Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа развития внутренней мотивации 1 страница




Ч


формулирование целей. Основные методы — ролевые игры, психо­гимнастические упражнения, беседы, дискуссии. На вступительном занятии участники Программы знакомятся с правилами поведения в группе (конфиденциальность, принцип «здесь и теперь», правило добровольности и прочие), высказывают ожидания по поводу учас­тия в программе. Потом происходит переход к основной части всту­пительного занятия — анализу собственной жизни, выявлению силы мотивации профессиональной деятельности, а также скрытых жела­ний и ожиданий. Завершается работа релаксационным упражнением.

Второй этап — теоретический. Цель занятия — ознакомление с основами теории внутренней мотивации и ценностной регуляции деятельности. Достигается она с помощью мини-лекций, решения проблемных задач, бесед, дискуссий и ролевого проигрывания про­блемных ситуаций. На занятии участники программы анализируют события собственной жизни с точки зрения «ощущения потока» и сравнивают свои ощущения с результатами исследований М. Чик-зентмихали. После этого организовывается дискуссия о влиянии воз­награждений и наказаний на мотивацию деятельности. Когда точки зрения участников станут ясны, группа делится на три подгруппы, каждая из которых получает описание экспериментального исследо­вания влияния вознаграждений и наказаний на внутреннюю моти­вацию, однако без результатов. Задача — спрогнозировать результат проведенного исследования. Предложенные задания анализируются в подгруппах, затем обсуждаются в общем круге, после чего тренер сообщает реальные результаты, которые опровергают значимость вознаграждений и наказаний для мотивации деятельности. Участни­кам читается мини-лекция о теории внутренней мотивации Э. Диси и Р. Раяна и роли ценностей в развитии внутренней мотивации дея­тельности. После мини-лекции организуется обсуждение, по окон­чании которого проводится релаксационное упражнение.

Третий этап имеет своей целью анализ личностных конструктов и ценностей участников Программ в контексте внутренней мотивации. Для этого используется процедура, предложенная О. Л. Музыкой (ин­теграция каузометрии с репертуарными и ранговыми решетками) и написание очерков самохарактеристик. В начале занятия руководи­тель делает акцент на роли ценностей в развитии внутренней моти­вации, после чего участники переходят к изучению собственной цен­ностной сферы. Когда исследование завершено, участники на основе его результатов пишут очерк самохарактеристики.

Четвертый этап — целеобразование. Цель данного этапа — созда­ние участниками Программы очерков фиксированных ролей (опи­саний себя как лиц, которые наделены системой ценностей и конст-


руктоввнутренней мотивации). Для достижения этой цели разраба-гываютсяоткорректированные системы конструктов, на основе которых пишутся очерки фиксированных ролей, происходит ролевое проигрываниев группе. На этом этапе участники программыобме­ниваются результатами исследований своихконструктов и очерками самохарактеристик. Далее они объединяются в подгруппы и анали­зируют полученный материал с точки зрения наличия в нем конст­руктов и ценностей внутренней мотивации (самодетерминации, ком­петентности и значимых межличностных отношений). Когда анализ завершен, участники разрабатывают друг для друга новые системы конструктов, изменяя, прибавляя или исключая конструкты в соот­ветствии с теорией внутренней мотивации. На основе трансформиро­ванных систем конструктов участники пишут очерки фиксированных ролей (детальные описания способов поведения лиц с трансформи­рованными ценностными сферами). После этого происходит общее обсуждение результатов работы, достигается согласие с предложен­ными очерками и начинается формирующий этап программы.

Пятый этап — формирующий. Его цель — обретение опыта внут­ренне мотивированного поведения. Для этого участникам группы предлагается проигрывать в жизни роль личности, созданной в очер­ке фиксированной роли. Этот этап является самым необычным во всем тренинге, и именно благодаря ему достигается эффект возрас­тания внутренней мотивации.

Шестой этап — контролирующий. Группа встречается для конт­роля проигрывания роли и анализа проблем, которые возникали. Для этого проводятся обсуждения ситуаций, ролевые игры, дискуссии.

Седьмой этап — формирующий — продолжение работы над изме­нениями в мотивационной сфере. Участники группы по-прежнему проигрывают очерк фиксированной роли.

Восьмой этап — диагностический. Его цель — выявление измене­ний в системах индивидуальных ценностей и конструктов исследуе­мых, а также в реальном поведении. Для этого участники программы снова выявляют свои ценности и конструкты с помощью метода, ис­пользуемого на третьем этапе, и сравнивают их с результатами пре­дыдущего исследования.


МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ

Каузометрия (модифицированный вариант)

Первая методика, которую мы предлагаем участникам тренинга, — каузометрия. Она разработана известными учеными-психологами А. А. Кроником и Е. И. Головахой (Головаха Е. И., Кроник А. А., 1984) и несколько модифицирована нами для удобства использования в тре­нинге и работы с группой. Первоначальнаяцель методики — иссле­дование жизненного пути личности. Мы же в своей работе будем ее применять для выявления людей, значимых для участников тренин­га в контексте их профессиональной деятельности — эта идея при­надлежит А. Л. Музыке (Музика А. Л... 1995).

Участникам группы последовательнопредлагается несколько ин­струкций.

Первый шаг — создание списка событий. «Теперь мы перейдем к изучению вашего жизненного пути. В своих альбомах вы видите 15 строчек. В каждой строчке напишите по одному событию из ва­шей жизни, которое связано с профессиональной деятельностью.

Событием мы будем называтьлюбое изменение в вашей жизни. Это может быть изменение непосредственно у вас или в обществе, природе. Причем это всегда какое-то определенное конкретное из­менение, которое произошло в течение определенного промежутка времени. Вы можете называть как события прошлого и настоящего, так и те, наступление которых вы ожидаете в будущем.Записывать события следует в том порядке, в котором они приходят вам на ум».

 

Событие Дата
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Второй шаг —датирование. «Напротив каждого события проставьте его приблизительную дату. При этом не должно быть двух одинако-вых дат.

Теперь перепишите еще раз названия событий вашей жизни, но уже в хронологическом порядке. На первое место поставьте самое раннее событие, на последнее — самое позднее».

 

Дата Событие
     
     
3    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Третий шаг— причинно-следственный анализ. «Мы переходим к

важному этапу нашего исследования. Попробуем выяснить, почему случились те или иные события, что было их причиной? Для этого используем каузоматрицу» (см. табл. на с. 27).

«Работаем пока что в верхнем треугольном поле "Причины—След­ствия", которое находится над диагональю. Отметьте событие № 15. Теперь посмотрите на событие № 14 и ответьте на вопрос: "Могло бы оно быть одной из причин события № 15?" Если да, то в клеточке на пересечении следствия № 15 ипричины № 14 поставьте цифру "Г" Если нет — "О".

Проанализируйте по отношению к событию №15 событие № 13, и так далее.

После того как анализ причин события № 15 закончен, переходи­те к анализу события № 14. Аналогично проанализируйте события № 13, 12, 11,... 2. Каждый новый цикл анализа требует все меньше усилий, поскольку количество событий уменьшается».

Четвертый шаг— целевой анализ. «После заполнения части мат­рицы над диагональю можно переходить к целевому анализу. Работа­ем дальше в поле "Средства—Цели".


 

 

  СЛЕДСТВИЯ  
                    1 1        
ЦЕЛИ                                   ПРИЧИНЫ
                                     
                                     
                                     
                                     
                                  6  
                                  7  
                                     
                                     
                                     
                                  1 1  
                                     
                                     
                                     
                                     
                                 
  СРЕДСТВА  

Только что мы проанализировали возможные причинно-след­ственные связи в вашей карьере. Однако между событиями существу­ют и отношения другого типа — одно событие может выступать по отношению к другому его целью или средством достижения. Сейчас вы должны будете рассмотреть каждую пару событий и ответить на вопрос, является ли одно из событий целью, а другое — средством достижения этой цели.

Начнем с события 1. Отметьте событие—средство № 1. Подумайте, для чего это событие состоялось в вашей жизни. Конечно, иногда этот вопрос не имеет смысла, однако в большинстве случаев он целиком оправдан. Можете ли вы, например, согласиться с утверждением "од­ной из целей события 1 было событие 2" или, другими словами, "пер­вое событие состоялось для того, чтобы могло состояться второе"?

Отвечать можно лишь "да" или "нет". Если ваш ответ "да", то на пересечении столбика № 1 ряда "События—Средства" и строки № 2 ряда "События—Цели" поставьте "1". если "нет" — поставьте "О".

Перейдите к ответу на вопрос: "Первое событие состоялось для того, чтобы могло состояться третье?" Аналогично анализируются отношения события 1 с событиями 4, 5,.... 15.

По окончании целевого анализа события 1 перейдите к анализу события 2. Таким же образом проанализируйте события 3, 4,..., 14».


Пятый шаг — подсчет значимости событий. «Вычислите значимость каждого отдельногособытия. Например, для вычисления значимос­тисобытия № 12 следует просуммировать показатели в строке № 12 и прибавить к ним сумму показателей столбика № 12.

Результатыможно свести к таблице».

 

Событие Значимость
   
   
   
   

После завершения подсчета значимости каждого из перечислен­ных событий необходимо обсудить наиболее важные события в жиз­ни участников Программы:

«Мы установили наиболее значимые события нашей профессио­нальной жизни. Какие это события? Расскажите об одном из них. Когда оно случилось? При каких обстоятельствах? К чему оно при­вело? Что было его причиной?»

Шестой шаг -- поиск среди членов группы близких людей (Фо-пель К., 2000). Этот шаг не является частью каузометрии, но необхо­дим для запуска группового процесса и перехода к наиболее интере­сующему нас седьмому шагу.

«События нашей жизни часто обусловлены людьми, с которыми мы сталкиваемся: нашими друзьями и врагами, родственниками, слу­чайными встречными... Упражнение, которое мы сейчас выполним, поможет нам установить более реалистичный и доверительный кон­такт друг с другом, а также глубже проанализировать влияние наших близких людей.

Подумайте на протяжении 3 минут, есть ли среди членов группы кто-то, кто напоминает вам значимых для вас людей: родителей, бра­тьев, сестер, друзей. Проверьте каждого члена группы, в том числе и меня (ведущего).

Теперь запишите в таблице, кто кого напоминает, а также отметь­те причину такой похожести».

 

Группа Значимые люди Причина похожести
     
     
     

«Теперь поделитесь своими выводами. Что вы ощущали, когда вас сравнивали с кем-то близким? Как вы реагировали, когда на вас пе­реносились положительные чувства? А отрицательные?»


Седьмой шаг — поиск значимых людей. «Как видите, мы окружены значимыми для нас людьми всегда, и даже здесь. Наверное, именно потому они и являются для нас значимыми, что через призму их об­разов мы воспринимаем мир, а также узнаем их самих сквозь призму наших ценностей.

Давайте еще немного подумаем об этих людях. Многих из них вы уже вспомнили. Но не всех. Возвратитесь к списку значимых собы­тий своей жизни. Расположите их в следующей таблице в порядке снижения значимости. Напишите напротив каждого из них имена людей, которые принимали участие в этом событии или повлияли на него (прямо или косвенно)».

 

Значимость Событие Включенные люди
     
     
     
     

На этом этапе работа с каузометрией завершена. Мы получили то, к чему стремились, — список людей, значимых для участников Про­граммы. Причем, чтоособо важно, значимых в профессиональной сфере, и значимых не субъективно, а объективно. Почему объектив­но? Потому что мерилом значимости у нас служит степень влияния этих людей на жизненный путь. Что может быть объективнее?

Зачем нам это было нужно? Теперь мы можем использовать этих значимых лиц как элементы репертуарной решетки Дж. Келли (см. следующий параграф). Идея использования каузометрии как средства поиска элементов для репертуарных решеток принадлежит А. Л. Музыке (Музика А. Л., 1995).

Репертуарные и ранговые решетки Дж. Келли

Репертуарные решетки Дж. Келли — второй метод, без которого сложно представить Программу. Мы не будем детально описывать правила работы с репертуарными решетками, как и всю теорию лич­ностных конструктов. Если читатель не знаком с этим методом — рекомендуем обратиться к книге Ф. Франселла и Д. Баннистер «Но­вый метод исследования личности».

Самое важное в нашей последующей работе — помнить, что эле­ментами решеток обязательно должны быть значимые в профессио­нальной сфере люди (а их мы выявили с помощью каузометрии).

«Мы исследовали собственную жизнь, а также людей, которые в этой жизни на нас влияли. Перейдем к изучению наших личных кон-


структов — параметров, с помощью которых мы воспринимаем и оце­ниваем мир. Вы получите сейчас бланки... Прежде всего, в поле "Зна­чимые люди" впишите 10 людей, соответствующих событиям с мак­симальной значимостью. Для этого нужно использовать предыдущую таблицу значимостей.

Теперь мы будем сравнивать этих людей в группах по три челове­ка. В каждой строке таблицы — по одной тройке людей. Посмотрите внимательно на первую тройку и подумайте, какие два человека из этой тройки наиболее похожи между собой и вместе с тем отличают­ся оттретьего? Отметьте в закрашенных клеточках этихдвух похожих людей, а в поле "Похожесть" напишите черту, по которой эти два че­ловека могут быть объединены. В поле "Отличие" — напишите чер­ту, которая отличает третьего человека от двух остальных.

Это не должна быть черта, подобная цвету глаз или полу. Также не должно быть таких слов, как, например, "характер", — следует ука­зать, какая именно это черта характера».

Участникам не обязательно заполнять все строки таблицы. Одна­ко они должны дойти до момента, когда новые качества просто не выделяются. Обычно это 15—20 строчек. Чем больше строчек запол­нил участник Программы, тем выше его когнитивная сложность и тем эффективнее будет его работа.

После заполнения репертуарной решетки можно сделать неболь­шую игровую паузу, проанализировать в группе процесс работы, об­судить выявленные конструкты. Потом следует перейти к следующей таблице — оценочной решетке. Если у тренера есть опыт работы, то всю необходимую информацию он может получить уже из предыду­щей решетки. Однако использование оценочной решетки будет по­лезно и самим участникам Программы, и тренеру, если возникнет необходимость провести факторный или кластерный анализ систе­мы личностных конструктов.

«Теперь посмотрите на следующую таблицу. Перенесите в нее зна­чимых людей из предыдущей анкеты. Внимательно просмотрите эту анкету и подумайте над каждым из выделенных качеств: "Насколько оно важно?" Те качества, которые вы считаете важными для вас лично и для людей вообще, перенесите во вторую анкету в поле "Качества".

А теперь оцените всех значимых лиц по каждому качеству (шкала может быть 10-балльной)».

После работы с оценочной решеткой участники могут проанали­зировать систему собственных конструктов.

«Посмотрите на свою оценочную решетку. Если вы сложите все числа в столбиках, то получите балльную оценку значимости окру­жающих вас людей. Подсчитав сумму баллов в строках, можно узнать


 

ЗНАЧИМЫЕ ЛЮДИ  
                     
                    Похожесть Отличие
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.