Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика внешней среды предприятия




Внешняя среда – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и

могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать

организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются

вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся

новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии

революционизируют процессы производства, и т.д. Способность организации

реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из

наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является

условием существования запланированных стратегических изменений.

[7]

Однако набор факторов внешней среды и оценка их воздействия на хозяйственную

деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по

вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления

сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на

результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию

ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном

уровне. Чтобы обеспечить предприятию долговременное устойчивое существование

необходимо располагать информацией о факторах внешней среды и деятельности

самого предприятия.

Сегодня все факторы внешнего характера стали делить на составляющие общего,

прямого и косвенного воздействия. К факторам общего воздействия принято

относить те, которые являются наиболее общими для всех организаций: состояние

экономики в данной ситуации и влияние этого состояния на конкретные сферы

бизнеса и данный тип фирм; политику государства по отношению к различным

бизнес-системам; состояние правовой защищенности бизнеса, конкретных

организаций, юридических и физических лиц; отношение основного населения к

данному виду бизнес-деятельности и конкретной организации; методы управления,

которые использует государство по отношению к различным организациям.

В результате воздействия этих групп факторов была сфор­мулирована модель

воздействия внешних факторов (рис. 4), сгруппированных в четыре основные

группы: законодатель­ного и политического воздействия; экономики и

конку­ренции; социального и культурного характера, а также по­ставщиков и

технологии. Все группы взаимосвязаны и мо­гут быть `охарактеризованы

определенными тенденциями изменений.

Рис. 4. Модель воздействия на организацию внешних факторов

 

 

В последние годы представленная модель конкретизировалась составляющими прямого

и косвенного воздействия. К факто­рам прямого воздействия стали относить

потребителей, конкурентов, поставщиков, правительственные учреждения,

финансовые организации, источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к

деятельности (операциям) кон­кретной организации (рис. 1.2.2).

[8]

Рис. 5. Факторы (среда) прямого воздействия

Среда прямого воздействия – это фактор, непосредственно влияющий на

деятельность организации, которая, осуществляя свою операционную работу,

испытывает это прямое и непосредственное воздействие извне.

Кратко рассмотрим основные факторы прямого воздействия.

Поставщики играют особую роль, так как организации любой природы

и сложности в наибольшей мере находятся в самой непосредственной зависимости от

сети поставщиков материа­лов и оборудования, потребляемой энергии, капитала и

необ­ходимых сотрудников (трудовых ресурсов) для фирмы.

Сеть поставщиков внутри страны и за ее пределами (иност­ранных) может

оказаться более сложной и дорогой в результате политических актов и правовых

изменений в стране-по­ставщике. Нет необходимости перечислять примеры

блокад­ных действий по отдельным регионам и странам со стороны соседей и по

решению ООН, которыми были блокированы поставки из Ирака, Ирана, Югославии и

других стран.

Особенно опасно для эффективности работы фирмы, когда ряд организаций региона

работает только с одним поставщи­ком сырья, материалов или энергетических

ресурсов. В этих случаях представляется возможность для поставщика

устанав­ливать монопольные цены, а альтернативного поставщика найти просто

невозможно. Еще сложнее, когда поставщиком являются организации (фирмы) в

других странах.

Необходимые для осуществления производственного процесса материалы играют

решающую роль в процессе жизнедеятель­ности организации, и это вынуждает их

накапливать и содер­жать определенные резервные объемы, связывая

значитель­ные денежные суммы на время хранения до включения в

производственную деятельность.

Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материа­лов, но и

поставщики капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки,

федеральные и международные займы для реализации конкретных программ, акционеры

и конкретные лица, покупающие акции конкрет­ных фирм или специальных программ.

Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с

поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств.

Небольшие, в особенно­сти венчурные, предприятия сегодня испытывают большие

трудности с получением необходимых средств.

Немалые трудности испытывает большинство организаций и в обеспечении

трудовыми ресурсами как исполнителей, так и руководителей. Сложные

технологии и техника требуют специалистов соответствующей подготовки. Например,

бур­но развивающимся отраслям, связанным с компьютерными технологиями,

необходимы высококвалифицированные ин­женеры и техники, опытные программисты и

разработчики систем. Постоянную нехватку ощущают фирмы в менедже­рах, особенно

среднего и высшего звеньев управления.

