КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Александр Мень 4 страница
Единство психических процессов Мы уже говорили о том, что человек постоянно познает мир вокруг, людей, самого себя. Этот процесс познания един, неразрывен, слит. Это поток. Но как поток состоит из отдельных струй и капелек, так и получаемая нами информация суммируется из огромного числа отдельных единиц. Мы усваиваем не всю, а только некоторую часть поступающей информации, да и ту перерабатываем и изменяем. Чтобы объяснить, что происходит от момента первого воздействия внешнего сигнала на наши органы чувств (я увидел, например, первое слово на странице новой книги) до окончательного утверждения «материал усвоен», применяются понятия «ощущения», «восприятия», «память», «мышление», «воображение». Этими словами обозначаются как бы разные этапы работы с информацией в нашем внутреннем мире. Так удобнее представить этот процесс усвоения. Но на самом-то деле, практически невозможно отделить одно от другого. Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление. Герберт Спенсер Ведь, увидев слово, я уже включаю не только ощущения и восприятия, но и свою память (на буквы, на правила чтения), мышление (осмысливаю это слово, понимаю его значение), воображение (представляю какой-то образ, с которым связывается для меня это слово). Я познаю мир. Это значит: я его воспринимаю, запоминаю, размышляю о нем. И все это сразу, одновременно. Все эти процессы для меня как отдельного живого человека – субъекта – слиты в познании воедино. Однако особое значение для человека имеет то, что в русском языке обозначается простым и коротким словом «ум». Что такое мышление Ситуация. Едет путник по степи и рассуждает (по цыганскому принципу – что вижу, то пою): «Трава желтая, сухая, местами даже земля потрескалась, а вот целый гектар выгорел. По всей видимости, уже месяц не было дождя, а случайная искра недели две назад вызвала здесь пожар». Что из этих суждений есть результат восприятия, а что – результат мышления? Очевидно, что первое предложение связано с тем, что путник непосредственно воспринимал. Ко второй мысли он мог прийти, только сопоставляя некоторые видимые признаки и имеющийся у него опыт. Иными словами, вывод о месячном отсутствии дождя и недавнем пожаре есть результат опосредствованного и обобщенного отражения действительности, то есть мышления. Так в широком смысле и определяют мышление: процесс опосредствованного обобщенного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. В узком смысле мышление понимается как процесс решения задач. Как мы мыслим? На первый взгляд, это вопрос, на который человек сам ответить не может. Когда я думаю о том, как я думаю, я уже думаю и не могу в этот же самый момент думать о том, как я думаю. Понятно? Глядя на мышление из своего собственного внутреннего мира, действительно трудно понять его свойства. Это приблизительно то же самое, как если бы разумная шестеренка внутри механического будильника захотела понять, как работает весь механизм. Мышление – это новое сотворение мира. Альбер Камю Как быть? В этом нам поможет наука психология. Изучая мышление людей с помощью различных хитрых приспособлений и экспериментов, психологи многое сумели понять из того, как устроен ум человека вообще. Человеку приходится решать в жизни разнообразные задачи. А значит, используются разные виды мышления. Если, скажем, вы уговорили родителей приобрести компьютерный столик и вам надо придумать, как теперь переставить в комнате мебель, чтобы его втиснуть, вы можете начать все перетаскивать, примеряя так и эдак. При этом вы используете наглядно-действенное мышление. Но вполне вероятно, что, прежде чем прилагать значительные физические усилия, вы просто станете мыслить образами. Такой вид мышления называется наглядно-образным. Однако еще перед покупкой компьютерного столика вам придется опираться на слова и логику, чтобы убедить родителей в необходимости этой покупки. А значит, вы будете применять словесно-логическое мышление. У дошкольника сначала появляется наглядно-действенное, потом наглядно-образное мышление, а в подростковом возрасте все большую роль играет словесно-логическое мышление. Мышление можно разделить также на практическое и теоретическое. Вот здесь-то и скрывается разница между человеком «умным по жизни» и «ходячей энциклопедией», «теоретиком». Практическое мышление тесно связано с восприятием. Оно определяется умениями ставить цель, создавать планы, проекты, схемы. Обычно практическое мышление нужно в условиях дефицита времени и риска. Например, во время неожиданной ссоры с одноклассником умный человек найдет красивый и изящный выход из непростой ситуации.
В определенном смысле практическое мышление можно считать более сложным, чем теоретическое. В то же время умение мыслить абстрактно часто рассматривается как свойство выдающихся людей. Теоретическое мышление характеризуется некоторыми важными чертами, такими, например, как способность к формированию теоретических понятий. В теоретических понятиях отражается не только сам предмет, но и действие по его построению, развитию, мысленному воспроизведению. В теоретическом мышлении схватываются внутреннее содержание предмета, его существенные связи и отношения. Как работает персональный компьютер? Его главная особенность в том, что, выполняя определенные операции, он осуществляет обработку информации. Так же и устройство человеческого мозга позволяет нашему мышлению осуществлять мыслительные операции. Объясните на примерах разницу между наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим видами мышления. Мыслительные операции – основа работы ума. Самые главные из них – анализ и синтез. Задача анализа – разложение исходных мыслей и представлений на составные части, а синтез соединяет эти части в новых сочетаниях. Русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс – это их работа. Хотя, пожалуй, нет ни одной мысли, где бы обе эти операции хоть чуть-чуть не поработали. Но кроме них есть и другие. Операция обобщения помогает человеку ориентироваться в мире, видеть и выделять общие и существенные признаки в ряде предметов и явлений. Попробуем, например, назвать существенные признаки карандаша. Способность писать и рисовать? Но это слишком общий признак. Это делает, например, и авторучка. Деревянный корпус? Вариативный признак! Корпус может быть и пластмассовым. Так что же обязательно у любого карандаша? Корпус все-таки – это раз! Ну конечно! Грифель! Грифель и корпус, в котором крепится грифель, – вот два существенных признака карандаша. Не пренебрегайте возможностью подумать даже перед тем, как делать глупости. Э. Сервус Разумеется, при проведении обобщения трудно обойтись без операции сравнения. Мы говорим: эта задача сложнее, чем первая. Или: у этого автомобиля более высокая скорость, чем у модели, выпущенной 10 лет назад. Важно при этом сравнивать предметы по одному основанию, чтобы не случались курьезы, как, например, в высказывании такого типа: «Из школы вышли два мальчика. Один высокий, а другой – из десятого «Б»». На основе выделения общих и существенных свойств в группе предметов и явлений мы объединяем их в роды, виды, семейства и так далее. В этом нам помогают операции классификации и систематизации. С этими операциями вам постоянно приходится сталкиваться в школе. Таблица химических элементов Менделеева, классификация животных и растений, распределение литературных произведений по жанрам – все это примеры классификации и систематизации. Обобщение, взаимодействуя с классификацией и систематизацией, выделяет общие и одновременно существенные признаки. Конечно, общих свойств предметов реально в жизни не бывает. Это люди с помощью мышления находят отношения между предметами и явлениями и выражают их в своих словах – понятиях. Понятия в системе мышления – это те обозначения (слова, знаки, формулы), которые отражают общие и существенные признаки и отношения действительности. Понятие является логической формой мышления, как и суждения и умозаключения. Понятия образуются во многом благодаря операции абстрагирования. Возьмем для примера такое простое понятие, как «стол». На самом деле ведь нет стола вообще. Есть огромное количество конкретных столов, порой мало похожих друг на друга. Но благодаря выделению нескольких общих и существенных свойств, их абстрагированию получаем данное понятие. Назовите несколько новых для вас понятий, усвоенных на уроках психологии, и объясните их смысл. Мышление человека и животных Как далеко ушли мы в своих приспособительных возможностях от животных? Действительно ли наши мыслительные способности выделяют нас из общего природного ряда живых существ, или дело в чем-то ином? Проведем несколько мысленных опытов. Начнем с инфузории. Туфельки. Она обладает одним важным свойством. На умном языке оно называется «положительный фототропизм». Проще говоря, инфузория стремится быть ближе к источнику света. Еще одна ее особенность: всю свою недолгую жизнь туфелька проводит в движении. И если она живет в пробирке круглого сечения, то будет двигаться вдоль стенок, наматывая, как трековый велосипедист, круг за кругом. Возьмем и перенесем нашу инфузорию в пробирку треугольного сечения. Что произойдет? Она будет пытаться двигаться по старой траектории и, извините, натыкаться на стенки. Понадобится около 500 цикличных движений для того, чтобы наша зверюшка приспособилась к новой форме своего жилища. Поместите ее обратно в круглую пробирку, и через 500 циклов ее орбита снова станет круговой. Проведем похожие опыты с аквариумным карпиком. Вот его аквариум: в одном углу излюбленное место отдыха, напротив – кормушка. Почуяв пищу, карпик устремляется к кормушке кратчайшим прямым путем. Возьмем и установим прозрачную перегородку на его пути, сделав в ней небольшое отверстие далеко от привычного маршрута. В первый раз карпик найдет новый проход случайно, в отчаянных попытках пробиться к пище. Через 120 кормлений его движения приобретут уверенность, он начнет проникать к пище и обратно с минимальной затратой сил. Уберите перегородку – и «всего» через 120 проб сложная кривая постепенно вновь превратится в прямую линию. Поставьте собаку в ситуацию поиска обходного пути, и вам не придется считать количество проб. Собаки, волки устремляются на поиски обходного пути, если нельзя пройти напрямую, после первой же попытки. Найдя таковой, они больше не ошибаются. Обезьяна сошла с ума и стала человеком. Вячеслав Иванов Но обратимся к приматам. Из всех животных, доступных нашему изучению в данный момент, они демонстрируют самые развитые способности. Судите сами. Голодную обезьянку (только голодную! Ни одна здравомыслящая сытая обезьяна не будет заниматься подобными глупостями) помещают в клетку, в которой множество прутиков и веточек. Недалеко от клетки лежит небольшая палка. Вдалеке покоится недоступная обезьяньей руке длинная палка. Входит экспериментатор и кладет банан. И кладет, видимо, из вредности далеко. Первая реакция обезьяны – достать рукой. Вторая, следующая сразу за первой, – дотянуться имеющимися под рукой прутиками. Бесполезно. Усилия тщетны. Обезьяна на какое-то время теряет интерес к недоступному лакомству. Затем происходит удивительное: обезьяна вскакивает и, более не суетясь, короткой палкой достает длинную палку, а длинной достает банан. Занавес. Обезьянка доказала, что способна на интеллектуальное действие. Она может совершать шаг, не имеющий непосредственного биологического смысла (доставание длинной палки), но приводящий к шагу, таким смыслом обладающему (доставание длинной палкой банана). Человек, по большому счету, отличается от нее тем, что может совершать много таких промежуточных шагов. «Подумаешь, бином Ньютона!» – восклицал в подобных случаях булгаковский Коровьев. Но есть и кардинальные отличия. Обратимся к экспериментам с детьми. Представим себе комнату, за ситуацией в которой можно наблюдать через одностороннее зеркало. В комнате – лесенки, палочки, стулья, большие кубы и прочее. А под потолком – банан или конфета. Трехлетнего ребенка приводят в комнату и сообщают: «Побудь здесь. Делай что хочешь». Оставшись в одиночестве (как бы), ребенок ведет себя как обычная обезьянка: сначала пытается до вкусности допрыгнуть, сбить палочкой. Затем задумывается, сооружает из наличных материалов неустойчивую конструкцию и достигает заветной цели. Дети 7 лет, оказывающиеся в этой же комнате, ведут себя как очень умные обезьянки: они почти сразу сооружают устойчивую конструкцию и обеспечивают себе сладкое удовольствие. «В чем же отличия?» – спросите вы. Потерпите. В комнату одновременно вводят двух детей: трехлетнего ребенка, который здесь уже был и все знает, и семилетнего новичка. Экспериментатор обращается к старшему: «Сейчас вообще-то твоя очередь, но малыша некуда девать. Пусть он тихо посидит, он обещал молчать, а ты делай что хочешь». Экспериментатор уходит, и происходят странные вещи. Старший ребенок начинает вести себя неадекватно. Он не спешит доставать банан, он что-то бормочет себе под нос, прикидывает… Как долго может в этой ситуации выдержать младший, такой опытный и все знающий, тем более что сотоварищ попался явно несообразительный? Недолго. Конечно же, он начинает давать советы, делиться опытом. И слышит в ответ. Как вы думаете, что же говорит ему семилетний человек такого, что ни за что бы не пришло в голову даже самой умной обезьяне? Он говорит приблизительно следующее: «Так каждый может». Вот и весь ответ. Пока человек остается наедине с самим собой, ему часто вполне хватает биологически целесообразной активности (помыслил – съел банан). Но в присутствии других – в реальном или идеальном виде – человек становится способен на действия биологически сверхактивные, творческие. А. Асмолов назвал этот феномен надситуативной активностью. Термин громоздкий, но по сути очень верный. Когда одно человеческое Я соприкасается с другим Я, ему становятся тесны узкие рамки биологической целесообразности, в нем просыпаются творческие, безграничные силы и желания, имя которым – индивидуальность, неповторимость, уникальность. Эксперименты на детях особенно показательны. Со взрослыми все сложнее. Они могут носить собеседника в самом себе, творить для своего идеального Я. Уникальность человека не в его интеллекте. Кто их знает, этих гигантских головоногих на дне Марианской впадины! О чем они там себе думают? Наша видовая гордость – в способности к построению отношений, ярких, разнообразных, не примитивно-меркантильных, а истинно творческих. Способность к творческому общению заложена в каждом, но на то она и способность, чтобы проявляться в разной степени. И на то она и способность, чтобы быть готовой к развитию. В чем, на ваш взгляд, состоят самые важные отличия между мышлением человека и животных? Можно ли сказать, что некоторые животные обладают разумом? Почему? Как развивать свой ум Как и любую другую, познавательную задачу можно решать с различной эффективностью: хорошо и не очень, глубоко и поверхностно, с огромным непомерным усилием и свободно. Знание психологии – человека вообще и своей собственной – позволяет каждому из нас решать стоящие перед нами познавательные задачи наиболее продуктивно. Вот некоторые общие советы. Они естественным образом вытекают из того текста, с которым вы уже познакомились. Успешно учится тот, кто сам активно ищет новое знание. Не информация настойчиво стремится в его наглухо закрытую голову, а он сам распахивает свои органы чувств навстречу новой информации. Интерес, собственная активность, открытость новому знанию – это залог успеха в познании. Люди мало размышляют; они читают небрежно, судят поспешно и принимают мнения, как принимают монету, потому что она ходячая. Вольтер Монотонность, однообразие, бесконечное повторение того, что уже хорошо известно, утомляют, снижают психический настрой человека, вызывают огромное желание «отключиться» от реальности и уйти в свои мечты. Не поддавайтесь! В любом материале, который предстоит понять и запомнить, в любой учебной ситуации (как бы долго не тянулся нелюбимый урок!) ищите что-то новое для себя. Это поможет вам сохранить связь внутреннего мира с информацией, поступающей извне. Информации во внешнем мире – море, непочатый край! Даже на уроке: помимо информации, которую дает учитель, существует та, которую можно выудить из шепота одноклассников, прочесть в молодежном журнале, мирно покоящемся на коленях под партой, увидеть за окном. Как сосредоточиться на той информации, которая сейчас действительно важна? Помните о луче внимания. Именно внимание – сосредоточенность, включенность в информацию, настрой – главный лоцман нашего сознания. Тренируйте его, не позволяйте ему пассивно следовать за обстоятельствами жизни. Мышление – основа современного учения. Мы познаем не простые факты, мы усваиваем закономерности, причинно-следственные связи и отношения между явлениями. На одной памяти здесь не выехать и без хорошо развитой логики не обойтись! Развить свои логические способности нужно и должно. Развивать логическое мышление – значит учиться применять логические операции для объяснения наблюдаемых фактов. Анализируйте – себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставьте перед собой вопросы: почему? Как? А могло ли быть иначе? В чем причины? Каковы возможные последствия? И отвечайте на них, делайте выводы. Помните: ум нельзя свести к размеру памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум – это и ответственность за свои решения и поступки. Мыслит не мозг, а человек – посредством мозга. Сильным оружием против многих собственных проблем является воображение. Но этим оружием можно и самому пораниться. Избегайте давать воображению полную свободу. Не приучайтесь следовать за своим воображением, а учитесь управлять им. Чтобы избавиться от навязчивого образа, порожденного нашей фантазией или всплывающего в нашей памяти, не нужно пытаться подавить его, а нужно вытеснить его из памяти, заменив другим. Ведь запрещать себе не думать о чем-то неприятном – все равно что тушить костер керосином. При решении сложных познавательных задач следуйте таким правилам. ♦ Четко уясните, каковы условия задачи, ибо решение задачи означает установление неявного отношения между ними. Точно определите границы того, что вам известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении или расширении рамок поиска условий. ♦ Попробуйте переформулировать вопрос задачи. Как он может звучать по-другому? ♦ Уясните, какой именно информации вам не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумайте, как можно найти эту информацию. ♦ В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спешите. ♦ Попробуйте взглянуть на задачу иначе. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответьте себе: не шаблонны ли эти подходы? В чем их стереотипность? Почему они не годятся? ? Используйте свое подсознание. Если вы долго ломали голову над задачей, погрузились в нее, но безуспешно, отвлекитесь от решения задачи, не думайте о ней какое-то время, займитесь чем-нибудь другим. Ваше подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат. В старшем звене школы изучаются основы наук: физики, биологии, литературоведения и т. д. Любая наука – это прежде всего система важнейших понятий и стоящие за ними реальные факты и явления. Попробуйте найти в материале, который вы сейчас изучаете на уроках по различным предметам, примеры всех тех логических операций, о которых говорилось выше. СПОРНЫЙ ВОПРОС Рассудок, разум, мудрость. В нашей культуре ум часто выдается за самую высшую ценность. Если человек умен, то им восхищаются. При этом считают умным того, кто очень много знает, кто легко решает задачи, или – еще проще – того, кто хорошо учится. Для начала скажем, что сам по себе «хороший ум» может быть очень разным. Ранее уже говорилось, что выделяют мышление практическое и теоретическое. Трудно сравнивать между собой теоретическое и практическое мышление по их ценности, значению. Но можно поговорить о ценности ума как такового. Разве не может «умный» человек оказаться подлецом? Что для нас важнее: порядочность человека или его интеллект? Умение глубоко чувствовать или способность к логическим рассуждениям? Во многих восточных учениях интеллект имеет гораздо меньшее значение, чем способность к самосозерцанию и необычным переживаниям. Далеко не все люди на Земле превозносят сухой рациональный ум выше личностных качеств и умения чувствовать. Мышление – это внутреннее воссоздание мира. Виктор Кротов Есть такое хорошее слово – «мудрость». Слово, в котором примиряются разные полюса. Потому что мудрый человек – это тот, кто способен объединить в себе простоту и сложность, глубокие чувства и здравый смысл, разум, рассудок и переживания. Есть ли разница между рассудком и разумом? Есть. Рассудок связан с формальной логикой. Именно рассудок помогает нам доказывать теорему, последовательно излагать мысли, решать задачи. Простыми рассудочными действиями владеют и высшие животные. А вот разум – черта исключительно человеческая. Потому что разум подразумевает способность к открытиям, нестандартным мыслям, противоречиям, парадоксам, то есть разум в состоянии отказаться в какой-то момент от логики, чтобы осуществить прорыв в незнаемое. Для такого прорыва требуется порой нечто большее, чем, например, возможности компьютера, работающего по заданной программе. Ведь не случайно человечество ищет в космосе братьев по разуму, а не братьев по рассудку. Так что же все-таки важнее и ценнее: практический ум или теоретическое мышление? Способность чувствовать и созерцать этот мир или раскладывать его по полочкам с помощью операций мышления? И вообще, воображать – это плохо? Если в значении «задирать нос», то, пожалуй, да. А если в том значении, в каком это слово употребляется в психологии, то однозначно сказать нельзя – тут уже зависит от результата. Ведь воображать – это значит создавать яркие образы, представления, придумывать то, чего никогда не воспринимал в жизни. Ситуация. Кристина знала за собой одну особенность: часто, порой даже на уроках, фантазии уносили ее так далеко от реальности, что она забывала, где находится в настоящий момент. Потому что в это время в своем воображении она то глазами Роберта де ла Грива вглядывалась в очертания острова из вчерашнего дня, то слушала неторопливые рассказы Гендальфа, то вместе с Иваном Бездомным гонялась по Москве за огромным черным котом Бегемотом. Это, конечно, ей мешало, особенно если в ее фантазии неожиданно врывался вопрос учителя и она, словно вынырнув из глубины, несколько секунд не могла ничего сообразить, а в результате – отметки, которые стыдно было показать маме. Но зато когда она писала дома свои маленькие картины, ее фантазия была не просто помощником – она буквально выхватывала кисточку из рук Кристины и – творила! Недаром Кристина уже дважды становилась дипломантом конкурсов юных художников. Воображение является психическим процессом, который позволяет нам перекинуть мостик между тем, что есть сейчас, и тем, что могло бы быть – где-нибудь или когда-нибудь. Оно позволяет нам действовать в среде с недостаточной информацией – воображение заполняет пустоты и создает образ конечного результата. На схеме (рис. 3) показаны виды воображения. Интереснее всего для нас творческое воображение, поскольку именно оно является необходимым элементом при решении многообразных познавательных задач.
Рис. 3. Виды воображения Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение, – все в этом. Виктор Гюго Какие приемы использует творческое воображение при создании новых образов? Во-первых, прием «склеивания» – соединение частей разных предметов в неожиданном сочетании. Скажем, когда-то давным-давно какой-то русский крестьянин рассказывал внуку сказку и использовал в ней новый образ. Мысленно изъял у курицы ноги, мысленно оторвал избу от фундамента, а потом взял да и «склеил» их между собой. Что получилось? Избушка на курьих ножках! Вспомните и назовите различные сказочные и мифологические образы, созданные с использованием этого же приема. Другой, не менее популярный прием – гиперболизация. Это значит, что фантазия дорисовывает что-то сверх нормы. Например, великан – так обязательно величиной с гору. Индийский бог Шива – мало одной пары рук, пусть будет побольше. Ну а уж если Змей, то, конечно, о семи головах. Гиперболизация может быть и с отрицательным знаком – тогда рождается образ Мальчика-с—пальчика. С приемом типизации вы тоже хорошо знакомы. «Евгений Онегин как типичный представитель…» – помните? Писатель, выделяя у разных людей черты, типичные для представителей поколения, создает образ, в котором эти черты собраны воедино и усилены. Вот вам и «герой нашего времени». Прием схематизации ярче всего проявляется при создании различных орнаментов. Можно сказать, что это типизация высшего уровня, доведенная до степени абстракции. Так, в орнаментах мы видим не какие-то конкретные цветы, а цветы вообще. Но всегда образы воображения являются лишь комбинацией или результатом преобразования того, что человек когда-то воспринимал. ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Нарисуйте несуществующее животное. Нарисовали? А теперь скажите, на что или на кого оно похоже? Думается, что без особого труда можно найти сходство вашего животного (или его частей) с чем-то достаточно хорошо знакомым. Нельзя же выскочить из самого себя – ведь в нашем внутреннем мире есть только то, что мы давно или недавно воспринимали. Приходится конструировать из того, что есть… Когда, в каких случаях воображение может оказаться не только другом, но и врагом? Что, по-вашему, нужно при этом делать? Подведем итоги. Познание мира – неотъемлемая составная часть жизни человека. Жизнь и познание жизни неотделимы друг от друга. Ну, или почти неотделимы. Потому что если человек очень «постарается» и отгородит себя от мира забором тоски, скуки и безразличия, замутит свое сознание алкоголем или какими-то иными химическими веществами, то он может и отключиться от мира, причем как от внешнего, так и от самого себя, от своего Я. Но это экстремальные, неестественные ситуации жизни. А вот что значительно естественнее – так это наличие в жизни человека периодов, когда познание внешнего мира становится главной задачей. Период обучения в школе именно таков. Главная задача обучения – познавательная: узнать и понять, как устроен мир, научиться применять это знание в своей собственной жизни. Вот где раздолье «специальной службе» познавательных процессов! САМОИССЛЕДОВАНИЕ Предлагаем вам проверить, как вы лучше запоминаете буквы и цифры: когда они написаны, когда их вам произносят или когда вы их можете пощупать. Работа происходит в парах. Каждому члену пары надо выполнить три серии заданий. Но прежде игроки должны приготовить (придумать и записать) ряд, состоящий из 10 символов – букв и цифр. 1 серия. Первый член пары в течение 15 секунд предъявляет другому последовательность символов, состоящую из любых букв и цифр (команды начинать и прекращать показ дает учитель). Второму игроку нужно запомнить и воспроизвести эти символы. Ряд может быть, например, такой:
Затем аналогичное задание выполняет первый игрок. Оба фиксируют количество правильно запомненных символов. 2 серия. После подготовки второго ряда из 10 символов каждым членом пары первый игрок называет второму десять букв и цифр. Второй воспроизводит. Затем это проделывает первый игрок. Результаты также фиксируются. 3 серия. Для проведения этой серии нужно заранее приготовить пластмассовые буквы и цифры из магнитной азбуки (или можно вырезать их из картона). Первый игрок, закрыв глаза, должен поочередно брать их в руки, ощупывать и запоминать. После предъявления всех 10 символов нужно воспроизвести те, что запомнились. Затем это делает второй игрок. В какой серии удалось запомнить больше символов? 1. Если больше всего символов вы запомнили в первой серии опыта, то можно предположить, что лучше всего вы воспринимаете и запоминаете зрительную информацию. Именно такая информация является для вас, как и для многих людей, наиболее приемлемой и предпочтительной. Однако в школе (а потом и при учебе в институте, на лекциях) очень много сведений мы вынуждены воспринимать на слух. Значит, стоит заняться развитием слухового канала получения информации. Скажем, заучивая наизусть стихотворение, постарайтесь услышать, как оно звучит, услышать его ритм, а не только представляйте страницу, на которой оно написано. А для тренировки кинестетического канала (то есть через чувства и осязательные ощущения) старайтесь запоминать и «чувства тела», когда воспринимаете новый материал. 2. Если оказалось, что именно услышанные вами звуки и цифры запомнились лучше, значит, у вас, скорее всего, более развитым является слуховой канал получения информации. Вам легче воспринимать и усваивать материал на слух. Это неплохо, но этого недостаточно. Развивать зрительный канал тоже необходимо: повнимательнее вглядывайтесь в то, что вас окружает, старайтесь почаще вызывать зрительные представления, когда вспоминаете, кто и что вам говорил. Для облегчения этого процесса попробуйте всякую услышанную информацию переводить в яркие зрительные образы. Изучая, например, какую-то схему, закройте глаза и попробуйте восстановить ее перед внутренним взором. Потом откройте глаза и сравните то, что видите, с тем, что представляли. Не забывайте также прислушиваться к ощущениям своего тела и своим переживаниям при усвоении материала.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |