Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Атлетоидный тип 1 страница




Пикнический тип

Астенический тип

Тип телосложения


Рис. 5. Взаимосвязь телесной конституции, психических заболеваний и темперамента

 

Заметим, что Кречмер не проводил четкого различия между темпераментом и характером, но все же есть больше оснований полагать, что он говорил о темпераменте. На основе наблюдений и собственного врачебного опыта Кречмер разработал новую типологию темперамента (характера).

♦ Внешность: худой, тонкий, выразительный профиль, густая шевелюра, тонкие нервные пальцы, плоский живот.

♦ Темперамент: шизоидный.

♦ Черты характера: замкнутость, ранимость, скрытность, формальность, холодность, сентиментальность, романтичность, мечтательность, гордость.

♦ Внешность: полнота, невыразительный профиль, короткие пальцы, расплывшиеся черты лица, склонность к облысению, бородатость.

♦ Темперамент: гипоманиакальный.

♦ Черты характера: откровенность, терпимость, выносливость, материалистичность, практичность, обжорство, лень.

♦ Внешность: высокий рост, грубые черты лица, мощное развитие мускулатуры и скелета.

♦ Темперамент: эпилептоидный.

♦ Черты характера: взрывчатость, гневливость, энергичность, вязкость, педантичность, гиперсоциальность (сверхобщительность).

Сходную типологию конституциональных особенностей, темперамента и черт характера предложил другой психолог – У. Шелдон.

Заметим, что интерес к связи внешности с психологическими особенностями присутствовал у человека всегда. Известны изыскания в этой области еще со времен Аристотеля. В Древнем Китае целители также судили о болезнях и особенностях человека по внешности. В настоящее время эти взгляды представляют для исследователей в основном исторический интерес. Ведь сами по себе особенности тела, внешности не могут быть однозначно, напрямую связаны с развитием психических качеств человека. Эта связь значительно более сложна. Особенности телосложения – всего лишь органические предпосылки, опосредованно влияющие на становление качеств характера.

Вместе с тем медики и в наше время учитывают особенности телосложения и ряд других внешних параметров (состояние и цвет кожи, особенности волосяного покрова и некоторые другие) для постановки диагноза и определения стратегии и тактики лечения.

Какие внешние особенности, по вашим собственным наблюдениям, являются наиболее показательными для формулирования предположений о психологических свойствах человека?

У кого лицо мясистое – добродушны; это соотносится с волом. У кого лицо сухое – осторожны, у кого мясистое – робки; это соотносится с ослами и оленями. У кого маленькое лицо – малодушны; это соотносится с кошкой и обезьяной. У кого лицо широкое – ленивы; это соотносится с ослами и волами.

Аристотель

Формирование характера

А что же влияет на черты характера прежде всего? От чего зависит то, что я собой представляю?

В отличие от свойств темперамента, которые обусловлены биологически, черты характера формируются прижизненно. Разумеется, их становление связано с имеющимися качествами темперамента. Скажем, холерику и сангвинику легче сформировать у себя лидерские качества, чем меланхолику с его высокой чувствительностью, быстрой утомляемостью и слабой активностью.

Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека.

Жан Поль Рихтер

Разница в характерах людей определяется и непохожестью внешних социальных условий их жизни. Ведь даже у родных братьев эти условия не совпадают. К старшему брату отношение родителей всегда несколько иное, чем к младшему. Да и внешние обстоятельства их жизни не могут стопроцентно совпадать. А кроме того, не надо забывать, что характер является во многом результатом самовоспитания, самовоздействия. Кто из подростков не пытался развить у себя волю?

Люди за счет индивидуальных особенностей по-разному реагируют на одни и те же воздействия. Там, где один лишь закалит и укрепит свой характер, другой сломается и потеряет веру в себя. Если среди ваших знакомых есть близнецы – понаблюдайте за ними. Они неразличимы внешне, у них очень близки темпераменты. Но могут сильно отличаться характеры!

Характер часто определяют как комплекс таких особенностей человека, которые проявляются в его деятельности и общении и обусловливают типичные для него способы поведения. Если мы знаем характер человека, то можем спрогнозировать, как он поведет себя в той или иной ситуации.

Представим нашу психику как особое Королевство. Население нашего Королевства Внутреннего Мира настолько разнообразно и разношерстно, что трудно себе представить. Премьер-министром в этом Королевстве является Характер. Если бы он решил произвести перепись населения – хоть бы только учесть все черты характера, – то столкнулся бы с серьезной проблемой. Ведь только в словаре русского языка Ожегова имеется около тысячи трехсот слов, обозначающих качества характера. Все они присутствуют в каждом человеке в той или иной степени. Мирно трудятся Трудолюбие, Работоспособность, Старательность, зато разбойничают Авантюризм, Наглость, Грубость, Вспыльчивость. К счастью, не все из этих качеств являются Характерными Чертами.

Скажем, если человек немного струсил в какой-то ситуации, это еще не значит, что трусость – черта его характера. Но если, допустим, он постоянно и со всеми обращается вежливо, деликатно, тактично, то можно утверждать, что тактичность – черта его характера.

Среди всего обилия жителей Королевства Внутреннего Мира некоторые становятся губернаторами провинций. Они выступают как руководители, задающие общую направленность развитию всего комплекса проявлений черт характера.

В Королевстве четыре главные провинции:

♦ Отношение к делу;

♦ Отношение к людям;

♦ Отношение к себе;

♦ Отношение к вещам.

Губернаторами в этих провинциях могут быть разные черты характера. Например, властвовать в Отношении к людям могут Принципиальность или Беспринципность, Правдивость или Лживость, а в Отношении к себе – Себялюбие и Эгоцентризм или Самоотверженность и Чувство Собственного Достоинства. Иногда в Отношении к делу у человека к власти приходят Инициативность, Добросовестность, а иногда – Лень, Безответственность. В Отношении к вещам могут руководить Аккуратность и Опрятность, а может – Небрежность. У разных людей властвуют разные губернаторы – иногда очень долго, а иногда они меняются каждый день.

А какие черты характера вы можете считать наиболее выраженными у себя? Каких качеств, как вам кажется, вам недостает? Кто из вашего окружения обладает такими качествами?

Некоторые характерологические учения

В истории развития науки известны многочисленные попытки создать типологии характеров. Многие из этих попыток так и остались лишь любопытным казусом, поскольку не получили научного подтверждения. Так, в XVIII веке пастор И. К. Лафатер предложил в рамках физиогномики свою оригинальную систему. Физиогномика (от греч. physis – «природа», gnomon – «знающий») – это учение, ставящее характер человека в зависимость от его внешнего облика: от особенностей его физиономии, конфигурации черепа. Лафатер полагал, что о типе характера человека могут многое рассказать его мимика, размер и форма носа, разрез рта. Физиогномическая система Лафатера получила широкую известность, однако самым сильным аргументом, опровергающим ее научность, выступила… смерть ее создателя. Лафатер не сумел увидеть в своем случайном госте преступные склонности – и был убит.

Другой весьма популярной теорией была френология, которая в XIX веке рассматривалась как метод психодиагностики. Ее создатель Ф. Галль считал, что кора головного мозга состоит из специальных отделов, каждый из которых определяет особое свойство характера. Если отдел сильно развит, то увеличена и соответствующая часть мозга, а значит, на черепе здесь должна быть выпуклость. Изучая выпуклости и впадины на черепе, по мнению Галля, можно определить все важнейшие свойства характера.

…Он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей.

М. Ю. Лермонтов

Увы, данные науки полностью опровергли все эти положения. Во-первых, нельзя говорить о четкой локализации душевных качеств в конкретных отделах коры, а во-вторых, череп вовсе не повторяет рельефа головного мозга. Кроме того, авторитет френологии был подорван в результате очевидных конфузов. Например, было построено убедительное доказательство гениальности Рафаэля на основе анализа его черепа… а потом выяснилось, что по ошибке взяли череп совершенно другого человека!

Среди других характерологических учений до сих пор наиболее известны астрология, которая в связи с датой рождения и расположением звезд предлагает гороскопы в качестве способов предсказания судьбы и характера человека, нумерология, трактующая зависимость характера от цифр в дате рождения, хиромантия, дающая прогноз характера человека и его будущего по кожному рельефу ладоней.

Большинство ученых в настоящее время скептически относятся к этим учениям. Конечно, не следует категорично отвергать существование определенных связей между внешностью человека и чертами его характера, однако связи эти относительны и вариативны.

Способности

Кому из нас не знакомо слово «способности»? Часто учителя рассматривают школьников именно по критерию наличия или отсутствия способностей (что, конечно же, не вполне справедливо – ведь есть и много других качеств!). При этом многие убеждены, что способности определяются количеством усвоенных знаний.

Но это не совсем так. Способности можно обнаружить не в количестве уже имеющихся знаний и умений, а в динамике их приобретения. Способности – это такие особенности человека, которые позволяют ему быстрее и легче овладевать знаниями и умениями, важными для какой-то определенной деятельности.

Вот, скажем, у мальчика еще в пятилетнем возрасте проявилась способность к рисованию. Когда он учился рисовать, то очень легко освоил умение пользоваться карандашом и кисточкой, быстро приобрел навык перенесения реальных объектов на бумагу и в этом обогнал многих своих сверстников. Не оставил он занятий рисованием (в отличие от других) и после окончания начальной школы. До профессионала-художника ему еще далеко, но чем больше он будет рисовать, тем активнее будет развиваться его способность к рисованию.

Иногда говорят, что все люди с детства в одинаковой степени обладают способностями – самыми разнообразными, но по разным причинам не все могут их развивать. Поэтому главное, чтобы взрослые не подавили эти способности. Однако в настоящее время ученые считают такой взгляд заблуждением. К сожалению (а может быть, и к счастью), не все дети поголовно способны абсолютно ко всему. Более того, от природы ни у кого нет вообще никаких способностей!

От природы в людях заложены только задатки – предпосылки развития способностей, связанные с особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Например, у обладателя длинных пальцев выше потенциальная возможность научиться играть на гитаре и фортепиано, особенно если анатомическое строение слухового и горлового аппаратов обеспечивает наличие музыкального слуха. Врожденным задатком может быть повышенная чувствительность вкусового анализатора. Такому человеку легче развивать способности дегустатора. Образно говоря, задатки – это зерна, брошенные природой в почву нашего сада способностей. Чтобы зерно проросло и стало способностью, надо создать благоприятные условия: питательную почву, подходящую температуру, своевременный полив и – главное – обучение соответствующей деятельности. Но нельзя утверждать, что те или иные задатки полностью предопределяют какие-то способности. На основе одних и тех же задатков могут развиться разные способности. Это зависит от того, в какой деятельности используются задатки. Как правило, один отдельный задаток, даже явно выраженный, не определяет полностью способность. Она является объединением целого ряда личностных особенностей и качеств, которые диктуются профессиональной деятельностью.

Например, чтобы быть хорошим репортером, необходимы не только литературные способности, но и хорошая память, общительность, энергичность и многое другое. Такие специальные способности образуются на базе общих способностей, то есть тех, которые отвечают требованиям многих видов деятельности. На основе этих общих способностей великий физиолог Павлов производил деление людей на три типа: художественный – первосигнальный, мыслительный – второсигнальный и промежуточный.

Если у человека способности явно превосходят средний уровень, то можно говорить об одаренности. Слово «одаренность» в наше время употребляется очень часто, но его применение порой не вполне оправданно. Скажем, для многих людей описание одаренного школьника выглядит примерно так: круглый отличник, схватывает все на лету; книги любого объема глотает за один день; настоящая ходячая энциклопедия, как компьютер, может мгновенно выдавать информацию по любому вопросу… Конечно, школьник, обладающий перечисленными качествами, – человек одаренный. Но есть и иначе, по-другому одаренные люди. Существуют разные виды одаренности: умственная, практическая, социальная, моторная. Может быть одаренный физик и одаренный футболист, одаренный организатор и одаренный художник, одаренный политик и одаренный повар. Но дело даже не в этом. Существует два принципиально разных типа одаренности: усваивающая и творческая.

Ученый-энциклопедист, блистательно владеющий десятком языков, свободно ориентирующийся в материале нескольких наук, может и не быть творческим человеком. Ему этого и не надо. Привнесение своего, личного, открытие нового только мешают его основной задаче – усвоению знаний. Он, усваивающе одаренный, как правило, ориентируется на результаты своей работы.

Не таков представитель второго типа одаренности – творческой. Он может отнюдь не блистать разносторонними познаниями, хотя, разумеется, достаточно высокий, выше среднего, умственный уровень ему необходим. Он может не вписаться в рамки стандартного портрета одаренности. Он может быть неконтактным, конфликтным, все делающим по-своему. Его главная черта – наличие необычных, порой кажущихся глупыми, идей. Он все преломляет через собственную личность, собственное миросозерцание. Он черпает удовольствие в процессе решения творческих задач и ориентируется не на результат, а на сам процесс решения.

Человечество подобно гусенице, ползающей по ветке, а я открыл, что ветка кривая.

Альберт Эйнштейн

Когда и откуда появляется одаренность?

Распространено мнение, что одаренность проявляется достаточно рано и обычно в детстве. Но это не так. У многих очень одаренных людей их способности проявились спустя годы. Лобачевский в школьные годы порой получал двойки по математике. Легенда говорит, что маленького Менделеева товарищи дразнили «великим химиком» из-за его неуспехов по этому предмету. Гениального русского певца Федора Шаляпина в свое время не приняли в церковный хор. В посредственном ученике Альберте Эйнштейне вряд ли кто мог разглядеть будущего гениального физика (правда, ситуация изменилась с того момента, когда из прусской гимназии казарменного типа он перешел по приезде в Швейцарию в школу, где уважительно и терпимо относились к учащимся).

Но, безусловно, чем раньше раскроются в человеке его потенциальные способности, чем быстрее он поймет свое предназначение, тем больше он сумеет сделать, тем более полной будет его самореализация.

На вопрос «откуда в человеке берется гениальность?» существует три наиболее популярных варианта ответа: божественный дар, наследственность, средовые воздействия. Идея о божественном происхождении гениев была отвергнута в эпоху Просвещения, и с тех пор не прекращается полемика между теми, кто рассматривает ведущую роль наследственности в развитии гениальности, и теми, кто видит важнейший фактор в воспитании.

К настоящему времени исследования показали, что наследственность определяет от 65 до 70 % уровня общих интеллектуальных способностей и всего лишь на 40–50 % обусловливает специальные способности – музыкальные, физические, математические. И это – опровержение еще одного заблуждения о том, что, например, музыкальные способности – от Бога, а интеллект поддается развитию. Кстати, ориентация именно на это заблуждение, по-видимому, привела составителей современной школьной программы к отведению огромного времени на решение однотипных формальных задач в ущерб заданиям, направленным на развитие специальных творческих способностей.

В целом, конечно же, любая одаренность является результатом сложнейшего сочетания разнообразных аспектов наследственности и социальных влияний. Поэтому иногда говорят, что человек – существо биосоциальное. Но дело-то в том, что биологическое и социальное в человеке не противопоставлены друг другу. Скорее биологическое представлено в человеке через социальное. Например, у не очень красивой девушки – биологически обусловленное проявление – могут формироваться такие черты, как недовольство собой, замкнутость, робость, порождаемые именно ее социальными контактами, определяющие последующее развитие самих контактов: вообразив себя дурнушкой, девушка строит отношения со своим окружением так, как если бы она на самом деле была дурнушкой.

Наследственность оказывает очень сильное влияние на развитие способностей и одаренности – от этого никуда не денешься. Каждый из нас легко может привести примеры из жизни: папа – математик, и его сын выигрывает математические олимпиады, мама – актриса, глядишь, и дочка уже в кино снимается. А уж если обратиться к истории, то там примеров роли генетического фактора – видимо-невидимо. В поколениях швейцарских математиков Бернулли в течение двух веков отмечено четырнадцать крупных ученых. А сколько талантов насчитали в семьях Тициана, Ван Дейка, Дарвина, Моцарта, Штрауса, Кюри! В родословной Иоганна Себастьяна Баха было столько талантливых музыкантов, что эта фамилия стала нарицательной: в то время городских музыкантов вообще называли «бахами».

В то же время не меньше случаев, когда семью своим талантом смог прославить лишь один из ее представителей. Но значит ли это, что его сделала гениальными не наследственность, а среда? Ответ на этот вопрос не столь очевиден. Что, например, сделало гениальным Михаила Ломоносова? Среда? Наследственность?

До восемнадцати лет он жил в архангельской деревушке. Какая там среда для развития ученого? Отец у него – обычный рыбак, правда, известный и авторитетный среди рыбаков. Но отнюдь не гениальный ученый! Так что генами Ломоносову тоже не похвастаться. Если бы Михаил остался жить в этой своей деревне, то в лучшем случае он стал бы самым известным во всей округе рыбаком, но никак не всемирно известным ученым. А ведь что-то толкнуло его пойти за обозом в Москву, чтобы учиться? Собственная активность! И немало таких людей, которые сделали себя сами. Кроме того, у Ломоносова была очень сильная направленность на учение, на науку. Устойчивые, независимые даже от неблагоприятных обстоятельств познавательные мотивы образовали эту направленность. Такую направленность можно обнаружить у любого человека. Она может быть слабой или сильной, четко осознаваемой или вовсе неосознаваемой, но именно эта направленность вместе с позитивным отношением к себе и окружающему миру и с желанием творческого преобразования себя и мира образует человеческую субъектность.

Что нужно делать, чтобы развивать свои способности? Как показывает изучение биографий выдающихся людей, при всем разнообразии их свойств и качеств одно из наиболее часто встречающихся – способность к сосредоточению на своей деятельности. Если бы они много и постоянно не трудились, ни о каком развитии их одаренности и речи бы не шло. Да, иногда им приходилось себя заставлять (Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши), но результаты были очевидны.

Гете сказал: «Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет». В большинстве случаев одаренные люди проявляли себя в определенной области науки, искусства, политики. Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов. Ведь мы особенно ценим таких гениев, которые сделали существенные вклады в самых разных областях. Аристотеля, например, называют в качестве создателя многих наук. Разноплановость интересов Леонардо да Винчи, Михаила Васильевича Ломоносова, Готфрида Вильгельма Лейбница общеизвестна.

Каждое дитя до некоторой степени гений, и каждый гений до некоторой степени дитя.

Артур Шопенгауэр

В Библии сказано: «Не зарывай свой талант в землю». Это значит, что если человек из лени, самодовольства или малодушия отказывается от совершенствования своего дара, то он может стать очень несчастным. А такой дар есть в каждом из нас. Необходимо только увидеть его в себе, а увидев – развить и реализовать в жизни.

Какие способности вы знаете у себя? В каких именно областях вы превосходите других? Они есть! Обязательно найдите их.

Объективные качества нашего Я

Для того чтобы поговорить с самим собой, не обязательно нужны слова. Для того чтобы осознать особенности своего образа Я для себя же самого, к ним тоже можно не прибегать. А вот если мы хотим поговорить о себе с другими людьми и рассказать им о том, какими их видим, без слов не обойтись. В каждом языке существует множество слов для обозначения тех или иных характеристик человеческого Я: «добрый», «дружелюбный», «робкий», «настороженный», «общительный», «скрытный», «энергичный» и т. д. Мы пользуемся этими словами для того, чтобы рассказать о себе и других людях.

Характер гораздо более сближает людей, чем ум.

Жозеф Ренан

Научная психология пошла дальше. Она создала особый инструмент – психологический тест. С его помощью можно выявлять, присущи ли конкретным людям и в какой степени те или иные психологические свойства. Для этого создатели тестов сначала определили для себя, какие характеристики человеческого Я они считают наиболее важными, а затем придумали вопросы или иные процедуры для их выявления. Конечно, при этом они не могли учесть всего разнообразия образов Я, которое существует у разных людей. Они исходили из некоторой разделяемой ими психологической теории, точнее – из самих себя.

Человек, прошедший процедуру тестирования, получает возможность узнать, какие свойства (из тех, что автору теста показались важными) у него имеются и в какой степени они развиты. Более того, он иногда имеет возможность сравнить свои результаты с различными среднестатистическими показателями и узнать, входит ли он по своим психологическим параметрам в большинство или нет. Это интересно. Многие люди не задумываются над тем, какие вообще психологические свойства бывают у людей, а тестирование помогает им узнать об этом, позволяет немного подумать о себе самом. Но будьте осторожны! Наше Я значительно глубже и богаче того образа, который может создать для вас психологический тест. Возможно, что для вашего Я наибольшее значение имеют те характеристики, которые в тест не вошли. Это не повод снижать их ценность для себя.

И все же какие устойчивые психологические свойства человека принято выделять в психологии? Известный психолог и психотерапевт, специалист в области семейной психологии Н. Пезешкиан считает, что человеку присущи две основные черты или, лучше сказать, способности: способность к любви и способность к познанию. Обе они принадлежат к сущности человека, являются его неотъемлемыми свойствами. В зависимости от того, какими врожденными особенностями обладает человек (свойства нервной системы, темперамент, конституция тела и др.), в какой культуре он живет и какие люди его окружают, две эти способности развиваются и превращаются в устойчивые черты его характера.

Способность к познанию. Каждый человек стремится понять и осмыслить мир, в котором он живет. Он задает себе вопросы и ищет на них ответы. Происходит это не в безвоздушном пространстве, а в конкретную историческую эпоху, в конкретной стране, школе, семье. В результате у каждого человека формируются устойчивые черты характера, можно сказать, его индивидуальный стиль познания мира. Вот полный перечень таких черт, которые могут развиться у человека благодаря способности к познанию мира:

♦ пунктуальность;

♦ чистоплотность;

♦ аккуратность;

♦ послушание;

♦ вежливость;

♦ честность;

♦ искренность;

♦ справедливость;

♦ трудолюбие;

♦ бережливость;

♦ обязательность;

♦ точность;

♦ совестливость.

Каждый из нас обладает этими чертами в разной степени, это и понятно: мы растем в разных семьях, читаем разные книги и по-разному видим свое предназначение на Земле.

Способность к любви. Мы – эмоциональные существа, мы не только познаем мир, мы выстраиваем личные отношения с этим миром. Если фундаментом этих отношений являются любовь и добро, то формируются следующие черты характера:

♦ умение любить;

♦ желание быть примером;

♦ умение проявлять терпение;

♦ стремление уделять время чему-либо;

♦ умение устанавливать контакты;

♦ умение проявлять и принимать нежность и сексуальность;

♦ умение доверять;

♦ умение надеяться;

♦ умение верить и сомневаться;

♦ стремление быть уверенным;

♦ умение устанавливать единство.

Это очень важные и высоко ценимые человечеством черты характера. Так или иначе, описывая других людей или давая характеристику самим себе, мы опираемся на эти качества.

Можно уподобить две важнейшие способности человека двум кустам роз. Корни первого куста – способность к любви, второго – способность к познанию. Ветви кустов – те черты характера, которые на них произрастают. Ветви могут быть красивыми, ветвистыми, могут быть мелкими, почти невыраженными. Развитие каждой конкретной ветви зависит от воспитания, от культуры той страны и того народа, к которым мы принадлежим, от того, как складывается наша жизнь.

Конечно, каждому хочется, чтобы розы его жизни росли пышными, красивыми и буйно цвели. Как добиться этого? Вот важнейший совет, который дает Н. Пезешкиан: важна гармония, важно заботиться обо всех ветвях, но ни в коем случае не делать одну из черт своего характера самой главной. Не позволяйте отдельным ветвям заслонять все остальные. «Если человек придает повышенное значение той способности, которую он имеет в данный момент, то бывает так ослеплен ее значимостью, что не замечает других ценностей и способностей».

Если бы мы знали других так же, как самих себя, самые предосудительные их поступки показались бы нам достойными снисхождения.

Андре Моруа

Человек, считающий одну свою особенность более важной, чем все остальные, очень часто и всех окружающих людей оценивает с точки зрения того, насколько они обладают его «любимицей». Для сверхпунктуального человека все, кто позволяет себе опаздывать, – люди, недостойные уважения в принципе; для сверхобщительного теряют ценность и интерес те, кто больше любит одиночество, и т. д.

Переоценивая значение отдельных свойств, делая на них серьезную ставку, мы теряем объективность взгляда на других людей и теряем самих себя. Но это верно и по отношению к недооценке тех или иных свойств. Если некоторые ветви наших кустов зачахли или не смогли развиться совсем, мы что-то важное потеряли, не так ли?

Согласны ли вы с позицией Н. Пезешкиана? Можете ли вы предложить еще какие-либо важнейшие черты (способности человека)? Обоснуйте свое мнение.

ЛИРИКА

Первый из стражников быстро отбросил алебарду, почти подбежал к Дингу, обошел его со всех сторон и затараторил:

– Слушай, а почему ты такой помятый? Ты на Крылатой Интуиции прилетел? Интересно, откуда берутся веснушки? У тебя нос всегда курносый был? У меня есть идея организовать кружок танцев. И еще, чтобы компьютеры были. Я уже скоро получу звание капрала. Ты читал что-нибудь про НЛО? А экстрасенсы тебя лечили? Заходи в гости, спроси Холерика.

Стражник умчался, не дав сказать Дингу ни слова. Тут же второй стражник схватил руку Динга и радостно ее затряс, улыбаясь до самых ушей.

– Меня зовут Сангвиник. Я чертовски рад твоему визиту. Уверен, что мы с тобой подружимся. Я как раз собрался в горный поход, а эти типы не желают. Гитару с собой возьмем, идет?

– Я подумаю, – растерянно ответил Динг, не ожидавший такого напора.

К нему робко подошел третий стражник. Его лицо под железным шлемом было залито пунцовой краской. Руки, как петли, болтались у него вдоль тела. Он остановился в метре от Динга и, едва преодолевая смущение, пробормотал чуть слышно:

– Я тоже… Меланхоликом… зовут… И он сразу же попятился назад.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.