Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вирішення дітьми соціально-моральних завдань




Формирование социальной ориентации ребенка на сверстника - важное, но только начальное звено в сложном и длительном процессе воспитания у дошкольников высших душевных качеств.

Следующее, не менее важное и весьма необходимое звено в этом процессе - обучение детей решению специфических социально-нравственных (смысловых) задач. Это ситуации проблемного типа, которые не имеют готового и однозначного ответа, в силу чего они требуют от ребенка сложной внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку.

Многие психологи и педагоги считают необходимым специально создавать в жизни и деятельности детей подобные ситуации, имеющие, по их мнению, значительный воспитывающий эффект. Однако терминологически эти ситуации описаны пока еще недостаточно четко и полно. Несмотря на разные обозначения, в этих ситуациях есть нечто общее, что делает их принципиально важными и необходимыми в воспитательном процессе, а именно: в них развертываются те проявления поведения, которые мы называем поступками.

Для понимания особенностей складывающейся личности ребенка крайне важно отличать в его поведении обычные действия от поступков. Поступок человека, как положительный, так и отрицательный, есть не просто действие, а действие, соотнесенное с нравственными ценностями и идеалами и их утверждающее. Известный советский психолог П. Я. Гальперин говорит об этом так: «Действуем мы бесконечно: обуваемся, садимся в автобус, обедаем. Поступок — изменение судьбы; возвеличение или гибель наших ценностей, переосмысление жизненно значимого...».

Как личность ребенок проявляет себя далеко не во всех действиях, но всегда в поступках. Однако как увидеть, где начинается то, что мы называем поступком? Ведь из практики известно, что обращают на себя внимание чаще отрицательные поступки детей. А положительные? Из чего они вырастают? Как поощряются и побуждаются к развитию?

Создание проблемных ситуаций в форме задач, из которых ребенок должен найти выход, опираясь на уже сложившийся у него эмоционально-ценностный опыт, и есть, на наш взгляд, та особая сфера жизни и деятельности детей, которая при соответствующем руководстве педагога формирует способность совершать положительный поступок. Признаки такого рода сложных ситуаций состоят в следующем: а) вариант решения не является единственным, возможно несколько вариантов; б) нравственный способ поведения предполагает, как правило, некоторое ущемление личных желаний и интересов.

Примеры таких ситуаций (с возможностью выбора вида деятельности, например помогать или играть). Подобные задачи могут быть заданы на материале любой деятельности: игровой, продуктивной, трудовой. Создавая ситуации, подбирая конкретный материал для них, взрослый должен всячески поощрять активность ребенка, побуждая его к самостоятельному поиску решения задачи. И при этом не навязывать определенной линии поведения, не требовать только данного способа разрешения ситуации, а постепенно подводить к независимому и самостоятельному принятию решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.