Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вплив художньої літератури на соціальний досвід дошкільників




В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга рас ширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает лю бовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную де ятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способству ет появлению у ребенка соб ственных суждений о прочитан ном, потребности высказаться, развивает речь.

Художественная литература как специфический вид искусства занимает особое место в социализации детей дошкольного возраста и требует применения особых методических приемов, которые способствуют усилению ее воспитательного воздействия на детей.

Необходимым условием использования художественной литературы в социализации детей является органическая связь ее с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель.

Художественная литература - одна из форм освоения мира; она отражает богатство и много образие духовной жизни челове ка. Писатели обращаются к уни версальным категориям и цен ностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедли вость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответ ственность, что влияет на фор мирование у детей дошкольно го возраста нравственно-эстети ческих чувств и соответственно качеств.

Литература как источник ду ховности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести, понимать боль и радость других людей, сочув ствовать им, сопереживать. Со прикасаясь с литературой, ре бенок духовно растет и разви вается.

Во все времена людям свой ственно испытывать одни и те же чувства: радость, горе, любовь, грусть и пр. Накоплен огромный эмоциональный опыт. В связи с этим психологи говорят об уни версальности эмоций, их пере чень отражает общечеловечес кий опыт осмысления психичес кой деятельности человека. Некоторые отдельные эмоции являются универсальными, общекультурными феноменами. Кодирование и декодирование ряда эмоциональных выражений одинаковы для людей все го мира, безотносительно к их культуре, языку или образова тельному уровню. Поскольку в основе любого действия, поступ ка лежит инициирующая его потребность, путь к уяснению сущности души как феномена внутреннего мира человека про ходит через анализ сферы его потребностей, а наиболее тон ким инструментом такого ана лиза служат человеческие эмо ции.

В художественной литературе эстетические переживания все гда связаны с этическими проявлениями. Единство этического и эстетического - важнейшая отличительная черта формирования личности. Убеждать надо не только путем непосредствен ного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям.

Правильным при подборе книг и разработке методики их использования в социализации детей надо учитывать нравственные проявления определенного детского коллектива.

Для усиления воспитательного воздействия на детей художественной литературы необходимо осуществлять подбор книг, в которых по-разному раскрываются определенные нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка поведения и его мотивов у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усилит их воспитательное воздействие на детей.

Важно помнить о необходимости дать детям время для внутренней переработки художественного произведения даже в том случае, когда раскрытие в нем нравственной идеи не представляет особой трудности для понимания ее детьми.

Определенное место в исследовании заняла проблема положительного героя. Как правильно указывал А.Н.Толстой, положительный герой детской книги при зван оказывать большое воспитывающее воздействие на детей; «поведение героя... должно возбуждать одобрение, восхищение, подражание».

Особое место среди произведений, рисующих образы отрицательных персонажей, занимают юмористические произведения. Комические образы детской литературы обобщают и вместе с тем гиперболизируют многие типич ные стороны детской жизни и психики ребенка и связан ные с ними типичные комические проявления детей: хва стовство, неряшливость, плаксивость и т.п. Поскольку эти проявления жизненны и достоверны, они вызывают не желательные для отдельных детей комические ассоциации при их восприятии в коллективе и поэтому сильно дей ствуют на детей. Никто не хочет быть похожим на «Мастера-Ломастера», «Девочку-Ревушку» и других героев юмористической литературы подобного типа.

Поэтому в книгах для детей, обязательно должны быть, наряду с положительными героями, отрицательные образы. Важ но учить детей различать и правильно оценивать дурноеи хорошее в поведении людей. Опыт работы показывает, что влияние художественного произведения может быть сильным и действенным в том случае, когда мы подкрепляем его одно родными впечатлениями, создаем определенные услов ные связи в коре головного мозга ребенка, усиливаем положительные или отрицательные эмоции.

Очень важно в течение определенного, пусть даже очень короткого времени (две-три недели), обеспечить повторность морально-эстетических восприятии ребенка, конечно, без излишней навязчивости, путем чтения художественных произведений, отражающих одну моральную тему.

«Сгущенность» морально-эстетических впечатлений на определенном отрезке времени особенно важна при воспитании положительных качеств, которых у детей еще нет.

Как уже указывалось выше, у детей дошкольного возраста в силу их подражательности наблюдается стремление быть похожими на любимого героя. Они по аналогии с хорошими поступками вспоминают свои собственные положительные действия. Стремление подражать литературному герою, положительному поступку усиливается, будучи под креплено однородными морально-эстетическими восприя тиями, возбуждающими эмоциональную сферу ребенка, вызывающими работу мысли, воображения. С позиции во ображаемого соучастника описываемого события ребенок переходит к непосредственному действию. Сначала это про исходит в речевом или игровом плане, когда он говорит о том, что хочет сделать что-то хорошее или сравнивает свои действия с поступками литературных персонажей, выполняет в игре роль положительного героя, а затем уже в виде конкретного хорошего поступка.

Эпизодическое чтение художественных произведений не дает воспитательного эффекта, даже если они оказывают на детей сильное воздействие при непосредственном восприятии. Когда чтение ценного в воспитательном от ношении произведения не подкрепляется чтением других, близких ему по нравственной идее, первоначальное влияние произведения снижается, вытесненное другими впечатлениями, и работу нужно начинать вновь, опять пробуждая в ребенке те морально-эстетические чувства, которые были у него на начальной ступени и в известной степени угасли без соответствующего подкрепления.

Можно сделать следующие педагогические выводы:

- Художественная литература является одним из важнейших средств нравственного воспитания детей. Воспитательная сила художественной литературы в ее жизненной убедительности, эмоциональной действенности. Показывая детям правду жизни в виде ярких художественных образов, она учит их различать, «что такое хорошои что такое плохо» в моральных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках.

Как специфический вид искусства, она занимает особое место в социализации детей дошкольно го возраста и требует применения особых методических приемов, усиливающих ее воспитательное воздействие.

- Детям дошкольного возраста доступно восприятие морали художественного произведения, оценка нравственных качеств и поступков литературных персонажей, у них наблюдается стремление подражать любимым героям.Осознание образов литературных произведений и по явление стремления подражать им - путь к приобретению нравственных привычек и воспитанию нравственных убеждений.

- Необходимым условием использования художественной литературы в нравственном воспитании детей являет ся органическая связь чтения детских книг с теми конк ретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель детского сада. При опре делении задач нравственного воспитания необходимо обеспечить закрепление и дальнейшее развитие ценных нравственных качеств, которые имеются как у детского коллектива в целом, так и у отдельных детей, и наряду с этим воспитание недостающих нравственных качеств и преодоление отрицательных проявлений.

- Существует определенная зависимость между восприятием морали художественного произведения и нравственными проявлениями детей. Если нравственная идея, моральные качества и поступки героев художественного произведения соответствуют положительным моральным проявлениям детского коллектива, их моральным качествам, дети легче осмысливают их, их реакции ярче и раз нообразнее, и наоборот.Из этого различия восприятия детской книги с моральным содержанием в зависимости от нравственных качеств детей вытекает требование учитывать эти особенности в том случае, когда моральная идея художественногопроизведения, его образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю следует усиливать морально-эстетическую оценку произведения, подводить детей к восприятию более сложных нравственных поня тий и образов. Если же у детей отсутствуют те положитель ные моральные качества, которые мы хотим воспитать с помощью художественной литературы, важно помочьим осмыслить моральную идею произведения и через вос приятие художественных образов подвести к правиль ной оценке их собственных поступков и качеств, не до пуская излишнего морализирования.

- При использовании художественной литературы нельзя ограничиваться эпизодическим чтением книг. Очень важно обеспечить повторность морально-эстетических впечатлений путем чтения художественных произведе ний на одну моральную тему. Тогда влияние художественной литературы будет ощутимо, так как неоднократное подкрепление определенных моральных понятий делает их подлинным достоянием ребенка и формирует его по ведение.

- Большое значение при использовании детских книг с целью нравственного воспитания детей имеют занятия по художественному чтению, которые могут включать чте ние нескольких произведений и требуют наряду с вы разительным чтением применения дополнительных при емов в виде вопросов, развернутых бесед, пояснений воспитателя с учетом особенностей художественного про изведения и моральных проявлений детей.

- Чтение художественных произведений на занятиях должно дополняться чтением помимо занятий. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с мораль ными проявлениями детей, опираясь на аналогичные фак ты из литературного произведения.

Опыт работы с детьми и проведенные исследования показывают, что дети связывают образы детских книг со своими поступками и поступками товарищей.

Необходимо только помнить о специфике детской литературы, не подменять художественные образы сухими нравоучениями, теми «моральными гвоздями», от кото рых предостерегал детских писателей С.Я.Маршак. Нужно помнить, что силу художественного образа не могут заменить рассуждения о нем, важно соблюдать необхо димое чувство меры и педагогического такта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.