Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль вихователя в організації життєдіяльності дітей з метою забезпечення їх соціального розвитку




Основні лінії соціального розвитку дитини - дошкільника: процес залучення дитини до соціальної культури та її інтеріоризація, індивідуалізація як процес становлення універсальних соціальних здібностей.

Приобщение человека к культурной традиции представляет собой процесс формирования индивидуальности, в котором преобладающая роль отводится актуализации его «самости», собственной социальной активности, обеспечивающей индивидуальные вариации исторически определенного типа личности. Эта вариативность обусловлена многообразием единичных реакций на социальные ситуации, универсальностью природных, врожденных способностей и задатков, спецификой оформленной в определенной культуре парадигмальной поведенческой матрицы.

Филогенез человека осуществляется как процесс выхода за пределы животной сущности и происходит по мере его приобщения к культуре, представленной различными социальными институтами (церковь, семья, малые социальные группы и др.).

Онтогенетические аспекты «очеловечивания» связаны не только с приобщением к нормативным регуляторам, обеспечивающим адаптацию человека к социуму, но и с их «переводом» в статус собственных ценностей, убеждений, мотивов, культуротворчеством, что является важнейшим условием и средством социального развития.

Социальное развитие как психологический феномен представляет собой динамичный, перманентный процесс усвоения и интериоризации ценностей социальной культуры, осуществляемый в ходе социализации и индивидуализации.

Приобщение человека к общественно-историческому, культурному опыту невозможно вне социального окружения. «Другой» имеет решающее значение в становлении сознания, эмоций, социальной активности человека, познания смысла своего существования, собственной социальной сущности, рефлексии.

Социальное развитие человека происходит под влиянием различных обстоятельств и условий (факторов), важнейшими из которых являются наследственность, среда, социальная активность и воспитание.

Социальное воспитание как организованный процесс направлено на реализацию общей цели – «вывода» человека за пределы его животной сущности и приобщения к ценностям социальной культуры. Содержательные аспекты социального воспитания предопределяются системой ценностей общечеловеческого, национального, родового, правового, конфессионального порядка. Реализация этого содержания предполагает многообразие форм и методов взаимодействия между различными субъектами педагогического процесса, создание полноценной развивающей среды, признание доминирующей роли семьи в социальном развитии и воспитании.

Изучение проблемы социального развития в пространстве-времени детства приводит к выводу, что именно культура является той сферой, в которой развивается творческая индивидуальность, так как приобщение к ней, интериоризация ее ценностей является важнейшим условием присвоения социального, реального открытия индивидом своего «Я» в социокультурном мире. Детство, отличающееся совокупностью уникальных характеристик (опыт событийности, совместности, созерцания, первооткрытия, непосредственности реакций, открытости миру), устремленное к свободе, действию, чистоте в самой культуре, создает то поле, в котором разворачивается процесс его собственного духовного развития в ситуации свободного выбора, реализуются актуальные потребности в ведущих видах деятельности, наполняется смыслами и значениями взаимодействие между людьми, происходит интериоризация культурных ценностей, культуротворчество (Д.И. Фельдштейн).

Анализ имеющихся исследований позволяет утверждать, что социальное развитие как психологический феномен представляет собой динамичный, перманентный процесс усвоения и интериоризации ценностей социальной культуры, осуществляемый в ходе социализации. Вместе с тем, процесс социального развития не может ограничиваться лишь адаптацией индивида к социальному окружению, поскольку оно осуществляется в социокультурном пространстве по мере приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения, что связано с реализацией субъектной самости индивида и его культуротворческой функции. Следовательно, социальное развитие представляет собой постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон - социализации и индивидуализации. Социализация выступает в нем как процесс присвоения ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта культуры. Как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, социализация и индивидуализация порождают соответствующие возможности самодетерминации, самоуправления личности (Д.И. Фельдштейн).

Смысл успешного социального развития может раскрываться через творческую социализацию и индивидуализацию, опосредующую сотворение человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия, в которой важно не только и не столько познание и усвоение «готовых» социокультурных ценностей, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность культуротворчества и прогрессивного развития социума (Л.С.Выготский, В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).

 

19. Шляхи опанування дитиною соціального досвіду: стихійний шлях; оволодіння соціальним досвідом як цілеспрямований нормативний спеціально організований суспільством процес.

Процесс социализации личности может осуществляться как стихийно, в результате случайного усвоения человеком тех или иных элементов культуры, так и сознательно, посредством целенаправленного изучения, усвоения знаний.

Расширение каналов социализации и риски стихийной социализации актуали-

зируют проблему регулирования процесса первичной социализации дошкольника как периода усвоения базових ценностей и моделей поведения. Система дошкольного образования должна обеспечить направленную поддержку воспитанникам, а для этого необходимо выявить «каналы социализации» (источники информации о социальном опыте) и особенности их влияния на личностное формирование дошкольника.

Стихийный процесс социализации содержит в себе, по мнению академіка Н.Д. Никандрова, определенные риски, то есть «возможности и высокую вероятность возникновения нежелательных событий». К рискам современной социализации исследователь относит равнодушие или активную неприязнь к людям, рост жестокости как черты характера; рост алкоголизма и наркомании; рост преступности, особо насильственной, корыстной и внешне не мотивированной(«happy slapping»); антипатриотизм, утрату чувства родины, равнодушие к созданию семьи, пробные браки, социальное сиротство; рост проституции как основного или дополнительного занятия; массовую культуру как примитивизацию художественных потребностей и предпочтений.

И.П. Рязанцев, Г.К. Вартанян, Т. Емчура к рискам социализации относят виртуальную зависимость, ущерб психическому и физическому здоровью.

Ученые выделили следующие каналы современной социализации дошкольников: семья; дошкольное образовательное учреждение; СМИ (ТВ, видео- и мультипликационная продукция); общественные, культурно-развлекательные организации и общества; литература; педагогика; улица; музыка; виртуальная реальность компьютерных игр; Интернет; игрушки и игровые комплекты (не компьютерные); средства продуктивной деятельности; колектив сверстников.

Наиболее интенсивное воздействие каналов социализации на формирование дошкольника происходит во время деятельности ребенка, способствующей активизации психологических механизмов восприятия воздействия данных средств. Так, например, наиболее интенсивное воздействие на ребенка средств массовой информации возникает во время просмотра телепередач, видео- или мультипликационных фильмов; прямое воздействие киберпространства компьютерных игр проявляется во время активной игровой деятельности дошкольника в компьютерную игру.

 

Дошкольные образовательные учреждения являются своеобразной организацией, функционирование которой проявляется в обществе в нескольких ролях: как социальная организация в составе социального института образования; как специфический агент социализации, осуществляющий социализацию путем взаимодействия с семьей; как первоначальная ступень образования; а также то, что работники детских дошкольных образовательных учреждений являются социализаторами, первыми учителями, воспитателями, «чужими» взрослыми;

Особенностью социализации детей в дошкольных образовательных учреждениях является прохождение начальной стадии первичной социализации с овладением социальными навыками, знаниями и правилами, элементами здорового образа жизни и укрепления здоровья, освоением правил поведения в обществе, общения со сверстниками и взрослыми людьми, социализаторами, овладением навыками письма, счета, выполнением общественных обязанностей, первичным пониманием значимости атрибутов государственной власти, гражданского поведения, что отражается в соблюдении некоторых законов и моральных норм, правил распределения и выполнения обязанностей в коллективе;

Социализация детей может быть успешной и оптимальной при сочетании и взаимодействии двух процессов воздействия: семьи и детских дошкольных учреждений. Первый процесс обладает достоинствами: родительской заботой, индивидуальным подходом, семейной теплой атмосферой и любовью, - и недостатками: стихийностью, неорганизованностью, недостаточностью педагогико-психологических знаний родителей. Второй процесс имеет достоинства: целенаправленность, планомерность, профессионализм, расширение общения со взрослыми и сверстниками, сочетание коллективных форм работы с индивидуальным подходом, - и недостатки: официальную атмосферу, недостаточность теплого эмоционального общения и индивидуального подхода;

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение детей к детскому саду. Утром он встретит их приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз.

Хорошо, чтобы дети почаще слышали от воспитателя привычное, домашнее для них обращение - Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное - Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям - понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.

Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.

Опора на положительные качества ребенка - вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.