КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I релаксационный тренинг
Г 78 Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 60 с.
ISBN 5-9268-0202-4
Упражнения, представленные в этой книге, направлены на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от «брони характера» и т. д. Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению. Книга будет интересна для психологов, актеров, режиссеров, физиологов, а также для широкого круга читателей. ББК88.4 Чтобы творить- надо думать около Сурье
Проблема художественной одаренности и развития творческих способностей требует многостороннего подхода и поиска нетривиальных путей для ее решения. Личность художника включает в себя целый комплекс психофизиологических особенностей, отличающих художника от не художника. Изучением таких специфических качеств личности наука занимается давно, но лишь в последние годы были предприняты попытки изучения динамики изменений названных особенностей в процессе профессионального становления. В частности, эта тема стала ведущей в совместной исследовательской работе Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Института мозга человека Российской Академии Наук. Уже сегодня установлены некоторые закономерности изменений психофизиологических характеристик студентов-актеров в процессе целенаправленного обучения, то есть обучения с применением специальных тренингов и упражнений, направленных на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от «брони характера» и т. д. Выявлены также некоторые характеристики, которые отличают студентов-актеров первого курса от контрольной группы студентов нетворческих специальностей. Иными словами, можно сделать вывод, что данные характеристики относятся к качествам, изначально имеющимся у одаренных людей. Упражнения, представленные в этой книге, направлены именно на развитие творческого потенциала. Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению. Поэтому в последующем изложении, говоря о развитии тех или иных актерских качеств, мы будем иметь в виду, что они, так или иначе, присущи любому виду творческой деятельности. Психофизический аппарат актера — уникальное явление природы. Способность к перевоплощению определена доминантой на трансформацию своего психического. Эта особенность отличает актера от не актера. Соратник и оппонент Станиславского Н. В. Демидов называет ее способностью «отдаваться реакции, рефлекторно возникшей от восприятия воображаемого» (Демидов, 1965, с. 35). Именно на это направлены все комплексные методики обученияактерскому мастерству, «выросшие» из системы К. С. Станиславского. Овладение элементами системы должно вести к верному творческому самочувствию. Должно вести, но не всегда ведет, поэтому уже у ближайшего последователя метода Станиславского Г. В. Кристи «благоприятное сценическое самочувствие» становится не условием и целью, а «счастливой случайностью, на которой нельзя основывать правила». Но таким образом утрачивается ценность метода, предназначенного для обращения «счастливой случайности» в закономерность. Б. Е. Захава, перечисляя этапы освобождения психофизики актера, пишет о сознательных волевых усилиях, направленных на «освобождение внешних органов тела от излишнего напряжения», на «владение заданным объектом внимания» (Захава, 1969, с. 139-141). Но, как известно, сознательных волевых усилий для сосредоточения на заданном объекте недостаточно. Необходима мышечная свобода, а для достижения мышечной свободы нужно уметь контролировать внимание. Этот замкнутый круг не разорвать, если не использовать принципиально новые знания о механизмах психических процессов, а также основанные на этих знаниях методы сознательной психорегуляции, применяемые уже во многих сферах человеческой деятельности (спорт, психотерапия, психология труда). На основе проведенного анализа методов и принципов сознательной психорегуляции намечена система упражнений, которая вошла составляющей частью в профессиональную подготовку актеров. Еще одна «система»? Опять учебник «тренинга и муштры»? Нет. Этот тренинг основан на возможностях, которые были предугаданы К. С. Станиславским, но не получили развития в дальнейшем. В постижении законов органической природы Станиславский шел сложным путем поиска, путем отказа от уже найденного. Он вынужден был отказаться от того важного периода своей деятельности, который сегодня называют «чувственным». На пороге XX века исследования в области биоэнергетики, психотроники еще не были начаты. Станиславский основывался на психологических трудах Т. Рибо (1839-1916), В.Джеймса (1842-1940), С. Джеймса (1843-1923), на известных ему психотехниках восточных духовных традиций. Оттуда были взяты термин «психотехника», понятия «лучеиспускание», «лучевосприятие», «излучение», которые в современном научном контексте не кажутся сверхъестественными. Искусство, особенно театральное, всегда существует в конкретном социально-историческом окружении, для него очень важна «среда обитания», его функционирование закономерно обусловливают пространственно-временные координаты («где» и «когда»). Поэтому, в силу сложившейся в стране политической и философско-идеологической ситуации, которую В. В. Кандинский охарактеризовал как «эпоху, обремененную последствиями материализма» (Кандинский, 1919, с. 39), К. С. Станиславский был обвинен «теоретиками искусства» в интуитивизме, недооценке роли сознания, в связях с «реакционной» философией Юнга, Бергсона и т. д. Как представляется, именно это удержало «систему» в рамках научного познания своего времени. Весь ход развития взглядов Станиславского и характер его поисков указывают на понимание им необходимости специального тренинга, ориентированного на активизацию творческого потенциала и развитие важнейшей составляющей актерской одаренности, которую он называл то интуицией, то пробудившимся сверхсознанием: «Ирреальное начинается там, где естественное, живое человеческое переживание достигает своего полного, естественного развития, там, где природа выходит из-под опеки разума... Ум, техника слишком грубы для передачи сверхсознательного... Я всецело подчиняюсь творческой инициативе, учусь помогать ей... Индусские йоги, достигшие чудес в области подсознания и сверхсознания, дают много практических советов в этой области» (Станиславский, 1986, с. 156, 157). Методы йоги, буддизма, дзен(чань)-буддизма, обращавшиеся к ним системы актерского психотренинга (методы Е. Гротовского, Э. Барбы), психотерапевтические приемы — все это легло в основу предлагаемого тренинга. Актуальность попытки применения методов сознательной психорегуляции в актерской психотехнике диктуется важностью изучения наследия Станиславского, необходимостью продолжения и развития его идей. Предлагаемый тренинг является своеобразной актерской терапией, направленной на снятие психических и мышечных напряжений (зажимов), расширение сферы осознания ощущений, исследование чувств, снятие энергетических блокировок, которые притупляют восприятие, реактивность организма, на обучение тела механизму обратной связи во взаимодействии психического и физического. Цель его можно сравнить (перефразируя Гротовского) с работой скульптора, высвобождающего жизнь из глыбы камня устранением всех «лишних» наслоений, обусловленных индивидуальным развитием личности. В его основе лежит фундаментальное положение о торможении здорового функционирования организма механизмами психологической защиты. «Броня» характера разрушает деятельность организма изнутри, что выражается в хроническом напряжении мышц, стесненном дыхании, в подавлении жизненной энергии. Название тренинга («тренинг участия») обусловлено его направленностью на увеличение степени участия — вовлеченности психофизики актера в происходящее здесь и теперь. Тренинг имеет личностную форму, и задача его состоит в устранении личных преград и барьеров психофизического аппарата. Предлагаемые упражнения структурированы тематически, отдельные блоки тренинга сопровождаются краткими предисловиями, обозначающими их задачи. Подчеркнем, что почти все упражнения сразу после выполнения или по прошествии некоторого времени дают физиологический эффект — обучающиеся чувствуют изменения в своем состоянии. Это способствует повышению веры в эффективность предлагаемых им упражнений, что само по себе способно увеличить эффективность многократно. В упомянутом совместном исследовании эффективность использования многих упражнений проверена психофизиологически. То есть изменения обнаружены не только на субъективном, визуальном уровне, но и подтверждены объективно. Определение границ использования различных методов обучения — проблема сложная и не столько методическая, сколько личностная, соответствующая мировоззренческой позиции педагога. Поэтому предлагаемая здесь форма тренинга претендует не на единственность и завершенность, а только на необходимость подобных мер в воспитании артиста.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |