КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V. Антонимы
Упр. 1 Замена слов - действий противоположными по смыслу. Фрагмент занятия. «Слушайте внимательно: Сжать руку в кулак. Совершите противоположное моему указанию действие. Правильно! Что вы сделали сначала,...? А потом? Сжал - разжал. Какие это слова по значению? - Противоположные.» (наглядно: согнуть -..., застегнуть -..., выдвинуть -..., соединить -..., собрать -....) Упр. 2. Сравнить предметы по противоположным признакам. Уровень А: короткий - длинный. широкий - узкий. Уровень Б:Что бывает чистое и грязное? Что может быть толстая и тонкая? Уровень В: Докажите примерами противоположность слов: Глубокая - мелкая, густой - редкий, победа - поражение.
Упр. 3. Образуй самостоятельно пары слов противоположного смысла. Упр. 4. Замена слов противоположными по смыслу. А- начало урока -..., теплый вечер-..., лёгкое задание -..., Б - левый край -..., младший брат -.... добрый человек -..., В - мелкая река -..., грубые слова -..., молчаливый человек -.... Упр. 5Выделенные слова заменить антонимами. Фрагмент занятия. Ваня - ленивый ученик. Тетради у него грязные, книги всегда в беспорядке. Он небрежно готовит уроки и плохо отвечает. Учительница недовольна им, а мама огорчается. Получившийся рассказ записывается в тетрадь. Ваня- прилежный ученик. Тетради у него чистые, книги всегда в порядке. Он аккуратно готовит уроки и хорошо отвечает. Учительница довольна им, а мама радуется. Упр. 6. Дополнить предложения, вставляя антонимы. А. - Он быстро вышел, но тот час... обратно. Б. -Лучше знать мало, но хорошо, чем..., но.... В. В басне стрекоза ленивая, а муравей.... Упр. 7 Ответьте отрицательно, употребив прилагательное -антоним. А. -Это легкое задание? Это тёмная комната? Б. - Эта дорога длиннее? Сегодня холоднее? В. -Это задание легче вчерашнего? Вы пришли сюда раньше меня? Упр. 8. Составить предложения с антонимами. Фрагмент занятия. «Слова могут иметь несколько слов с противоположным смыслом. Многие же слова имеют лишь один антоним. Докажите это, составив с ними предложения. СВЕЖИЙ (-ая, -ее) - след, ветерок, трава, молоко, полотенце, суп - газета, яйцо, мясо, рыба, капуста хлеб. - См. лист «Словарик антонимов» - прилагается. Упр. 9. Дать ответы на вопрос. Для детей группы А: - Употребить антоним, приведенный в вопросе. Море спокойное или бурное? Книга интересная или скучная? Хлеб свежий или чёрствый? Б.- Вы часто ходите в театр? Вы встаете поздно? Докладчик говорил медленно? В. - Вы выиграли партию в шахматы? Вы заснули? Этот ручей прозрачный? Упр. 10. Найдите в пословицах и поговорках антонимы и объясните их назначение. Маленький пенёк опрокидывает большой воз. Ученье - свет, а неученье - тьма. Каково начало, таков и конец. Храбрость стоит, а трусость бежит. Упр. 11. Вместо точек вставьте недостающие антонимы к выделенным словам. Все спускались по лестнице, а он...Лес был не справа, а....Мы работали с...до вечера. Вместо прямой линии он начертил.... и т.п. Упр. 12. С помощью прилагательных-антонимов охарактеризуй животных. Глупый волк, умная лиса (по уму), лев - заяц (по храбрости) _., мышь - слон (по величине), стрекоза - муравей (по трудолюбию) рысь - медведь (по ловкости). Упр. 13. Выделить антонимы. Расширение и углубление знаний об антонимах как средстве выразительности языка и настроения от содержания рассказов. См. материалы «Занимательная грамматика» Фрагмент. «Собака. Однажды Вася привел домой бездомную собаку. Она была жалкая, грязная. Вася выкупал её, приучил спать на коврике в углу, отучил грызть шапки. Теперь у Васи чистая, гордая собака.» Упр. 14. Добавьте слово, которое просится в строку. Ещё одно эхо И нам с тобой пришел черед Сыграть и игру «наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь - «низко». Скажу я слово «далеко», А ты ответишь -... Скажу я слово «потолок», А ты ответишь -... Скажу я слово «потерял» И скажешь ты....... Скажу тебе я слово «трус». Ответишь ты - «храбрец». Теперь «начало» я скажу, - Ну, отвечай -.... См. словарик антонимов, прилагается. Упр. 15. Оба слова из словосочетаний заменить антонимами. Спустился низко - Начал весело – Потерять легко - Веселился часто- Начинал быстро - Ушли врозь – Лёг вечером - Уехал летом -
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |