Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксиома 3




Аксиома 2

Восстанавливая связь между симптомом, телом и чувством, вы связываете тело и Самость. Тем самым вы еще больше расширяете контекст и готовите личность к переходу в состояние наблюдателя.

Шаг 3. Расширение контекста и включение в него окружающих.

Теперь, когда симптом интегрирован с телом, а тело связано с чувством «Я» – нужно восстановить связь этого «Я» с окружающими, от которых оно было отрезано. Мы с пациентом находимся в общем трансе – но как ему войти в общий транс с внешним миром? Как ему перенести результаты терапевтического сеанса в обычную жизнь?

Я начинаю с того, что помогаю пациенту найти необходимый ресурс: образ или метафору, символизирующие его истинное «Я», которые расширятся и распространятся на окружающий мир. Например, я говорю: «Я не знаю когда – сейчас, или чуть позже, – но в какой-то момент ваше бессознательное покажет вам образ или символ интеграции, образ вашего истинного «Я». Это может быть гора, река, животное, растение, человек – все что угодно; и этот символ начнет увеличиваться и распространяться на все области вашей жизни, пронизывая все ваши мысли и чувства и соединяя их в одно целое».

Пациент может увидеть образ Везувия. Я спрашиваю его: «Куда вы хотите поместить этот образ внутрь тела?»

Через какое-то время он отвечает: «В сердце».

«И когда вы продолжаете дышать и смотреть на меня, вы видите, слышите и ощущаете Везувий внутри своего сердца».

Теперь этот ресурс доступен и физически ощущается в теле. Я хочу расширить его значение. Сначала я предлагаю пациенту поместить символ внутрь моего тела, подобно тому, как он поместил его внутрь своего. Затем я прошу поместить его в тела окружающих; и, наконец, в тело того, с кем связана проблема пациента.

«И знаете – продавец в вашем супермаркете тоже несет в своем сердце образ Везувия... и ваш парикмахер... и зубной врач... и служащие в химчистке. И вы можете поместить образ Везувия в сердце Гарольда... и когда вы посмотрите на Гарольда в следующий раз, и вам захочется поссориться с ним, вы почувствуете Везувий в своем сердце и увидите Везувий в сердце Гарольда... Ваш прекрасный, глубокий и мощный символ находится в сердце любого, с кем вы встречаетесь, и вы можете стать участником их мира, оставаясь при этом самим собой».

В терминологии Юнга я помогаю пациенту защищать его положительные качества, и убрать его негативные проекции (наделение окружающих неприятными и опасными свойствами). Выражаясь языком дзен-буддизма, я открываю дверь, ведущую от разделенности к единству.

Связывая Самость с контекстом обычной жизни, мы еще сильнее изменяем структуру проблемы, увеличивая степени осознанности.

Шаг 4. Расширение контекста и включение в него наблюдателя. Пробуждение наблюдателя – последний шаг, но я считаю его самым важным. Предположим, что вы ощущаете внутренний конфликт между противоположными желаниями: «Я хочу сделать карьеру» – «Я не хочу делать карьеры». Пробуждение наблюдателя расширяет контекст таким образом, что вы способны увидеть, как обе конфликтующие части существуют одновременно. А кроме этого, существуете вы, наблюдающий за ними.

Я хочу заметить, что способность к наблюдению пробуждается на каждом этапе этого процесса, но 4 -й шаг уделяет этой способности особое внимание. Здесь объединяются результаты всей предыдущей работы, и наблюдатель начинает осознавать тело. Самость и связь с окружающими.

«Я не знаю, на что похоже осознание вашего физического тела – движения вашей щеки, когда вы улыбаетесь, движения ваших глаз, когда вы смотрите по сторонам; малейшие передвижения ваших бедер по стулу, когда вы чуть меняете положение вашего тела; движения ваших рук на коленях, когда вы начинаете смеяться. И когда вы обнаружите это и увидите как будто со стороны, – будет просто замечательно, если вы поймете, что способны еще немного расширить это осознание. И по мере того, как вы будете осознавать это состояние наблюдения, вы сможете заметить...»

Подобные внушения помогают человеку почувствовать состояние наблюдения. Другой способ добиться этого – создать подходящий образ, наподобие образа истинного «Я». Этот образ будет символом наблюдателя.

«И вы можете увидеть, как появляется символ той вашей части, которая наблюдает и осознает происходящее, – символ вашего внутреннего наблюдателя».

Одна моя пациентка увидела радугу. Я продолжал: «Я не знаю, сколько радуг вы можете увидеть... вокруг... вблизи... или едали. Я не знаю, где именно вы увидите их. Но мне интересно, как часто вы сможете ощущать эти радуги – над вами, вокруг вас, внутри вас... а также надо мной, вокруг меня, внутри меня... и в других людях, с которыми вы встречаетесь. И как прекрасно понять, что вы можете... и будете... видеть одну и ту же радугу – как в себе, так и в остальных людях».

Первый символ, который создает пациент, – образ его глубинного «Я»; второй символ – наблюдатель, осознающий даже это глубочайшее «Я».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.