КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы теоретизации научного знания. Теоретические конструктыСущность теоретического знания. Эмпирическое знание, являясь исходным пунктом всякого научного знания, тем не менее, нуждается в совершенствовании. Оно относится лишь к внешней стороне изучаемых явлений, описывает их, а не объясняет. Для того чтобы проникнуть в сущность этих явлений, не только описать, но и объяснить, истолковать их, необходимо, чтобы знание приобрело теоретический характер. Это означает, что знание должно представлять собой целостную систему, организованную в соответствии с задачей постижения наиболее глубоких сторон действительности. Теоретическое знание всегда начинается с постановки проблемы. Проблема отличается от простого вопроса прежде всего своей социальной значимостью и трудностью получения ответа. Каково содержание загрязняющих веществ в атмосфере? ― вопрос. Ответ на него может быть получен измерениями с помощью приборов. Каким образом можно избавиться от загрязнения атмосферы? ― проблема. Её решение гораздо труднее. Обычно нет готового способа решения проблем. Такие способы приходится отыскивать в процессе решения проблемы. Для решения проблем создаются теории как такие системы знания, которые не только целостны, но и достоверны ― проверены имеющимися в нашем распоряжении средствами. Работа над решением проблемы далеко не сразу приводит к построению теории. Формой познания, предшествующей теории, очень часто является совокупность предположений или гипотеза (от греческого основа, предположение). Например, прежде чем разработать теорию, опирающуюся на всю совокупность известных науке фактов, Ч.Дарвин высказал гипотезу о роли естественного отбора в эволюции, опираясь на свои наблюдения, которые он сделал во время путешествия на корабле "Бигль". В качестве других примеров научных гипотез можно привести гипотезу Коперника, гипотезу Канта о происхождении Солнечной системы, гипотезу Вегенера о движении материков и т.д. Высоко оценивая значение гипотез в науке Ф.Энгельс писал, что гипотеза является формой "...развития естествознания, поскольку оно мыслит"... Проблема, гипотеза и теория представляют собой разные формы научного познания. Эмпирическое и теоретическое знание образует разные уровни научного познания. Позитивизм, в частности неопозитивизм, стремился все знание свести к низшему ― к эмпирическому уровню. Каждое положение теории с его точки зрения эквивалентно некоторой совокупности эмпирических положений. Неопозитивистами сформулирована так называемая дилемма теоретика: если теория говорит не то же, о чем говорит имеющийся опыт, то она несостоятельна, если же ее содержание совпадает с содержанием эмпирического знания, она является излишней. На самом деле теория не является излишней даже в том случае, если она не выходит за рамки имеющихся фактов, поскольку дает возможность объяснения, осмысливания этих фактов. Но научные теории не только объясняют известное, но и предсказывают новые факты, которые будут открыты спустя много лет и даже десятилетий после создания теории. Ярким примером здесь является открытие с помощью теории Коперника планеты Нептун, открытие новых химических элементов, предсказанных теорией Менделеева и т.д. Сами научные факты нельзя рассматривать вне каких-либо теорий, поскольку их установление предполагает использование теоретических предпосылок. Например, когда мы устанавливаем траекторию движения небесного тела, то исходим из прямолинейности распространения света, из признания определенных свойств пространства и времени. Факты, как принято говорить, "теоретически нагружены". Как же создаются теории? В рамках лекции ответить достаточно полно на этот вопрос невозможно. Мы рассмотрим некоторые методы, с помощью которых создаются необходимые условия для построения теории. В отличие от обыденного познания и познания на эмпирическом уровне теории представляют собой очень сложную и опосредованную форму отражения — действительности. Положения теории обычно непосредственно относятся не к предметам живого созерцания, а к результатам их мысленного преобразования к виду, удобному для получения знаний об этих объектах. Такие особого рода объекты, опосредующие отношение теории и действительности получили название теоретических конструктов. Для того, чтобы построить теорию, по крайней мере, во многих случаях необходимо создать такие конструкты. Простейшими из методов создания конструктов являются идеализация и формализация. Идеализация. Математические объекты. Вещи окружающего нас мира многокачественны. Законы, управляющие их поведением, являются обычно слишком сложными для того, чтобы их можно было сразу познать во всей их полноте. Поэтому реальный объект ради удобства познания заменяют идеализированным объектом, применительно к которому те или иные закономерности приобретают достаточно простой вид. Хорошо известны примеры таких идеализированных объектов из области физики: идеальный газ, абсолютно упругое тело, абсолютно черное тело. Идеальный газ, в отличие от реальных газов, можно сжать в одну точку, поскольку молекулы такого газа мыслятся не имеющими объема. Он строго подчиняется закону Бойля-Мариотта, устанавливающему зависимость объема газа от давления. Абсолютно черное тело поглощает все падающие на него лучи. Абсолютно упругое тело восстанавливает в точности свою форму после прекращения внешнего воздействия. Такими свойствами не обладают реальные тела. Материальная точка, основное понятие теоретической механики, мыслится как тело, лишенное объема, но обладающее, тем не менее, массой. В качестве идеализированных объектов можно рассматривать все те объекты, которыми оперирует геометрия: прямая линия, квадрат, шар и т.д. В области общественных наук, как примеры можно привести идеальные города и государства, описанные утопистами: Кампанеллой, Фурье, Кабе и другими. Идеализацию можно рассматривать как некоторую комбинацию элементарных приемов исследования ― абстракции и синтеза. С одной стороны в процессе идеализации мы отвлекаемся от некоторых свойств объектов, а с другой стороны присоединяем другие свойства, которыми реальный предмет не обладает. Научную ценность результат идеализации будет иметь лишь в том случае, если идеализированный объект будет некоторым подобием реальных объектов. Тогда закономерности, установленные применительно к идеализированным объектам, можно с той или иной степенью правомерности распространять на реальные объекты. Таким образом, будет получена приблизительная картина реальности. Во многих случаях такой приблизительной картины вполне достаточно для практических целей. Так мы применяем формулу площади прямоугольника к поверхности стола, пола комнаты и т.д., несмотря на то, что ни стол, ни пол не являются точными прямоугольниками. Прямоугольник является примером идеализированного объекта, поддающегося исследованию средствами одного из разделов математики. Применение математики вообще основано на том, что предметам и явлениям окружающего мира сопоставляется некоторый идеализированный объект, допускающий математическую обработку ― математический объект. В реальном мире не существуют сами по себе такие сущности, как, например, ''производная", "интеграл" и т.п. Математик же использует все эти понятия, строит своего рода идеализацию объекта. Она упрощает явления, поскольку представляет их односторонне. Однако достигнутое таким образом упрощение позволяет добиться большей строгости результата исследований. На основании применения установленных математикой закономерностей оказалось возможным из сравнительно небольшого числа опытных данных получить такие результаты, которые не достижимы иными способами. Сфера применения математических методов непрерывно растет и особенно бурно в наше время. Ф.Энгельс для своего времени отмечал, что область применения математики ограничена неорганической природой и что, например, в биологии её применение равно нулю. Сейчас математические методы занимают доминирующие положение в теоретической физике и чем дальше, тем более проникают в такие по традиции считающиеся нематематическими науки, как биология, социология, языкознание. Благодаря проникновению математических методов эти науки приобретают более строгий характер. Такое расширение сферы применения математических методов связано с тем, что сами эти методы становятся все более многообразными. Теперь уже нельзя сказать, что математика применяется лишь там, где речь идет о количественной стороне предметов и явлений. В известной мере математика помогает вскрыть и качественное своеобразие окружающего мира. Однако это не означает, что математика становится единственно возможным методом изучения явлений. Применение математических методов оправдано в тех случаях, когда содержащиеся в их основе математические идеализации достаточно полно отображают существенные особенности изучаемых объектов. Отношения, исследуемые математикой, хотя они и выходят за рамки чисто количественных, все же составляют лишь достаточно малую часть тех отношений, которые имеют место в окружающем нас мире. Является ли идеализация общенаучным методом теоретизации научного знания? На современном уровне положительный ответ был бы несколько поспешным. В настоящее время, несмотря на все свои преимущества, идеализация еще не является общенаучным методом. Формализация. Математика исследует определенный тип отношений независимо от качественной специфики соотносящихся объектов. Для нее 2+2=4 безотносительно к тому, какие предметы имеются в виду, атом, арбузы или суждения. Подобно этому исследование тех или иных типов отношений, в отвлечении от конкретного характера соотносящихся объектов, имеет место и в других науках. Простейшее грамматическое правило, например, о том, что вводные слова выделяются запятыми, отвлекается от того, о чем говорят эти слова, о поэзии, атомной физике, о ценах или о полетах в космос. Известный русский лингвист Л.В.Щерба в качестве примера грамматического анализа привел фразу: "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка". С точки зрения смыслового содержания эта фраза бессмысленна, но даже школьник сможет определить, что по своей форме это правильно построенное предложение русского языка и найдет в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. Приведенные примеры иллюстрируют метод формализации. Сущность его заключается в том, что форма выделяется в качестве особого предмета исследования в отвлечении от конкретного содержания этой формы. В зависимости от характера формы можно говорить о различных типах формализации. Так в том случае, когда исследуется количественное отношение, формализация является математической. Приведенный выше лингвистический пример относится к иному типу формализации. Ниже будет рассмотрена логическая формализация, связанная с выделением логической формы мысли. Преимущества, которые дает метод формализации, вообще говоря, связаны с тем, что отношения в абстракции от качественной специфики соотносящихся предметов, как правило, изучать гораздо легче, чем в связи с этой спецификой. Вообразим, как было бы трудно изучать и применять грамматику даже родного языка, если бы правила расстановки тех или иных знаков определялись не формой, а содержанием предложения. И сколь сложна была бы геометрия, если бы объем шара из меди вычислялся совсем по другой формуле, чем объем шара из глины. Формализация включает в себя ряд элементарных приемов исследования. Это реляционный синтез ― сопоставление изучаемых объектов друг с другом, реляционный анализ ― выделение интересующего отношения, и, наконец, абстракция ― рассмотрение этого отношения в качестве самостоятельного предмета. Совокупность отношений между элементами содержания, рассматриваемых как особый предмет, образует форму этого содержания. В качестве примера использования метода формализации рассмотрим более подробно формализацию в рамках формальной логики. Термин "формальная" не содержит в себе здесь ничего одиозного. Он говорит лишь о роли метода формализации, с помощью которого достигнуты очень важные результаты. Выше уже отмечалось, что не всякое наше умозаключение правильно. Наука должна уметь отличать правильные умозаключения от неправильных. Это было бы невозможно сделать, если бы правильность умозаключений целиком определялась содержанием исходного и выводимого знания. Иначе обстоит дело, если правильность умозаключения зависит от его структуры. С помощью метода формализации можно определить структуру умозаключения, например, следующим образом. Обозначим вещи, о которых шла речь в приведенном выше силлогизме, с помощью символов ― переменных величин ― P, M, S. Вместо "имена собственные" ― подставим М, вместо "Одесса'' ― S. Символ Р означает слова, которые должны писаться с большой буквы. Тогда мы получим структуру силлогизма в виде: М есть Р S есть М S есть Р Преимущество такого способа выражения умозаключений состоит в том, что вместо символов P, M, S мы можем подставить любое понятие. Например, пусть М ― морская вода, Р ― то, в чем растворено золото, S ― данная вода. Тогда получим силлогизм: "Во всякой морской воде растворено золото, это морская вода, в этой воде растворено золото". Таким же образом мы можем применить это к области химии, биологии, астрономии, политике и т.д. При массе различий вещей логические отношения будут одинаковыми. В современной логике особое значение приобрели следующие структуры выводов: A → B, A, А → В, не В В не А Здесь А и В обозначают любые суждения. Стрелки выражают логическую связку-импликацию, которая в русском языке чаще всего передается с помощью союза "если, то". Например, импликация имеет место в предложении: "Если справедлива теория Эйнштейна, то время в движущихся системах замедляется". Здесь в качестве А берется "Теория Эйнштейна справедлива", в качестве В выступает суждение "Время в движущихся системах замедляется". Утверждая А → В и "А", мы имеем право по утверждающему модусу быть уверенными в истинности "В". Если бы, тем не менее, оказалось, что "В" ложно, то есть, что время в движущихся системах не замедляется, то по отрицательному модусу мы должны были бы сделать вывод о ложности "А", т.е. о несправедливости теории Эйнштейна. Преимущество формального подхода к анализу умозаключений, особенно сильно проявившееся в настоящее время, состоится в том, что общие отношения оказалось возможным обнаружить не только в различного рода мыслях, но и в мыслях, с одной стороны, и в предметах совершенно другой природы, например, состояний электронных ламп или полупроводниковых элементов, с другой стороны. Так импликацию можно представить в виде определенного типа зависимостей между истинностными значениями ее компонент А, В, и истинностным значением выражения А → В в целом. Если А и В оба истинны, то импликация считается истинной. Если А истинно, а В ложно, то импликация будет считаться ложной. В том случае, если А ложно, а B истинно, то импликация будет считаться ложной. Если А и В ложны, то импликация считается истинной. Это можно выразить в виде таблицы:
Здесь буква "и" означает истинность, "л" ― ложность соответствующего суждения. Полупроводниковый элемент может находиться в двух состояниях: проводящем ток, которое мы обозначим знаком "I" и непроводящем ток, которое мы обозначим знаком "0". Если три элемента соединены так, что третий элемент находится в непроводящем состоянии ― (0)только в том случае, если первый в проводящем состоянии (I), а второй ― в непроводящем (0), то оказывается, что отношения между состояниями элементов в точности таковы, как отношения между истинностными значениями высказываний, образующих импликацию. Таким образом, становится понятной возможность использования электронно-вычислительных машин для воспроизведения логических операций. Колоссальные возможности этих машин, не случайно получивших название "думающих" или "мыслящих", обусловлены тем, что логические отношения между мыслями можно трактовать чисто формально, отвлекаясь от смыслового содержания. Метод формализации родственен методу идеализации. Различие здесь в том, что идеальный объект наделяется дополнительными качествами, такими, которыми не обладает реальный объект. Что же касается структуры, выделяемой с помощью метода формализации, то её свойства ― те же самые, которыми облагают отношения в реальных объектах. Мы просто мысленно отвлекаемся, абстрагируемся от этих объектов. Аксиоматизация и гипотетико-дедуктивный метод. Формализация дедуктивных умозаключений, позволившая выявить условия их правомерности, сделала возможным разработку таких методов построения теории как аксиоматический и гипотетико-дедуктивный. Сущность аксиоматического метода заключается в том, что ряд положений науки, выделяющихся своей общностью, очевидностью или другими существенными в плане познания свойствами, выбираются в качестве недоказуемых положений ― аксиом. Остальные положения науки выводятся из них как следствия по правилам формальной логики. Первоначально сфера применения аксиоматического метода ограничивалась, главным образом, областью математики ― долгое время в качестве образца применения такого метода считались "Начала" греческого математика Эвклида. Поэтому аксиоматический метод отождествлялся с математическим или даже геометрическим методом. Не случайно попытка Бенедикта Спинозы изложить аксиоматически свою философию была названа им изложением "геометрическим образом", хотя никаких геометрических понятий при этом не использовалось. На самом деле, поскольку формальный вывод предполагает отвлечение от конкретного содержания мысли, в самой сути метода аксиоматизации нет ничего специфически математического. В настоящее время аксиоматический метод вторгается в ряд других наук, таких как физика, биология и даже языкознание. Гипотетико-дедуктивный метод по своей логической сущности близок к аксиоматическому, но отличается от первого тем, что здесь в качестве исходного пункта выступают не теоретические положения, из которых наиболее подходящие выбираются в качестве аксиом, а совокупность данных опыта ― эмпирическое знание. Для объяснения этих данных выдвигаются теоретические гипотезы, из которых затем с помощью дедукции в качестве следствий выводится исходное знание, которое таким образом утрачивает свой чисто эмпирический характер. Гипотетико-дедуктивный метод особенно характерен для физики. В качестве образцов его применения можно считать и классическую механику Ньютона, и теорию относительности. Из гипотез относительности и постоянства скорости света, принятых Эйнштейном, дедуктивно можно вывести отрицательный результат опыта Майкельсона. Если в процессе дедуктивных выводов из гипотезы будет получено следствие, противоречащее эмпирическому знанию, то это означает, что гипотеза в чем-то неверна или само эмпирическое знание неточно. Так, гипотеза теплорода была отвергнута вследствие ее противоречия опытным данным. Из принципов механики Ньютона вытекала сплюснутость Земли у полюсов. Но во времена Ньютона считалось, что Земля ― правильный шар. Поэтому сам Ньютон сомневался в своих принципах. Оказалось все же, что принципы классической механики были справедливы, поскольку новые, более точные измерения подтвердили дедуктивные следствия из механики Ньютона. Другой пример такого рода ― уточнение атомных весов ряда химических элементов привело их в соответствие с тем, что требовалось таблицей Менделеева. Однако если эмпирическое знание остается незыблемым, то гипотеза, противоречащая ему, должна быть отвергнута или изменена. Подтверждение гипотезы эмпирическим знанием, особенно открытие на ее основе новых, неизвестных ранее фактов является аргументом в пользу истинности гипотезы. Выше уже приводились примеры таких предсказаний. Однако совпадение дедуктивных следствий гипотез с данными опыта еще не означает обязательной их истинности. С опытом может совпадать одновременно целый ряд различных гипотез. Так, например, падение Тунгусского метеорита может быть объяснено на основе самых различных гипотез, включая увлекательную гипотезу о космическом корабле. Сказанное выше не означает, что использование формальных методов в науке лишено трудностей. Строгость результатов, полученных с помощью такого метода, в значительной мере обусловливается односторонностью подхода. В теории дедукции отношение между мыслями-импликациями, как мы видели, сводится к отношениям между истинностными значениями этих мыслей. Благодаря этому рассматриваются в качестве истинных положения такого типа как, например, ― "Если дважды два четыре, то Нью-Йорк большой город", ― которые нам трудно признать не только истинными, но даже имеющими смысл. Трудности, связанные с положениями такого типа, получили в логике название парадоксов импликации. Ведутся исследования, направленные на преодоление этих парадоксов и построение более содержательной теории дедукции. Другой методологически важной проблемой теории дедукции является вопрос о природе того знания, которое получается в результате дедуктивных умозаключений. С помощью дедукции мы получаем знание, которое в неявном виде уже содержалось в посылках. Однако это знание в процессе дедуктивного вывода приобретает новую важнейшую для практической деятельности особенность ― оно осознается. Тот факт, что в аксиомах Эвклидовой геометрии содержатся в скрытом виде все её теоремы, не означает, что человек, знающий аксиомы, знает тем самым в том же смысле и теоремы. В таком случае не следовало бы их доказывать. Закон Архимеда был открыт еще в Древней Греции, однако в течение многих столетий кораблестроители не могли определить, насколько корабль погрузится в воду при спуске. Король Англии и адмиралы его флота были поражены, когда это смог сделать инженер Антони Лин, получив следствие из закона Архимеда. Понятие системы и системный метод исследования. Как мы видели, метод формализации означает рассмотрение структуры независимо от конкретных объектов, в которых реализована эта структура. Всегда ли возможна и оправдана такая абстракция? Далеко не всегда. В алгебре мы отвлекаемся от конкретных чисел рассматривая формальные выражения, такие как, например, (а + в) с = ас + вс. Однако в магазине при покупке товаров нам придется реализовать эту структуру на конкретных, причем именованных числах (40 коп. + 20 коп.) • 5 = 40 коп. • 5 + 20 коп. • 5. Что таким образом мы получим? Это не просто структура как совокупность отношений. Это вещи, в которых структура реализована. Это ― система. Понятие системы многозначно, в связи с чем существуют множество самых разных определений этого понятия. Одни определяют систему как совокупность взаимодействующих друг с другом объектов, другие говорят о взаимосвязанных объектах, третьи считают, что для системы взаимосвязь ее элементов не обязательна и определяют систему как совокупность упорядоченных определенными способами объектов, и т.д. Однако, несмотря на все различия этих определений, можно найти их общий знаменатель, инвариант. Во всех случаях имеет место некоторый набор отношений ― структура, реализующаяся в определенных объектах. Различия между определениями в том, что разные авторы исходят из структур разного типа, иными словами, из структур, обладающих разными свойствами, которые мы назовем " концептами" системы. Одними свойствами обладают отношения взаимодействия, другими ― связи, третьими ― отношения порядка и т.д. В сущности, во всех определениях, приведенных выше, понятие системы определяется через одну и туже совокупность элементарных приемов. Подобно тому, как физик, прежде чем говорить о траектории движения тела, фиксирует систему отсчета, ученый, рассматривая предмет как систему, фиксирует в форме того или иного системообразующего принципа некоторое свойство, которое мы назвали "концептом" системы. Различие в выборе концептов соответствует различию в выборе систем отсчета в физике. После фиксации концепта имеет место атрибутивный синтез, в результате которого мы получаем структуру, обладающую фиксированным свойством: взаимодействие, связь, порядок или же, как в рассмотренном нами примере, структуру алгебраического типа. С помощью реляционного синтеза определяют носитель структуры, т.е. те объекты, на которых она реализуется. Это могут бить планеты, на которых реализуется закон гравитационного взаимодействия, события, реализующие отношение связи, числа натурального ряда, на которых реализуется отношение порядка и т.д. Сюда же относятся те числа, которые реализовывали алгебраическое отношение. Множество элементов, на которых реализуется структура, называется субстратом системы. Саму же систему мы получим в том случае, если будем рассматривать субстрат с реализованной на нем структурой, обладающей тем свойством, которое фиксировано в концепте системы. Таким образом, получается определение: «Система ― это предмет, в котором реализовано отношение с фиксированными свойствами». Таким образом, мы получаем такие примеры систем как Солнечную систему, структурой которой является гравитационное взаимодействие Солнца и планет, натуральный ряд чисел и наше арифметическое соотношение, структура которого выражается алгебраическим тождеством. В рассмотренных примерах системное представление предмета получено последовательным применением атрибутивного и реляционного синтеза. В ряде случаев эта последовательность может быть изменена. Концепт определяется в качестве отношения, которое затем устанавливается между свойствами, а свойства приписываются в свою очередь предмету. В таком случае: " Система ― это предмет, обладающий свойствами, между которыми имеет место фиксированное отношение ". Например, Д.И.Менделеев в качестве концепта периодической системы элементов определил отношение порядка. Оно было установлено между свойствами ― атомными весами, которые в свою очередь характеризовали химические элементы. Не все такие элементы были известны. Их существование было предсказано на основе использования системы. Отметим, что понятие системы является относительным. То, что является системой в одном отношении, может не быть системой в другом отношении. Это столь же мало говорит в пользу субъективизма, как и относительность траектории движения в пространстве. Всегда найдется отношение, в котором тот или иной объект будет представлять собой систему. В этом смысле любой предмет ― система. Говоря о предмете как о системе, мы мысленно преобразуем его так, чтобы его можно было легче изучить. Поэтому и идеальные объекты типа абсолютно черного тела, и структуры, и системы ― все это теоретические конструкты. Но имеет место существенное отличие таких теоретических конструктов как структура и система от теоретических конструктов типа абсолютно черного тела. Говоря об идеальных объектах, мы наделяем их несуществующими в реальном мире свойствами. Но, говоря о системах, равно как и о структурах, такого наделения не происходит. Здесь есть лишь выделение некоторых сторон исследуемых объектов. Чтобы получить в мышлении понятие об объекте, отсутствующем в реальном мире, необходим атрибутивный или реляционный синтез. Говоря о предметах как о структурах и системах, мы прибегаем только лишь к анализ у того, что есть в действительности. Поэтому было бы совершенно неправильно полагать, что системы и структуры существуют лишь в мышлении, и их нет в объективном мире. Выше мы видели, что понятие структуры может использоваться независимо от понятия системы. Исторически это так и было. Однако наибольший познавательный эффект имеет место в том случае, когда эти теоретические конструкты соотнесены друг с другом. Это имеет место в том случае, когда структура рассматривается как особый аспект системы. Чтобы подчеркнуть этот момент говорят о системно-структурном подходе (методе). В рамках этого метода рассматривается особого типа сложные структуры ― организации, например, биологические и социальные организации. Исследование организаций является одним из важнейших направлений современной методологии научного познания. Исследование структуры ― это один из аспектов исследования систем. Другим, столь же законным аспектом является исследование субстратов или субстратный метод. Исследование одной структуры или субстрата является односторонним. Эту односторонность можно преодолеть в рамках исследования предметов как систем, когда структура соотносится с конкретным субстратом, т.е. в рамках системного метода. Применение системного метода начинается с представления объекта в качестве системы. Далее необходимо отнести полученную таким образом систему к определенному классу систем. Это требует разветвленной классификации систем, которая устанавливается в общей теории систем. Такие свойства объектов как цвет, масса, электропроводность и т.д. непригодны для классификации систем, поскольку далеко не каждой системе имеет смысл их приписывать. Например, перечисленные свойства не имеет смысла использовать для характеристики такой системы как симфония. Но любая система обладает теми или иными системными качествами, такими как стабильность, сложность, иерархичность, целостность и т.д. Некоторые из этих качеств двузначны. Система может быть, например, стабильной или нестабильной, гомогенной или негомогенной. По каждой из таких характеристик, которые можно назвать бинарными системными параметрами, все системы могут быть разделены на исключающие друг друга классы. Отнесение данной конкретной системы к тому или иному классу имеет практическое значение в том случае, если различные системные качества связаны друг с другом определенными закономерностями. Установление этих закономерностей является задачей общей теории систем. От системных качеств, образующих противоположности, отличаются такие характеристики систем, как сложность, надежность, эффективность и т.д. Системы отличаются друг от друга не наличием или отсутствием таких характеристик, а тем, в какой мере, в какой степени они им присущи. На основе нахождения критериев сложности, надежности, эффективности разрабатываются методы упрощения систем, повышения их надежности и эффективности, что имеет большое практическое значение в развитии науки и народного хозяйства. Системный анализ представляет собой один из вариантов системного метода, основанный на использовании идей общей теории систем, разработанной канадским ученым Людвигом фон-Берталанфи. Признаны и другие варианты общей теории систем, на базе которых разрабатываются соответствующие варианты системного метода: М.Месаровича, Ю.Урманцева, параметрическая общая теория систем. Поскольку каждый объект может быть представлен в виде системы, системный метод имеет общенаучный характер. Однако, в отличие от диалектики, это не всеобщий метод, поскольку предполагает исследование определенных теоретических конструктов, уточняющих и вместе с тем сужающих класс задач, решаемых с его помощью. Системный подход представляет собой конкретизацию положений материалистической диалектики, в частности, принципа всеобщей связи. Метод моделирования. Важным случаем системного представления предмета является представление его в качестве некоторого подобия, модели другого предмета. В таком случае концептом системы является возможность переноса результата исследования одного объекта, модели, на другой, который моделируется. Для того чтобы выяснить, каким образом возникает такая возможность, необходимо более детально рассмотреть особый тип умозаключений, так называемый "вывод по аналогии". Сам термин "Вывод по аналогии" в истории логики и науки понимался по-разному. В учебниках традиционной логики до сих пор можно встретить определение выводов по аналогии как умозаключений, в которых признак одного предмета переносится на другой на том основании, что у этих предметов некоторые другие признаки являются общими. В качестве примера такой формы умозаключений можно привести вывод об обитаемости Марса на основании обитаемости Земли. Однако такого типа выводы в современной науке находят сравнительно узкую сферу применения. Значительно чаще под аналогией понимается вывод на основании общности отношений в сравниваемых системах. Например, выводы, с помощью которых была построена известная планетарная модель атома Бором и Резерфордом. Сходство отношений часто проявляется в виде той поразительной "аналогичности" дифференциальных уравнений, относящихся к разным областям явлений, о которой писал Ленин, приводя слова выдающегося физика прошлого века Л.Больцмана. В широком смысле слова выводы по аналогии можно определить как перенос информации, полученной при исследовании одного объекта-модели на другой объект, называемый прототипом (или образом, или оригиналом). Основания, позволяющие делать такой вывод, могут быть различны. В частности, это можёт быть наличие общих свойств или взаимнооднозначного соответствия элементов модели и прототипа (изоморфизм). Поскольку выводы по аналогии являются логической основой использования моделей в процессе познания, следует говорить не о двух различных методах ― аналогии и моделировании, а об одном методе ― аналогии-моделировании, который может рассматриваться в разных аспектах. Физическая природа моделей и прототипов может быть самой различной. Прежде всего, это могут быть два разных материальных объекта. Таковы модели, широко использующиеся в технике. Чтобы решить, как будет вести себя высотная Ассуанская плотина, достаточно ли она надежна и безопасна, была построена значительно меньшая по размерам модель этой плотины, в которой нашли отражение все важнейшие стороны моделируемого объекта. Результаты, получаемые при исследовании модели, переносятся на прототип, и практика широчайшего применения моделей в инженерном деле свидетельствует о том, что на них часто можно полагаться не в меньшей мере, чем на выводы дедуктивного характера. Модель гидроузла по внешнему виду весьма похожа на свой прототип. Однако чаще всего между моделью и прототипом нет очевидного внешнего подобия. Например, в качестве модели железнодорожного моста используется не пространственно подобное своему прототипу сооружение, а электрическая цепь, состоящая из сопротивлений, емкостей и индуктивностей. Моделью может служить материальный объект, прототип которого представляет собой некоторую формальную, теоретическую систему. Так схема дедуктивного мышления может быть воспроизведена в электронно-вычислительной машине, функционирование которой представляет собой в таком случае модель этого мышления. Получение информации в результате работы подобной модели заменяет в известной мере реальный процесс человеческого мышления. Нередко модель выступает в виде некоторой абстрактной схемы, а прототип, наоборот, как реальное явление во всем многообразии его признаков. Такие модели применяются в языкознании. Здесь прототипом служат конкретные формы языка, а моделями те или иные формальные конструкции, обобщающие эти факты. Примером моделей такого рода могут служить экономико-математические модели. Математическая схема отражает не все, а лишь наиболее важные в том или ином отношении стороны исследуемого экономического явления. Наконец, оба сравниваемых объекта (модель и прототип) могут представлять собой теоретические конструкции. Это имеет место при обнаружении аналогии, скажем, между логикой и алгеброй, между различными физическими теориями и т.д. Огромное практическое значение имеет выявление условий, при которых выводы по аналогии сказываются достоверными, и тем самым оправдывается использование соответствующих моделей при исследовании тех или иных явлений. Применительно к ряду важнейших случаев условия повышения достоверности выводов по аналогии выяснены достаточно подробно. Так, для случая, когда модель и прототип описываются математическими уравнениями, создана специальная дисциплина ― теория подобия, в которой определяются достаточные и необходимые условия подобия физических явлений. Определены и другие правила выводов по аналогии. Однако для многих случаев проблема определения условий правомерности выводов по аналогии ожидает своего решения. Метод моделирования находится в тесной связи с системным методом, поскольку модель представляет собой особого рода систему. Как системный метод, так и метод моделирования являются общенаучными. Нет такой области исследования, где нельзя было бы применять те или иные модели. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретического познания развивающегося объекта. Общенаучные методы, такие как системный метод и метод моделирования, применяются независимо от того, является ли исследуемый предмет развивающимся или нет. Поэтому специфика развития не находит выражения в специфике этих методов. Такая специфика отражена в методе восхождения от абстрактного к конкретному. Сущность этого метода заключается в определении характера используемых понятий в соответствии с закономерностями развития исследуемого объекта. В идеалистической форме он был сформулирован Гегелем, который полагал, что исходным пунктом познания, равно как и исходной фазой развития вообще, являются наиболее бедные содержанием "абстрактные" понятия. В процессе развития это абстрактное понятие превращается в конкретную действительность. К.Маркс противопоставил гегелевскому диалектико-материалистическое понимание метода восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод "... есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное. Однако анатомии обезьяны. Наоборот, намеки на высшее у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если это высшее уже известно". Метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой единство исторического и логического подходов к изучению действительности. В истории развитие, в общем и целом, идет от простейших отношений к более сложным. Однако, как подчеркивает Ф.Энгельс, история часто идет скачками и зигзагами, что делает нецелесообразным буквально следовать ей при изучении, изложении материала ― приходилось бы принимать во внимание много несущественных деталей. "Таким образом, единственно подходящим был логический метод исследования. Но этот метод, в сущности, является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей".
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |