КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники из сети Интернет
Молодежь и студенты. Дети старшего школьного возраста также нуждаются в воспитании, однако, педагогика сталкивается со сложностью воздействия на возрастную категорию 11-15 лет, в связи с переходным возрастом. В этот самый момент кинематограф и литература становятся основными способами воздействия на поведение ребенка. Кинематограф ведет уже направленное воздействие на зрителя данной возрастной категории, включающее более серьезную идеологическую пропаганду. Однако не стоит забывать, что это все же детский возраст, а потому процент пропаганды в кинематографическом произведении искусства не должен уступать проценту развлекательной и дидактической составляющей. Осознанный школьный возраст является первой ступенью в базисном формировании личности, способной совершать те или иные поступки. Для данного возраста кинематограф демонстрирует характер через поступки героев, а не окружающую обстановку. Базируется на приемах операторской работы, помогающих в идентификации зрителя с героем. Идентификации способствуют и художественные средства кино, определенным образом используемые авторами. Прежде всего, это монтаж и ракурс, благодаря которым реальный мир предстает на экране с точки зрения одного из действующих лиц. Например, в фильме «Летят журавли» (реж. М. Калатозов) мы видим окружающую действительность глазами тяжелораненого Бориса. На экране не только верхушки берез, которые видны упавшему на землю человеку, но и последние мысли гаснущего сознания. От зрителя не требуется никаких усилий, чтобы полностью отождествить себя с героем, жить его бедами и радостями. Обстоятельства, которые вызывают наши переживания, так называемые реагенты, условны, ибо они связаны с экранным изображением, а не с подлинной внешней средой (7). Как говорил М.Эйзенштейн: «Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения, фиктивно... чувствовать себя мудрым с Фаустом, страстным—с Ромео... В результате такого «фиктивного» поступка зритель переживает совершенно реальное, конкретное удовлетворение» (8) Таким образом, фиктивное переживание формирует совершенно реальную готовность поступать так, а не иначе, на основе примера, показанного на экране. К таким осознанным поступкам подталкивали фильмы, главной темой которых становилась первая любовь. Для старших школьников, в отличие от младших, создаются романтические легенды. В то время, как для младшей школы чаще снимаются комедии, - больше соответствующиеэтой возрастной категории. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (реж. Н. Лебедев, Э. Ясан, 1979) – история, повествующая о взаимоотношениях Клавы и Сергея, помимо любовной линии, показывает и важнейшие моменты сомнений в правильности своего выбора, периода взросления героев. Детские подарки третьеклассника Сережи (барометр отца, игрушки младшего брата – вещи, не принадлежащие ему) не идут ни в какое сравнение с уже взрослыми подарками. Отсюда и фраза Клавы, в ответ на признание в любви: «Это трудно объяснить. У нас всё не так получилось. Всё могло быть иначе… Ты всё время дарил мне себя, а Лаврик подарил мне меня, понимаешь?» (17). Отзывы критики свидетельствовали о большом успехе картины у аудитории: «Лавина писем в киноредакции, во всех кассах кинотеатров — всегда и везде — билеты проданы. После демонстрации этой ленты по Центральному телевидению в 1986 г. редакция кинопрограмм ЦТ была завалена потоком откликов: подросли новые 14—15-летние, которые в свои 10 лет картину, может, и не видели, а если и видели, то не могли оценить с позиций нынешних, сформировавшихся запросов; бывшие подростки, нынешние 20-летние молодые люди, заново переживали прекрасные впечатления теперь уже их прошедшего детства.» (10). О школьном возрасте были картины: «Доживем до понедельника» (реж. Станислав Ростоцкий, 1968) – о взаимоотношении между школьниками и педагогами, честности, справедливости, коллективном мнении и следовании нормам. Именно здесь прозвучала ставшая крылатой фраза: «Счастье – это когда тебя понимают» (16). Однако не все фильмы для школьников давали открытый посыл и крылатую фразу, раскрывающую одну из главных мыслей кинокартины. Были и те, которые оставляли открытый финал, тем самым заставляя школьников самих искать выход, примерив на себя поступки героев, поступить по совести и чести (воспитывали самостоятельность и умение сделать выбор в сложной ситуации). Фильмы «Сто дней после детства» (реж. С. Соловьев, 1975), «Розыгрыш» (реж. В. Меньшов, 1976), «Вам и не снилось» (реж. И. Фрез, 1981), «Романс о влюбленных» (реж. А. Кончаловский, 1974) - по-разному описывали жизнь подростков и их проблемы, вопросы, сомнения и стремления. На примере историй, в которые попадали герои, школьникам показывали уже более взрослую, реальную жизнь. Вопросы, затронутые в картине, касались сложных этических и моральных аспектов в жизни, были своего рода учебниками, обернутыми в суперобложку развлекательного массового кинопроизводства. Кинематограф является одним из важнейших педагогических средств в формировании мышления студента, т.к. помогает выработать чувство сплоченности коллектива (просмотр предполагается, чаще всего, в дружеской компании сокурсников или школьных друзей. А просмотры, идут без надзора родителей, позволяя людям самостоятельно выбирать, что смотреть). Кинематограф относится к области стабильных духовных интересов учащейся молодежи, становится для нее одним из самых популярных видов художественного творчества. Проведенный сектором изучения духовной культуры советского общества при Уральском филиале АН СССР опрос, показал, что кино интересует учащуюся молодежь (с незаконченным высшим образованием – студентов) больше других видов искусства. Если представить количественное выражение мнений в виде индексов (кино принято за 1), то различные виды художественного творчества. По степени «привлекательности» расположатся следующим образом (9): 1. Кино 1 2. Эстрада 0,74 3. Музыка 0,71 4. Литература 0,63 5. Театр 0,53 6. Живопись 0,33 7. Архитектура 0,15 Это говорит о предпочтении молодой публики в проведении досуга. Этим предпочтениям и соответствовал кинематограф советского периода времени. Однако фильмы никогда не были лишены идеологической и дидактической составляющей, напротив, с увеличением возрастной категории, идеологическая составляющая фильма становилась сильнее. По данным опросов также стало известно, что высокую популярность среди работающей молодежи и главным образом студентов приобрели ленты о подвигах героев Великой отечественной войны. Это обусловлено желанием компенсировать ситуации, отсутствующие в реальной жизни. Это желание молодежи приобщиться к великому подвигу своей родины понятно стремлением сохранить историческую память, однако оно подпитывалось и киноиндустрией изнутри. Картины подобного характера вызывали подъем духа и формировали у зрителя представление о долге и чести, целях советского государства и непоколебимой любви к родине. Эти фильмы сейчас, во многом, можно назвать образцами пропаганды, т.к. они формировали четкий образ врага и героя даже для тех, кто не встречался с ним в действительности. Являясь мощнейшим фактором формирования личности, фильмы о войне стали и фактором формирования образа России в мире в послевоенное время. Однако вернемся к факторам формирования личности посредствам киноиндустрии. Благодаря «эффекту сопереживания» происходит усвоение нравственного урока фильма. Часто встречается в картинах для молодежи и взрослых открытый финал. Многие фильмы обращаются к зрителям с призывом вести совместные поиски решения острых нравственных проблем. Так, лента 20-х годов «Парижский сапожник» (реж. Ф. Эрмлер), критиковала мещанство, сопутствующее некоторым комсомольцам, и кончалась вопросительным титром: «Кто виноват?» Дискуссионный запал явно ощутим в фильме Ю. Райзмана «А если это любовь?» Одни фильмы демонстрируют героев сильных душевных качеств, интеллигентных, готовых к подвигу, - другие же нравственно павших, вскрывают мотивы антиобщественных поступков. Это способы влияния на мышление. В фильмах для молодежи, героев обличают в их поступках, здесь уже не происходит волшебных перерождений плохих героев в хороших, нет перевоспитания, а чаще встречается более реальный характер, сложный и неоднозначный, требующих длительного и разнопланового рассмотрения. Этот тип героя характерен для всего советского кинематографа, но с увеличением возрастной категории и усложнением социальных и политических вопросов, усложняется и изменяется и характер героя. Давая возможность зрителю додумать картину самостоятельно, благодаря открытому финалу, на него велось срытое давление. Драматургия подталкивала к единственно правильному с точки зрения коммунистической идеологии решению, при этом создавая столь важную иллюзию свободного выбора, которая способствует выработке у зрителя личной ответственности за происходящее. Сюжетность фильма приобретает документальную составляющую (реальные события на экране вызывают большее доверие кинозрителя и настраивают его на серьезное восприятие картины), однако мы ведем речь о влиянии не документальных, а художественных фильмов на формирование личности, потому будем рассматривать картины художественные. В кинокартинах «Салют, Мария!» (реж. И. Хейфиц), «Освобождение» (реж. Ю.Озеров) присутствуют подлинные факты истории, однако они встроены в картину. Фильмы для студенческой молодежи являются второй ступенью в формировании личности, именно на этот возраст рассчитан основной напор идеологического воздействия для формирования мировоззрения. Обратимся к определению. Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер (15). Кроме того мировоззрение – это совокупность основных социально-политических, философских, этических принципов, система взглядов на мир в целом. Молодой человек, окончивший вуз, должен уметь подходить к явлениям природы и общественной жизни с точки зрения метода материалистической диалектики, уметь пользоваться основными закономерностями развития природы, общества. У молодежи возникает необходимость разобраться в самом себе, найти свое место в обществе, коллективе, понять свое отношение к семье и свои жизненные ориентиры, происходит развитие самосознания. На этом рубеже кино задает вопросы, дает советы, направляет, указывает на ошибки и выстраивает пирамиду истинных ценностей. «Мне двадцать лет» (реж. М. Хуциев, 1965) – фильм о сомнениях трех молодых людей, о вечных вопросах и поисках смысла жизни. Герои задаются извечными вопросами, которые подстерегают всех молодых людей: как жить, куда идти, во что верить? Фильм показывает поиски, дает свои уроки, ведет диалог между прошлым и будущим (разговоры Журавлева с погибшим отцом и его слова: «Тебе сколько лет? Двадцать три. А мне двадцать, так что решай сам, ты уже старше меня»). (18) Кинокартина активизирует познавательную деятельность, а это содействует формированию мировоззренческих взглядов и убеждений. Фильм побуждает студентов к познанию сути общественных явлений, их научному объяснению. Все это является обязательным условием успешного формирования мировоззрения (7). В психологический тупик из-за своего поведения, не соответствующего возрасту, попадает герой фильма «Старший сын» (реж. В. Мельников, 1975). Осознание необходимости отвечать за поступки и прощания с детством сложно дается герою, но учит его многому. Важность взаимоотношений и умение «пройти сквозь воду, огонь, и медные трубы», - отражает фильм «Чемпион» (реж. В. Гончуков, 1954). Фильм «Берегите женщин» (реж. В. Макаров, А. Полынников, 1981) способствует бережному осмысленному отношению к женщинам, вырабатывает уважение к представительницам прекрасной половины человечества и наоборот. На примере киноленты показаны женские и мужские черты характера и работа, которая должна выполняться теми или иными людьми, в зависимости от умений и знаний. Перечисленные фильмы – это лишь малая часть фильмов советского периода, способствующих формированию определенных черт характера зрителя. Создание подобных фильмов было невозможным на западе, где киноиндустрия – это, прежде всего бизнес. В Советском Союзе кассовый успех (или не успех) никак не влиял на выход картины на экраны. Все было обусловлено, в первую очередь, соответствием фильма идеологии партии. Чем выше категория, присвоенная картине приемочной комиссией, тем больший гонорар будет получен за картину. Следовательно, не было стремления к большому успеху массовой аудитории, главной оставалась идеологическая основа фильма, а потому, требовалось поддерживать в фильмах образ коммунистического героя, развивать его характер, ставить его в различные обстоятельства, способствующие отражению идеалистического образа советского человека. В таких условиях появились вышеперечисленные фильмы, для них дидактическая и идеологическая составляющая были ведущими, ведь они способствовали выходу картин на экраны.
Выводы (2 глава). Кинематограф СССР активно участвовал в формировании личности гражданина, был представлен множеством государственных киностудий и творческих объединений, которые следуя государственному заказу, создавали картины для различных слоев населения. Цензура фильмов являлась необходимым условием выхода картины на экран, а присвоенная категория – важной характеристикой в оплате фильма. Кинематограф стремился удовлетворить потребности населения в культурном досуге и стал «школой после школы» для детей. Время советского кинематографа можно охарактеризовать, как время некоммерческого кино, а следовательно, основной направляющей для режиссеров становился зритель, а не прибыль, - с этим связана тематика картин, их дидактика. В создании кинофильмов большое внимание уделялось психологическому аспекту влияния кинофильма на зрителя: фильмы учитывали различную способность детей разного возраста усваивать информацию, разницу интересов, предпочтений. Именно психологический и идеологический аспекты влияния лент стали главными в кинопроизводстве СССР. Именно с этим связано появление вязанных, пластилиновых, рисованных мультфильмов, - а также комедии для младших школьников и романтических легенд для подростков. Такое деление кинематографа по жанровому возрастному, жанровому принципу позволило добиться успехов в формировании личности с четкой (нужной партии) идеологической установкой, которая воспринималась зрителем, как нечто само собой разумеющееся. Фильмы учили добру и обличая плохие черты характера, позволяли через изменение киногероя прийти к осознанию и пониманию морали произведений, способствовать выработке положительных качеств у зрителя посредствам «эффекта сопереживания».
Список литературы: Сборники и монографии: 1) Дюшен Б. Беглые воспоминания. — «Киноведческие записки», 2003, № 64. С. 175 2) Робин Коллингвуд — Принципы искусства V. § 2 3) Е. И. Покусаев. "Н. Г. Чернышевский (критико-биографический очерк)" СКИ, 1955 г. 4) Словарь русских синонимов: «зрелищный». 5) М.И. Жабский «Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969-2005гг. – Москва, «канон+», 2009 6) Даровский В. П. «История российского кинематографа. Курс Лекций» 7) С.Н. Пензин «Кино, как средство воспитания». Издательство воронежского университета. Воронеж, 1975 8) Э й з е н ш т е й н С. М. Избр. произв. в 6 т. т. 1, М., 1964, с100. 9) Кино и зритель. Опыт социологического исследования. М., 1968, с.154 10) И. С. Левшина «Подросток И ЭКРАН», Москва «Педагогика» 1989 11) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 12) https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE 13) http://forum-msk.org/material/society/788708.html 14) http://www.inwent.ru/psikhologiya/302-psikhologicheskaya-problema-deti-i-multfilmy 15) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 Цитаты из кинофильмов: 16) «Доживем до понедельника» Киностудия им.Горького, 1968, реж.С. Ростоцкий. 17) «В моей смерти прошу винить Клаву К.» 1979, Ленфильм. Реж. Н. Лебедев, Э. Ясан. 18) «Мне двадцать лет» 1965, реж. М. Хуциев, киностудия им. Горького Телепередачи: 19) Телемост: Москва- Сан-Диего, Калифорния, 1983. Тема: «Дети и кино». Фильмотека: 20) «Понизовая вольница» 1908, реж. В. Ромашков, Ателье А. Дранкова 21) «Белеет парус одинокий» 1937, реж. В.Г. Легошин 22) «Брат героя» 1940, реж. М.С. Донской 23) «Тимур и его команда» 1940, реж. А.С. Разумный 24) «Космический рейс», 1936, реж. В.Н. Журавлев 25) «Джульбарс», 1936, реж. В.А. Шнейдеров 26) «Дети капитана Гранта» 1936, реж. В. Вайншток 27) «Остров сокровищ» 1938, реж. В. Вайншток 28) «Детство Горького» 1938, реж. М. Донской 29) «В людях» 1939, реж. М. Донской 30) «Мои университеты» 1940, реж. М. Донской 31) «Новый Гулливер» 1935, реж. А. Птушко 32) «По щучьему веленью» 1938, реж. А. Роу 33) «Василиса Прекрасная» 1940, реж. А. Роу 34) «Конёк-Горбунок» 1941, реж. А. Роу 35) «Золотой ключик» 1939, реж. А. Пушко 36) «Первоклассница» 1948, реж. И. Фрез 37) «Васек Трубачев и его товарищи» 1955, 1957, реж. И. Фрез 38) «Алеша Птицын вырабатывает характер» 1953, реж. А. Граник 39) «Огни на реке» 1953, реж. В. Эйсымонт 40) «Королевство кривых зеркал» 1963, реж. А. Роу 41) «Старик Хоттабыч» 1956, реж. Г. Казанский 42) Ералаш: «Зараза» (1986) 43) Ералаш: «Вот смеху-то будет» (1982) 44) «Летят журавли» 1957, реж. М. Калатозов 45) «Сто дней после детства»1975, реж. С. Соловьев 46) «Розыгрыш» 1976, реж. В. Меньшов 47) «Вам и не снилось» 1981, реж. И. Фрез 48) «Романс о влюбленных» 1974, реж. А. Кончаловский 49) «Парижский сапожник» 1927, реж. Ф. Эрмлер 50) «А если это любовь?» 1961, реж. Ю. Райзман 51) «Салют, Мария!» 1970, реж. И. Хейфиц 52) «Освобождение» 1968-1972, реж. Ю.Озеров 53) «Старший сын» 1975, реж. В. Мельников 54) «Берегите женщин» 1981, реж. В. Макаров, А. Полынников Мультфильмы: 55) «Варежка», реж. Р.Кочанов,1967 56) «Жил-был пес», реж. Э.Назаров, 1982 57) «Ежик в тумане», реж. Ю.Норштейн, 1975 58) «Винни Пух», реж. Ф.Хитрук, 1969 59) «Непослушный котенок», реж. М. Пащенко, 1953 60) «Пирожок», реж. П.Носов, 1956 61) «Колобок», кукольный мультфильм, 1956 62) «Девочка и медведь», союзмультфильм, 1980 63) «Мама для мамонтенка», реж. О. Чуркин, 1981 64) «Пингвиненок», реж. В. Фомин, 1983 65) «Первая зима», 1978 66) «Храбрый олененок», реж. Л. Ористов., О. Ходатаева, 1957 67) «Малыш и Карлсон», реж. Б. Степанцев, 1968 68) «Как львенок и черепаха пели песню», реж. И. Ковалевская, 1974 69) «Дед Мороз и серый волк», реж. В. Бордзиловский, 1978 70) «Падал прошлогодний снег», реж. А. Татарский, 1983 71) «Земляничный дождик», реж. Б. Тузанович, 1990 72) «Серая шейка», реж. Л. Амальрик, В. Полковников, 1948 73) «Кошкин дом», реж. Л. Амальрик, 1958 74) «Бременские музыканты, реж. И. Ковалевская, 1969 75) «Умка ищет друга», реж. В. Попов, В. Пекарь, 1970 76) «Сказка о жадности, 1976 77) «Путешествие кота Леопольда», реж. А. Резников, 1975-1987 78) «Иванушка из дворца пионеров», реж. Г. Сокольский, 1981 79) «Тайна третьей планеты», реж. Р. Качанов, 1981 80) «Конек- Горбунок», 1947 81) «Чебурашка и крокодил Гена», реж. Р. Качанов, 1972 82) «Трое из Простоквашино», реж. В. Попов, 1978 83) «Ну, погоди!», реж. В. Котеночкин, 1969-2005 84) «Мойдодыр», реж. И. Иванов-Вано, 1954
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |