Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жила - жила, вычитал - вычитал, дорогой - дорогой




Таю - таю, белки - белки, хлопок - хлопок, скачки - скачки, мука - мука, стоит - стоит, козлы - козлы, полы - полы,

УДАРЕНИЕ. ОМОГРАФЫ.

Объяснить детям роль ударения (увеличение длительности и громкости) смыслоразличительную, форморазличительную и фонетическую.

Упр. 1. По картинкам (или словам) определить место ударения, объяснить значение слов. Составить словосочетания

или предложения.

Кружки - кружки, плачу - плачу, ирис - ирис, замок - замок.

Упр. 2. Выделить ударный слог, объяснив разницу в значении пар слов.

Ворона меньше ворона. Только я вышел за село, как солнце село. Соли щи, плоха еда без соли. И т. п.

Упр. 3. Объяснить значение слов - омографов, составив предложения.

/ II ' ' ^ 1^

Упр. 4. Запомни ударение в словах.

Буква в условленном месте стоит

И называется всё... (алфавит).

Стелют на матрац меня,

Называюсь... (простыня).

Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь,

Неприметна, некрасива, называюсь я... (крапива)

Упр. 5. Определить по счету ударный слог.

Упр. 6. Распредели под цифрами (картинки или слова), определив ударение.

Упр. 7. Отстучать ритм слова (ударный слог громче).

Упр. 8. Определить (по картинкам или словам) по ритму, какое слово задумано.

Упр. 9. Перечислить гнёзда однокоренных слов, выделяя в них чётко ударный слог, объясняя значение слов, составляя словосочетания.

Упр. 10. Проанализировать (прослушав или прочитав) сочетания слов, выделить ударный слог, объяснив разницу в их значении.

Глу бо кая река - реч на я глуби на, зе лё ный двор - дво ро вая

зе лень, поле во й васи лёк - василь ко вое поле. И т. п.

Упр. 11. Исключить 4-е «лишнее» слово по месту ударения в цифровом порядке ударения или в морфологическом.

Упр. 12. Договори в рифму, изменив ударение. Я слышу звон апрельских капель, Поет апрельская... (капель).

Серая ворона черного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнеслась во все стороны

Сплетницы - кумушки - сорок сорок.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это ...окуни.

Упр. 13. Выделить в тексте однокоренные слова, указав в них ударение. Договорить гнёзда слов с разным морфологическим составом и подвижным ударением. Фрагмент материала к заданию.

Как растут слова.

Как-то много лет назад Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -Был он только словом.

Это слово, слово корень, Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет. Очень интересно

Гулять в саду словесном. (Е. Измайлов)

Нарисовать дерево, на каждой ветке слово с выделенным корнем и ударением, дописать «свои» слова, для группы В дать слова с чередованием сад - саж - сажд.

Упр. 14. Понаблюдать подвижность ударения (на материале большого количества слов) в морфологическом составе. Сопоставить слова, выделить ударный слог. Составить словосочетания или предложения. Для уровня В можно брать слова с чередованием согласных.

Фрагмент занятия.

«Родник родит речку, а река льётся - течёт через всю нашу матушку Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник. Родина, народ. Все это слова как бы родня.» (К. Паустовский).

Дополнительные однокоренные слова для уровня А: родинка, родиться, урод, родители, родственник, родничок, родной, народный, рождение.

Для уровня Б: рождаться, выродиться, породниться, выродок, зародыш, родненький, урожай.

Для В: возрождаться. Рождество, врожденный, рождаемость, перерождающийся, роддом, уродиться, родство, природа, природный, роженица, рожица, урожайный, безродный, разродиться, дородный, породистый.

Отрабатываются несколько слов, придуманных детьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.