Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и синтез как основные процессы мышления




Мышление протекает с помощью мыслительных операций – это умственные действия по преобразованию информации.

Анализ и синтез - это основные процессы или операции мышления. Все остальные мыслительные операции опираются на них.

Анализ – выделение в объекте каких-либо сторон, элементов, свойств, связей, т.е. расчленение предмета или общей ситуации на составные компоненты.

Синтез – получение единого целого из составных частей.

Синтез и анализ тесно взаимосвязаны. Например, анализ дорожной обстановки необходим для синтеза решения.

Скорость мышления. Для каждого вида деятельности необходима своя скорость мышления, то есть скорость принятия решения. Философ может никуда не торопиться, пилот «Формулы 1» должен принимать решения очень быстро.

Для освоения управления автомобилем в реальных условиях требуется изменение скорости мышления со «скорости мышления пешехода» до «скорости мышления водителя».

Принятие решения в различных дорожных ситуациях.

Существует несколько основных стратегий принятия решения для водителя.

Приложение - применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена. Например, быстрая и точная реакция на изменение дорожной ситуации. Для начинающего водителя важно изучение примеров правильных действий и практические тренировки, чтобы «включить» в нужный момент эту стратегию принятия решения.

Адаптация - приспособление имеющихся общих знаний к конкретным условиям, к изменяющейся ситуации. Этот способ хорош для обучения управлению автомобилем, когда мы используем знания и навыки, которые уже имеются для переноса на новый вид деятельности. Известно, что люди, занимающиеся спортом хорошо осваивают навыки управления автомобилем. Люди с гибким мышлением также легче осваивают искусство вождения автомобиля.

Оперативное мышление и прогнозирование

Оперативное мышление работает очень быстро. При оперативном мышлении водитель в условиях ограниченного времени должен мысленно представить дорожную ситуацию в деталях и сформировать план своих оптимальных действий. Водитель должен учесть влияние его будущих действий на дорожно-транспортную обстановку в целом с точки зрения безопасности всех участников движения. Оперативное мышление развивается с приобретением опыта.

Различают три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятия – это транспортное средство, опасная ситуация, реакция водителя, дорожные знаки, правила дорожного движения. Эти понятия водитель изучает в теоретическом курсе обучения. На основе понятий формируются суждения. Например, при взгляде на дорогу у водителя возникает суждение: «Впереди мост, обгонять нельзя». Умозаключение это более сложный процесс, в котором из одного и нескольких суждений выводится новое. Например: «Сейчас будет крутой поворот дороги. На повороте следует снизит скорость. Мне нужно снижать скорость». Умозаключение лежит в основе прогнозирования, т. е. способности водителя предвидеть изменение дорожной обстановки.

Навыки распознавания опасных ситуаций.

Чувство опасности можно и нужно тренировать. Типичных, распространенных аварийных ситуаций несколько сотен. Их можно и нужно изучать в учебном классе и на полигоне, а не на собственном опыте за рулем автомобиля. Разбирая опасные ситуации в классе, мы тренируем наше мышление в прогнозировании дорожной ситуации и выборе правильной реакции на нее.

Выбор правильного решения водителем переоценить нельзя. Умение принимать правильные решения на дороге складывается из умения прогнозировать ситуацию и знания оптимальных способов реагирования в разных дорожных ситуациях. Например, при неожиданном появлении ребенка на проезжей части дороги.

Психомотрика.

Психомоторика, – это процесс взаимодействия систем восприятия, мышления (разработка двигательной программы) и реализация программы действий в моторном акте. У водителя психомоторика проявляется в выполнении необходимых действий в ответ на информацию, сигнализирующую об изменении дорожной обстановки. Например, нажатие на педаль тормоза, переключение передачи, нажатие на педаль газа, поворот руля, или различное сочетание вышеперечисленных действий …

Формирование психомоторных навыков управления автомобилем

В процессе исследования процесса формирования моторных навыков были выделены 4 этапа.

Первый этап формирования навыка предварительный. На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточные движения.

Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы и длительности каждого движения. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем внимания (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из будущих водителей их не замечает).

Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются в целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь. Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение излишних движений и излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к суставно-мышечному чувству.

Влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков.

Скорость формирования психомоторных навыков зависит от возраста и от физической активности будущих водителей. Конечно, в возрасте поздней зрелости моторные навыки формируются медленнее, чем в юности. Однако, если человек всю свою жизнь занимался физкультурой, спортом или танцами, привык осваивать новые движения, то у такого кандидата в водители моторные навыки управления автомобилем сформируются быстрее, чем у молодого человека, не занимающегося своим физическим развитием.

Гендерные различия определяются воспитанием мальчиков и девочек по-разному. Мальчики чаще играют с машинами, а девочки чаще с куклами. Большинство мальчиков в результате лучше чувствуют габариты и траектории. И именно поэтому в будущем большинство мальчиков лучше осваивает навыки парковки или заезда в гараж.

Простая и сложная сенсомоторные реакции.

Сенсомоторные реакции – ответные действия человека на информацию, получаемую органами чувств.

Простая сенсомоторная реакция — ответное действие водителя на заранее известный стимул заранее известным способом. Например, нажатие на педаль тормоза при включении красного сигнала светофора, если водитель, ожидая сигнала, подготовился к торможению.

Сложная сенсомоторная реакция – ответное действие, реакция водителя на ситуацию, к которой он заранее не был готов. Например, ребенок выбежал на дорогу. Наиболее важные для водителя характеристики сенсомоторных реакций – это время реакции и точность реакции.

Точность реакции – складывается на основании точности моторной реакции водителя и качества обработки информации о дорожной ситуации. Важный вклад в точность реакции вносит суставно-мышечное чувство, которое осуществляет контроль правильности и точности выполняемых движений.

Факторы, влияющие на быстроту реакции

Быстрота реакции водителя определяется временем реакции - временем ответного действия водителя на раздражитель, на сигнал об изменении дорожной ситуации. Быстрота реакции водителя зависит как от субъективных факторов (состояние здоровья водителя, возраст, пол, темперамент, уровень профессиональной и физической подготовленности, самообладание, устойчивость внимания, действие лекарств и т.п.), так и от объективных факторов (видимость, сложность дорожной обстановки, скорость движения, время суток, климатические условия и т.п.).

Среднее время реакции при экстренном торможении составляет 1 секунду. У опытных водителей этот показатель колеблется на уровне 0,5–1,5 секунды, у водителей с меньшим опытом – 1,0–2,0 секунды. Время реакции увеличивается при утомлении, болезненном состоянии, после приема алкоголя, при повышении температуры окружающего воздуха (при температуре 43 °С время реакции увеличивается на 30–45%).

Время реакции у мужчин меньше, чем у женщин. В темное время суток время реакции увеличивается на 0,6...0,7 с. При повышении скорости время реакции также увеличивается. При увеличении скорости движения автомобиля с 50 до 70 км/ч время реакции водителя увеличивается с 1,1с до 1,7 с.

Тема 2. Этические основы деятельности водителя

 

Цели обучения управлению транспортным средством.

Для чего нужно учиться управлять автомобилем? Для того, чтобы стать надежным ответственным водителем. Какими качествами должен обладать ответственный водитель? Список, приведенных качеств достаточно длинный.

Развитые системы восприятия (зрения, слуха, вестибулярного аппарата, суставно-мышечного чувства), хорошая сенсомоторная реакция, Хорошее внимание (устойчивость, распределение, переключаемость), хорошее пространственное мышление, гибкость мышления, способность быстро принимать решения, уравновешенность, выносливость, стрессоустойчивость, устойчивость к монотонии, ответственность, доброжелательность, навыки и опыт, безопасный стиль вождения. Часть из этих качеств можно развивать. Например, сенсомоторную реакцию, внимание, способность принимать решения. О других своих особенностях надо просто знать, для того, чтобы выработать свой собственный безопасный стиль управления автомобилем, чтобы планировать маршруты и остановки для отдыха.

Очень важны личные цели обучения будущего водителя. Каких целей кандидат в водители хочет достичь? Просто сдать экзамен на права? Или надежно и безопасно управлять автомобилем?

Что должен уметь хороший водитель?

Он должен уметь хорошо управлять автомобилем и знать правила дорожного движения. Он должен уметь прогнозировать опасность, уметь правильно оценивать степень риска в каждый момент движения автомобиля. Он должен объективно оценивать собственные навыки управления автомобилем. Он должен уметь противопоставить риску каждого момента движения достаточный запас безопасности.

Но главное хороший и надежный водитель должен хотеть создать этот запас безопасности, он должен быть ответственным водителем. Должен взять на себя свою долю ответственности за безопасную дорожную обстановку. И здесь большое значение имеют ценности и мотивы человека.

Мотивация в жизни и на дороге.

Мотив – это то, что заставляет активно включаться в деятельность. Мотив отвечает на вопрос «Зачем человек садится за руль?». «Какую ценность я получу, если буду безопасно управлять автомобилем?». Говоря о мотивах, человек всегда использует глаголы. Например: «Я хочу научиться водить автомобиль, чтобы ездить на дачу и получить одобрение жены».

Управление автомобилем, это не просто рациональное перемещение из точки А в точку Б. Это комплекс действий в социальном контексте. В таком случае, поездки на автомобиле и связанные с ними риски напрямую связаны с мотивами водителя, причинами поездки, с отношением к жизни и отношением к дорожной обстановке. Очень небольшое количество водителей сознают это. Чем раньше водители примут во внимание эти факторы и смогут ими управлять, чем больше у них будет возможность самокритично оценить себя в дорожной ситуации, тем больше они смогут снизить риск аварии или даже избежать ее.

Мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания (боязнь неудач) направлены на получение результата, только вот способы, характер поведения, эмоций и состояний абсолютно разные.

Люди с выраженной ориентацией на успех (те, у кого преобладает мотивация достижения) предпочитают оптимистичный взгляд на жизнь, рассматривают задачи как стимул к движению вперед, к развитию, реагируют на появление препятствий с оптимизмом и энергией. Они опираются на свои способности (реально их оценивая и развивая), прилагают усилия к достижению цели, считают, что во многом только от них самих зависит успех. У таких людей есть ощущение контроля над собственной жизнью.

Те же, у кого преобладает боязнь неудач (мотивация избегания), сосредоточены на возможных сложностях, стараются минимизировать потери при достижения своих целей. У них повышена тревожность из-за сомнений и неуверенности в своих силах преодолеть сложности и достичь успеха. Возникает парадоксальный механизм – препятствия рассматриваются как подтверждение их сомнений, что ничего не получится. «Я так и думал!» В результате часто так и получается.. Мотивация к достижению успеха или мотивация к избеганию неудач связаны со склонностью водителя к риску.

Склонность к рискованному поведению на дороге.

Люди, умеренно ориентированные на успех предпочитают средний уровень риска, а люди с мотивацией избегания неудач предпочитают малый или слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация к успеху, тем ниже готовность к риску.

Интересно, что те, кто мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в аварии, чем те, кто имеют высокую готовность к риску и избегает неудач. Кроме того, с возрастом склонность к риску снижается, также она снижается у опытных водителей.

В конфликтной ситуации склонность к риску возрастает, особенно у людей, чувствующих себя отвергнутыми. Конфликтные люди, настроенные враждебно к окружающим, склонны к чрезмерному риску за рулем.

В условиях группы склонность к риску возрастает, по сравнению с поведением одиночки и зависит от групповых ожиданий. То есть молодой, неопытный водитель в присутствии друзей чаще будет совершать рискованные маневры.

В Австрии на больших группах водителей автомобилей и мотоциклов, были проведены исследования зависимости аварийности от уровня самооценки водителей, оценки ими своего водительского мастерства. Оказалось, чем ниже оценка водителем своего водительского мастерства, тем выше аварийность. Причем у водителей с низкой самооценкой наблюдался более спортивный, рискованный стиль вождения, что ученые объясняют стремлением к компенсации за неуверенность в себе. И наоборот – чем выше оценка водителем своего мастерства, тем более безопасный стиль вождения он исповедует, более спокойный, надежный. Однако слишком высокая, завышенная самооценка, этакий «нарциссизм» - тоже дает всплеск аварийности. Идеальный вариант – золотая середина.

Формирование привычек.

Формирование привычек будущего водителя, его стиля вождения во многом зависит от значимых людей в его жизни. В первую очередь, это родители, если они управляли автомобилем. На формирование привычек водителя могут повлиять друзья и знакомые, с которыми будущий водитель ездил. Какие-то привычки молодой водитель возьмет у героев любимых фильмов. Очень важной фигурой для будущего водителя является инструктор, мастер производственного обучения в автошколе. Это как бы второй отец или мать для «новорожденного» водителя. Поэтому очень важно, чтобы инструкторы показывали пример ответственного поведения на дороге.

Ценности человека, группы и водителя.

Ценности – это то, что человек считает очень важным для себя в жизни, чем хочет обладать, то, что он боится потерять, если имеет.

Система ценностей формируется в юности, и зависит от воспитания и социального окружения человека (его родителей, друзей, коллег).

Набор ценностей, которые соотносятся с безопасным управлением автомобилем: здоровье, любовь, семья, безопасность, материальный достаток.

Набор ценностей, который может способствовать опасному поведению водителя: удовольствие, внимание и восхищение окружающих, свобода.

Ценность может быть очень значимой для человека, но он не будет для достижения ее что-либо делать. Чтобы что-то делать нужен мотив.

Свойства личности и темперамент. Влияние темперамента на стиль вождения.

Классификация по темпераментам была предложена во II веке до н. э. врачом Клавдием Галеном. Типы темпераментов были выбраны на основе двух характеристик. Силой психики и преобладанием процессов возбуждения или торможения. Сильными типами являются сангвиник, холерик и флегматик. У представителей этих темпераментов сильная психика, сильные проявления эмоций. Настроение, как правило, устойчивое. Критику в свой адрес выдерживают хорошо. После неудачной попытки могут повторить упражнение и исправить ошибки.

Сангвиник - это энергичный, быстро думающий и действующий, уверенный в себе человек. Он легко приспосабливается к изменениям, легко обучается, имеет высокую сопротивляемость трудностям, легко сходится с людьми, у него преобладает возбуждение и положительный эмоциональный фон (настроение). Его главный недостаток – излишний оптимизм и склонность к риску. Хуже всего он справляется с монотонией на дороге. Особенно тяжело ему в пробках, во время занятий на площадке и повторение одних и тех же маршрутов.

Холерик - энергичный, быстро действующий, уверенный человек, у него также преобладает возбуждение. Эмоциональный фон у холерика, как правило, отрицательный (как правило, в плохом настроении). Он вспыльчив и несдержан, у него существует цикличность активности и пассивности. Из пассивного состояния в активное его можно вывести критическими замечаниями. Он сначала выльет на вас свое недовольство, а затем будет готов к работе.

Флегматик эмоционально устойчив, спокойный, настойчивый человек. К его недостаткам можно отнести то, что он реагирует на все медленно.

Флегматик трудно привыкает ко всему новому. При этом, он хорошо сопротивляется сильным и продолжительным стимулам (крик, сигналы машин, стоящих сзади)

С ним важна отработка ситуаций, где надо действовать быстро. Для него очень важно проводить детальный разбор неправильных действий и объяснение как делать правильно. Акцент должен быть сделан на скорость реакции.

Меланхолик. Это мягкий, чувствительный, тревожный, ранимый человек. Он плохо воспринимает сильные стимулы, громкий голос, например. Меланхолик очень трудно переживает резкие изменения, ему трудно правильно реагировать в незнакомой ситуации. У него, обычно, снижено настроение.. Очень болезненно воспринимает критику. Он склонен к длительным переживаниям. Ему очень важно получать ободрение и поддержку.

Для снижения тревоги у меланхолика, необходимо медленно увеличивать сложность маршрута. Важно изучить разные способы реагирования и обсудить их подробно. В условиях учебной площадки нужно отрабатывать ситуации «ошибки». Закладывать в задание неизбежность ошибки. Разбирать ситуации и исправлять их. Таким образом, снимается «запрет на ошибку». И в реальных условиях города меланхолик не впадет в ступор, поняв, что он что-то сделал неправильно. Меланхолики не склонны к завышению своей самооценки и излишнему риску.

Негативное социальное научение. Влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя. Ложное чувство безопасности.

Теорию социального научения разработал Альфред Бандура. Суть ее в том, что эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются (данную фигуру в процессе научения называют социальной моделью), может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. Поведение другого человека - образца для подражания - служит источником значимой информации, которую наблюдатель затем использует, чтобы вести себя точно так же.

Образцом для подражания могут служить известные успешные люди, герои рекламы, фильмов или компьютерных игр. Дети, подростки и юноши стараются полностью копировать своего героя. У них еще не сформировано до конца критическое мышление, функции прогнозирования и контроля. В то время как взрослые люди могут взять только отдельные черты или детали одежды, критично относясь к другим чертам своего идеала.

Для водителя негативным результатом социального научения является копирование агрессивного, аварийноопасного стиля вождения любимого героя. Например, водителя такси в фильме «Такси», героя фильма «Адреналин» или успешного бизнесмена в рекламе автомобиля с мощным двигателем. Эти герои никогда не попадают в аварии, или после серьезной аварии выходят сами из автомобиля и пересаживаются в другой автомобиль. У зрителей создается ощущение ложной безопасности такого стиля вождения. Важно различать фантазии, которые показывают в кино и рекламе от реальности дорожного движения при управлении транспортным средством.

Понятие социального давления. Влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения. Способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством.

Социальное давление - психологическое воздействие группы людей, оказывающее влияние на характер поведения членов группы и приводящее их личные привычки, установки, ценности и нормы поведения в соответствие с групповыми. Примерами таких групп являются формальные объединения (политические партии, сотрудники одной фирмы, члены профессионального сообщества, члены гольф-клуба) или неформальные группы (соседи по дому, друзья, родители детей из одной школы, болельщики одной команды, владельцы престижной марки автомобиля). В среде подростков и молодежи это группы одноклассников, однокурсников, одногруппников, члены одной спортивной команды. Принадлежность к группе позволяет человеку взять на себя социальную роль (друга, спортсмена этой команды, бизнесмена или чиновника). Человек чувствует себя защищенным своей социальной группой, знает как себя вести в той или иной ситуации. Ему не надо думать и брать на себя личную моральную ответственность за свои действия. Поскольку у человека есть потребность в принадлежности к группе и принятии этой группой, то он часто готов принять мнения членов группы как истину и руководство к действию, даже если в душе он с этим не согласен.

Начинающие молодые водители часто перевозят пассажиров своего возраста группой, чтобы провести вместе время. Эта ситуация может создать ряд типичных групповых рисков, характерных для юного возраста. Это- групповое давление в виде советов и мнений увеличить скорость, громко включить музыку, обогнать автомобиль, советы об изменении маршрута движения, поддразнивания и оценка молодого водителя. Возникают опасности отвлечения внимания на дороге, желания поэкспериментировать, показать себя перед друзьями, ответить на толчок в бок. Все это может привести к аварийной ситуации.

