Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 20 страница




Вот, скиния Бога с людьми, и Он будет обитать с ними.

Откр. 21:3

 

А также:

Храма же я не видел в Новом Иерусалиме, ибо Господь Бог всемогущий и Агнец — храм Его.

Откр. 21:22

188. Четвёртое воспоминание[51].

Поскольку мне было дано Господом видеть удивительное на небесах и под небесами, то по Его повелению мне следует рассказать о виденном.

Я видел великолепный дворец и внутри него храм. В центре храма стоял золотой стол, на котором лежало Слово, а около него стояли два ангела. Вокруг него были престолы, расположенные в три ряда. Престолы первого ряда были покрыты шёлковой тканью пурпурного цвета, престолы второго ряда — шёлковой тканью небесно-голубого цвета, а престолы третьего ряда — белой тканью. Высоко под крышей над столом был широкий навес, сверкающий драгоценными камнями, от блеска которых сияла как бы радуга, как бывает, когда небо проясняется после дождя. Тут вдруг стали видны представители духовенства, сидящие каждый на своём престоле, все облаченные в одежды священнослужителей. С одной стороны, где стоял ангел-страж, была сокровищница, и в ней красиво были разложены блестящие одежды.

Это был совет, созванный Господом; и я услышал голос с небес, говорящий: «Обсуждайте». Но они спросили: «Какой предмет?» Им было сказано: «О Господе и о Святом Духе». Но думая об этом, они не были в озарении и поэтому начали молиться о нём. Тогда с небес пролился свет и сначала озарил их затылки, затем виски и, наконец, лица. Они приступили к обсуждению, сначала, как было велено, о Господе Спасителе.

Первый вопрос, предложенный для обсуждения, был таков: «Кто принял человеческое в Деве Марии?» Ангел, стоявший у стола, на котором лежало Слово, прочёл им у Луки следующее:

Ангел сказал Марии: вот зачнёшь во чреве, и родишь Сына; и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего. Мария сказала ангелу: как будет это, когда я мужа не познала? Ангел ответил ей: Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречётся Сыном Божьим.

Лука 1:31, 32, 34, 35

 

Затем прочитал также у Матфея следующее:

Ангел сказал во сне Иосифу: Иосиф, сын Давида, не бойся принять Марию себе в невесты, ибо то, что зарождается в ней, — от Святого Духа. И Иосиф не познал её, до того как она родила Сына своего первенца; и он нарек Ему имя: Иисус.

Матф. 1:20, 25

 

Кроме того, он прочёл множество отрывков из евангелистов (например Матф. 3:17; 17:5; Иоанн 1:18; 3:16; 20:31 и многие другие), где Господь в отношении своего человеческого назван Сыном Божьим и где Он из Своего человеческого называет Иегову Своим Отцом; а также отрывки из пророков, где предсказано, что Сам Иегова придёт в мир, в частности, эти два у Исаии:

И скажут в тот день: вот Он, Бог наш, на которого мы уповали, что спасет нас. Это Иегова, на которого мы уповали, возрадуемся и возвеселимся в спасении Его.

Исаия 25:9

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Иегове, уровняйте в пустыне стезю Богу нашему. Ибо явится слава Иеговы, и узрит всякая плоть. Вот, Иегова грядёт с силою; как пастух Он будет пасти стадо Своё.

Исаия 40:3, 5, 10, 11.

 

Ангел сказал: «Поскольку Сам Иегова пришёл в мир и принял человеческое, [благодаря чему спас и искупил людей][52], поэтому у пророков Он называется Спасителем и Искупителем». Затем он прочитал им следующие отрывки:

У тебя только Бог, и нет иного Бога. Бесспорно Ты — Бог сокровенный, Бог Израиля, Спаситель.

Исаия 45:14, 15

Не Я ли Иегова? И нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и Спасителя нет кроме Меня.

Исаия 45:21, 22

Я Иегова, и нет Спасителя, кроме Меня.

Исаия 43:11

Я — Иегова, Бог твой, и ты не должен признавать другого Бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня.

Осия 13:4

Чтобы знала всякая плоть, что Я Иегова, Спаситель твой и Искупитель твой.

Исаия 49:26; 60:16

Что же до Искупителя нашего — Иегова Саваоф имя Его.

Исаия 47:4

Искупитель их силен, Господь Саваоф имя Его.

Иерем. 50:34

Иегова, скала моя и Искупитель мой.

Пс. 18:15

Так говорит Иегова, Искупитель твой, Святой Израиля: Я Иегова, твой Бог.

Исаия 48:17; 43:3; 49:7; 54:8

Ты Иегова Отец наш; от века имя Твоё: Искупитель наш.

Исаия 63:16

Так говорит Иегова, Искупитель твой; Я Иегова, сотворивший всё, и один, Я Сам.

Исаия 44:24

Так говорит Иегова, Царь Израиля и Искупитель его, Иегова Саваоф: Я первый и последний, и кроме Меня нет Бога.

Исаия 44:6

Иегова Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святой Израиля, Богом всей земли будет называться Он.

Исаия 54:5

Вот, наступают дни, когда восставлю Давиду отрасль праведную, и будет он царствовать как царь. И вот имя его: Иегова праведность наша.

Иерем. 23:5, 6; 33:15, 16

В тот день Иегова будет Царём над всей землёй; в тот день будет Иегова один, и имя Его одно.

Зах. 14:9

 

Будучи убежденными всеми этими отрывками, сидящие на престолах единодушно заявили, что Сам Иегова принял человеческое для спасения и искупления людей. Но тогда послышался голос от римских католиков, скрывавшихся за алтарём, которые говорили: «Как Бог Иегова мог стать человеком? Не Творец ли Он веселенной?» Один из сидевших на престолах второго ряда обернулся и спросил: «Тогда кто?» Тот, кто был за алтарём, встал рядом с алтарём и ответил: «Сын от вечности». Но получил в ответ: «Не является ли Сын от вечности по вашему исповеданию также и Творцом вселенной? И кто такой Сын, как не Бог, рождённый от вечности? Как может Божественная сущность, которая едина и неделима, разделиться, и часть её, а не вся она в целости, сойти и принять человеческое?»

Второе рассуждение о Господе состояло в следующем: так ли Бог Отец и Он составляют одно, как составляют одно душа с телом. Они сказали, что это есть следствие, ибо душа — от Отца. Тогда один из сидевших на престолах в третьем ряду прочёл из символа веры, называемого Афанасиевым, следующее:

Хотя наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и Человек, тем не менее Он один Христос, а не двое, и даже Он совершенно Один, одна личность. Ибо как душа и тело составляют одного человека, так же Бог и человек есть один Христос.

Читавший сказал, что этот символ, где есть такие слова, принят во всём христианском мире, даже римскими католиками.

Тогда они сказали: «Зачем нам что-то ещё? Бог Отец и Господь едины, как едины душа и тело. Поскольку это так, мы видим, что человеческое Господа Божественно, ибо это человеческое Иеговы», — и далее, что нужно обращаться к Господу в Его Божественном человеческом, и что так и никак иначе можно обращаться к Божественному, называемому Отцом.

Ангел подтвердил это их заключение многими отрывками из Слова, среди которых были следующие. У Исаии:

Младенец рождён нам, Сын дан нам, имя которому Чудесный, Советник, Бог, Герой, вечный Отец, Князь мира.

Исаия 9:6

 

А также:

Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас. Ты Иегова Отец наш; от века имя Твоё: Искупитель наш.

Исаия 63:16

 

У Иоанна:

Иисус сказал: верящий в Меня верит в пославшего Меня, и видящий Меня видит пославшего Меня.

Иоанн 12:44, 45

Филипп сказал Иисусу: покажи нам Отца. Иисус сказал ему: видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне.

Иоанн 14:8—11

Иисус сказал: Я и Отец — одно.

Иоанн 10:30

А также:

Все, что имеет Отец, — Моё, и всё Моё принадлежит Отцу.

Иоанн 16:15; 17:10

 

И наконец:

Иисус сказал: Я есть Путь, Истина и Жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Иоанн 14:6

 

Читавший добавил, что сказанное Господом о Себе и Своём Отце каждый человек может сказать о себе и своей душе. Когда они это услышали, то все единогласно и единодушно сказали, что человеческое Господа Божественно, и что к нему нужно обращаться, чтобы обратиться к Отцу, поскольку с помощью него Бог Иегова ввёл Себя в мир, стал видимым для глаз людей и так стал доступным. Подобным образом Он делал Себя видимым и доступным в человеческой форме древним, но тогда это происходило через ангела. Но поскольку эта форма была изображением Господа, который придёт, всё в церкви у древних было изобразительным.

Затем последовало обсуждение вопроса о Святом Духе. Сначала было открыто представление многих о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, состоящее в том, что Бог Отец сидит в высоте, а Сын — по правую от Него руку, и они от Себя посылают Святого Духа для просвещения, поучения, оправдания и освящения людей. Но тогда послышался голос с небес, говоривший: «Мы не выносим такого понятия мышления. Кто не знает, что Бог Иегова вездесущ? Знающий и признающий это признаёт также, что Он просвещает, учит, оправдывает и освящает и что нет посредствующего Бога, отличного от Него, и тем более от двух, как личность от личности. Поэтому отбросьте прежнее понятие, как пустое, и примите это, правильное, и увидите ясно».

Но тут снова послышался голос от римских католиков, стоявших у алтаря храма, которые говорили: «Что же такое тогда Святой Дух, упоминаемый у евангелистов и у Павла, который руководит столькими учёными из духовенства, особенно нашего, как они говорят? Кто ныне в христианском мире отрицает Святого Духа и Его действие?» При этом один из сидевших на престолах второго ряда обернулся и сказал: «Вы говорите, что Святой Дух есть личность Сам по Себе, и Бог Сам по Себе. Но что есть личность исходящая и происходящая от личности, как не действие, исходящее и происходящее? Одна личность не может исходить и происходить от другой, а действие может. Или что такое Бог, исходящий и происходящий от Бога, как не исходящее и происходящее Божественное? Один Бог не может исходить и происходить от другого через третьего, но может Божественное от одного Бога».

Услышав это, сидящие на престолах единодушно заключили, что Святой Дух — не личность сам по себе и не Бог Сам по Себе, но Святое Божественное, исходящее и происходящее от единственного вездесущего Бога, то есть Господа. При этом ангелы, стоявшие у золотого стола, на котором было Слово, сказали: «Хорошо! Нигде в Ветхом завете мы не читаем, чтобы пророки возвещали Слово от Святого Духа, но всегда от Иеговы; а там, где в Новом завете говорится о Святом Духе, понимается Божественное исходящее. Оно же есть Божественное просвещающее, обучающее, оживляющее, преобразующее и возрождающее».

Затем последовало обсуждение другого вопроса о Святом Духе: от кого исходит Божественное, понимаемое под Святым Духом, от Отца или от Господа? Когда они обсуждали это, воссиял свет с небес, в котором они увидели, что Святое Божественное, понимаемое под Святым Духом, исходит не от Отца через Сына, а от Сына по Отцу, подобно тому, как у человека всякое действие исходит не от души через тело, а от тела по душе.

Ангел, стоявший возле стола, подтвердил это из Слова следующим:

Тот, которого послал Отец, говорит слова Бога; Бог не мерою даёт ему Дух. Отец любит Сына и всё дал в руку Его.

Иоанн 3:34, 35

Произойдет отрасль от ствола Иессеева; успокоится на нём Дух Иеговы, дух мудрости и разума, дух совета и крепости.

Исаия 11:1, 2

Что Дух Иеговы был положен на него или был в нём.

Исаия 42:1; 59:19, 20; 61:1; Лука 4:18

Когда придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца.

Иоанн 35:26

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, — Моё. Потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам.

Иоанн 16:14, 15

Если Я уйду, то пошлю Утешителя вам.

Иоанн 16:7

Утешитель — это Святой Дух.

Иоанн 14:26

Ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.

Иоанн 7:39

 

А после Его прославления:

Иисус дунул на учеников и сказал им: примите Дух Святой.

Иоанн 20:22

И в Откровении:

Кто не прославит имени Твоего, Господи, ибо Ты один свят?

Откр. 15:4

 

Божественное действие Господа по Его Божественной вездесущести понимается под Духом Святым, поэтому, говоря с учениками о Святом Духе, которого Он пошлёт от Отца, Он также сказал:

Не оставлю вас сиротами; ухожу и приду к вам. В тот день узнаете вы, что Я в моём Отце и вы во Мне, и Я в вас.

Иоанн 14:18, 20, 28

 

И непосредственно перед тем, как уйти из мира, Он сказал:

Вот, Я с вами во все дни до скончания века.

Матф. 28:20

 

Прочитав им это, ангел сказал: «Из этих и из многих других мест в Слове ясно, что Божественное, называемое Святым Духом, исходит от Господа по Отцу». На это сидящие на престолах сказали: «Это Божественная истина».

В конце концов было внесено следующее постановление: «Из обсуждений на этом собрании мы ясно видим и поэтому признаём за святую истину, что в Господе Боге Спасителе Иисусе Христе есть Божественная Троица, то есть Божественное, от которого всё происходит, называемое Отцом, Божественное человеческое, называемое Сыном, и Божественное исходящее, называемое Святым Духом». И все вместе провозгласили, что в Христе вся полнота Божественности обитает телесно (Кол. 2:9). «Таким образом, есть один Бог в церкви».

После того как этот высокий совет пришёл к такому решению, все поднялись, и ангел-страж, выйдя из сокровищницы, поднёс каждому из сидевших на престолах сверкающие одежды, повсюду вышитые золотыми нитями, и сказал: «Примите брачные одежды». И их отвели в славе в новые христианские небеса, с которыми будет соединена церковь Господа на земле, — Новый Иерусалим.

 

 

Глава 4

Священное Писание, или Слово Господа

 

 

I
Священное Писание, или Слово,
есть сама Божественная истина

189. У всех на устах, что Слово исходит от Бога, боговдохновенно и поэтому свято, но до настоящего времени никто не знал, где именно в нём Божественное. Ибо буквально Слово кажется обычной книгой, написанной чужеземным стилем, не таким блестящим и высоким, каким, на первый взгляд, написаны светские книги. Поэтому, если человек поклоняется природе как Богу или почитает её выше Бога и мыслит от себя и своего собственного, а не от небес по Господу, он может легко впасть в заблуждение относительно Слова, проникнуться презрением к нему и говорить себе при чтении его: «Что это или то значит? Может ли это быть Божественным? Может ли так говорить Бог, мудрость которого бесконечна? Где и откуда святое здесь, разве что от набожности и от того, что нас в этом убеждают?»

190. Тот, кто так думает, не принимает во внимание, что Господь Иегова, то есть Бог небес и земли, произнёс Слово через Моисея и Пророков, а значит, оно не может быть ничем иным как Божественной истиной, которой является всё, что говорит Сам Господь Иегова. Не принимает он во внимание и то, что Господь Спаситель, который и есть Иегова, произнес Слово у евангелистов, многое собственными устами, а остальное духом уст Своих, который есть Святой Дух, через двенадцать Своих апостолов. Оттого Он сам говорит, что в Его словах — дух и жизнь и что Он есть свет просвещающий, и что Он есть истина. Это ясно из следующих мест:

Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь.

Иоанн 6:63

Иисус сказал женщине у источника Иакова: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Всякий, пьющий воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».

Иоанн 4:6, 10, 14

 

Источник Иакова означает Слово (как и во Втор. 33:28). Вот почему Господь, поскольку Он есть Слово, сидел около него и разговаривал с женщиной. Живая вода означает истину Слова.

Иисус сказал: кто жаждет, пусть идёт ко Мне и пьёт. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Иоанн 7:37, 38

Пётр сказал Иисусу: «Ты имеешь слова вечной жизни».

Иоанн 6:68

Иисус сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».

Марк 13:31

 

Слова Господа есть истина и жизнь потому, что Он сам есть истина и жизнь, как Он учит у Иоанна:

Я есть Путь, Истина и Жизнь.

Иоанн 14:6,

и у него же:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. В Нём была жизнь, и жизнь была светом людей.

Иоанн 1:1—4

 

Слово означает Господа относительно Божественной истины, в которой одной есть жизнь и свет. Поэтому Слово, которое от Господа и которое есть Господь, называется источником живой воды (Иерем. 2:13; 17:13; 31:9), источником спасения (Исаия 12:3), источником (Зах. 13:1) и рекой воды жизни (Откр. 22:1); и сказано, что «Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить на живые источники вод» (Откр. 7:17). Кроме того, есть места, где Слово называется святилищем и скинией, в которой Господь пребывает с человеком.

191. Но природный человек всё же не может быть убежден этими цитатами в том, что Слово есть сама Божественная истина, содержащая Божественную мудрость и Божественную жизнь, потому что он рассматривает его, исходя из стиля, по которому он не может видеть этого. Однако стиль Слова — это подлинный Божественный стиль, с которым нельзя сравнить никакой другой стиль, сколь угодно возвышенный и великолепный. Стиль Слова таков, что святое в нём — в каждом предложении, в каждом слове, а в некоторых местах даже в самих буквах. Поэтому Слово связывает человека с Господом и открывает путь к небу. Есть два исходящих от Господа: Божественная любовь и Божественная мудрость, или, что то же самое, Божественное добро и Божественная истина. В своей сущности Слово — и то, и другое, и поскольку оно, как было сказано, образует связь человека с Господом и открывает путь к небу, Слово наполняет человека добром любви и истинами мудрости, его волю — добром любви, а разум — истинами мудрости. Так человек обретает жизнь посредством Слова. Но следует твёрдо знать, что жизнь из Слова есть только у тех, которые читают его с целью черпать из него Божественные истины, как из их источника, и одновременно с целью применять почерпнутые оттуда Божественные истины в своей жизни. Противоположное бывает с теми, кто читает Слово лишь с той целью, чтобы охотиться за почестями и стяжать мирские блага.

192. Всякий, кто не знает, что в Слове содержится духовный смысл, как в теле душа, может не иначе судить о Слове, как по его буквальному смыслу. Между тем Слово подобно ларцу с драгоценностями, которые и есть его духовный смысл. Поэтому пока его внутренний смысл неизвестен, о Божественной святости Слова можно судить не иначе как о драгоценном камне по оправе, в которую он был вставлен, из чего может иногда казаться, что это обычный камень, или по шкатулке, сделанной из яшмы, лазурита, амианта, называемого также слюдой, или агата, в которой в своём порядке уложены алмазы, рубины, сардониксы, восточные топазы и так далее. Таким образом, пока это не известно, неудивительно, что шкатулка ценится не выше стоимости видимых материалов. То же самое и с буквальным смыслом Слова. С тем чтобы люди более не сомневались относительно того, что Слово Божественно и в высшей степени свято, Господь открыл мне его внутренний смысл, духовный по своей сущности. Он заключен во внешнем, или природном, смысле, как душа в теле. Этот смысл есть дух, который оживляет букву. Следовательно, он свидетельствует о Божественности и святости Слова и убеждает даже природного человека, если он желает убедиться.

 

 

II

Слово содержит духовный смысл,

неизвестный до настоящего времени

193. Если сказать, что Слово, будучи Божественным, в глубине своей духовно, кто не признает и не подтвердит это? Но кто до сих пор знал о том, что означает духовное и где оно скрыто в Слове? Что такое духовное, будет показано в воспоминании, приведённом в конце этой главы; а где оно скрыто в Слове, — в следующих абзацах.

Слово в глубине своей духовно потому, что оно сошло от Господа Иеговы и проникло через ангельские небеса, и само Божественное, которое в себе невыразимо и непостижимо, по мере схождения сделалось доступным для постижения ангелов и затем для постижения людей. Поэтому есть духовный смысл внутри природного, как душа в человеке, или мышление разума в речи, или склонность воли в действии. Если позволительно сравнить это с тем, что предстаёт взгляду в природном мире, то духовный смысл находится в природном, как весь мозг внутри своих оболочек или покровов, или как ветви дерева внутри коры и лыка, или как всё необходимое для рождения птенца внутри скорлупы яйца, и так далее. Но никто до сих пор не догадывался, что природный смысл Слова содержит такой духовный смысл. Поэтому необходимо явить разуму эту тайну, которая содержит в себе много больше, чем все тайны, раскрытые прежде. Это будет сделано объяснением в следующем порядке.

 

(I) Что такое духовный смысл.

(II) Духовный смысл присутствует во всём Слове и в каждой его частности.

(III) Именно благодаря духовному смыслу Слово Божественно вдохновенно и свято в каждом высказывании.

(IV) Духовный смысл был до сих пор неизвестен.

(V) В дальнейшем духовный смысл будет дан только тем, кто пребывает в подлинных истинах от Господа.

(VI) Удивительное о Слове по его духовному смыслу.

 

Каждая из этих тем теперь будет развёрнута отдельно.

194. (I) Что такое духовный смысл.

Духовный смысл — это не тот, который явствует из смысла написанного в Слове, когда кто-то его тщательно исследует и применяет для подтверждения определённых догматов церкви; такой смысл можно назвать буквальным и церковным. Но духовный смысл не проявляется в буквальном смысле, он — внутри него, как душа в теле, как мысль разума в глазах или как чувство любви на лице. Слово духовно в первую очередь благодаря этому смыслу, не только для людей, но и для ангелов. Поэтому Слово через этот смысл сообщается с небесами. Поскольку Слово внутренне духовно, оно написано одними соответствиями, а что писалось посредством соответствий, то во внешнем смысле писалось таким же стилем, как у пророков, евангелистов и в Апокалипсисе. Несмотря на то что этот стиль кажется обыденным, он заключает в себе Божественную мудрость и всю ангельскую мудрость. Что такое соответствия, можно увидеть из книги «Небеса и ад» (изданной в Лондоне в 1758 г.), в которой есть разделы, посвященные соответствию всего в небесах всему в человеке (87—102) и соответствию всего в небесах всему на земле (103—115); это будет полнее показано на примерах из Слова, приведённых ниже.

195. От Господа исходит одно за другим Божественное небесное, Божественное духовное и Божественное природное. Божественным небесным называется всё, что исходит от Его Божественной любви, и всё это есть добро. Божественным духовным называется всё, что исходит от Его Божественной мудрости, и всё это есть истина. Божественное природное происходит от того и другого и является их сочетанием в самом внешнем. Ангелы небесного царства, которое составляют третьи, самые высшие, небеса, пребывают в Божественном, называемом небесным, которое исходит от Господа, поскольку они обладают от Господа добром любви. Ангелы духовного царства, которое составляют вторые, или средние, небеса, пребывают в Божественном, называемом духовным, которое исходит от Господа, так как они обладают от Господа Божественной мудростью. Ангелы Божественного природного царства, которое составляют первые, или низшие, небеса, пребывают в Божественном, называемом природным, которое исходит от Господа, и обладают от Господа верой милосердия. Люди же, образующие церковь, пребывают в одном из этих царств, в зависимости от их любви, мудрости и веры; и после смерти они приходят в то царство, в котором были. Слово Господа устроено так же, как и небеса. В самом внешнем своём смысле оно природно, во внутреннем — духовно, а в самом внутреннем — небесно, и в каждом смысле оно Божественно. Поэтому оно приспособлено для ангелов трёх небес, а также и для людей.

196. (II) Духовный смысл присутствует во всём Слове и в каждой его частности.

Это лучше видно из примеров, а именно следующих. Иоанн говорит в Откровении:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется верный и истинный, и в праведности он судит и воинствует. Очи у него как пламень огненный, и на голове его много диадем. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме его самого. Он был облечён в одежду, окрашенную кровью. И названо имя его — Слово Божье. И воинства его в небесах следовали за ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый. На одежде и на бедре его было написано имя его: Царь царей и Господь господствующих. И увидел я затем одного ангела, стоящего в солнце, который воскликнул громким голосом: Идите и собирайтесь на великий пир, чтобы съесть плоть царей, плоть военачальников, плоть сильных, плоть коней и сидящих на них, плоть всех свободных и рабов, и малых и великих.

Откр. 19:11—18

 

Что это означает, никто не может видеть иначе как по духовному смыслу Слова; и никто не может видеть духовного смысла, не зная соответствий. Ибо каждое слово соответствует чему-либо и ни одно не употребляется напрасно. Знание соответствий учит, что значит «белый конь», «сидящий на нём», «очи как пламень огненный», «диадемы» на голове, «одежда, окрашенная кровью», «белый виссон» его небесного войска, «ангел, стоящий в солнце», «великий пир» на который они должны пойти и собраться, а также «плоть царей и военачальников» и многое другое, что они должны были съесть.

Что означают все эти частности в духовном смысле, видно из объяснений в книге «Апокалипсис открытый» (820—838) и в краткой работе «Белый конь», поэтому дальнейшее объяснение было бы излишним. Там было показано, что это описание Господа как Слова. Его глаза, подобные пламени огненному, означают Божественную мудрость Его Божественной любви. Диадемы на Его голове и имя, которое никто кроме Него не знает, означают Божественные истины Слова от Него, а также, что никто не может понять, каково Слово в духовном смысле, кроме Господа и тех, кому Он открывает его. Одежды, окрашенные кровью, означают природный смысл Слова, то есть буквальный смысл, над которым совершено насилие. Совершенно очевидно, что так описывается Слово, ибо сказано: «Названо имя его — Слово Божье». Совершенно ясно также, что подразумевается именно Господь, поскольку сказано, что имя того, кто сидел на белом коне, было «Царь царей и Господь господствующих», подобно тому, как в Откровении 17:14, где говорится: «И Агнец победит их, ибо Он Господь господствующих и Царь царей».

Что духовный смысл Слова открывается при конце церкви, обозначается не только тем, что сказано о белом коне и о сидящем на нём, но также великим пиром и ангелом, стоящим в солнце и приглашающим всех пойти и съесть плоть царей и военачальников и многое другое, что означает усваивать всё доброе от Господа. Все выражения, употреблённые здесь, были бы бессмысленны, лишены жизни и духа, если бы не заключали внутри себя духовный смысл, как тело — душу.

197. В Откровении, глава 21, Новый Иерусалим описывается так: в нём было светило, подобное драгоценнейшему камню, как бы камню яшме, сверкающему, как хрусталь. Имел он большую и высокую стену с двенадцатью воротами и на воротах двенадцать ангелов; на них написаны были имена двенадцати колен Сынов Израиля. Стена была в сто сорок четыре локтя, такова была мера человека, то есть ангела. Стена построена была из яшмы, а основание её — из всякого драгоценного камня: яшмы, сапфира, халцедона, смарагда, сардоникса, сердолика, хризолита, берилла, топаза, хризопраза, гиацинта и аметиста. Его воротами были двенадцать жемчужин. Сам город был из чистого золота, похожего на чистое стекло, и расположен был четырёхугольником; длина его, ширина и высота были равны, по двенадцать тысяч стадий, и многое другое (Откр. 21:11, 12, 16—21).

Всё это должно пониматься духовно, о чём можно заключить из того, что Новый Иерусалим означает новую церковь, которая должна быть основана Господом, как показано в «Апокалипсисе открытом» (880). Поскольку Иерусалим означает церковь, следовательно всё, что говорится о городе, его воротах, стенах, основаниях и измерениях, содержит духовный смысл, ведь всё, что относится к церкви — духовно. Что всё это означает, показано в «Апокалипсисе открытом» (896—925), поэтому показывать это дальше будет излишне. Достаточно знать из этого, что во всех подробностях данного описания заключён духовный смысл, как душа в теле. Без этого смысла ничто из того, что здесь написано, нельзя было бы понимать как церковное; например, что это был город из чистого золота, ворота его из жемчужин, его стены из яшмы, основания стен из драгоценных камней; что стена была в 144 локтя, и это мера человека, то есть ангела; что город — 12 тысяч стадий в длину, ширину и высоту и тому подобное. Однако тот, кто знает духовный смысл по науке соответствий, понимает это; так, например, стена и её основания означают положения учения этой церкви по буквальному смыслу Слова, а числа 12, 144 и 12 000 означают всё в нём, то есть все его виды истины и добра в совокупности.

198. Когда Господь рассказывает Своим ученикам о скончании века, означающем последнее время церкви, Он говорит о последующем изменении её состояния до предсказанного конца:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.