КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуация 3 страница
Для развития полноценного человека эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными самооценками разного уровня. Проще говоря, для совершения осознанных жизненных выборов (и, в частности, выбора профессии) мы должны при хорошем, позитивном отношении к себе уметь четко и по-разному оценивать себя в разных областях. Известный петербургский психолог Р. М. Грановская, изучая роль адекватной самооценки в жизни подростков, указывала, что положительно оценивающий себя человек обычно благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкая самооценка (самоуважение) чаще сочетается с отрицательным отношением к другим людям. Положительная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Для развития подростка позитивную роль играет не слишком завышенная самооценка. Она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. В этом случае человек сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения (хотя он готов к этим мнениям прислушаться и учесть их). Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. СПОРНЫЙ ВОПРОС «Возлюби ближнего, как себя самого», – сказано в Евангелии. И. Либман, разъясняя сущность библейской заповеди любви, советовал прочитывать ее следующим образом: «Если будешь правильно любить себя и доверять самому себе, то будешь любить своего ближнего и доверять ему». А одному из психиатров Нью-Йоркской психиатрической клиники принадлежит утверждение: «Если бы люди вместо ненависти к самим себе и уверенности в том, что они ни на что не годны, имели бы здоровую любовь к себе, если бы только они вместо презрения к слабости смогли полюбить в себе детей, наша нагрузка уменьшилась бы наполовину». Как же так? Разве любить себя сильнее и прежде других людей – не эгоизм, не презренное себялюбие, столь осуждаемое в нашем обществе? О чем они говорят, эти люди, что имеют в виду под «здоровой» и «правильной» любовью к себе? САМОИССЛЕДОВАНИЕ С помощью предлагаемого ниже опросника Дж. Холланда можно определить ваш преобладающий тип личности и понять, какие направления деятельности для вас более эффективны. Из двух предложенных вариантов деятельности выберите тот, который вам больше нравится.
Ключ к методике Дж. Холланда. Подсчитайте сумму баллов по каждому из шести типов личности, засчитывая один балл за каждое совпадение с ключом. Сумма по каждому из типов не может быть больше 14. Самым подходящим для вас типом будет тот, по которому набрано наибольшее число баллов. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, то для вас характерны черты нескольких типов (табл. 3). Таблица 3. Ключ к методике Дж. Холланда
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с четкими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Люди такого типа могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике. Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способные к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология. Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей. Люди конвенционального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, четко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими, нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьезные трудности. Наибольшей эффективности им удается достичь в профессиях, требующих четкости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель). Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулезная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер). Для людей интеллектуального типа характерна высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математику, физику, астрономию и др. ЛАБОРАТОРИЯ Успешный человек неприятен? Американский психолог Мартина Хорнер еще в конце шестидесятых годов XX века первой исследовала особенности неприязни к успеху у женщин. Она провела следующий остроумный эксперимент. Студентам колледжа предъявлялась фраза и предлагалось написать сочинение как продолжение этой фразы. Студентам-мужчинам предложили такое начало: «После экзаменов за первый семестр Джон, студент медицинского колледжа, оказался на первом месте по успеваемости в своей группе». Девушкам-студенткам предлагалась та же фраза, только имя «Джон» поменяли на «Энн». Подавляющее большинство студентов-мужчин отнеслись к «Джону» положительно. Что-либо негативное об этом «Джоне» в своих сочинениях написали только 10 % мужчин. У студенток сложилась иная ситуация: около 70 % женщин отнеслись к «Энн» с явной неприязнью. Они описывали ее как непопулярную, всеми отвергаемую личность или признанную обманщицу. Примечательно, что аналогичный эксперимент, проведенный спустя пятнадцать лет, показал, что и мужчины стали в большей степени бояться соперничества, поскольку полагают, что профессиональный успех будет достигнут ценой личной дружбы или здоровья. ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ Манипуляции псевдомиссий Такой особенностью человеческой мотивации, как объяснение сложившейся ситуации своими личностными особенностями, активно пользуются руководители разнообразных деструктивных сект. Так, например, известный корейский бизнесмен Мун, объявивший себя мессией, организовал свою церковь на простом принципе: десятки тысяч его адептов отдают все свои сбережения и беззаветно исполняют все наставления «живого бога». Сначала люди приходят к Муну в поисках просветления и духовного роста, веря, что дело, которым занимаются мунисты, благородно. Посвященные-мунисты работают на его церковь в трудных условиях, без отдыха. Однако чем изнурительнее работа, тем более они убеждены, что если они отдаются этому служению, то только потому, что это дело святое и благородное. Если это не так, зачем бы они это делали? Они-то сами люди очень порядочные. Возникает замкнутый круг мотивации. Он не позволяет людям понять, что за подобными манипуляциями стоят совершенно очевидные меркантильные интересы лидера секты. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Как узнать и оценить себя? Человек может достаточно хорошо знать, но не понимать себя. То есть он может ответить на констатирующие вопросы «Какой я?», «Кто я?», но затрудниться при ответах на причинные «Зачем я так поступил?», «Почему мне хочется именно этого?». А вот если он на эти вопросы способен сам себе дать достаточно исчерпывающие и ясные ответы, то можно говорить о развитом самопонимании. Таким образом, самопонимание можно определить как процесс и результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения. В конце концов, нам удается нарисовать в своем внутреннем мире некий автопортрет, который называется образом Я. Этот автопортрет образуется в результате прохождения следующих этапов. ♦ Сначала человек обнаруживает свои личностные качества в конкретных поступках. Скажем, подросток и раз и два обнаруживает, что ему удается примирить ярых спорщиков, уладить назревающий конфликт и помочь найти способ преодоления противоречий. ♦ Затем происходит получение знаний о своих качествах путем обобщения ситуаций их проявления. Скажем, на перемене подростку удалось шуткой предотвратить готовую вспыхнуть драку между ершистыми восьмиклассниками. Затем во дворе помирить малышей, вырывающих друг у друга самокат. Дома – успокоить сестренку, потерявшую где-то любимую аудиокассету. На основе анализа подобных ситуаций он приходит к выводу, что обладает такими качествами, как доброжелательность, общительность, гибкость. ♦ И наконец, осуществляется понимание и осмысление этих личностных качеств в себе. Разобравшись со своими качествами, подросток может сделать вывод о том, что они помогут ему, например, если он изберет профессию психолога или дипломата. Одним из способов углубления самопознания является самораскрытие – то есть предъявление себя другому, вступление в искренний контакт. Недаром психологи советуют людям быть открытыми и искренними в общении, не пытаясь играть роли и выдавать себя за того, кем они не являются. Тогда вы можете получить ответную искренность и информацию о том, каким вас воспринимают. Такая обратная связь дорогого стоит: ведь вы получаете «живое зеркало», в котором сможете повнимательнее рассмотреть самого себя. Мнение окружающих поможет сформировать правильное представление о себе. Важно только, чтобы мнений этих было достаточно много. Тогда можно соотнести их между собой и найти общее. Это позволит избежать ошибок и перекосов оценок. Если мама постоянно твердит подростку о том, что он музыкальный гений и рядом с ним бледнеют и Моцарт, и Бетховен, а все остальные мнения о его музыкальном даровании, включая оценку квалифицированных специалистов, остаются для сына неизвестными, то велика опасность появления у него абсолютно ошибочного представления о своих потенциалах. Познание себя – процесс производный по отношению к познанию других людей вообще и к познанию отношения других людей к себе в частности. При этом необходимо соотносить собственные представления о себе с мнением окружающих. ЛИРИКА Ворона и павлин (из П. Этессами) В дворцовом парке на ветвях апельсинового дерева сидела ворона. По ухоженному газону гордо прохаживался павлин. Ворона каркнула: «Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она шагает с такой надменностью, как будто это сам султан, а ведь у нее ужасно безобразные ноги. А ее перья, какой жуткий синий цвет! Такой цвет я бы ни за что не стала носить. А свой хвост она тащит за собой, как будто она лиса». Ворона выжидающе замолчала. Павлин несколько мгновений вообще ничего не отвечал, потом заговорил с грустной улыбкой: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То плохое, что ты обо мне говоришь, основывается на неверном толковании. Ты говоришь, что я надменный, по той причине, что я держу голову прямо и при этом мое оперение топорщится. На самом деле я нисколько не надменен. Я знаю, что мои ноги в кожаных складках. Именно это мне доставляет столько горя, что я держу мою голову высоко, чтобы не видеть ноги. Ты это неправильно объясняешь как надменность. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?» Глава 7 Человек и его Миры (окончание) Субъектный мир человека Возьмем такую объективно существующую и ныне популярную вещь, как мобильный телефон. Чем он является для разных людей? Для бизнесмена – средством постоянно поддерживать связь со своими партнерами. Для пятилетнего малыша – игрушкой (сейчас во многие телефоны встроены всякие «ходилки» и «стрелялки»). Для юной леди – украшением, позволяющим продемонстрировать свою нестандартность и «крутость». Для африканца из далекого от цивилизации племени юмба-нюмба – не очень прочным инструментом для раскалывания кокосовых орехов. А в глухой деревне, где сеть не ловится, мобильный телефон оказывается всего лишь сувениром и безделушкой, с которой надо регулярно стирать пыль. Дело не в том, что к разным людям одни и те же предметы оборачиваются разными своими сторонами. И даже не в том, что каждый из нас субъективно воспринимает окружающее. А в том, что мы живем не просто в объективном мире (который философы называют бытием и противопоставляют сознанию), а в своем уникальном субъектном мире. Психолог Джеймс Гибсон утверждал: мир, в котором реально живет человек, есть система имеющихся у данного человека возможностей (тех, которые он уже использовал, и тех, которые он упустил; тех, которые у него появились благодаря другим людям, и тех, которые он сам предоставил другим; тех, которые у него есть сейчас, и тех, которые у него еще только возникнут в будущем, и т. д. и т. п.). В теории Гибсона возможность определяется как взаимодополнительность свойств субъекта и объекта. Иными словами, если какое-то свойство человека и какое-то свойство объекта являются взаимодополнительными, подходят друг другу, то при их встрече возникает возможность. Жизнь – это возможность. Жаль только, что люди осознают это слишком поздно. Инант Хан Так, в нашем предыдущем примере свойство дикаря (умение раскалывать кокосовые орехи) и свойство мобильного телефона (наличие более или менее прочного корпуса) взаимодополнительны – возникает возможность «расколоть этой штукой орех». А свойство бизнесмена (владение навыками набора номера) взаимодополнительно уже другому свойству телефона (наличию приемника-передатчика волн) – при их встрече возникает другая возможность: возможность «связаться по мобильному с партнерами». А предмет-то вроде бы один и тот же… Кто-нибудь может спросить: а не являются ли такие разные возможности всего лишь объективными свойствами самого предмета? В том-то и дело, что нет! Возможность «позвонить по мобильному телефону» по своей природе не является ни объективной, ни субъективной. Как так? Давайте разберемся. Позвонить можно лишь тогда, когда ты знаешь, что такое телефон, и умеешь им пользоваться, то есть эта возможность зависит от субъективных свойств человека. Но и субъективной эта возможность не является, поскольку зависит от совершенно объективных параметров мобильного телефона (когда аккумулятор разряжен – увы, не позвонишь!), при этом возможность совершенно реальна. Она реальна, но все же не укладывается в пару привычных противоположностей «субъективное – объективное». Как вы понимаете термины «субъективное» и «объективное»? Приведите примеры, иллюстрирующие эти понятия. Особенности субъектного мира Познавая окружающее, мы пытаемся его осмыслить. Но осмыслить – это значит отделить одно от другого, выявить отличия, понять, назвать. Иначе говоря, дать всему собственное Имя. Процесс наречения, придания Имени является чрезвычайно важным и наполненным тайной. Ведь он связан со сложнейшими вопросами: «В чем смысл человеческого существования?» и «Является ли сам процесс познания смыслом бытия?». Удастся ли человеку приблизиться к раскрытию сокровенных тайн, скрытых за внешней формой вещей предметного мира, и явлений собственного внутреннего мира? Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?», – сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?» Фридрих Ницше Однако следует отметить, что осмысление как «придание Имени» – это не просто навешивание на все окружающее бирочек с названиями. На самом деле через это человек в процессе взаимодействия с миром выявляет собственные уникальные особенности и активно продолжает себя, свою сущность во всем окружающем. Поэтому и такие разные названия дают люди одним и тем же предметам. Мобильный телефон – это и «болталка», и «игрушка», и «клевая вещь», и «странный предмет, которым можно раскалывать орехи», и, наверное, многое другое. Таким образом, первая особенность субъектного мира – это возможность активной реализации человеком себя в окружающем мире через познание и осмысление. Мир, в котором мы живем, для каждого имеет определенные границы. Но для каждого из нас они – разные. Лет 20 назад очень известна была песня, в которой были такие строчки: С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе… Родина, дом часто связаны не просто с конкретным местом. Это скорее отраженное в самых разных образах переживание своего единства с окружающим миром. Не зря, наверное, популярны были в те же годы и другие строчки: «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз». Впрочем, кто-то может ограничивать пространство своего «дома-мира» маленьким столом в уголке квартиры. Кто-то – принадлежащим ему особняком («мой дом – моя крепость»). Кто-то включает в это пространство населенный пункт, где он живет («мой город меня обнимает за плечи.»). Да и высказывание типа «Планета – наш общий дом» – это все-таки больше, чем лозунговая метафора. Ведь наше время, предоставляющее очень многим людям возможности свободных путешествий в любую точку Земли, породило понятие «гражданин мира» (что, конечно же, не отменяет вечного понятия патриотизма). Дом – это место, которое человек ощущает своим и которое он обычно старается сделать для себя удобным, облагородить, украсить (помните, у Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком Принце»: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»?). Но мир – это все же не то же самое, что дом, понимаемый как место, где что хочу, то и ворочу. Нельзя стать единственным и исключительным его собственником и устраивать мир по собственному разумению, наплевав на мнение других. Каждый человек имеет способность к преобразованию мира, принятого этим человеком и принявшего его. Делая мой мир удобным для себя, я не просто должен постараться не ущемить возможности других, но я ответственен за все, что происходит в этом мире. В каждом предмете, в каждой частичке этого мира я отражаю самого себя. А каждому, наверное, хочется, чтобы наше отражение было привлекательным? Таким образом, вторая особенность субъектного мира – это его возможность отражать человека и все время сохранять со-присутствие с человеком. Известно ли вам, что до начала XX века в русском языке существовало два слова, звучавших так же, но разных по написанию и значению? Было слово «мир» как состояние, противоположное войне, и слово «міръ» как то, что вообще окружает человека. Как объяснял в своем словаре В. И. Даль, «вселенная; одна из земель вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь свет, род человеческий; община, общество крестьян; сходка». Между прочим, великое произведение Л. Н. Толстого называлось не «Война и мир», а именно «Война и міръ». В понятии «субъектный мир» слово «мир» употреблено также именно во втором значении. Таким образом, в слове «міръ» зафиксирована третья особенность субъектного мира: возможность образовывать нерасторжимое единство физического и социального окружения данного человека – единство, в котором отражается отношение человека к окружающему. Что для вас означают слова «мой дом»? Можете ли вы почувствовать границы своего субъектного мира? Характеристики человека как субъекта В своем мире человек проявляет себя в качестве субъекта. Употребление слова «субъект» в обыденной речи часто имеет пренебрежительный оттенок, например: «этот субъект мне незнаком». Но в психологии понятие «субъект» обладает очень глубоким содержанием, и ни о каком пренебрежении даже речи не идет. Как вы знаете, в предложении выделяются подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. Подлежащее – это русский перевод латинского слова subjectum. «Subiectum» по существу своего понятия есть то, что в каком-то исключительном смысле заранее всегда уже предлежит, лежит в основе чего-то и таким образом служит ему основанием. Мартин Хайдеггер Но что значит – быть под-лежащим? Можно спросить иначе: лежащим под чем? Или (зная, что субъект – это человек): лежащим в основе чего оказывается человек? Традиционный ответ таков: человек является определяющей основой (лежит в основе) только собственного субъективного, внутреннего, психологического мира, а внешний мир существует объективно, независимо от него. Но так ли это? Мы говорили выше о понимании мира как о системе имеющихся у данного человека возможностей. Мы убедились, что возможность – это характеристика ни субъективная, ни объективная. Именно она определяет субъектный мир человека. Значит, человек как субъект оказывается лежащим в основе собственного экологического мира – того реального, внешнего мира, в котором разворачивается его жизнь. Иными словами, от него, и только от него, зависит, в каком экологическом мире он будет жить! Это касается и каждого из нас. Если мы хотим стать подлинными субъектами своей жизнедеятельности, если мы хотим стать создателями нашего уникального мира, если мы хотим стать творцами собственной жизни, то нам надо развивать свою субъектность. Теперь можно и определить понятие субъектности. Это системное качество человека, то есть такое качество, благодаря наличию которого он, собственно, и является тем, что он есть, – нет субъектности, нет и подлинного человека! Субъектность – это важнейшее человеческое свойство, выражающееся в способности человека «полагать себя в основу» своего мира и самого себя. Чтобы стать подлинным субъектом, человеку необходимо развить в себе следующие способности. 1. Самоупорядочение. Это способность человека приводить свои свойства в соответствие со свойствами окружающего мира. Простой пример: представим себе ученика одиннадцатого класса, который планирует по окончании школы поступать в вуз. При этом он большой любитель компьютерных игр и готов целыми днями проводить за дисплеем. Однако желание поступить в институт диктует необходимость вместо этого посещать специальные подготовительные занятия. И он вынужден переструктурировать свои особенности (желания, предпочтения, пристрастия) в соответствии с имеющимися в данный момент условиями. Конечно же, можно этого и не делать, гордо заявляя, что, дескать, я желаю оставаться самим собой. Но тогда и не приходится строить грандиозные планы относительно дальнейшего обучения. 2. Самопричинение. Это способность стать причиной изменений в своем субъектном мире, в том числе стать «причиной себя». Иными словами, суметь отказаться от роли щепки в водовороте жизни и управлять своей жизнедеятельностью. Продолжая предыдущий пример: выпускник может положиться на пресловутое «авось», а может целенаправленно реализовывать свою мечту. Определившись в выборе профессии, он внимательно изучит имеющиеся справочники, нужные интернетовские странички, составит список вузов, обучающих по этой специальности, проанализирует всю доступную информацию по этим вузам, выберет наиболее подходящий для него, свяжется с приемной комиссией, запишется на подготовительные курсы, тщательно подготовится к вступительным экзаменам. И в конце концов заслуженно сядет на студенческую скамью. Он не будет сваливать свою неудачу на неблагоприятные обстоятельства, а удача станет результатом его собственных усилий. 3. Саморазвитие. Это способность выходить за пределы собственных границ и за рамки, которые ставят нам обстоятельства. Есть такое выражение: «человек, который сделал себя сам». Был от природы тщедушным – в итоге систематического посещения спортзала обрел физическую силу. Не хватало познаний – часы, проведенные в библиотеке, превратили его в эрудита. Не умел строить конструктивный диалог с людьми – в результате участия в коммуникативных тренингах стал мастером общения. Развитие вообще-то всегда является саморазвитием: пока ученик не захотел, не приложил усилия, ни один самый замечательный педагог его ничему не научит (правда, хороший педагог умеет сделать так, чтобы тот захотел и начал прикладывать усилия.). В какой