КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа развития внутренней мотивации 2 страница
распределение этих конструктов по значимости. Наиболее значимые конструкты будут иметь наибольший балл». Однако такая обработка может наскучить участникам, поэтому возможны два варианта: 1. Участники вводят данные напрямую через компьютерные тер 2. Помощники тренера вводят данные с бланков в компьютер и Терапия фиксированных ролей Дж. Келли В нашей Программе использована теория личностных конструктов Дж. Келли, и потому методологически правильнее и логичнее нам представляется строить работу на методе терапии фиксированных ролей этого же автора. Детальная процедура использования этого метода в Программе описана в ее содержании. Мы же немного представим здесь процедуру самой терапии, как ее видел Дж. Келли. Терапия Дж. Келли интересна тем, что не только позволяет использовать в работе чисто психологические методы развития, но и дает возможность апробировать в реальной жизни под руководством психолога новые стратегии и способы деятельности, которые в случае их успешности могут быть трансформированы в ценности. Это свойство метода чрезвычайно важно, поскольку открывает возможности его использования в тренингах. Метод фиксированных ролей представляет собой процедуру, состоящую из нескольких этапов (Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2002): 1. Создание очерка самохарактеристики. Клиента просят написать на себя характеристику в третьем лице. На основе анализа очерка можно обнаружить большое количество конструктов, стратегий деятельности и ценностей исследуемого. Это дает возможность обнаружить непродуктивные стратегии и ценности. 2. Разработка очерка фиксированной роли. На основе анализа самохарактеристики психологом разрабатывается описание несуществующей личности, которая наделена более продуктивными стратегиями деятельности, ценностями и конструктами. Однако это не попытка изменить исследуемого, а побудить его к самостоятельному поиску, расширению видения своих возможностей, пересмотра своего жизненного опыта с критических позиций. 3. Проверка усвоения. После того как очерк фиксированной роли создан, его обсуждают вместе с клиентом, чтобы тот имел возмож- ность глубже понять цель работы и внести определенные коррективы. 4. Реальная деятельность. По завершении проверки усвоения очерка, согласования проблемных моментов и подтверждения готовности клиента продолжать работу ему предлагается сыграть, воплотить в жизни роль из очерка (обычно на протяжении двух недель). Исследуемый должен по крайней мерс трижды в день прочитывать очерк, стараясь вести себя, думать и говорить как человек, описанный в нем. В этот промежуток времени психолог и клиент часто встречаются, обсуждают возможные проблемы. Допустимо ролевое проигрывание сложных ситуаций. В результате такой работы у клиента спустя некоторое время происходят изменения в стратегиях деятельности и системе ценностей. Исследователи Д. Фейдимен и Р. Фрейджер приводят ряд правил, которые желательно выполнять при написании очерка фиксированной роли: 1) развивать основную тему очерка, а не исправлять мелкие недо 2) использовать резкий контраст (человеку проще сыграть роли, 3) побуждать к постепенному движению, а не созданию какого- 4) учитывать актуальность роли (роль не должна противоречить 5) принимать во внимание социальное окружение клиента (роль 6) использовать защитные маски (клиенту, несмотря на то что он Последний пункт довольно важен, поскольку делает акцент на решающем значении в достижении изменений сознания, а не подсознательных механизмов и самовнушения. Многомерный анализ оценочных решеток Как мы уже указывали, использование многомерного анализа оценочных решеток (факторного, кластерного) не является обязатель- ным для тренера. Однако если есть такая возможность, ее можно очень эффективно использовать. К примеру, для каждого участника можно построить факторную модель системы его личностных конструктов и на ее основе уже дальше готовить очерк самохарактеристики и очерк фиксированной роли. Кроме того, можно получить такую же факторную модель после завершения Программы и сравнить картину до и после участия в Про- грамме.Это будет очень полезно для тренера (он убедится, что его работа не прошла впустую), для участника Программы (он увидит, что действительно изменился) и для заказчика Программы (ознако-мившись с аналитическим отчетом, он поймет, что не выбросил деньги на ветер). Для проведения многомерного анализа мы рекомендуем обратиться либо к специалистам, которые могут помочь в проведении тренинга, либо к справочной литературе: сайт компании StatSoft (http:// www.statsoft.ru); Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере (с CD-ROM). СПб.: Питер, 2003; Боровиков В. Популярное введение в программу Statistica. СПб.: Питер, КомпьютерПресс, 2000. Для демонстрации возможностей факторного анализа мы приведем пример из нашего тренинга. Это факторное поле конструктов одного из участников до и после участия в Программе (рис. 7).
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |