КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На защиту выносятся 1 страница
Л І Т Е Р А Т У Р А 1. Бойовий статут Сухопутних вiйск. Ч. III. (Взвод, вiддiлення, танк). – К.: МО України, 1995. 2. Бойовий статут Сухопутних вiйск. Ч. II. (Батальйон, рота). – К.: МО України, 1998. 3. Жуков В. І. Загальна тактика: конспект лекцій/В. І. Жуков, В. О. Про-коф’єв. – Х.: ХВУ, 2004. 4. Кечев М. О. Танковий взвод в бою: М. О. Кечев. – Х.: НТУ „ХПІ”, 2005. 5. Русаков Б. И. Учебник сержанта инженерных войск/ Б. И. Русаков, Ю.П. Шатохин, Н. Ф. Рипки. – М.: Воениздат, 1989. 6. Помбрик Н. И. Карта командира/ Н. И. Помбрик.– М.: Воениздат, 1986. 7. Бызов Б.Е. Военная топография: учебник для курсантов учебных подразделений/ Б. Е. Бызов. – М.: Воениздат, 1989. 8. Псарев А. А. Топографическая подготовка командира: учебн. пособ. для курсантов военных училищ и офицеров/ А. А. Псарев. – М.: Воениздат, 1989. 9. Шмаль С. Г. Військова топографія: підручник/ С. Г. Шмаль. – К., 1998.
Навчальне видання Прокоф’єв Валерій Олександрович, Убоженко Володимир Володимирович, Євлаш Віталій Андрійович та ін.
ПІДГОТОВКА ОФІЦЕРІВ ЗАПАСУ ЗАГАЛЬНА ТАКТИКА ВІЙСЬКОВО-ІНЖЕНЕРНА ПІДГОТОВКА ВІЙСЬКОВА ТОПОГРАФІЯ
Навчальний посібник
Редактор Я. Б. Праведна Технічний редактор Т. В. Василенко Коректор Н. К. Гур’єва
Підп. до друку.Формат 60×84/16. Папір офсетний. Гарнітура “Times New Roman”. Друк ризографічний. Ум. друк. арк. 9,07 Тираж 300 пр. Зам. № Видавець і виготівник Харківський університет Повітряних Сил імені Івана Кожедуба 61023, м. Харків – 23, вул. Сумська, 77/79. Свідоцтво суб’єкта видавничої справи ДК № 2535 від 22. 06. 2006. — результаты экспериментальных исследований влияния удлинения крыла на вихревую структуру отрывных течений, а также процессы перестройки структуры вихревого течения на поверхности моделей крыльев разного удлинения в зависимости от угла скольжения; — результаты экспериментальных исследований возможности управления обтеканием модели прямого крыла с помощью точечного воздействия — локального вдува воздуха, расположенного внутри области срыва; — результаты экспериментальных исследований развития возмущений в отрывном течении до и после локального воздействия в виде выступов при постоянных угле атаки и скорости набегающего потока; — результаты экспериментальных исследований обтекания модели крыла, установленной под разными углами скольжения, в которых изучались возможности управления обтеканием с помощью локального воздействия в виде выступов. Апробация работы. Основные материалы и результаты исследований докладывались и обсуждались на семинарах Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН, а также на следующих конференциях: Всероссийская научная конференция студентов физиков 12 (2006, Новосибирск), Международная научная студенческая конференция (2006, 2007, 2008, Новосибирск), 1СМАЯ (2007, 2008, 2010, Новосибирск), Устойчивость и турбулентность течений гомогенных и гетерогенных жидкостей (2008, 2010, Новосибирск), Фундаментальные основы МЭМС- и нанотехнологий (2009, 2010, Новосибирск), Проблемы механики: теория, эксперимент и новые технологии (2009, Новосибирск), XXII Юбилейный семинар с международным участием «Струйные, отрывные и нестационарные течения» (2010, Санкт-Петербург), XI Всероссийская школа-конференция молодых ученых «Актуальные вопросы теплофизики и физической гидрогазодинамики» (2010, Новосибирск). Публикации. Основные результаты, представленные в диссертации, опубликованы 18 печатных работах, 3 из которых в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Получен патент. Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка цитируемой литературы. Объем диссертации насчитывает 130 страниц машинописного текста, включая 59 рисунков. В первой главе проведен обзор предыдущих теоретических, численных и экспериментальных работ, посвященных явлению отрыва потока и структуре отрывных течений, а также методам управления отрывом и улучшения аэродинамических характеристик крыла. Показано, что различными авторами были предложены двумерные модели отрывных течений, которые не учитывают трехмерность течения, присущую, в большинстве случаев, областям отрыва. Также затронуты изученные проблемы ламинарно-турбулентного перехода и турбулизации оторвавшегося слоя. Отмечена особенность отрывных течений, называемая «гистерезис обтекания», при котором возможны два варианта обтекания - отрывное и присоединенное. Достаточно подробно рассмотрены известные способы управления обтеканием крыльев. Во второй главе приводится описание аэродинамических установок, экспериментального оборудования, с помощью которого проводились исследования, представлены данные об используемых моделях крыльев и методах исследований. В третьей главе представлены результаты экспериментального изучения вихревых структур, возникающих внутри области срыва на моделях прямых крыльев в зависимости от геометрии крыла и угла скольжения. Четвертая глава посвящена экспериментальному исследованию возможности управления обтеканием модели прямого крыла с помощью точечного воздействия — локального вдува, которое производилось внутри области отрыва. Метод основан на полученных в предыдущих исследованиях данных о существовании трехмерной вихревой структуры течения внутри области срыва. В пятой главе представлены результаты экспериментальных исследований обтекания модели прямого крыла, установленной под постоянным углом атаки, в режиме обтекания, при котором на поверхности крыла возникает срыв потока вблизи передней кромки или, при локальном воздействии, присоединенное течение с ламинарно-турбулентным переходом вблизи передней кромки крыла. В качестве локального воздействия использовались выступы в форме конуса или ребра, которые также устанавливались внутри области срыва. Впервые проведены сравнительные исследования развития возмущений при срыве и в присоединенном течении на одной модели крыла при одних и тех же скорости потока и угле атаки. Шестая глава посвящена изучению возможности управления глобальным срывом потока с помощью локального воздействия при различных углах скольжения. Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. 1.1. Явление отрыва потока и структура отрывных течений. Аэродинамические характеристики летательного аппарата определяется особенностями его обтекания при движении в окружающей среде (воздухе). В числе протекающих при этом физических процессов есть одно из фундаментальных явлений механики газа — отрыв потока. Отрыв может приводить к кардинальным изменениям средних во времени и нестационарных аэродинамических нагрузок. Его исследованию посвящено множество работ как у нас в стране, так и за рубежом. Такое внимание объясняется тем, что отрыв потока приводит к уменьшению подъемной силы крыла, увеличению его сопротивления, ухудшению теплопередачи, усилению вибраций и т.п. В тоже время отрывные течения способствуют перемешиванию и горению. Кроме того, также существует теоретический интерес, направленный на понимание природы процессов, происходящих в пограничном слое. Отрыв потока - это одно из физических явлений, возникающих при движении газов или жидкостей над твердой поверхностью, или, наоборот, при движении тела в неподвижной жидкости или газе. В случае двумерного установившегося течения оно заключается в том, что при определенных условиях пристенный слой жидкости отходит от поверхности тела, и вблизи нее возникает возвратное течение: образуется область отрыва пограничного слоя. Общие сведения о явлении отрыва можно найти в монографии [1]. Два фактора являются определяющими для возникновения отрыва потока - вязкость и изменение давления вдоль поверхности. Совокупность этих факторов приводит к торможению жидкости около стенки, утолщению пограничного слоя вниз по потоку и возникновению возвратного течения. Это влечет за собой вынос жидкости, заторможенной в пограничном слое, во внешнее течение, вследствие чего последний оттесняется от тела. Такие условия возникают, например, при обтекании крыла. Верхняя поверхность крыла обычно имеет выпуклую форму, что и приводит к появлению
Рис. 1.1. Схема возникновения отрыва потока; Б - точка «отрыва» потока; и — средняя скорость потока. Рассматриваемый в литературе отрыв потока во многих случаях является отрывом пограничного слоя, см., например [2].
