Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расширенный исцеляющий контекст




Резюме

Любой осознанный транс является следствием собственного выбора. В предыдущих главах внутренний ребенок автоматически вводил вас в трансы прошлого. В осознанном наведении транса выбор всегда присутствует; в мире внутреннего ребенка выбора нет.

Приложение 3.
Творческий контекст: вы не есть ваша проблема

ПРИЛОЖЕНИЯ 3, 4, 5 и 6 – выдержки из книги д-ра Волински «Трансы, в которых живут люди: исцеляющие методы квантовой психологии». Мы сочли возможным включить их в настоящее издание, так как они могут представлять большой интерес для психотерапевтов. – Прим. пер.

Милтон Эриксон считал, что главную роль в терапевтическом трансе играет бессознательное: оно хранит ресурсы, которые можно использовать для исцеления; при этом пациент не обязательно должен осознавать происходящее. В отличие от Эриксона, я считаю более полезным понятие «контекста», т.к. при этом не принижается роль сознания. Более того: сознание и бессознательное рассматриваются как две части единого разума, создающего различные способы восприятия. Этим мой подход принципиально отличается от эриксонианского, где бессознательному приписывается роль могущественного мудреца, а сознание считается врагом или, во всяком случае, докучным и навязчивым чужаком.

Я считаю, что вы сами принимаете решение, какую часть информации вы будете осознавать, а какую – вытеснять. Это зависит от того, на какую область вы направляете внимание.

Я люблю сравнивать разум с библиотекой. Ваше истинное «Я», пребывающее за пределами транса, выбирает, какой раздел оно будет изучать в каждый определенный момент. Вы можете направить внимание на полку с книгами по истории, бизнесу, межличностным отношениям, здоровью – это зависит от вашего выбора.

Весь этот материал постоянно доступен вам – просто вы воспринимаете лишь ту его часть, на которую направлено ваше внимание.

Когда я говорю о расширении фокуса внимания (или растождествлении), помогающем выйти за пределы трансов и осознать свое истинное «Я» в более широком контексте, я представляю себе бесконечное звездное небо. Мы ограничиваем себя, утверждая: «Я – планета по имени депрессия» (страх, ярость, страсть и т.д.), вместо того, чтобы понять, что мы – целая Вселенная. Тем самым мы создаем проблему или симптом, приобретающий власть над нами.

Чтобы помочь пациенту выйти за пределы его транса, терапевт должен выйти за пределы своего собственного транса. Для этого ему следует заниматься самонаблюдением, отслеживать свои способ i отождествления с проблемой и учиться воспринимать происходящее в более широком контексте.

Шаг 1. Расширение контекста и включение в него тела.

Часто кажется, что больное место отделено от всего остального тела. Например, когда у нас болит желудок, мы концентрируем внимание только на области желудка, словно он – какое-то отдельное место, доставляющее нам неприятности и дискомфорт, а не часть целого тела.

В гештальт-терапии считается, что проблема появляется в тот момент, когда «фигура» отделяется от «фона». В нашем примере фигура (желудок) отделяется от фона (остального тела). Когда мы начинаем воспринимать тело в качестве фигуры (расширяя контекст), мы приобретаем совершенно новый опыт.

«Продолжайте осознавать ощущения в вашем желудке... Я не знаю, что именно вы чувствуете – может быть, вибрацию, движение, тепло или холод, либо еще какие-то ощущения... Вы можете ощущать легкие, еле заметные движения... в правой руке... и в левой руке... Я не знаю, какая именно рука первой ощутит эти движения, и в какую сторону они направлены – справа налево или слева направо; но вы можете заметить их в какой-то момент и осознать, что они могут, будут и должны перемещаться либо из правой, либо из левой руки в одну из лодыжек, или, может быть, в запястье. А возможно, и в локоть. Я не знаю, что именно вы ощутите – тепло, покалывание, холод или какие-то другие ощущения... Они могут быть самыми разнообразными – и вы можете почувствовать их. И по мере того как вы ощущаете их все яснее, они могут перемещаться в центр вашей ладони, подниматься по руке к плечу, двигаться к вашей шее... Вы ощущаете движение, пульсацию и перемещение энергии по вашему телу и вы можете все больше наслаждаться этими ощущениями».

Допустим, пациентка «испытывает страдание после смерти отца». Я буду работать с ней таким же образом, расширяя контекст, чтобы включить в него физические ощущения. Я попрошу пациентку рассказать мне, где именно в ее теле находится страдание. Она может ответь: «Везде». Тогда я спрашиваю: «В мочках ушей? В лодыжках? В передней части плеч?». «Нет, – отвечает она, – мне кажется, оно находится в груди».

Цель такого расширения – не отвлечь пациента от его истинных чувств, а пробудить его спящие ресурсы и тем самым помочь ему справиться с проблемой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.