Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ньютонианство в XVIII веке




У последователей Ньютона в XVIII в. закрепилось и абсолютизировалось представление о ньютоновской научной программе как программе прежде всего эмпирической. И хотя в работах Ньютона было немало оснований для такого толкования его метода, однако распространившееся в XVIII в. представление о принципах ньютонианской физики было все-таки односторонним: из научной программы Ньютона, в сущности, полностью элиминировалось ее философское ядро.[16] В результате и возник тот облик ньютоновской физики, который впоследствии оказался одним из аргументов в пользу позитивистского толкования науки и ее истории. А. Эйнштейн писал: «значение трудов Ньютона заключается не только в том, что им была создана практически применимая и логически удовлетворительная основа механики, а и в том, что до конца ХК в. эти труды служили программой всех теоретических исследований в физике»167, - и не только в ней, но и в других науках.

В числе ученых XVIII в., работавших в рамках научной программы Ньютона - Пьер Симон Лаплас (1749-1827), выдающий французский математик и астроном. Его пятитомное произведение «Трактат о небесной механике» как бы подытожило развитие классической механики. Именно в небесной механике Лаплас, как и другие ученые XVIII в., видит вершину механики как науки, в которой находит свое полное подтверждение принцип механического понима[17]ния природы. Лаплас полностью убежден в том, что физика должна быть сведена к механике, а последняя решает все задачи путем дифференциального исчисления. Достаточно проинтегрировать систему дифференциальных уравнений, описывающих движение всех без исключения тел и частиц, составляющих вселенную, чтобы получить исчерпывающее знание о том, что есть, что было и что будет. Всякая случайность, согласно этой программе, будет результатом нашего незнания. Здесь он близок к французским материалистам, о чем достаточно убедительно свидетельствует его ответ на реплику Наполеона, получившего в подарок экземпляр «Изложения системы мира» Лапласа: «Ньютон в своей книге говорил о Боге, в Вашей же книге я ни разу не встретил имени Бога».- «Гражданин Консул, в этой гипотезе я не нуждался».

Важная особенность функционирования механической картины мира в качестве фундаментальной исследовательской программы - синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) разного рода процессов и явлений к механическим. Несмотря на ограниченность уровнем естествознания XVII в., механическая картина мира сыграла в целом положительную роль в развитии науки и философии. Она давала естественнонаучное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Она ориентировала на понимание природы из неё самой, на познание естественных причин и законов природных явлений.

Заключение

Изучив содержание научной программы Ньютона, можно сделать следующие выводы:

1. Несмотря на все различие существующих в XVII - XVIII вв научных программ (картезианцев, ньютонианцев, атомистов и Лейбница), у них всех был некий общий идеал естествознания, отход от которого они и оценивали как возвращение к средневековой физике с ее принципом “скрытых качеств”. Содержание научного метода Ньютона (метода принципов) сводится к следующему: •

· провести опыты, наблюдения, эксперименты;

· посредством индукции вычленить в чистом виде отдельные стороны естественного процесса и сделать их объективно наблюдаемыми;

· понять управляющие этими процессами фундаментальные закономерности, принципы, основные понятия;

· осуществить математическое выражение этих принципов, т.е. математически сформулировать взаимосвязи естественных процессов;

· построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов

2. Ньютон выделяет эксперименту особую роль в своей научной программе. Даже математика, по Ньютону, должна пользоваться методом анализа, основанным на индукции, а тем более — физика, и, соответственно, биомеханика. Только те заключения, которые получены на базе экспериментов, имеют право претендовать на научность и достоверность, — и это несмотря на то, что, как признает Ньютон, к общим положениям можно прийти только путем полной индукции, что, строго говоря, бывает очень редко. Гипотезам, т.е. утверждениям, полученным рационально, а не эмпирическим путем, не должно быть места в науке.

 

3. Определение силы по Ньютону, это искривление траектории происходит в силу притяжения одного тела другим, обладающим большей массой (хотя притяжение тел и является взаимным), и, таким образом, производится силой, действующей на расстоянии. Именно сила тяготения тел есть та причина, с помощью которой, по убеждению Ньютона, можно объяснить, - а не только математически описать - явления природы

 

4. 1) Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год.

2) Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное.

3) Место есть часть пространства, занимаемая телом, и по отношению к пространству бывает или абсолютным, или относительным.

4) Абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного места в другое, относительное — из относительного в относительное же.


5. Вся научная программа Ньютона имеет важную роль для биомеханики.
В биомеханике на основе законов механики анализируются двигательные действия человека

Также хотелось бы отметить роль к эксперимента в биомеханике.
Метод биомеханики — системный анализ и системный синтез движений на основе количественных характеристик, в частности кибернетическое моделирование движений. Биомеханика, как наука экспериментальная, эмпирическая, опирается на опытное изучение движений. При помощи приборов регистрируются количественные характеристики, например траектории скорости, ускорения и др., позволяющие различать движения, сравнивать их между собой. Рассматривая характеристики, мысленно расчленяют систему движений на составные части — устанавливают её состав. В этом — суть системного анализа.

Труд «Математические начала натуральной философии», в котором заклады вались основы дифференциального и интегрального исчислений, позволил осуществить расчеты динамки тела, его инерциальных показателей. До этого математический аппарат науки более всего был приспособлен для изучения статических положений человека.

 

6. Осознав невозможность объяснить первопричину, природу тяготения механическим путем, т.е. средствами механики, Ньютон вынес решение этого вопроса, впрочем, как и поиск ответов на вопросы о первопричинах иных явлений, природе физических сил, в сферу немеханическую, а именно метафизики. Не считая тяготение скрытым качеством, скрытой причиной, поскольку явления показывают, что эта причина существует на самом деле, Ньютон все же полагал невозможным дать этой истинной конечной, «простейшей причине» механическое объяснение, ибо «если бы таковое существовало, то эта причина не была бы простейшею»1. Стало быть, объяснение ей следует искать за пределами механики, т.е. в сфере метафизики, а именно: сила тяготения проистекает от Бога

 

7. Становление научной программы И. Ньютона осуществлялось в ходе острой полемики, с одной стороны, с картезианцами (особенно с Декартом) и Г. Лейбницем, с другой - с атомистами в лице прежде всего Х. Гюйгенса. Свое завершение она нашла в его главном труде «Математические начала натуральной философии», который великий французский математик и механик Ж.Л. Лагранж назвал «величайшим произведением человеческого ума», знаменитый французский математик и астроном П. Лаплас, прозванный своими современниками «французским Ньютоном», - «памятником глубины гения, открывшего нам самый великий закон вселенной»1, а отечественный историк науки Б.Г. Кузнецов - «евангелием науки».

8. В истории науки XVIII в. обычно характеризуют как время острой борьбы между картезианцами и ньютонианцами
После победы ньютонианства Ньютон превратился в символ классического идеала науки, символическую фигуру истинного гения классической науки, которая прочно установила физику на ее собственных основаниях. В числе ученых XVIII в., работавших в рамках научной программы Ньютона, нельзя не назвать Пьера Симона Лапласа, выдающегося французского математика и астронома, чье пятитомное произведение “Трактат о небесной механике” как бы подытожило развитие механики всего XVIII в.


Список использованной литературы:

 

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.)
Издательство: М.: Наука, 1987

2. Койре А Очерки истории философской мысли. М.1985 Изд.: Прогресс, с. 286

3. Петров, В.А. Механика спортивных движений / В.А.Петров, Ю.А. Гагин.- М.: Физкультура и спорт, 1974.- 232 с.

4. Попов, Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.И. Попов, А.В. Самсонова.- М.: Издательский центр "Академия", 2011.- 320 с.

5. Шишков И. З. История и философия науки: учебное пособие. - 2010. - 768 с.

6. Штанько. В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ. с.292., 2002

 


[1] Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) Издательство: М.: Наука, 1987

[2] Шишков И. З. История и философия науки: учебное пособие. - 2010. - 768 с

[3] Шишков И. З. История и философия науки: учебное пособие. - 2010. - 768 с

[4] Шишков И. З. История и философия науки: учебное пособие. - 2010. - 768 с

[5] Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) Издательство: М.: Наука, 1987

[6] Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) Изд.: М.: Наука, 1987

[7] Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) Издательство: М.: Наука, 1987

[8] Попов, Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.И. Попов, А.В. Самсонова.- М.: Издательский центр "Академия", 2011.- 320 с

[9] Петров, В.А. Механика спортивных движений / В.А.Петров, Ю.А. Гагин.- М.: Физкультура и спорт, 1974. 232 с.

[10] Попов, Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.И. Попов, А.В. Самсонова.- М.: Издательский центр "Академия", 2011.- 320 с.

 

[11] Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) Издательство: М.: Наука, 1987

 

[12] Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) Издательство: М.: Наука, 1987

 

[13] Шишков И. З. История и философия науки: учебное пособие. - 2010. - 768 с.

 

[14] Шишков И. З. История и философия науки: учебное пособие. - 2010. - 768 с.

 

[15] Штанько. В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ. с.292., 2002

.

[16] Штанько. В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ. с.292., 2002

 

[17] Койре А Очерки истории философской мысли. М.1985 Изд.: Прогресс, с. 286




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.