Законы и государственные органы способствуют развитию бизнеса или могут

затруднять его развитие, а порою даже запрещать совсем. Организации,

осуществляющие бизнес-деятельность обяза­ны соблюдать не только

общегосударственные законы, реги­ональные законодательные органы, но и

требования госу­дарственных органов, регулирующих и контролирующих

осу­ществление бизнес-операций. Национальные и иностранные правительства могут

быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками

субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных

организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом

анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию

политических и правовых факторов, воздействующих на организацию. Выделим

наиболее часто встречающиеся факторы для проведения анализа внешней среды:

изменения в налоговом законодательстве, расстановка политических сил; отношения

между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство;

законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы;

антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное

регулирование; политические условия в иностранных государствах, размеры

государственных бюджетов; отношения правительства с иностранными государствами.

[9]

Потребители являются одним из «краеугольных камней» эф­фективного

бизнеса. П. Друкер утверждает, что единственная цель бизнеса — создавать

потребителя. Классики менеджмента утверждают, что существование и эффективная

деятельность организации зависят от ее умения находить потребителей

ре­зультатов ее деятельности как товаров, так и услуг для того, чтобы

удовлетворять запросы клиентов. К числу подобных орга­низаций относят и всю

государственную систему, организа­ции которой не осуществляют коммерческую

деятельность, т.е. не участвуют в получении прибыли.

Во всех экономически развитых странах уже сложилась система, в которой именно

потребитель решает, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене

они готовы их получать.

В последние годы все интенсивнее развивается система по формированию и

расширению подобного спроса, когда спрос стимулируется и инициируется

специально в интересах со­здателей различных предложений.

И еще один из важнейших факторов прямого воздействия — конкуренты.

Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять

нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию

долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз

конкуренты определяют, какого рода результаты деятельно­сти можно продать и

какую цену можно запросить.

Недооценка конку­рентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании

к значительным потерям и кризисам. Важно понимать, что потребители — не

единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести

конкурентную борьбу за трудовые ресур­сы, материалы, капитал и право

использовать определенные технические нововведе­ния. От реакции на

конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата

труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Современное развитие науки и техники в условиях НТР сущест­венно обострило

конкурентную борьбу между фирмами. Важней­шим условием процветания фирмы

является ее постоянное совер­шенствование и, прежде всего на базе современных

достижений науки и техники. Научное открытие или принципиально новый товар

или услуга могут вознести фирму на вершину успеха.

Вместе с тем, необходимо отметить, что конкуренция иногда тол­кает фирмы и на

создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации

между конкурентами.

Каждый из указанных факторов оказы­вает определенное содействие операционной

деятельности или противодействие достижению эффективных желаемых

резуль­татов.

Среда (факторы) косвенного воздействия по некоторым параметрам конкретизирует

вышеуказанные факторы, ха­рактерные для общего воздействия и расширяет их

пере­чень (рис. 1.2.3).

Среда косвенного воздействия более сложная, чем среда прямого

воздействия. Как правило, информация о среде косвенного воздействия имеет более

сложный характер, отличается меньшей полнотой и достоверностью. В то же вре­мя

факторы среды косвенного воздействия могут в опреде­ленных условиях выступать

как сильнодействующие факторы прямого воздействия.

Рис. 6. Факторы (среда) косвенного воздействия

Неопределенность внешней среды является следствием ко­личества информации,

которой располагает организация при­менительно к данному фактору, а также

степенью (уровнем) уверенности в ее точности.

В качестве факторов среды косвенного воздействия принято рассматривать:

технологии, состояние экономики, отношения с местным населением,

социально-культурные и политические. Кратко рассмотрим их.

[10]

Технология является фактором внешнего воздействия, когда речь идет о

существующих, наиболее прогрессивных или ус­таревших технологиях,

распространенных в сфере данной биз­нес-деятельности в мире и

странах-партнерах. В то же время технология является внутренним фактором, в

виде системы нововведений, с которыми товары и/или услуги изготавли­ваются и

продаются. Таким образом, существуют две состав­ляющие, два уровня технологии:

принятая и используемая организацией как внутренний фактор и наиболее

распрост­раненная в сфере ее деятельности в стране пребывания орга­низации и в

других странах в данной отрасли. Новые технологии быстро ассоци­ируются,

образуя принципиально новые, с более высокими возможностями. В течение

последнего десятилетия резко уси­лилась микроминиатюризация бытовой и

промышленной электроники, ускорилось движение информационных пото­ков.

Состояние экономики определяет скорость перемещения капитала из

производственной сферы в область торговли и из одних стран в другие. Любое

конкретное изменение в экономике оказывает различное воздействие на сферы

производства и торговли, различные системы услуг и т.д. Особенно важно

учитывать состояние экономики и важнейшие тенденции в ее изменениях в

организациях, осуществляющих свою биз­нес-деятельность одновременно в ряде

стран. На эффектив­ность бизнес-деятельности сильное влияние оказывает

изме­нение курсов валютных систем, которые в значительной мере зависят от

состояния экономики и важнейших тенденций в ее изменении.

[11]

Отношения с местным населением имеют для организа­ции очень важное

значение, так как от этого зависит уровень эффективности ее функционирования в

данном конкретном месте. Существуют три обязательных для организации усло­вия:

наполнение рынка (рыночной ниши) приемлемым то­варом (качество, стоимость),

создание новых рабочих мест для населения и требуемый уровень (определенный,

установ­ленный местными условиями) экологичности производствен­ной

деятельности. Как и в любой сфере бизнеса и взаимовыгодного партнер­ства,

наиболее эффективен и долговременно «работает» принцип «выгодно вместе».

Становится понятной необходимость поддержания хороших отношений организации с

местными общинами, структурами самоуправления и значимыми обществами, что

является целе­направленной и весьма важной работой менеджеров фирмы.

Социально-культурные и политические факторы должны учитываться как часть

отношений с местным населением и как весьма важный самостоятельный интегральный

фактор.

Любая организация функционирует по меньшей мере в од­ной политической и одной

культурной среде. Социально-культурные и политические составляющие

суще­ственным образом влияют на деятельность бизнес-структур и зависят от

поведения руководителей высшего уровня организа­ции и их взаимоотношений с

местной администрацией, по­литическими и социокультурными системами. В

зависимости от отношения с фирмой, ее имиджа, степени известности и других

факторов формируется бизнес-ситуация.

Социально-культурные факторы влияют на целый ряд иных составляющих, таких как

традиции отношения основной ча­сти населения или отдельных групп к некоторым

видам товаров и услуг, однородность покупателей (клиентов) и их чис­ло в

различных группах, скорость изменения параметров ос­новных потребляемых

товаров и услуг, отношение к отдель­ным группам населения (женщины, некоторые

группы или национальные меньшинства и др.).

Политический строй и политика государственных структур и правительственных

органов, установлен­ные существующие уровни оплаты различным категориям

работающего населения определяют объем покупок основ­ными покупателями,

отношение их к местным (отечествен­ным) и зарубежным товарам, это, в свою

очередь, влияет на объем экспорта товаров и услуг.

Некоторые факторы из числа политических особенно важно учитывать и

руководителям бизнес-структур. К их числу в первую очередь относятся те

направления бизнеса, которые поддерживают руководители страны,

административные орга­ны и основные депутатские группы, что достаточно часто

соотносится с социально-культурными традициями страны и региона. В результате

могут создаваться определенные налоговые льготы или льготные торговые

пошлины, законодательные акты к условиям найма и продвижения в процессе труда

представи­телей страны пребывания или национальных меньшинств,

законодательство по защите рынка определенных местных товаров и потребителей,

различные стандарты на безопас­ность, стандарты на чистоту окружающей среды,

контроль за уровнем цен и заработной платы и др.

Международное окружение. Все ранее рассмотренное становится гораздо более

сложным для тех организаций, которые систематически работают за рубежом. В

процессе функционирования организации необходимо учи­тывать специфику

прогнозирования при планировании, воз­можность эффективно организовать,

оперативно руководить и контролировать работу как отдельных личностей, так и

орга­низации в целом.

Существенную роль играют виды международного бизнеса, в которых участвует

организация за рубежом, специфика международного и внутригосударственного

воздействия на суще­ствующие методы и формы управления международным

биз­несом и основные направления в дальнейшем его развитии.

К числу видов международного бизнеса относятся экспорт и импорт товаров и услуг.

Международная экономическая деятельность должна учиты­вать все международные

соглашения и особенности торгово­го и хозяйственного права в странах-

партнерах.

Управление международным бизнесом осуществляется через способы и методы

проникновения на новые рыночные про­странства (регионы), через экспорт,

лицензирование, совме­стные предприятия, прямые капиталовложения и

многона­циональные корпорации. Проникновение на новые рынки, в свою очередь,

неразрывно связано и может опираться на факторы четырех видов: культурные,

экономические, зако­нодательно-правовые и уровень государственного

регулиро­вания в международных отношениях и управленческой дея­тельности по

отношению к международным связям.[12]

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что руководство фирмы должно

учитывать внешнее окружение как единое целостное воздействие в силу того, что

организация является открытой системой и зависит от используемых ресурсов и

результатов взаимодействия с внешней средой. Факторы, оказывающие немедленное

влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, все другие – к

среде косвенного воздействия. Организация должна своевременно и эффективно

реагировать на изменения во внешней среде, приспосабливаться к ним, чтобы

обеспечивать выживаемость и достигать поставленных целей.

[13]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.