Внимание исследователей к отрывным течениям вызвано тем, что отрыв пограничного слоя можно рассматривать в качестве одного из основных факторов, стимулирующих возникновение турбулентности в пристенной области течения. В эксперименте дестабилизирующее влияние отрыва выражается в том, что уже при сравнительно малых числах Рейнольдса он сопровождается нарастанием возмущений ламинарного течения и последующим переходом к турбулентности. В итоге, реализуется
В относительно быстрой, по сравнению с присоединенным пограничным слоем, турбулизации, происходящей за точкой отрыва, проявляется фундаментальное свойство неустойчивости течения в отрывных областях. С позиции локальной теории гидродинамической устойчивости оно связано с появлением характерного для течения в зоне отрыва распределения средней скорости с точкой перегиба [2]. Принципиальная связь явления отрыва с потерей течением устойчивости получена в асимптотической теории [4,5]. В решениях уравнений Навье-Стокса она выражается в том, что при достижении параметрами течения (числом Рейнольдса и локальным градиентом давления, вызывающим отрыв пограничного слоя) критических значений не удается получить стационарные решения, которые описывали бы отрывное течение в ламинарном режиме [6 - 11]. Ряд авторов, исследуя пульсационные характеристики течения в отрывных зонах, регистрировали различными экспериментальными средствами возмущения ламинарного оторвавшегося слоя, нарастающие за точкой отрыва в направлении потока. В числе подобных работ - обстоятельное исследование структуры течения в локальных отрывных зонах, в том числе её нестационарной компоненты, предпринятое в [12]. Согласно результатам этих экспериментов, ламинарно-турбулентный переход происходит в результате пространственного усиления бегущих волн в оторвавшемся сдвиговом слое. Авторы [13], визуализировав обтекание профиля крыла с отрывным пузырем вблизи его передней кромки, объясняют данные наблюдений - искривление полос дыма в области перехода - развитием волн неустойчивости; волновые возмущения в зоне отрыва были зафиксированы при визуализации течения также в экспериментах [14, 15]. Результаты этих исследований согласуются с данными измерений пульсаций скорости в областях отрыва на крыловых профилях, которые приводятся в [16-19]: в терминах спектрального анализа ламинарно-турбулентный переход представляет собой процесс усиления в направлении потока волнового пакета колебаний с последующим заполнением частотного спектра пульсаций. Совокупность этих наблюдений даёт основание считать, что переход к турбулентности в областях отрыва ламинарного пограничного слоя является следствием пространственного усиления возмущений завихренности первоначально малой амплитуды. Данные упомянутых исследований служат, в сущности, экспериментальным обоснованием физической модели ламинарно-турбулентного перехода, которая используется различными авторами в теории. В расчетах неустойчивости течения в отрывных пузырях, подразумевается её конвективный (сносовый) характер и зависимость свойств возмущений от локальных характеристик течения. Таким образом, предполагается, что начальная стадия процесса перехода может быть описана в терминах линейного приближения локальной теории гидродинамической устойчивости, используемой с этой целью для течений в пристенных и свободных пограничных слоях. Это обстоятельство дает возможность применить к исследованию процесса турбулизации отрывных течений подход, развитый для пристенных и свободных пограничных слоев, выделив относительно независимые стороны изучаемой проблемы. Они обозначены на рис. 1.3 и включают: неустойчивость течений относительно колебаний малых амплитуд - 1, их возбуждение возмущениями внешнего потока («восприимчивость» отрывных течений) - 2, нелинейные свойства возмущений - волновые взаимодействия - 3 и обратное влияние нестационарного присоединяющегося течения против направления потока - 4. Последний из перечисленных вопросов вызван специфическим свойством локальных областей отрыва - зависимостью поля скорости во всей отрывной зоне от состояния течения на участке присоединения. К настоящему времени обозначенные на рис. 1.3 аспекты проблемы ламинарно-турбулентного перехода при отрыве пограничного слоя подробно изучены в эксперименте, теории и методами численного моделирования для номинально двумерных течений, см. [20-38, 47-53]. Эффекты трехмерности поля скорости, которые могут заметно повлиять на устойчивость ламинарного оторвавшегося течения, практически не выявлены и требуют дальнейшего исследования. Рассмотренная выше физическая модель переходных областей отрыва, в которой центральное место занимает процесс турбулизации оторвавшегося слоя, на протяжении многих лет служит основой для предсказания их характеристик и расчетов отрывного обтекания тел.
Рис. 1.3. Переход к турбулентности в отрывных течениях. Вместе с тем результаты многочисленных экспериментальных исследований локальных областей отрыва пограничного слоя свидетельствуют о том, что для течений такого рода характерно, помимо перехода к мелкомасштабной турбулентности в оторвавшемся слое (рис. 1.4, а), другое явление, связанное с гидродинамической неустойчивостью. Оно заключается в образовании крупномасштабных квазипериодических вихревых структур, которые возникают в зоне отрыва, и выносятся из нее (рис. 1.4, б), так называемый сход вихря. Сход упорядоченных вихрей наблюдается в опыте и получен при численном моделировании областей отрыва за острыми кромками на аэродинамических профилях и в отрывных пузырях, индуцированных большим градиентом давления во внешнем потоке. Подробный обзор соответствующих экспериментальных данных и ссылки на литературные источники даны в работе [39], результаты расчетов можно найти в [8-10]. В случае образования периодических вихрей переход к мелкомасштабной турбулентности имеет второстепенную роль, а
\ Т отрыв присоединение Рис. 1.4. Переход к мелкомасштабной турбулентности (а). Образование периодических вихрей (б). Ряд авторов видят исходную причину возникновения вихрей в конвективной неустойчивости слоя сдвига за точкой отрыва, приводящей к 21 появлению вихрей на частоте колебаний, для которых линейная теория устойчивости дает максимальную скорость нарастания, или на относительно низких частотах в результате спаривания вихрей и их многократного объединения в более крупные [7, 10, 39-41]. Другая точка зрения заключается в том, что процесс образования организованных вихревых структур, в сущности, отличается от усиления возмущений оторвавшегося слоя, являясь результатом иной неустойчивости отрывной зоны, которая в [42] определена как неустойчивость к сходу вихря. Физика течения, которая скрывается за этим понятием в том, что возникновение и динамика крупномасштабных вихрей определяется не локальными, а глобальными свойствами устойчивости в масштабе всей области отрыва. В последнем убеждают данные обширных экспериментальных исследований, которые указывают на принципиальную роль обратной связи в процессе образования упорядоченных вихрей и обосновывают предположение о самовозбуждении отрывных пузырей на частоте вихреобразования [43]. Представление о том, что вихревая динамика может выходить за рамки традиционной модели переходных отрывных течений, подтверждается в теоретических работах, которые предсказывают развитие глобальных мод неустойчивости в областях отрыва [44-46]. В частности, согласно результатам [44] с увеличением размеров отрывной зоны в ней может возникать синхронизованное на большом масштабе вихревое движение, преобладающее над конвективными возмущениями, проникающими в зону отрыва из набегающего потока. Таким образом, остается предметом дискуссий и нуждается в дополнительном изучении вопрос о происхождении упорядоченных вихрей, доминирующих на участке присоединения оторвавшегося течения и ниже по потоку отрывной зоны. В зависимости от величины числа Рейнольдса, кривизны поверхности и угла атаки, на крыле могут возникать различные виды отрывных течений: отрыв ламинарного пограничного слоя с последующим присоединением и образованием отрывного пузыря, отрыв турбулентного пограничного слоя, и срыв с передней кромки (глобальный или полный отрыв). При срыве и при турбулентном отрыве не происходит присоединения оторвавшегося потока обратно к поверхности, и область отрыва занимает весь участок крыла от линии отрыва до задней кромки [54]. Изучению пространственной структуры отрывных течений посвящены многочисленные работы, см., например, публикации [55-86]. Эти исследования показали, что при отрыве потока на двумерных телах течение в области отрыва не является двумерным как в отношении средних во времени, так и мгновенных характеристик течения, а обладает сложной трехмерной вихревой структурой, в которой доминируют скоррелированые между собой крупномасштабные квазистационарные и нестационарные вихревые образования. В работе [55] впервые было обнаружено, что при отрыве потока на прямом крыле в области отрыва возникают «грибообразные» структуры, каждая из которых представляет собой пару крупномасштабных вихрей, вращающихся в плоскости крыла в противоположные стороны. Было исследовано влияние удлинения модели на картину течения. На модели с удлинением ^=3 возникла только одна «грибообразная» структура (рис. 1.5). Чем больше было удлинение модели (т.е. чем больше было «удлинение» зоны отрыва по размаху крыла), тем больше таких структур
образовывалось в зоне отрыва. Авторами работы [55] предложена пространственная схема обтекания крыла малого удлинения после возникновения срыва. В соответствии с этой схемой при срыве возникает трехмерный «отрывной пузырь» - пространственная зона рециркуляционного течения. Вдоль задней кромки расположен вторичный вихрь, вращающийся в направлении, противоположном направлению вращения скобообразного вихря. Существование при отрыве потока парных противовращающихся в плоскости крыла вихревых структур было продемонстрировано также в работах [56-59]. Надо отметить, что в этих работах не делалось различия между глобальным отрывом (срывом) с передней кромки и происходящим ниже по потоку турбулентным отрывом и не исследовались возможные отличия в топологии этих течений. В работе [60] был предложен один из возможных механизмов образования трехмерных структур при двумерном отрыве потока (рис. 1.6). Предполагалось, что существующий вдоль линии отрыва сдвиговый слой генерирует в оторвавшемся потоке вихри с осью, параллельной линии отрыва (рис. 1.6, а). Эта вихревая система неустойчива: развивающиеся волновые возмущения (рис. 1.6, б) приводят в итоге к образованию трехмерных структур, показанных на рис. 6в. Визуализацией с помощью поверхностных покрытий можно получить след этих структур на поверхности крыла (рис. 1.6, г). В данной работе была предложена приближенная формула для определения количества вихревых пар на крыле в зоне отрыва: п = 1/ 17,2 • к • 1в(ау), где п- число вихревых пар, Х- удлинение крыла, к- расстояние между линией отрыва и фокусом вихря, отнесенное к хорде, ау- угол атаки, при Рис. 1.6. Схема возникновения вихревых структур в области отрыва. котором впервые появляется отрыв. По мнению авторов работы [60], указанная формула позволяет в первом приближении оценить число «грибообразных» структур на прямоугольных крыльях различного удлинения. Было получено хорошее совпадение с ранее полученными экспериментальными результатами. Систематические исследования аэродинамических характеристик и визуализация структуры течения при отрыве потока на крыле малого удлинения Аг=1 были выполнены в ЦАГИ [61,62]. Возникновение при некотором угле атаки отрыва потока в носовой части крыла приводило, при сильном взаимодействии концевых жгутов с пограничным слоем, к скачкообразному развитию сложного вихревого течения с обширной циркуляционной зоной в середине крыла (рис. 1.7). Дальнейшее увеличение угла атаки, вплоть до критического, не сказывалось на положении и размерах циркуляционной зоны. Эти эксперименты были продолжены на крыльях такого же удлинения Х=\, имевших различную толщину профиля. Увеличение толщины профиля от с= 0,05 до с= 0,12 сдвигало на большие углы атаки начало возникновения сложного вихревого течения с обширной циркуляционной зоной. На более толстом крыле (с=0,21) на угле атаки примерно 10° в носовой части возникал отрывной пузырь протяженностью 22,5% хорды, затем наблюдалась TT
Рис. 1.7. Схема течения при срыве на модели крыла малого удлинения. область вторичного присоединения и, в задней части крыла, новая застойная зона, увеличивающаяся с ростом угла атаки свыше 30°- 34° с последующим появлением в окрестности задней кромки области с возвратным течением. При увеличении угла атаки до 41°-42° происходил взрыв пузыря и уменьшение подъемной силы крыла в результате срыва с передней кромки. Следует отметить одну интересную особенность отрывных течений, которая называется «гистерезис обтекания». Гистерезис выражается в том, что при одном и том же угле атаки и одной и той же скорости воздушного потока в некотором диапазоне их значений возможны два варианта обтекания - отрывное и присоединенное. Так, например, гистерезис наблюдался в экспериментах, описанных в работе [63]. Была проведена визуализация картин течения на верхней поверхности толстого прямоугольного крыла (с=0,18) с удлинением Х=5. Эксперименты проводились при различных числах Рейнольдса при прямом и обратном ходах изменения угла атаки. На крыле возникал отрывной пузырь в передней
нарушению линейной зависимости величины подъемной силы от угла атаки. При достижении критического угла атаки происходило соединение указанных отрывных зон («взрыв» вихря) и возникновение полного отрыва. При уменьшении угла атаки восстановление пузыря отрывного течения происходило на существенно меньших углах атаки, чем при его увеличении, т.е. в некотором диапазоне углов атаки была обнаружена неединственность структуры течения, что является причиной гистерезиса аэродинамических характеристик. Также гистерезис наблюдается в экспериментах, когда модель крыла заранее установлена на каком-то угле атаки, а скорость потока сначала увеличивается, а потом уменьшается [64]. Визуализация картины течения на поверхности крыла при углах атаки, превышающих критический, выполнена в [65]. На части крыла в одном или нескольких местах по размаху происходил отрыв потока с носка профиля и эти отрывные зоны соединялись с областью турбулентного отрыва (рис. 1.9). Отрывные зоны имели форму треугольников или трапеций, по боковым сторонам которых образовывалось течение типа вихревых жгутов. Внутри зоны отрыва наблюдалось вихревое движение в плоскости крыла с точками типа фокусов. Расположение и размер зон отрыва с носка имели случайный характер и были существенно нестационарны даже при стационарных внешних условиях.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |