Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детский и пионерский возраст




Союзмультфильм и другие организации, занятые созданием мультипликационных фильмов, создавали продукцию, направленную на детей от 2 лет и старше. Так, к детской возрастной категории 2-5 лет относились мультфильмы: «Непослушный котенок» (1953), «Пирожок» (1956), «Колобок» (1956), «Девочка и медведь» (1980), «Мама для мамонтенка» (1981), «Пингвиненок» (1981, свердловская киностудия), «Первая зима» (1978), и другие. К возрастной категории 5-7 лет: «Храбрый олененок» (1957), «Малыш и Карлсон» (1968), «Как львенок и черепаха пели песню» (1974), «Дед Мороз и серый волк» (1978), «Падал прошлогодний снег» (1983), «Земляничный дождик» (1990). Для младшего школьного возраста предназначались мультфильмы: «Серая шейка» (1948), «Кошкин дом» (1958), «Бременские музыканты» (1969), «Умка ищет друга» (1970), «Сказка о жадности» (1976), «Приключения кота Леопольда» (1975-1987), «Ивашка из дворца пионеров» (1981).

Мультфильмы советского времени активно стали создаваться с 1945 года и заняли широкую нишу в образовательном процессе детей дошкольного и раннего школьного возраста. Они осуществляли образовательную и развлекательную функцию и вели борьбу за умы детей очень успешно. Этому способствовала и длина мультипликационного фильма, который длился от 5 до 50 минут, - в зависимости от возрастного ценза фильма. Так, для маленьких детей чаще снимались короткометражные мультфильмы, а самые длинные «Тайна третьей планеты» (1981) и «Конек Горбунок» (1947) – были предназначены или для детей младшего школьного возраста или же представляли собой экранизацию сказки (как во втором случае). Многие мультфильмы демонстрировались по сериям. Такими многосерийными мультфильмами были: «Чебурашка и крокодил Гена» (1972), «Трое из Простоквашино» (1978), «Ну, погоди!» (1969-2005). Серия мультфильма не занимала больше 15 минут эфирного времени телеканала; сюжетная линия была достаточно простой и рассказывала не об этапе в жизни героев, а была как бы отдельным эпизодом из жизни, тем самым позволяя смотреть серии вне зависимости от того, видел ли прошлую, или нет. Кроме того, короткометражные мультфильмы подходят детям по возрастной категории, т.к. позволяют им усваивать информацию, а не пропускать ее мимо себя. Это связано с ограниченной способностью (временной) людей, и еще более ограниченной детей, воспринимать информацию, не переводя внимание на другой предмет.

По мнению психологов (14), воздействие мультфильмов на ребенка сравнимо с возможностями игры и живого людского общения. Персонажи мультиков формируют у малыша первичные понятия о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо, демонстрируют ребенку всевозможные модели взаимодействия с окружающим миром. У самых маленьких, они формируют восприятие действительности и окружающего мира, потому, для малышей важно, чтобы герои были похожи на свои реальные прототипы. Это понимали в советское время и создавали мультипликационные фильмы с вязанными, вылепленными героями (такие помогают приблизить восприятие к мышлению детей и их повседневному опыту и общению с окружающим пространством на основе игрового процесса). Дети сами выбирают любимых героев. Сравнивая себя с ними, они учатся уважать других и позитивно воспринимать себя, бороться с собственными трудностями, избавляться от страхов. Также стоит отметить, что мультфильмы, являются одним из важнейших этапов, помогающих в развитии воображения ребенка. Развитию воображения способствовали такие шедевры мультипликации, как «Варежка», - история о девочке, которая хотела собаку, и в варежке увидела исполнение своей мечты. Также для развития воображения полезны пластилиновые и вязанные мультфильмы, являющиеся специфической особенностью советской мультипликации. Советские мультфильмы придерживались в основном идеи исправления (мальчик из «Мойдодыра») плохих героев, а не идеи их устранения, которая появится много позже в иностранных мультфильмах.

В формировании элементарного мировоззрения помогали и кинофильмы для младшего возраста. Их возрастная категория начинается приблизительно с 6 лет. Для школьников младшего школьного возраста было снято немало фильмов. Так, в 1939, - появился, наверное, один из первых детских кинофильмов - «Золотой ключик» (реж. А. Пушко). Экранизация детской сказки была исполнена в черно-белом варианте, с использованием кукольного театра. О товарищеской поддержке и отношении к взрослым повествуют фильмы «Первоклассница» (реж. И. Фрез, 1948), «Васек Трубачев и его товарищи» (реж. И. Фрез, 1955, 1957). Рассчитанные на младший школьный возраст, фильмы на примере одного класса рассказывают о сложностях, которые поджидают юных пионеров на пути к взрослой жизни, о коллективной работе, об уважении к старшим. Эти важные принципы подаются детям без особой дидактической подоплеки (ее заметят взрослые). Дети видят себе подобных, сравнивают себя с героями, попадают в реальные истории, требующие от них умения сделать выбор. Немаловажна и роль идеологии в данных фильмах, ведь они воспитывают пионеров. «Алеша Птицын вырабатывает характер» (реж. А. Граник, 1953). Данный фильм - пример гостеприимного маленького мальчика, которым должен быть каждый пионер. Алеша готов протянуть руку помощи, сам учится жить по режиму и распорядку, не винит взрослых, а пытается помочь им и исправить ошибку, совершенную бабушкой. Фильм, снятый на фоне широкой панорамы Москвы начала 50-х годов, - стал хорошим примером социалистического реализма в кинематографе и показал типичный характер школьника-пионера. О храбрости юного пионера и жизни на каникулах повествует фильм «Огни на реке» (реж. В. Эйсымонт, 1953). Для младшего школьного возраста был снят и фильм-сказка «Королевство кривых зеркал» (реж. А. Роу, 1963). Фильм снят по одноименной повести Виталия Губарева. Этот кинофильм стал популярным не только среди детей, но и у старшего поколения, которое видело в нем решение сложных вопросов, в том числе и политического характера. Детям же он рассказывал о непослушании и наказании, ответственности и требовательности к себе. Стоит отметить особую важность данной картины в плане идеологической пропаганды. В 1985 году Московским издательством «Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства» по мотивам фильма «Королевство кривых зеркал» внесерийным изданием была издана книга (комикс) в мягкой обложке. Приключенческая сказка «Старик Хоттабыч» (реж. Г. Казанский, 1956) - стала традиционным фильмом для детей. В этом кинофильме нет сильной идеологической линии, он не призван формировать пионера-героя, однако несет в себе важнейшие принципы, способствующие формированию достойной личности. Говорить об отсутствии идеологической направленности фильма – ошибочно. На примере обыденных человеческих взаимоотношений демонстрируются базисные черты характера советского человека.

Усвоение эстетических, духовных, нравственных установок кинофильма, - производится ребенком непреднамеренно и хаотично, тем более, если учесть тот фактор, что большинство фильмов, подавляющее большинство, демонстрируется в кинотеатрах. Кино позволяет осуществлять формирование личности в нужном направлении с более ранних и простых элементов ее психологической структуры — с интересов. (7) Потому, показывая детям и пионерам картины, привычные в их жизни, кинематограф, как нельзя лучше, добивается воздействия на аудиторию. А, следовательно, показанные нами выше примеры и основные установки кинофильмов для детей, откладываются в подсознании юного представителя общества, формируют жизненные ориентиры, необходимые для дальнейшего усвоения норм и правил.

Помимо полнометражных картин и мультфильмов для просмотра в кинотеатре, большое место в образовательном процессе детей и молодежи посредствам кино занимают киножурналы. Ярким примером является киножурнал «Ералаш». Начавший выходить с 1974 года сначала в кинотеатрах, а потом и на телевидении детский юмористический киножурнал демонстрировал пример обучения через развлечение. В нем присутствует много сюжетов для младшего школьного возраста: «Зараза» (1986), «Вот смеху-то будет» (1982). Показателен, плане обучения, сюжет о том, как школьники решили подшутить над учителем анатомии и сделали танцующий скелет. данный сюжет демонстрировался на телемосте Москва - Сан-Диего, Калифорния в 1983 году. Тема телемоста: «Дети и кино». Данный сюжет интересен детям и не привязан к действительности какой-то одной страны, т.к. отражает общую суть поведения ребенка, а потому является примером вненационального формирования личности в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.