Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений




Новообрядец. Наша православная церковь хотя и учит, что епископы все никогда не могут погрешить и заблудиться, но этим не уподобляет их ни Богу, ни скоту. Она учит, что епископы не могут впасть в ересь потому, что хотя бы они сами и желали это сделать, но их не допустит Бог Своею благодатию.

Старообрядец. Но, это еще хуже. Если благодать Божия стесняет свободу епископов, так что они делают добро и даже православную веру содержат не по своей воле, а потому, что их не допускает благодать Божия иначе поступать, то, значит, сам Бог лишает людей царствия небесного не только за добрые дела, но даже за содержание православной веры. А это не только унижает достоинство епископов, но и прямо оскорбляет самого Бога и противоречит учению святых отец.

Это такая непререкаемая истина, что ее подтверждают и доказывают даже богословы вашей церкви. Митрополит Макарий пишет:

«Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо. Хотя Бог есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении (Фил. 2, 14), и без благодати Его мы не можем ни предпринять, ни совершить ничего истинно доброго: однако же эта сила Божия, действуя в нас и чрез нас, нимало не стесняет свободы нашей, не влечет ее к добру непреодолимо. Потому-то -

1) Людям и заповедуется в священном писании, чтобы они отверзали сердца свои к принятию благодати и не ожесточали их против ее действий. Се стою, говорит Спаситель, при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3, 20). Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, повторяли священные писатели в ветхом и новом завете (Пс. 94:7,8; Ис. 55:3; Евр. 3:7; 4:7). Что ж бы значили все эти изречения, если бы человек не мог противиться благодати, если бы она действовала на него непреодолимо?

2) Слово Божие, действительно, и свидетельствует, что люди могут противиться благодати, и противиться упорно, несмотря на все ее меры. Что сотворю еще, говорил сам Бог в ветхом завете о народе израильском, что сотворю еще винограду Моему и не сотворих ему (Ис. 5, 4); прострох руце Мои весь день к людем не покоряющимся и противу глаголющим, иже не ходиша путем истинным, но в след грехов своих (Ис. 65, 2). И Аз изберу поругания их и грехи их воздам им: яко звах их, и не послушаша Мене; глаголах, и преслушаша, и сотвориша злое предо Мною, и, яже не хотех, избраша (66, 44; Ис. 65, 12; притч. 1, 24; Иерем. 7, 13). Жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, воскликнул и в новом завете об иудеях святый мученик Стефан, вы присно Духу Святому противитеся яко же отцы ваши, тако и вы (Деян. 7, 51). Потщимся убо, убеждает христиан святый апостол Павел, указывая на этот жалкий пример иудеев, внити в покой (Божий), да не кто в ту же притчу противления впадет (Евр. 4, 11).

3) Вообще, в священных книгах, как всякому известно, содержится бесчисленное множество увещаний, обетовании и угроз для возбуждения человека к добродетели. Какая же цель всех этих увещаний, обетовании и угроз, если благодать действует на человека непреодолимо, так что он и не может не творить добродетели, когда его влечет к тому сила Божия?

4) Святые отцы и учители церкви единогласно проповедывали, что человек свободно действует в избрании и совершении добрых дел и не стесняется Божиею благодатию. Укажем для примера на слова: а) Святаго Иустина: что мы произошли вначале, это не наше было дело; но чтобы мы последовали Ему (Богу), посредством разумных сил, коими Он одарил нас, избирая то, что Ему приятно, к сему Он убеждает нас и ведет к вере (апология 1, 10; в христ. чтен. 1825 г. 17, 2.3); Святаго Иоанна Златоустаго: Бог не принуждает никого; но если Он хочет, а мы не хощем, то спасение наше невозможно; не потому, чтобы бессильно было хотение Его; но потому, что Он принуждать никого не хочет; в) Святаго Григория Богослова: человеческая воля не всегда следует, но весьма часто противоречит и противоборствует воле Божией (слово о богосл. 4, в твор. св. отец 3, 90); г) Святаго Василия Великаго: Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как Ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа (о Свят. Духе гл. 9, там же 7, 265-266); д) Святаго Макария египетскаго: Природа человеческая способна к принятию и добра и зла, божественной благодати и противной силы, но принуждена к тому быть не может (беседа 15, ч. 54). Без согласия воли человеческой сам Бог ничего не производит в человеке, хотя и мог бы, по причине свободы, которою одарен человек (бес. 37, ч. 10). Самим апостолам, совершенным в благодати, благодать не воспретила бы делать что-либо по своему желанию, если бы они захотели и противного благодати, хотя они грешить не могли, потому что не превозносились, будучи озарены таким светом и удостоены такой благодати (беседа 27, ч. 10, 11). И от совершенных Господ требует воли души на служение Духу, так чтобы воля и благодать согласовались между собою, ибо говорит апостол: духа не угашайте (1Фесс. 5, 10) (слово о возвыш. ума, чис. 16).

5) Здравый разум с своей стороны не может не заметить, что если благодать Божия стесняет свободу человека и влечет ее насильно к добру, в таком случае отнимается у человека всякое побуждение к добродетели, отнимается всякая заслуга у его добрых действий, и вообще, подрывается вся его нравственность, и всему этому виною - сам Бог! Можно ли допустить такие мысли?»[До зде из богословия митроп. Макария, т. 2, § 193, Стр. 286-289]

А именно такие мысли вы не только допускаете, но и положительно содержите и проповедуете, вопреки учению святых отец уверяя, что Бог своею благодатию удерживает епископов от погрешностей в вере даже против их воли и желания - насильно. Если то ваше учение глупо, что епископы не могут погрешать, как скоты и, вообще, неразумные и бесчувственные твари, по своей природе, или естеству, то это учение, что сам Бог не допускает их уклониться в заблуждение, есть уже прямо нечестие. Не нечестие ли, в самом деле - учить, что Бог, подрывая всю нравственность епископов, лишает их всякой надежды на получение спасения и вечного блаженства даже за пребывание в православной вере и верность заповедям Божиим, не говоря уже о добродетелях Такое учение проповедуют вашей церкви миссионеры в полемике с старообрядцами.

Новообрядец. Пусть, как вы доказываете, Бог насильно никого не удерживает в православной вере, пусть Он допускает падать в погрешности всем христианам, в том числе и епископам. Но все-таки это вас нисколько не оправдывает. Вот, если бы вы из истории доказали, что все епископы одновременно пали в заблуждение, тогда бы дело другое. Если докажете, что было такое событие в церкви Христовой до патриарха Никона, чтобы она лишилась всех епископов хотя бы на одну минуту, тогда вы будете совершенно правы, и спорить больше не о чем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.