Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа развития внутренней мотивации 2 страница





                       
  Качество                    
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
1 1                      
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

распределение этих конструктов по значимости. Наиболее значимые конструкты будут иметь наибольший балл».

Однако такая обработка может наскучить участникам, поэтому возможны два варианта:

1. Участники вводят данные напрямую через компьютерные тер­
миналы, а помощник тренера проводит весь необходимый
математический анализ ивыдает тренеру результат.

2. Помощники тренера вводят данные с бланков в компьютер и
обрабатывают их во время перерыва, например на обед или
кофе-брейк.

Терапия фиксированных ролей Дж. Келли

В нашей Программе использована теория личностных конструк­тов Дж. Келли, и потому методологически правильнее и логичнее нам представляется строить работу на методе терапии фиксированных ролей этого же автора. Детальная процедура использования этого метода в Программе описана в ее содержании. Мы же немного пред­ставим здесь процедуру самой терапии, как ее видел Дж. Келли.

Терапия Дж. Келли интересна тем, что не только позволяет ис­пользовать в работе чисто психологические методы развития, но и дает возможность апробировать в реальной жизни под руководством психолога новые стратегии и способы деятельности, которые в слу­чае их успешности могут быть трансформированы в ценности. Это свойство метода чрезвычайно важно, поскольку открывает возмож­ности его использования в тренингах.

Метод фиксированных ролей представляет собой процедуру, со­стоящую из нескольких этапов (Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2002):

1. Создание очерка самохарактеристики. Клиента просят написать на себя характеристику в третьем лице. На основе анализа очерка можно обнаружить большое количество конструктов, стратегий деятельности и ценностей исследуемого. Это дает возможность обнаружить непродуктивные стратегии и ценности.

2. Разработка очерка фиксированной роли. На основе анализа самохарактеристики психологом разрабатывается описание несуществующей личности, которая наделена более продуктивными стратегиями деятельности, ценностями и конструктами. Однако это не попытка изменить исследуемого, а побудить его к самостоятельному поиску, расширению видения своих возможностей, пересмотра своего жизненного опыта с критических позиций.

3. Проверка усвоения. После того как очерк фиксированной роли создан, его обсуждают вместе с клиентом, чтобы тот имел возмож-


ность глубже понять цель работы и внести определенные коррек­тивы.

4. Реальная деятельность. По завершении проверки усвоения очер­ка, согласования проблемных моментов и подтверждения готовнос­ти клиента продолжать работу ему предлагается сыграть, воплотить в жизни роль из очерка (обычно на протяжении двух недель). Исследу­емый должен по крайней мерс трижды в день прочитывать очерк, ста­раясь вести себя, думать и говорить как человек, описанный в нем. В этот промежуток времени психолог и клиент часто встречаются, об­суждают возможные проблемы. Допустимо ролевое проигрывание сложных ситуаций.

В результате такой работы у клиента спустя некоторое время проис­ходят изменения в стратегиях деятельности и системе ценностей. Исследователи Д. Фейдимен и Р. Фрейджер приводят ряд правил, кото­рые желательно выполнять при написании очерка фиксированной роли:

1) развивать основную тему очерка, а не исправлять мелкие недо­
статки;

2) использовать резкий контраст (человеку проще сыграть роли,
кардинально отличные от привычных);

3) побуждать к постепенному движению, а не созданию какого-
либо нового состояния (целью метода является не изменение
личности, а побуждение к активному пересмотру собственной
системы ценностей);

4) учитывать актуальность роли (роль не должна противоречить
реальным событиям, которые могут произойти в жизни клиен­
та, ома не должна быть оторвана от действительности);

5) принимать во внимание социальное окружение клиента (роль
должна углублять и облегчать межличностные отношения кли­
ента);

6) использовать защитные маски (клиенту, несмотря на то что он
должен играть роль, не следует полностью идентифицировать­
ся с ней, важно осознавать, что он все-таки исполняет нечто
извне заданное).

Последний пункт довольно важен, поскольку делает акцент на решающем значении в достижении изменений сознания, а не под­сознательных механизмов и самовнушения.

Многомерный анализ оценочных решеток

Как мы уже указывали, использование многомерного анализа оце­ночных решеток (факторного, кластерного) не является обязатель-


ным для тренера. Однако если есть такая возможность, ее можно очень эффективно использовать.



 

К примеру, для каждого участника можно построить факторную модель системы его личностных конструктов и на ее основе уже даль­ше готовить очерк самохарактеристики и очерк фиксированной роли. Кроме того, можно получить такую же факторную модель после за­вершения Программы и сравнить картину до и после участия в Про-


грамме.Это будет очень полезно для тренера (он убедится, что его работа не прошла впустую), для участника Программы (он увидит, что действительно изменился) и для заказчика Программы (ознако-мившись с аналитическим отчетом, он поймет, что не выбросил день­ги на ветер).

Для проведения многомерного анализа мы рекомендуем обратить­ся либо к специалистам, которые могут помочь в проведении тренин­га, либо к справочной литературе: сайт компании StatSoft (http:// www.statsoft.ru); Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа дан­ных на компьютере (с CD-ROM). СПб.: Питер, 2003; Боровиков В. Популярное введение в программу Statistica. СПб.: Питер, Компью­терПресс, 2000.

Для демонстрации возможностей факторного анализа мы приве­дем пример из нашего тренинга. Это факторное поле конструктов одного из участников до и после участия в Программе (рис. 7).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.