и говорил, что Его слова есть дух и жизнь (Иоанн 6:63).

200. (III) Именно благодаря духовному смыслу Слово Божественно вдохновенно и свято в каждом высказывании.

В церкви говорят, что Слово свято, и объясняют это тем, что Господь Иегова произнёс его. Но поскольку святость Слова не проявляется в буквальном смысле, если кто-то по этой причине начинает сомневаться в его святости, он находит многие подтверждения этим сомнениям, когда затем читает Слово, ибо говорит себе: «Разве это свято? Разве это Божественно?» Поэтому, чтобы такое мышление не распространилось среди многих и не стало затем преобладающим, и чтобы из-за этого Слово не было отвергнуто, как никчёмная книга, и не прервалась поддерживаемая им связь таких людей с Господом, Господу угодно было открыть ныне духовный смысл Слова, с той целью, чтобы знали, где в нём заключено святое Божественное. Но поясним это примерами.

В Слове то там, то здесь упоминаются: Египет, Ассирия, Едом, Моав, сыны Аммоновы, филистимляне, Тир и Сидон, и Гог. Тот, кто не знает, что эти названия означают предметы, относящиеся к небесам и церкви, может впасть в заблуждение, что в Слове по большей части рассказывается о народах и племенах, и лишь немного о небесах и церкви, то есть много о мирском и мало о небесном. Когда же он узнает, что подразумевается под этими народами или под их названиями, он сможет освободиться от своей ошибки и вернуться к истинной вере.

То же самое — когда кто-нибудь видит, что в Слове многократно упоминаются сад, роща, лес или деревья в них, например маслина, виноград, кедр, тополь или дуб; или столько раз говорится о ягнёнке, овце, козле, телёнке или быке, и так же много гор, холмов, долин, источников, рек и вод в них или ещё много другого. Тот, кто ничего не знает о духовном смысле Слова, не может не подумать, что здесь просто подразумеваются всё это. Он не подозревает, что под садом, рощей и лесом подразумеваются мудрость, ум и знание; или что под маслиной, виноградом, кедром, тополем и дубом понимаются добро и истина церкви: небесные, духовные, рассудочные, природные и чувственные. Не знает он и о том, что ягнёнок, овца, коза, телёнок и бык означают невинность, милосердие и природное чувство любви; или что горы, холмы и долины — это высшее, более низкое и самое нижнее в церкви. Далее, что Египет означает научное, Ассирия — рассудочное, Едом — природное, Моав — осквернение добра, сыны Аммоновы — осквернение истины, филистимляне — веру без милосердия, Тир и Сидон — знание добра и истины, Гог — внешнее поклонение без внутреннего. В общем смысле под Иаковом в Слове понимается природная церковь, под Израилем — духовная церковь, под Иудой — небесная церковь. Когда человек всё это знает, он может осознать, что Слово говорит только о небесном, и мирское в нём — это только замещающее для небесного, в котором оно содержится. Поясним это также примером из Слова.

Читаем у Исаии:

В тот день будет дорога из Египта в Ассирию, чтобы Ассирия ходила в Египет и Египет в Ассирию и чтобы египтяне служили вместе с ассириянами. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассирией; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой Египет, и дело рук Моих Ассирия, и наследие Моё Израиль.

Исаия 19:23—25

 

В духовном смысле под этим подразумевается, что во время пришествия Господа научное, рассудочное и духовное образуют единство, и что научное будет служить рассудочному, и вместе то и другое будет служить духовному. Ибо как было сказано, Египет означает научное, Ассирия — рассудочное, а Израиль — духовное. День, упомянутый дважды, означает первое и второе пришествия Господа.

201. (IV) Духовный смысл Слова был до сих пор неизвестен.

В книге «Небеса и ад» (87—105) показано, что всё вообще и в частности, что есть в природе, соответствует чему-либо духовному, и то же самое всё вообще и в частности в человеческом теле. Но до сих пор неизвестно, что такое соответствия. Однако в древнейшие времена это было очень хорошо известно; для живших в то время наука соответствий была наукой наук и настолько общепринятой, что все их дощечки и свитки написаны посредством соответствий. Книга Иова, которая была книгой древней церкви, полна соответствий. Иероглифы египтян, а также мифы древнейших народов, были ни чем иным как соответствиями. Все древние церкви были изобразительными церквями духовного; их обряды и правила, по которым в них строилось богослужение, состояли исключительно из соответствий. Так же было всё и в церкви Сынов Израиля. Их всесожжения, жертвы, хлебные приношения и возлияния со всеми их частностями были соответствиями; подобно тому — скиния и всё, что в ней было, и праздники: праздник опресноков, праздник кущей и праздник первых плодов; а также — священство Аарона и Левитов и их святые одеяния. В книге «Тайны небесные» (издана в Лондоне) показано, каким духовным понятиям всё это соответствовало. Более того, даже все законы и юридические постановления, касающиеся их богослужения и жизни, были соответствиями. Итак, поскольку Божественное представлено в мире в соответствиях, то и Слово написано исключительно посредством соответствий. Поэтому Господь, поскольку говорил от Божественного, говорил посредством соответствий. Ибо то, что от Божественного, нисходит в природе в те предметы, которые соответствуют Божественным предметам и которые тогда скрывают в своей глубине Божественное, называемое небесным и духовным.

202. Мне было дано узнать, что люди древнейшей церкви, жившие до потопа, обладали настолько небесным характером, что разговаривали с ангелами небес. Они могли делать это по соответствиям. Поэтому они достигли такого состояния мудрости, что обо всём, что видели на земле, мыслили не только природно, но при этом и духовно, и поэтому — также совместно с ангелами небес. Мне было также поведано, что Енох (упоминается в Бытие 5:21—24) вместе со своими соплеменниками собирал эти соответствия из их бесед и передал эту науку потомкам. В результате наука соответствий не только была известна, но и очень высоко ценилась во многих царствах Азии, особенно в земле Ханаанской, Египте, Ассирии, Халдее, Сирии, Аравии, Тире, Сидоне и Ниневии. Оттуда она была перенесена в Грецию, но там превратилась в мифы, о чём можно заключить по произведениям древнейших греков.

203. Чтобы было видно, что наука соответствий долго сохранялась у народов Азии, но только у тех, кого называли прорицателями или мудрецами, а иногда магами, мне хотелось бы привести один пример из 1 Книги Царств, гл. 5 и 6. Там упоминается, что ковчег, в котором были две скрижали с написанными на них Десятью заповедями, похитили филистимляне и внесли его в капище Дагона в Азоте. Дагон пал на землю перед ковчегом, а позже его голова и кисти рук, оторванные от тела, лежали на пороге капища. Жители Азота и Аккарона, числом в несколько тысяч человек, поражены были за ковчег геморроем, а земля их была опустошена мышами. Поэтому филистимляне созвали наместников и прорицателей[53], и те как средство от бедствия постановили сделать из золота пять геморроев и пять мышей, и новую повозку, поставить на неё ковчег, а рядом с ним — геморрои и мышей из золота. Затем ковчег отправили обратно к Сынам Израиля с помощью двух коров, которые по пути мычали перед повозкой. Сыны Израиля принесли в жертву коров и повозку и тем умиротворили Бога Израиля.

Из значения всего этого, придуманного филистимскими прорицателями, ясно, что это соответствия. Значение же таково. Сами филистимляне означали тех, чья вера отделена от милосердия; Дагон символизировал их религию. Геморрой, которым они были поражены, означал природную любовь, которая, если отделена от духовной любви, нечиста. Мыши означали опустошение церкви поддельными истинами. Новая повозка означала природное учение церкви, ибо колесница в Слове означает учение из духовных истин. Коровы означали природные склонности к добру. Геморрои из золота означали природные виды любви, очищенные и ставшие добрыми. Мыши из золота означали опустошение, устранённое добром, поскольку золото в Слове означает добро. Мычание коров по пути означало трудное превращение злых вожделений природного человека в добрые склонности. Принесение в жертву всесожжения коров вместе с повозкой означало, что так был умилостивлен Бог Израиля. Всё это, сделанное филистимлянами по совету своих прорицателей, было соответствиями, из чего понятно, что наука соответствий долго сохранялась среди язычников.

204. Поскольку изобразительные обряды церкви, которые были соответствиями, стали с течением времени превращаться в идолопоклонство, а также в магию, эта наука по Божественному провидению Господа постепенно утрачивалась, а у израильского и иудейского народов была совершенно забыта. Богослужение этих народов состояло из одних соответствий и поэтому изображало небесное; тем не менее они не знали значений его составляющих. Ибо они были чисто природными людьми и поэтому не хотели и не могли ничего знать о духовном и небесном, а значит, и о соответствиях, ведь соответствия — это изображения духовного и небесного в природном.

205. Идолопоклонство у народов древних времён зародилось из науки соответствий по той причине, что всё видимое на земле чему-либо соответствует. Это не только деревья, но и животные и птицы всех видов, а также рыбы и всё остальное. Древние, владевшие наукой соответствий, делали себе изображения, которые соответствовали небесным понятиям, и наслаждались ими, как означавшими то, что относится к небесам и церкви. Они помещали их поэтому не только в своих храмах, но и в своих домах, не чтобы поклоняться им, но чтобы они напоминали о небесном, которое ими обозначается. Потому-то в Египте и в других странах пользовались изображениями телят, быков и змей, а также детей, старцев и девушек, что телята и быки означают склонности и способности природного человека, змеи — предусмотрительность и хитрость чувственного человека; дети означают невинность и милосердие, старики — мудрость, девушки — склонности к истине, и так далее. Когда знание соответствий было утрачено, их потомки стали поклоняться изображениям и изваяниям, воздвигнутым предками в храмах или рядом с ними, как святому и, наконец, как божествам. В этом же была причина того, что древние проводили богослужения в садах и рощах, соответственно видам деревьев, а также на горах и холмах. Ибо сады и рощи означали мудрость и разумение, а каждое дерево — какую-либо их составляющую. Например, маслина означала добро любви, виноград — истину от этого добра, кедр — рассудочные добро и истину; гора означала высшие небеса, а холм — небеса под ними.

Что наука соответствий сохранялась у многих восточных народов до самого пришествия Господа, можно заключить из того, что мудрецы с востока пришли к Господу, когда он родился, ибо звезда шла перед ними, и они принесли с собой дары: золото, ладан и мирру (Матф. 2:1, 2, 9—11). Звезда, которая шла перед ними, означала знание с небес, золото — небесное добро, ладан — духовное добро, а мирра — природное добро; от этих трёх видов добра происходит всякое богослужение. Хотя соответствия были совершенно неизвестны израильскому и иудейскому народам, но всё в их богослужении, все законы и постановления их, данные через Моисея, и всё в Слове было исключительно соответствиями. Причина в том, что они были сердцем идолопоклонниками и поэтому таковы, что даже не хотели знать, что в их богослужении что-либо означает небесное и духовное: они верили, что всё это свято само по себе. Поэтому, если бы им было открыто небесное и духовное, они не только отвергли бы это, но и осквернили. Из-за этого небеса были закрыты для них настолько, что они едва ли знали о существовании вечной жизни. Что это так, ясно видно из того, что они не признали Господа, хотя все Священное Писание пророчествовало о нём и предсказывало Его пришествие. Они отвергли Его по той единственной причине, что Он учил их о царстве небесном, а не о царстве земном. Ибо им нужен был Мессия, который возвысил бы их над всеми другими народами мира, а не тот Мессия, который заботится об их вечном спасении.

206. Причина того, что наука соответствий, которая позволяет понять духовный смысл Слова, не была открыта в последующее время, состоит в том, что христиане ранней церкви были настолько простыми людьми, что им невозможно было открыть её, а если бы она и была открыта, то не была бы понята и не принесла никакой пользы. Вслед за их временем тьма покрыла весь христианский мир, сначала из-за распространения многочисленных ересей, а немного позже из-за решений и постановлений Никейского собора о трёх божественных личностях от вечности и о личности Христа, как о Сыне Марии, а не Сыне Бога Иеговы. Именно из этого источника бурным потоком хлынула современная вера в оправдание, в которой предписывается обращаться к трём богам по очереди. От этой веры зависит всё вообще и в частности в современной церкви, как все части тела от головы. Оттого что они применяли всё в Слове, чтобы доказать эту ошибочную веру, нельзя было открывать им духовный смысл; ибо если бы он был открыт, они и его применили бы с той же целью и этим осквернили бы самое святое Слова, окончательно закрыв для себя небеса и изгнав Господа из церкви.

207. Наука соответствий, которая позволяет понимать духовный смысл Слова, открывается сейчас по той причине, что теперь Божественные истины церкви являются в свете, а именно из них состоит духовный смысл Слова. Когда люди обладают ими, буквальный смысл Слова не может быть искажён. Ибо буквальный смысл Слова можно поворачивать как угодно; если его обращают ко лжи, то губят его внутреннюю святость, а вместе с ней и внешнюю. Но если его обращают к истине, святость остаётся. Об этом многое будет сказано далее.

Что духовный смысл в настоящее время открывается, подразумевается в Апокалипсисе (Откр. 19:11—18) под тем, что Иоанн увидел открытые небеса и затем белого коня, и далее под тем, что видел и слышал ангела, стоящего в солнце и созывающего всех на великий пир. Что этот смысл долгое время не будут признавать, подразумевается под зверем и царями земными, которые собирались пойти войной на сидящего на белом коне (Откр. 19:19), а также под драконом, преследовавшим в пустыню женщину, которая родила сына, и извергнувшим из своей пасти воду, как реку, чтобы потопить её (Откр. 12:13—17).

208. (V) В дальнейшем духовный смысл будет дан только тем, кто пребывает в подлинных истинах от Господа.

Причина в том, что никто не может видеть духовного смысла иначе как от Господа и пребывая в Божественных истинах от Господа. Ибо в духовном смысле Слова говорится только о Господе и о Его царстве. Именно этот смысл понимают Его ангелы в небесах, поскольку в нём содержится Его Божественная истина. Над этой истиной человек может совершить насилие, если он знает науку соответствий и с её помощью хочет исследовать духовный смысл Слова по собственному разумению. Ибо по нескольким соответствиям, известным ему, он может извратить этот смысл и даже для подтверждения этого использовать ложные доводы. Это было бы насилием над Божественной истиной, и поэтому над небесами, в которых она пребывает. Поэтому, если кто-то желает открыть этот смысл от себя, а не от Господа, небеса закрываются, а когда они закрыты, человек либо вообще не видит ничего истинного, либо становится духовно безумным.

Другая причина в том, что Господь учит каждого человека посредством Слова на основе тех знаний, которые у него уже есть, а не внушает новые знания непосредственно. Поэтому, если кто-то не обладает Божественными истинами или ему известны лишь немногие истины и наряду с ними ложь, он может по ним исказить истины. Так же поступают с буквальным смыслом Слова все еретики. Чтобы никто не мог войти в духовный смысл и извратить подлинную истину, Господом поставлена стража, которая понимается в Слове под херувимами.

209. (VI) Удивительное о Слове по его духовному смыслу.

В природном мире Слово не производит никаких чудесных явлений, поскольку духовный смысл в нём не виден и не воспринимается человеком внутренне как он есть в себе. Однако в духовном мире можно видеть чудеса, производимые Словом, потому что все там духовны, а духовное воздействует на человека духовного точно так же, как природное на природного. Существует много чудес по Слову в духовном мире, и из них я упомяну лишь немногие.

Само Слово хранится там в святилищах храмов и сияет перед взором ангелов как яркая звезда, а иногда как солнце, и в его сиянии вокруг являются прекраснейшие переливы радуги. Это происходит сразу, как только святилище открывают.

Что каждая отдельная истина в Слове светится, мне было ясно видно из того, что если стих из Слова записать на листке бумаги и подбросить его в воздух, сама бумага светится в той форме, по которой была обрезана. Поэтому духи могут с помощью Слова делать светящиеся предметы различной формы, например птиц и рыб. Ещё более изумительно, когда кто-либо потрёт открытым Словом лицо, руки или одежду, которую носит, прикасаясь к ним написанным. Тогда его лицо, руки и одежда начинают светиться, словно он стоит на звезде, свет которой струится вокруг него. Я часто с удивлением наблюдал, как это происходит, и из этого мне стало ясно, почему лицо Моисея светилось, когда он нёс вниз с горы Синай скрижали завета.

Кроме этого, там бывают многие другие чудеса, происходящие от Слова. Например, если кто-то, пребывающий во лжи, смотрит на Слово, лежащее на своём святом месте, густой мрак опускается на его глаза, и Слово кажется ему чёрным, а иногда словно покрытым копотью. Если же подобный человек касается Слова, раздаётся грохот и треск, и его отбрасывает в угол помещения, где он некоторое время лежит как мёртвый. Если кто-нибудь, пребывающий во лжи, выписывает что-то из Слова на листок бумаги и затем подбрасывает бумагу к небу, тогда такой же грохот бывает в воздухе между его глазами и небом, а бумага разлетается в клочья и исчезает. То же происходит, если бумагу бросают ангелу, стоящему рядом. Я видел это много раз.

Из этого мне стало понятно, что не может быть сообщения с небесами посредством Слова у тех, кто обладает ложным учением; прочтённое ими разлетается по пути к небесам и исчезает, как порох, завёрнутый в бумагу, когда его поджигают и подбрасывают в воздух. Совсем иначе дело обстоит с теми, кто приемлет от Господа истинные положения учения посредством Слова. Чтение ими Слова проникает до самых небес и создаёт связь с ангелами, находящимися в них. Сами ангелы, когда спускаются с небес, чтобы выполнить внизу свои обязанности, являются в окружении маленьких звёздочек, особенно около головы; это знак того, что в них есть Божественные истины из Слова.

Затем, в духовном мире есть всё то же самое, что и на земле, однако всё вообще, и в частности там имеет духовное начало. Таким образом, там бывает золото и серебро и драгоценные камни всякого рода. Их духовное начало — буквальный смысл Слова. Вот почему в Апокалипсисе основания стены Нового Иерусалима описаны как двенадцать драгоценных камней. Причина в том, что основания стены его означают положения учения новой церкви по буквальному смыслу Слова. Поэтому же на ефоде Аарона было двенадцать драгоценных камней, называемых урим и туммим, посредством которых давались ответы с небес.

Кроме того, есть ещё многие чудеса, производимые Словом, связанные с могуществом истины в нём, которое столь беспредельно, что описание его превосходит всякую веру. Это могущество таково, что опрокидывает там горы и холмы, переносит их на большие расстояния, бросает в море, не говоря уже о многом другом. Коротко говоря, могущество Господа по Слову безгранично.

 

 

III

Буквальный смысл Слова —
это основа, вместилище и опора
его духовного и небесного смыслов

210. Во всём Божественном есть первое, среднее и последнее, и первое через среднее переходит в последнее, так оно проявляется и существует. Поэтому последнее — основа. Первое также содержится в среднем, а через среднее — в последнем. Таким образом, последнее является вместилищем, и так как оно является вместилищем и основой, оно есть также и опора. Образованный человек поймёт, что эти три составляющие можно назвать целью, причиной и осуществлением, а также бытием, становлением и проявлением; цель здесь — бытие, причина — становление, а осуществление — проявление. Следовательно, в каждом законченном предмете есть эта триада, а именно то, что называется первым, средним и последним, а также целью, причиной и осуществлением. Если это понятно, то понятно и то, что всякое Божественное дело в последнем своём является полным и завершённым и что в последнем содержится всё, поскольку в нём также и всё предыдущее.

211. Вот почему три в Слове означает в духовном смысле полное и завершённое, а также всё вместе. И поскольку это число имеет такое значение, оно употребляется в Слове так же часто, как и понятия, связанные с ним. Например, в следующих местах. Исаия ходил три года нагим и босым (Исаия 20:3). Иегова три раза звал Самуила, и Самуил три раза бегал к Илию, и на третий раз Илий понял (1 Цар. 3:1—8). Ионафан сказал Давиду скрыться на три дня в поле; позже Ионафан пустил три стрелы в сторону камня, и Давид потом трижды поклонился Ионафану (1 Цар. 20:5, 12—42). Илия трижды поклонился над сыном вдовы (3 Цар. 17:21). Илия приказал трижды лить воду на всесожжение (3 Цар. 18:34). Иисус сказал, что царство небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. (Матф. 13:33). Иисус сказал Петру, что тот трижды отречётся от Него. (Матф. 26:34). Иисус трижды сказал Петру: «Любишь ли ты меня?» (Иоанн 21:15—17). Иона был в чреве кита три дня и три ночи (Иона 2:1). Иисус сказал, что, если разрушат храм, Он воздвигнет его в три дня (Иоанн 2:19; Матф. 26:61). В Гефсимании Иисус молился три раза (Матф. 26:39—44). Иисус воскрес на третий день (Матф. 28:1). Есть много других мест, где упоминается число три, и в каждом случае говорится об оконченном и завершённом действии, потому что таково значение этого числа.

212. Есть трое небес: высшие, средние и низшие. Высшие небеса образуют небесное царство Господа, средние небеса — Его духовное царство, низшие небеса — Его природное царство. Точно так же, как есть трое небес, есть три смысла в Слове: небесный, духовный и природный смысл. То, что было сказано выше в 210, относится также и к этому, а именно, что первое находится в среднем и через среднее в последнем, точно так же, как цель в причине и — через причину — в осуществлении. Отсюда понятно, каково Слово: его буквальный смысл, то есть природный, содержит внутренний смысл, то есть духовный, и самый внутренний, то есть небесный. Таким образом, последний смысл, то есть природный, называемый буквальным, является вместилищем, основой и опорой двух внутренних смыслов.

213. Из этого следует, что Слово без своего буквального смысла было бы подобно дворцу без фундамента, то есть дворцу, построенному не на земле, а в воздухе; это была бы только тень его, которая растает. Слово без буквального смысла было бы как храм, в котором много священного, а в середине — святилище, но у которого нет крыши и стен, то есть вместилища всего этого. Если стен нет или их снести, то всё священное будет украдено ворами, испорчено зверями земными и птицами небесными и поэтому утрачено. Это было бы подобно скинии Сынов Израиля в пустыне (в самой внутренней части которой был ковчег завета, а в средней — золотой светильник, золотой алтарь с воскурениями и стол для хлебов предложения) без её внешнего, то есть без покрывал, завес и столбов. Более того, Слово без его буквального смысла подобно человеческому телу без его покровов, называемых кожей, и без опорных частей, называемых костями. Без того и другого все внутренности тела распались бы. Или оно было бы подобно сердцу и лёгким в грудной клетке, лишенным своих покровов, называемых плеврой, и опоры, называемой рёбрами. Или подобно мозгу без его покровов, называемых твёрдой и мягкой мозговыми оболочками, и без общего укрытия, вместилища и опоры, называемого черепом. Вот чем было бы Слово без буквального смысла; почему и сказано у Исаии, что Иегова сотворит покров над всякой славой (Исаия 4:5).

IV
Божественная истина
в буквальном смысле Слова
содержится в своей полноте,
святости и силе

214. Слово в буквальном смысле содержится в своей полноте, святости и силе потому, что в природном, или буквальном, смысле наряду с ним присутствуют два первых, или внутренних, смысла, называемые духовным и небесным, как было сказано выше (210, 212). Но каким образом они присутствуют совместно, будет объяснено далее. В небесах и в мире существует порядок последовательный и совместный. В последовательном порядке одно следует за другим и сменяет его от высшего до низшего. В совместном же порядке одно находится наряду с другим от самого внутреннего до самого внешнего. Последовательный порядок подобен колонне, которая построена ступенями от вершины к основанию, а совместный порядок подобен конструкции из слоёв, расположенных от центра до самой внешней поверхности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.