Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы умозаключений




С помощью элементарных приемов познания мы приобретаем знание как в науке, так и в повседневной жизни. Это знание имеет особую ценность в том случае, когда становится исходным пунктом приоб­ретения нового знания. В конечном счете, всякое знание возникает на основе практической деятельности. Но мышление, в отличие от более про­стых форм отражения действительности, в том и состоит, что новое знание может быть получено, выведено из уже имеющегося знания. Процесс такого выведения называется умозаключением. Умозаключение как форма мышления уже рассматривалось в лекциях о познании как отражении дей­ствительности.

Сейчас нам важно выявить различные формы умозаключений, посколь­ку различение этих форм имеет существенное значение для выявления специфики методов научного познания.

Все умозаключения можно разбить на три большие группы в зависимости от соотношения между теми вещами, к которым относится исходное знание, выраженное в форме посылки, и теми вещами, о которых идет речь в выводах, являющихся результатом умозаключения.

Умозаключения, в которых вывод не выходит за рамки тех предме­тов, к которым относятся посылки, называются дедуктивными или дедук­цией. Как простейшую форму дедуктивных умозаключений можно привести умозаключения, получившие во времена Аристотеля название силлогизмов. Первокласснику говорят, что имена собственные должны писаться с большой буквы. Ему нужно написать слово "Одесса". Он знает, что "Одесса" ― имя собственное. Отсюда первоклассник делает вполне справедливый вы­вод, что слово "Одесса" нужно писать с большой буквы. Другой пример силлогизма ― все рыбы дышат жабрами, кит не дышит жабрами, значит кит не рыба. Широко распространенными являются дедуктивные умозаклю­чения такого типа: если студент не будет учить свой предмет, из него не получится хорошего специалиста. Этот студент не изучает глубоко свой предмет, значит из него не получится хорошего специалиста.

Другой тип умозаключений, индуктивный, представляет собой рас­пространение информации, полученной при исследовании некоторого мно­жества объектов на новые объекты. Мы на каждом шагу пользуемся ин­дукцией, например, когда на основе знания о том, что у больного бы­ла всегда повышена температура, когда мы ставили ему термометр, пред­полагаем, что повышенная температура была и тогда, когда мы ее не проверяли. Встретив одного, другого, третьего молчаливого финна, при­ходим к выводу, что все финны молчаливы и т.д.

Часто применяют и умозаключения по аналогии. Их можно определить как умозаключения, в которых производится перенос информации, получен­ной в процессе познания, одного объекта на другой объект. Так мы по­ступаем когда, например, на том основании, что однажды нам понравил­ся роман писателя N, ожидаем, что и новый его роман будет интересным.

Рассматривая основные формы умозаключений, мы привели примеры из повседневной жизни не только потому, что они легче понимаются. Ва­жно показать, что все формы относятся ко всякому вообще познанию. Спе­цифичными для науки являются те требования, которые в её рамках предъявляются к умозаключениям.

В повседневной жизни мы часто умозаключаем неправильно. И это обычно не приводит к большим отрицательным последствиям. Не имея специальной логической подготовки нередко мы не можем отличить правильное умозаключение от неправильного.

В науке предъявляются гораздо более высокие требования к строгости умозаключений. Даже в тех случаях, когда для решения тех задач, которые ставятся в процессе познания, приходится применять такие умозаключения, в которых истинность посылок не гарантирует истинности вывода, этот факт должен соответствующим образом осознаваться и учитываться в процессе использования научного знания.

Разработка методов научного познания представляет собой определение таких путей развития знания, которые обеспечивают максимально достоверный результат. Условия же достоверности тесно связаны с типом используемых умозаключений. Перейдем к рассмотрению методов познания, специфичных для науки. Прежде чем умозаключать, нам нужно иметь некоторое исходное знание. Как же оно может быть получено?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.