Как противостоять групповому давлению? Водителю всегда надо помнить, что он несет персональную ответственность за свои действия на дороге, за жизнь и здоровье пассажиров и пешеходов, за сохранность автомобиля. Молодому водителю лучше вообще какое-то время не брать пассажиров. Стоит также задуматься, нужна ли тебе эта группа, если ее члены дают такие советы и идеи поведения за рулем, которые могут привести к аварии. Ведь это фактически призыв к саморазрушаюшему поведению (водитель может стать либо убийцей либо самоубийцей, следуя таким советам). Непреложным должно быть правило, что решения за рулем принимает водитель, что водителю должно быть комфортно в автомобиле. В том числе речь идет о психологическом и эмоциональном комфорте. Если молодому водителю некомфортно в автомобиле из-за поведения пассажиров, то необходимо остановить автомобиль. Продолжать движение можно только тогда, когда будет восстановлено состояние спокойного внимания направленного на дорогу. Даже, если для этого придется высадить пассажиров.

Представление об этике и этических нормах.

Понятие «этика» возникло от слова «этос». Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По развития общества к этому смыслу добавляются понятия совести, сострадания, ответственности. Возникает этика разных видов человеческой деятельности. Правила поведения в приличном обществе назывались этикетом, возникает этика врача, педагога, психолога. В современном обществе такой вид деятельности как управление транспортным средством, средством повышенной опасности не может обойтись без этических норм, без правил взаимодействия со всеми участниками дорожного движения.

Поведение человека определяется многими факторами. Темперамент, характер, самочувствие, особенности ситуации, поведение окружающих людей и многое другое может оказывать влияние на поведение человека. И тем не менее, существуют границы в пределах которых человек может проявлять свое поведение.

Они называются правилами. Некоторые правила устанавливает закон. Например, правила дорожного движения. Нарушитель закона наказывается шрафом, исправительными работами или лишением свободы. Кроме того, существуют правила поведения, которые устанавливает общество, в котором человек живет. Эти правила относятся к вопросам культуры и морали общества. Правила устанавливаются обществом для того, чтобы желания и поведение одного человека не мешало жить остальным членам этого общества. Нарушитель этих правил считается человеком некультурным, невежливым и аморальным. Это этические нормы и правила этикета.

Существуют внутренние правила самого человека. Они связаны с внутренней этикой человека, с его нравственными и этическими нормами, ценностями и убеждениями. Эти правила определяют, как себя человек ведет, когда его никто не видит и не может оценить.

За рулем, человек не вступает в непосредственный контакт с людьми, не слышит, что о нем говорят другие участники движения и они его тоже не слышат. Он чувствует себя в большей безопасности от оценки его поведения за рулем, от контроля начальства, родителей, коллег, соседей по дому. И тогда только внутренней культурой человека определяется поведение водителя на тех участках дороги, где не стоят сотрудники дорожной полиции, нет камер видеонаблюдения и никто не сможет его наказать. Человек сам решает, занимать ли место для инвалидов на парковке, пропускать ли в свой ряд автомобиль, с какой скоростью ехать в жилой зоне, использовать ли «спортивный скоростной стиль» езды в городе.

Этические нормы водителя.

Этические нормы водителя – это нормы поведения на дороге, за рулем автомобиля. Свод этих правил называется этикетом.

Основная этическая норма - это сознательно и ответственно относится к управлению автомобилем, не создавать аварийных ситуаций, с пониманием относиться к менее опытным водителям, помогать и реагировать на действия уязвимых участников дорожного движения. Особые требования предъявляются к водителям, потому что они управляют средством повышенной опасности для других участников движения (других водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов).

Дорожный этикет – это правила поведения участников дорожного движения. Необходимо быть понятным в своих действиях на дороге другими водителями. Для этого в систему дорожного этикета входит система жестов, световых и звуковых сигналов.

Главное правило дорожного этикета – выполнять Правила дорожного движения и когда есть свидетели и тогда, когда свидетелей нет. Потому что остальные участники дорожного движения чаще всего предполагают, что другие выполняют правила. Особенно часто так думают наиболее уязвимые участники дорожного движения: старики, дети, молодые матери с маленькими детьми, велосипедисты, неопытные водители….

Второе правило дорожного этикета – быть предсказуемым, своевременно информировать других участниках дорожного движения о своих намерениях на дороге. Знать систему звуковых и световых сигналов. Дать время своим партнерам по дорожному движению принять ваш сигнал и отреагировать на него.

Третье правило дорожного этикета – это помощь другим участникам движения. Опытный водитель может оценить быстрее и точнее опасную ситуацию, проанализировать последствия своих действий и спрогнозировать действия других участников движения. Следовательно, он несет большую моральную ответственность за свои действия на дороге. Даже, если он прав в соответствии с буквой закона, он должен сделать все возможное, чтобы уберечь от травм и аварийных ситуаций менее опытных и компетентных участников дорожного движения. Находясь в более выгодной позиции, необходимо помогать другим водителям.

Существует, правило этикета «пускать через одного» автомобили из боковых проездов и со вспомогательных дорог. При обгоне принято оказывать помощь обгоняющему. Ведь обгоняемый видит больше, чем обгоняющий.

Четвертое правило этикета – выражать благодарность за помощь другим участникам движения. Атмосфера на дороге важный фактор безопасности.

Информировать участников дорожного движения о своих маневрах надо заранее, оставляя им время на реакцию. И не жалейте лишний раз поблагодарит за помощь или извиниться.

Ответственность водителя за безопасность на дороге.

Ответственность водителя - это понимание того, что от тебя зависит безопасность на дороге, понимание возможных последствий своих действий за рулем автомобиля, это умение принимать решение и действовать не только в своих интересах, а в интересах всех участников дорожной ситуации, это готовность прилагать усилия для повышения своего водительского мастерства. Будущему водителю очень важно понимать свою долю ответственности за безопасность на дороге. Тогда и к процессу обучения он будет относится по-другому и обучение будет проходить более продуктивно.

Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения.

Оптимальной стратегией взаимодействия на дороге является стратегия «выиграл-выиграл». Необходимо быть понятным в своих действиях на дороге другими водителями. Информировать участников дорожного движения о своих маневрах надо заранее, оставляя им время на реакцию. И не нужно лениться лишний раз поблагодарить за помощь или извиниться. Для этого в систему дорожного общения входит система жестов, световых и звуковых сигналов.

Примеры световых сигналов:

  • Впереди едущий автомобиль неожиданно включил аварийную сигнализацию – это означает, что впереди авария или что - то опасное, или то, что его ослепило светом встречной машины.
  • Два коротких моргания «дальним» светом фар встречного автомобиля означает «Впереди, у вас на пути произошло что-то опасное».
  • Однократный сигнал «дальним» светом фар в спину - это просьба «Пропустите, пожалуйста!».
  • Однократный сигнал в лицо или в бок «дальним» светом фар в городском заторе сообщает «Проезжайте, пожалуйста! Я вам уступаю дорогу».
  • На шоссе, при попытке обгона, водитель обгоняемой машины включает:
    • Левый указатель поворота «Обгонять нельзя. Впереди встречный автомобиль или иная опасность».
    • Правый указатель поворота «Обгонять можно», дорога свободна.
  • Выражать свою благодарность принято аварийной световой сигнализацией. Моргните ею несколько раз. Так вы скажете «Спасибо!». Этот же сигнал может означать «Извините!» в ответ на возмущенный сигнал автомобиля, который вы по неосторожности «подрезали».



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 10558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.