степени развиты ваши качества как субъекта? Вспомните случаи из своей жизни, когда вы особенно ярко проявляли свою субъектность. Человек и его возможности Из всего, что было сказано выше, следует: то, в каком субъектном мире человек будет жить, зависит от того, какими свойствами он обладает. А свои свойства человек сам в силах изменить. Все зависит от него. Ведь мир – это совокупность возможностей. А возможности определяются одновременно свойствами предметов и человеческими свойствами. Если, например, в школе набирается группа знатоков английского языка для участия в олимпиаде в Лондоне, а Вася Иванов английского языка не знает, то он сам автоматически лишает себя возможности посетить туманный Альбион. И в его экологическом мире Великобритания останется страной из книг и телевизора, а английская речь так и будет восприниматься как череда невнятных и непонятных звуков. Изменяя свои свойства (увеличивая знания, формируя новые умения, развивая личностные качества и т. п.), человек расширяет свои возможности, а значит – и раздвигает пространства своего уникального экологического мира! Если я жду от изменения обстоятельств того, чем я могу быть из самого себя, я предаю собственные возможности. Карл Ясперс Можно утверждать, что сам человек и его субъектный мир образуют нерасторжимое единство – они взаимодополнительны. Это означает, что, с одной стороны, любое изменение в окружении приводит к тем или иным трансформациям в человеке, но, с другой стороны, любое изменение в человеке приводит к трансформациям во внешнем окружении. Тогда получается, что любые проблемы в жизни человека по своей сути являются результатом недостатка необходимых возможностей. А значит, чтобы справиться с проблемами, нужно создать новые возможности. Как же могут возникать новые возможности? Откуда они возьмутся? Да все просто! Раз для появления новых возможностей наши свойства должны стать взаимодополнительными свойствам объектов окружающей действительности, то тут, очевидно, существуют два пути: 1) изменение свойств окружающих объектов таким образом, чтобы полученные свойства оказались взаимодополнительными уже имеющимся свойствам человека; 2) изменение свойств человека таким образом, чтобы они оказались взаимодополнительными имеющимся свойствам внешних объектов. Проще говоря, нужно либо изменить мир, либо измениться самим. В каждом конкретном случае остается решить, что сделать легче. Этот вопрос встает особенно остро, если в качестве внешних объектов выступают другие люди. А между прочим, еще Дейл Карнеги остроумно и очень точно заметил: «Если хотите изменить людей, начните с себя – это и проще, и безопасней». Так что подлинный субъект должен быть нацелен прежде всего на изменение самого себя. Тем более, бывает, обстоятельства складываются так, что мы ничего с ними поделать не можем. Это, конечно же, вовсе не означает, что нужно мимикрировать, как хамелеон, и проявлять такую гибкость, которая граничит с потерей своего Я. У Андрея Макаревича в одной из песен звучат слова о том, что «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Воображение рисует образ супермена, под мощными руками которого с треском прогибается и стонет все вокруг… Думается все-таки, что настоящая субъектная позиция заключается не только в том, чтобы самому не прогибаться, но и в том, чтобы мир не прогибать, а строить, делая его более гармоничным и соответствующим (дополнительным) нашим свойствам. Отсюда следует один важный практический вывод. Для того чтобы человек оказался способным решать свои проблемы, вовсе не обязательно искать события, послужившие причиной сегодняшней ситуации, выстраивать какую-то стратегию поведения в сложившихся обстоятельствах и т. д. и т. п. Достаточно сделать так, чтобы изменились какие-то из его свойств, и проблема исчезнет автоматически, поскольку возникнет недостающая взаимодополнительность с миром! Различия наших возможностей обусловливают непохожесть наших экологических миров и приводят порой к непониманию людьми друг друга. Давным-давно такая ситуация была описана в буддийской притче о слепце. В одной деревне Будде показали слепого и сказали, что он не верит в существование света. Он доказывает всем, что света не существует: «Если свет существует, дайте мне потрогать его, я узнаю вещи через осязание. Или дайте мне попробовать его на вкус, или понюхать. Ударьте по нему, как вы бьете в барабан, тогда я услышу, как он звучит».
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |