Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формування соціальних почуттів у дітей дошкільного віку




 

Как отмечает С.А.Козлова, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, ребенок начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, т.е. с социальной действительности, которая окружает ребенка и с которой он начинает взаимодействовать. Мир вызывает у ребенка разные эмоции - положительные и отрицательные; все, что с ним происходит, он запечатлевает в своей эмоциональной памяти. Таким образом, социальные чувства первичны, с них начинается познание социальной действительности, а затем и социального мира.

Природа наделила человека стремлением к физическому контакту, эмоциональной привязанности, дружескому единению. Детям хочется, чтобы с ними играли и разговаривали. Это и есть социальное чувство. От воспитания и переживаний, испытанных в детстве, зависит - превратится ли оно в сознательный интерес к здоровью, поступкам, душевному миру другого человека, в способность жить насыщенной духовной жизнью, в единстве с народом, человечеством.

Воспитание в людях социального чувства - первостепенная задача родителей, педагогов. Она достаточно сложна. Чтобы ее решить, нужно выяснить структуру социального чувства, этапы и механизмы его развития, добиться того, чтобы различные социальные институты, вся культурная среда действовали согласованно, целенаправленно, чтобы дело воспитания детей и молодого поколения находилось в руках ответственных, компетентных людей.

«Личность складывается в процессе реального взаимодействия с миром, включая социальное окружение, путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств».

Социальные чувства ребенка. Построение отношений с окружающими – задача непростая не только для ребенка трех – пяти лет, но и для многих взрослых. Понятие «взаимоотношения» состоит из двух основ, которые в совокупности означают, что для полноценного общения необходимо учитывать желания и потребности собеседника, равно как и ощущать его стремление понять наши желания.

Обучение способам общения с людьми начинается с усвоения внешних форм выражения их желаний, стремлений. Речь идет не столько о поступках, сколько об эмоциях, проявления которых ребенок наблюдает с первых дней жизни. Сначала это эмоции матери по отношению к малышу – первый опыт его общения с окружающими. Чуть позже ребенок сталкивается с проявлением эмоций других взрослых – как по отношению к нему самому, так и по отношению друг к другу. На формирование социальных чувств оказывают влияние и те и другие.

Так что же такое «социальные чувства»?

Социальные чувства не даны от рождения, их необходимо специально воспитывать с двух-трех лет. Именно в этом возрасте начинается формирование уверенности в себе, гордости, стыда, совести, любви к близким людям и т. д. С ростом самосознания ребенок способен испытывать чувство долга, ответственности, коллективизма, товарищества, патриотизма и многого другого. У ребенка трех – пяти лет эти чувства только начинают проявляться, но основы их закладываются именно в этот период.

Социальные чувства в зависимости от своего содержания обусловливают комфортные или дискомфортные отношения человека с другими людьми. Содержание этих чувств у ребенка будет определяться тем, как осуществляют его воспитание родители и другие взрослые.

Например, социальное чувство или социальный интерес, Адлер понимает как инстинктивную и в то же время сознаваемую и управляемую способность "видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого". Эта способность опирается на чувство принадлежности к группе, народу; на стремление к глубокой эмоциональной коммуникабельности; на интерес к процессам, происходящим в обществе; веру в людей, способность доверять, бытьоткровенным, искренним и свободным в диалоге; на оптимизм и историческое чувство, готовность выслушать критику, трезво оценивать свои способности, признавать свое несовершенство, готовность проявить доброту, участие, инициативу.

Социальные чувства отражают социальные потребности, которые подвержены различным изменениям: например, исторического развития общественных формаций.

1.Морально нравственные чувства:- (социальная справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность и трудовой энтузиазм).

Критерием самооценки морально-нравственных чувств является совесть, которая укажет на нарушения своих поступков, а не восстановление правоты своих действий. Спокойная совесть дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

2. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и выражают отношение человека к своим мыслям, процессам и результатам интеллектуальной деятельности (удивление, сомнение, уверенность и удовлетворение).

Нарушение чувства удивления новым, необычным, неизвестным событиям, сомнения при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями ичувства уверенности от сознания истинности и убедительности фактов не даст чувства удовлетворения.

3.Эстетические чувства (восхищение прекрасным, трагические, комические и возвышенные). Для развития эстетических чувств необходимо свободно воспринимать пространственно- образный и духовный мир.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.