Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Мень 2 страница




САМОИССЛЕДОВАНИЕ

Кто я?

Как мы уже говорили, каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Однако мы можем узнать, если поставим перед собой такую задачу, если мы зададим себе нужные вопросы. Чтобы узнать о том, что представляет собой ваш образ внутреннего мира, нужно задать себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Какой я?»

Итак, какой (какая) я? Задайте себе этот вопрос и ниже, непосредственно в тексте, дайте на него 20 ответов (сделайте это обязательно, иначе дальнейшее обсуждение вопроса будет как бы не про вас, чужим и непонятным, а при таком подходе изучение психологии теряет всяческий смысл!).

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

То, что вам удалось написать, отвечая на незамысловатый внешне вопрос, – автопортрет вашего Я. Поговорим о нем.

Образ Я человека может включать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющие черты вашего характера и внешнего облика, существительные типа «человек», «ученик», а также образные выражения – метафоры. Например, «солнышко», «капризуля», «неуклюжий бегемот». Их все, включая даже самые оригинальные, можно объединить в три группы: образ Я состоит из характеристик социального Я, физического Я и психологического Я.

Вернитесь к тексту тематического блока, в котором рассказывается о том, что такое социальное, физическое и психологическое Я, и прочитайте его еще раз. А теперь проанализируйте ваш собственный автопортрет. Сколько характеристик социального Я в вашем личном списке? Подсчитайте и запишите ответ на этот вопрос.

______________________________________________________________________________________

Отвечая на вопрос «Какой я?», вы могли написать: красивый, высокий, стройный, сильный, неуклюжий, приземистый, хилый, загорелый и т. д. Есть ли в вашем Я-образе физические характеристики? Будем надеяться, что да и что они по преимуществу положительные. Сколько их, подсчитайте.

Доверчивый, умный, импульсивный, спокойный, добрый, вспыльчивый, осторожный, рисковый… Русский язык невероятно богат словами, позволяющими нам описывать собственную индивидуальность. Какие психологические характеристики вы дали сами себе?

Вернемся к списку из 20 характеристик Я и выполним еще одну процедуру. Она поможет нам лучше разобраться в образе собственного внутреннего мира. Каждая из характеристик образа Я может рассматриваться вами и как положительное, и как отрицательное качество. Каких качеств в вашем Я-образе больше? Чтобы понять это, поставьте рядом с каждой характеристикой знак «+» или «-». Важно, чтобы это была ваша, личная оценка. Она совершенно не обязательно должна совпадать с общепринятой. Скажем, ваши близкие могут считать вспыльчивость отрицательной чертой, а вам, возможно, она кажется полезной и вполне приемлемой.

Что же получилось в результате? Каких характеристик – положительных или отрицательных – больше в образе вашего Я?

Образ внутреннего мира – это характеристики и качества, которые мы в себе видим, окрашенные тем или иным эмоциональным отношением.

У кого-то образ Я в целом окрашен позитивными эмоциями, он принимает свое Я (что не исключает неприятия каких-то отдельных черт); у другого преобладают отрицательные оценки качеств своего Я. Он относится к себе очень критично, видит больше недостатков, чем достоинств.

Да, все мы разные. Но можно ли дать какой-то общий совет? Какой образ Я считать «хорошим» или «правильным»? Нет, не бывает «правильного» внутреннего мира. Но бывает гармоничное и негармоничное состояние нашего внутреннего мира. Достигнуть гармонии с самим собой помогает такой образ Я, в котором нашлось место всем трем видам характеристик без явного перекоса в сторону какого-либо одного из них и в котором больше эмоционально принимаемых характеристик.

ЛИРИКА

Владимир Высоцкий

Я не люблю

Я не люблю фатального исхода.

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма,

В восторженность не верю, и еще —

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или – когда все время против шерсти,

Или – когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза!

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья,

Нет жалости во мне, и неспроста —

Я не люблю насилье и бессилье,

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Обидно мне, когда невинных бьют,

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более – когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены,

На них мильон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю!

ЛАБОРАТОРИЯ

Я, ценности и поступки

Эксперименты психологов показывают, что представление о своем Я определяет все наше поведение. При этом в образе Я особую роль играют наши личностные ценности. Психологи Марк Шнайдер и Ален Омото опросили в центре борьбы со СПИДом 116 добровольцев, почему те приняли решение помочь больным. 87 % сослались на связь этой работы с их ценностями. Как сообщают исследователи, многие из тех, кто помогал евреям во время Холокоста, объясняли свои поступки гуманистическими принципами и ценностями.

Зачем устраивать побег?

Психолог Курт Левин описал случаи из юридической практики, когда заключенные, которым сообщали о предстоящем досрочном освобождении из тюрьмы за хорошее поведение, совершали попытки к побегу за несколько дней до освобождения. По мнению российских ученых Е. Головахи и А. Кроника, такие нелогичные поступки связаны с тем, что после известия о скором освобождении в сознании заключенного формировалось множество новых актуальных связей и «освобождение» переживалось как происходящее «сейчас», то есть время предельно сжималось в переживании, и человек совершал несвоевременные действия.

ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ

Бессознательное и творчество

Часто мы даже не догадываемся о том, что на наше поведение оказывают влияние не только наши сознательные решения, но и бессознательные процессы. Самый яркий пример – человеческое творчество. В этой области бессознательное часто выступает как изумительный и неоценимый помощник человека. Иногда это происходит, когда человек спит… Это кажется невероятным, но творческие процессы часто происходят именно во сне. Менделеев, долго и безуспешно бившийся над своей периодической системой, увидел во сне таблицу, где химические элементы были расставлены как нужно. Именно во сне в виде змей, свернувшихся кольцами и сцепившихся хвостами, увидел другой химик – Кекуле – тщетно разыскиваемую формулу бензола. У Достоевского во сне родилась идея «Подростка», у Пушкина – идея «Пророка». План «Горя от ума» тоже пришел Грибоедову во сне.

Но, с другой стороны, ночные кошмары или приступы гнева, с которыми человек не в силах справиться, – это тоже дело рук бессознательного.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Иногда бывает так, что мы теряем веру в себя, нам кажется, что мы ничего не стоим, ни на что не годимся. В такие минуты можно использовать упражнение, предложенное Вирджинией Сатир. Для этого нужно, расслабившись, произнести следующий текст.

Декларация моей самоценности

Я – это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или к самому себе.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.

Я знаю, что кое-что во мне не нравится мне, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я – это Я, и Я – это замечательно!

Глава 2 Я – человек разумный

Как люди познают мир

Ситуация. Прерывистый, электронно-беспощадный звонок будильника бесцеремонно врывается в сновидение, увлекательное, как новый блокбастер, сначала сливаясь со звуками сна, а потом становясь независимым, а потому еще более настойчивым. Приоткрывшиеся глаза видят ненавистный пластмассовый корпус утреннего мучителя и четыре цифры на дисплее. Лишь через несколько секунд приходит осознание: утро, нужно включаться в режим эффективного бодрствования, поскольку через час начинаются уроки. Школу, а особенно сегодня, пропускать нельзя – итоговая контрольная. Взгляд в окно – дождь. Опять сорвется прогулка в парке. Ну да ладно, и завтра будет день.

Самая обычная, стандартно-житейская ситуация. При чем здесь психология? А при том, что даже в этом привычном для каждого из нас моменте нашей жизни отражено важнейшее свойство психики – воспринимать и перерабатывать информацию. А на основе этой переработки – действовать.

Посмотрите на схему (рис. 1). Человек постоянно получает массу информации из окружающей среды. Воспринять эту информацию он может только с помощью хорошо известных пяти органов чувств. В первый момент эта информация как бы рассыпана на отдельные элементы (в нашем примере это звук будильника, цифры на дисплее, форма корпуса). С помощью органов чувств информацию собирают «разведчики» нашего внутреннего мира – ощущения, которые и являются наиболее простыми познавательными процессами. Это они поставляют все основные сведения о внешнем мире сознанию: о звуке и цвете, о форме, запахе, гладкости или шероховатости предметов, о вкусе и других признаках. Но эти сведения отрывочны, неполны, отражают только отдельные свойства предметов и явлений.


Рис. 1. Схема обработки информации в психике человека

Объединившись, ощущения рождают восприятие, продуктом которого является целостный образ. Этот образ осмысливается (как, скажем, образ будильника, выступающего в виде знака «пора вставать и собираться в школу»). Вообще всеми вопросами приема и переработки информации в нашем внутреннем мире занимается «специальная служба» познавательных процессов. Кроме ощущений и восприятия туда входят и воображение, и мышление, и память. Все «сотрудники» этой «службы» в своей работе пользуются одним и тем же крайне важным инструментом – лучом внимания. С помощью луча внимания и выделяется, высвечивается тот конкретный предмет или то конкретное явление, которые человек в данный момент воспринимает, представляет или о которых вспоминает, размышляет.

Полученная ощущениями и восприятием информация передается дальше, гораздо более сложному познавательному процессу – мышлению, которое оказывается способным эту информацию обобщить и сделать выводы (дождь за окном – значит, придется отложить прогулку в парке, однако в школу все равно нужно идти).

При этом включается и память, сохраняющая нужную нам информацию (или выбрасывающая ненужную). Со всеми названными познавательными процессами связано и воображение, позволяющее нам представить то, что нами не воспринималось, например прогулку, которая состоится завтра.

Обратите внимание, что далеко не все сигналы из внешней среды ощущаются нами (это видно из схемы), некоторые из-за их слабости мы просто не замечаем. Внимание играет роль прожектора сознания, высвечивающего те сигналы, которые нами осознаются. Но есть и такие сигналы, которые включаются в объем воспринимаемой нами информации, но нами не осознаются. Скажем, когда мы сосредоточены на звонке будильника, мы ведь ощущаем воздействие пижамы на нашу кожу, но пока специально не обратим внимание на это воздействие, его не осознаем.

Точно так же – в общих чертах – всегда происходит познание человеком окружающего мира. То, что напрямую действует на нас, либо воспринимается и осознается, либо воспринимается и не осознается, либо вообще не воспринимается. Так осуществляется первый этап фильтрации информации. Потом с помощью особых приемов информацию фильтруют и обрабатывают мышление, память, воображение. Для этого им уже не нужно непосредственно воспринимать сигналы из внешнего мира, потому что они работают с их отражениями в нашей психике – образами.

Ощущения – это разговор тела с душой.

Восприятие – это привратник нашего сознания: тайный цензор, фокусник и шутник.

Виктор Кротов

Переработанная информация в дальнейшем используется в практической деятельности людей, уточняется, углубляется, пополняется новыми данными.

Почему не все поступающие к нам из внешнего мира сигналы нами воспринимаются? От чего это зависит?

Мысль, активность и получение информации

Ситуация. Урок алгебры. Пашка отчаянно тянет руку. Конец четверти, и ему позарез надо исправить «тройку», полученную за последнюю контрольную. Макс не суетится. Он спокойно и сосредоточенно решает задачу – и не ту, что, пыжась и краснея, анализирует Вовка у классной доски, а уже следующую.

Нина задумчиво глядит в окно. Да, она, конечно, знает, как справиться с этой алгебраической задачей; зато она не знает, как разрешить задачу совсем иного рода: каким образом строить теперь отношения с Максом, после того как увидела его на дискотеке с симпатичной, но, по Нининому мнению, абсолютно пустоголовой Виолеттой. Но Нина умна, она обязательно найдет выход. Макс не сможет не оценить ее интеллект… Господи, ну почему этот Вовка такой тупой? Нина бросает рассеянный взгляд на Кристину, сидящую за соседним столом. Ба, да у нее на коленях раскрытый том Умберто Эко. Увлеченно читает, откровенно плюнув на математику. Неужели она что-то понимает? Нина пыталась как-то прочесть один из романов Эко: темный лес и скукота. А Кристинке – надо же – понятно и, видимо, нравится. Хотя ведь, действительно, она много знает такого, о чем никто из ребят и не слыхивал. Так она умна? Но ведь по жизни поступает порой совершенно по-дурацки. А Макс – он умен? Как лихо управляется с компьютером! Но почему же ему тогда нравится эта Виолетта – что у него, совсем ума нет? Или Пашка – ему все точные науки даются с трудом, но кроссворды щелкает как семечки. Интересно, что же такое тогда ум?

Действительно, что же такое ум? Что мы имеем в виду, когда говорим о разуме, рассудке, интеллекте, мышлении? Это одно и то же или нет? Да и, пожалуй, каждого человека интересует: а сам-то я умный или не очень? Как я мыслю? В чем отличия моего ума от ума других людей?

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво – да сами.

Готхольд Лессинг

Тот факт, что я мыслю, вроде бы ни у кого сомнения не вызывает. Сама мысль о том, что я мыслю, свидетельствует о том, что вроде бы должен быть тот, у кого эта мысль появилась. Иными словами: если я мыслю, следовательно, я существую. Эту знаменитую фразу произнес в XVII веке великий философ и математик Рене Декарт. Из наличия мысли он выводил существование самого носителя мысли и сознания – человека.

Выходит, с мысли все и начинается? Но откуда она-то тогда взялась? Ведь вряд ли двухмесячный младенец размышляет, например, о механике Ньютона. Чтобы иметь мысли по поводу этой теории, надо с ней для начала хотя бы познакомиться. А чтобы познакомиться, надо знать термины, слова и понимать их значение. Так что – значит, у истоков мысли надо искать слово? И сразу вспоминается из Гете:

Написано: «В начале было Слово» —

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало,

Я напишу, что Мысль – всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не Сила ли – начало всех начал?

Пишу – и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит,

Но свет блеснул, – и выход вижу я:

В Деянии начало бытия!

(Гете. Фауст. Перевод Н. Холодковского)

Ага! Вот оно – деяние! Действие стоит у истоков всего. Вот откуда рождаются и слово, и мысль, и сила. Вспомним младенца: он активно и энергично – в меру имеющихся у него возможностей, естественно, – действует, чтобы познать окружающий мир. Он становится старше, но по-прежнему стремится получать информацию о новых событиях вокруг.

Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает всякую входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется.

Козьма Прутков

Все, чем наполняется наше сознание, может взяться только из нашего собственного опыта. А опыт – это информация, полученная нами по каналам восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Но человек не просто впитывает внешнюю информацию, как песок дождевую воду. Он активно ищет эту информацию, он как бы опрашивает внешний мир, пытаясь удовлетворить врожденный интерес к новому. И при этом он изменяет, преобразует факты и явления окружающего.

ЛАБОРАТОРИЯ

Между прочим, ничем вроде бы специально не вызываемое любопытство характеризует не только человека, но даже и крыс. В экспериментах, проведенных психологами, лабораторные крысы помещались в условия, ну очень для них комфортные: тепло, светло, безопасно, сколько угодно воды и пищи. Казалось бы – живи и радуйся! Но из клетки имелся открытый выход-в темноту, в неизвестность, где, возможно, подстерегала опасность. И что же? Рано или поздно обнаруживались особи, которым становилось скучно в райских условиях, и они (пища от страха!) отправлялись на поиски чего-то нового.

Есть еще одна особенность нашего восприятия информации, напрямую связанная с активностью психики. Оказывается, человек не способен удерживать в сознании неизменяющуюся информацию. С помощью наших органов чувств мы постоянно преобразуем поступающие к нам из внешнего мира сигналы, активно взаимодействуем с этой информацией. На первый взгляд это незаметно, но очень ярко видно в специальных экспериментах. Так, если к контактным линзам прикрепить источник света (и, значит, заставить его двигаться вместе с глазами), он перестанет замечаться – при всем старании испытуемого – через… 1–3 секунды!

Информация, которую мы получаем постоянно, перестает нами восприниматься. Постоянно и ритмично повторяющиеся комплексы звуков погружают человека в измененное состояние сознания – в обычный или гипнотический сон, в состояние транса. Данный принцип используется в медитациях на мантрах. В этом случае объектом для сосредоточения является мантра – слово или фраза, многократно повторяемые, обычно про себя.

В религиозной медитации в качестве мантр используются короткие молитвы, например так называемая «великая мантра» («махамантра») кришнаитов («Харе Кришна, харе Рама») или Иисусова молитва у православных христиан.

Знакомы ли вам по вашей собственной жизни ситуации, когда сознание активно ищет новую информацию или, наоборот, когда оно от информации отключается?

Когда оперный певец вынужден долго держать одну и ту же ноту (у поп-певцов такой задачи обычно не возникает), он должен хотя бы совсем немного вибрировать голосом, отклоняться от абсолютно точной ноты – иначе он перестанет себя слышать и «даст петуха».

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Выберите любое – самое простое – слово и начните многократно повторять его в одном ритме. Очень скоро вы заметите, что перестаете воспринимать смысл слова.

Значение информации для нашей психики

Ситуация. «Все! Не могу больше! – мысленно сказал себе Пашка на шестом уроке после нескольких безуспешных попыток вслушаться и понять то, что объясняла Лилинична. – Мозги отказывают». Несколько секунд он тупо смотрел на классную доску. Затем его внимание привлекла сонная осенняя муха, лениво проползшая по краешку стола. «Никогда не замечал, какие любопытные у мух разводы на крыльях», – подумал Пашка. От мухи взгляд переместился на портреты великих математиков, висевшие на стенах, и на тексты под ними. Пашке раньше было недосуг прочитать краткие сведения под портретами и ему стало интересно: «Надо же, Эварист Галуа, оказывается, совсем юным погиб!» Потом Пашка задумался о том, почему стены в классе покрасили в такой ядовито-зеленый цвет – некрасиво же! К концу урока ему вдруг пришла мысль: «Я думал, отключусь и ни о чем думать не буду, а ведь не получилось!»

«Скорее мозг ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок», – остроумно заметил один из психологов. Конечно, можно испытать переутомление от долгой и непрерывной умственной работы, но это потому, что мы еще попросту не умеем использовать все наши ресурсы (по расчетам создателя кибернетики фон Неймана, в принципе человеческий мозг способен вместить примерно 1020 единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить все то, что написано в миллионах томов знаменитой Государственной публичной библиотеки).

Наш мозг все время нуждается в притоке информации из внешнего мира, поэтому обращается за ней к своим анализаторам – органам чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.). Правда, скорость потока поступающей информации ограничивается пропускной способностью органов чувств как приемников информации. У ощущений есть свои пределы. Их называют порогами чувствительности.

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Поставьте на плиту самый обычный чайник и включите под ним несильный огонь. Приложите ладонь к одной стороне чайника, а ваш приятель пусть приложит к другой. Кто раньше почувствует изменение температуры?

Возможно, вам удалось почувствовать потепление чайника раньше. Это будет значить, что у вас порог чувствительности ниже, а чувствительность – выше. Существует и верхний порог чувствительности. Например, на дискотеке из-за слишком громких динамиков вы воспринимаете уже не мелодию, а рычащий грохот.

ЛАБОРАТОРИЯ

В 50–е годы XX века были проведены интересные эксперименты: добровольцев-испытуемых помещали в условия почти полной неподвижности, полной тишины и темноты (это обеспечивали специальные наушники и очки). Вопреки ожиданиям экспериментаторов, мало кто выдержал в этих условиях больше двух-трех дней.

Если ощущения в той или иной степени сходны у разных людей, то восприятия – вещь очень индивидуальная. Восприятие связано с имеющимся у человека опытом. Это его личная, внутренняя работа.

Так, к примеру, оказалось, что члены африканского племени, постоянно живущие в непроходимых джунглях, почти не воспринимают горизонтальных линий. Ведь такие линии очень редко встречаются в их жизни! Глубокой безлунной зимней ночью мы с вами видим снег белым, а не черным, потому что мы знаем, что он белый. А для человека, никогда не видевшего снега (скажем, для тех же африканцев), он будет выглядеть черным или серым.

Все потоки информации, постоянно (даже во сне) поступающие в наш внутренний мир, сливаются в огромное море. Если представить, что поверхность этого моря ровная, то в ней можно увидеть, как в зеркале, отражение всего окружающего нас мира. Это и есть образ мира, созданный в результате работы нашей психики. Он не сводится только к картинке. Он насыщен запахами и звуками и раскрашен нашими эмоциями. Этот образ у каждого человека разный. Ведь поступающая информация просеивается через особые внутренние фильтры.

Скажем, двор возле дома для трехлетнего малыша – это потрясающе необычная этикетка от жвачки, найденная под скамейкой, для озабоченного водителя – крайне неудобное место для парковки, для влюбленного десятиклассника – шикарная декорация для романтических встреч с удивительной девушкой. А вот на вопрос, сколько есть деревьев во дворе и есть ли они вообще, никто из этих персонажей может и не ответить. Не заметили! В отличие от эколога, который, пожалуй, обратит на это внимание в первую очередь.

Могут ли быть у двух людей одинаковые образы мира? Почему?

Для чего нужно внимание

Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют. Луч подвижен, каждую новую секунду он может освещать новую область. Луч может быть мощным и сконцентрированным, а может быть рассеянным и слабым. В последнем случае все предметы, которые он пытается осветить, выглядят нечеткими, размытыми.

Метафора луча удобна для объяснения учащимся сущности внимания и основной его функции – отбора и селекции информации. Эта метафора позволяет легко понять, что внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека определенную значимость.

Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом «зацепил». То есть этот объект должен обладать определенными свойствами.

Во-первых, его воздействие должно быть сильным, интенсивным (например, резкий и громкий звук в тишине не может не привлечь внимания).

Во-вторых, раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смеющихся физиономий, конечно же, обратит на себя внимание – как, впрочем, и веселое среди печальных).

В-третьих, привлекает внимание то, что является необычным (модницы, безусловно, заметят новый фасон платья, выделив его среди обилия традиционной одежды).

В-четвертых, объект должен быть динамичным, подвижным (создатели рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидении хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает внимание зрителя).

Перечисленные особенности раздражителя (объекта) не исчерпывают всех причин возникновения внимания (а речь идет пока только о непроизвольном внимании, то есть о внимании, появляющемся без специальных целенаправленных усилий).

Прежде всего добудьте факты, а затем на досуге можете искажать их.

Марк Твен

Не менее важными поводами для обращения внимания на объект являются:

♦ потребности личности (голодный человек вряд ли безучастно пройдет мимо кондитерской);

♦ значимость для личности (почти каждый из нас невольно прислушается, уловив в происходящем поблизости разговоре собственное имя);

♦ эмоциональная привлекательность (недаром на телевидении наибольшие рейтинги у юмористических программ).

В случае если объект не отвечает всем указанным условиям, то для сосредоточения на нем внимания потребуются уже определенные усилия и конкретная цель, которую мы при этом преследуем. Например, читая трудный для понимания научный текст, мы вынуждены включать произвольное внимание, иногда заставлять себя, осознавая свою цель – самообразование. Но бывает, что книга, которую мы начали читать с усилием, захватывает нас, увлекает, и нам уже не нужно напрягаться. В этом случае говорят о послепроизвольном внимании, возникшем из произвольного.

Внимание имеет определенные свойства.

1. Устойчивость – показатель глубины, длительности и интенсивности психической деятельности человека.

2. Переключаемость – способность к быстрому переходу от одной деятельности к другой, к переносу внимания с предмета на предмет.

3. Отвлекаемость – характеристика, связанная с умением (или неумением) сохранять требуемый уровень внимания на объекте при воздействии посторонних раздражителей.

4. Объем – количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека (обычно здесь действует закон «7 ± 2»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.