Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когда создана церковь?




Старообрядец. Охотно исполню это ваше требование. Укажу в истории такое событие, что церковь, действительно, лишалась на некоторое время всех истинно-верующих епископов. Только предварительно считаю нужным решить вопрос, с какого времени начинать историю церкви Христовой, то есть - давно ли она начала существовать: сто ли лет тому назад, или тысячу, или больше, или быть может меньше?

Новообрядец. Я согласен решить этот вопрос, но от этого вам не будет легче. Все равно вы не укажете такого времени, когда церковь была без епископа, с какого времени ни начинайте ее историю.

Старообрядец. Это покажет дальнейшая беседа. А теперь пока решим, с какого момента начала существовать церковь Христова.

Новообрядец. Хорошо. Решайте, а я послушаю.

Старообрядец. Церковь сотворена Богом прежде всего, прежде сотворения видимого мира, и состояла из одних святых бесплотных духов. Апостольскому мужу Ерму, которому в видении показана была церковь в виде престарелой женщины, на его вопрос: почему она стара? ангел отвечал: Так как сотворена она прежде всего, то и стара, и для нея сотворен мир [пастырь кн. 1, виден, втор., в памятн. древн. христ. письмен., т.2, Стр. 232]. Но когда от этой, сотворенной прежде всего, церкви, называющейся еще небесной и состоящей из ангелов, отпала некоторая часть и превратилась в демонов, тогда для восполнения этой отпадшей части Бог создал человека и поселил его в раю блаженствовать. Когда же и человек пал, по прельщению диавола, и не имел возможности сам восстать от этого падения, освободиться от власти диавола, у которого он находился, так сказать, в плену, - то Бог, по благости Своей, послал Сына Своего единосущного в мир для спасения и искупления его от власти диавола и ада. Ради этого Сын Божий родился от девы Марии, исполнил и усовершенствовал весь закон и пророки (Матф. зач. 11), учил народы, пострадал на кресте, пролив Свою честную кровь, воскрес, вознесся на небеса и опять придет судить живых и мертвых.

Во время Своей земной жизни Господь наш Исус Христос, когда Петр исповедал Его Сыном Божиим, рек: на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Матф. зач. 67). Когда же и как Он создал церковь, если она уже была сотворена прежде всего? - Он создал ее тогда, когда пролил Свою честную и животворящую кровь на кресте, и этим стяжал, приобрел, или искупил ее от власти диавола, восставил от падения, в котором она находилась со времени падения Адама. Это и есть самый момент создания Господом новоблагодатной церкви на земле. Об этом святый апостол Павел свидетельствует, говоря, что церковь Господь стяжа кровию Своею (деян. апост. зач. 44). И в песнопениях церковных воспевается: утверди Господи церковь Свою, юже стяжа честною Си кровию (ирм. 3 песни сретен.). Вознесеся долготерпеливе на древо и вотче (водрузил) на нем церковь Свою (ирмос 1-го гласа, 4 песни). Юже Своею кровию искупи, церкви Твоя о Тебе утвержается (ирм. 5 гласа, песнь 3 Ольге). Написано, - читаем в деяниях 3-го вселенскаго собора, - и будут два в одной плоти; - эти два суть: Бог и человек, Христос и церковь, которая произошла от плоти Жениха в то время, когда она, при истечении из ребра Распятаго крови и воды, получила таинства искупления и возрождения (деян. всел. собор., т. 3, стр. 87). Святый Афанасий Великий в толковании на слова псалма, силу Твою и правду Твою, пишет: Называют (Христа) силою, потому что связал крепкаго и расхитил сосуды его, и правдою, потому что искупил нас, неправедно содержимых в плену. Боже даже до вышних. Возвещу, что не только земное, но и небесное искупишь Ты Своею кровию (твор. его, ч. 4, стр. 270, толк, на псал. 69). Согласно этому учит и ваша новообрядческая церковь, говоря в богословии митрополита Макария следующее: Еще во дни общественного служения Своего Господь говорил о церкви Своей, как уже существовавшей (Матф. 18, 17). Но, собственно, основал, или водрузил церковь Свою только на кресте, где Он стяжал ее, по выражению апостола, кровию Своею (Деян. 20, 28). Ибо только на кресте Господь, собственно, искупил нас и воссоединил с Богом, - без чего христианство не имело бы никакого значения[ч. 2, § 167].

Таким образом, по учению слова Божия и богословию вашей церкви, церковь создана или искуплена Христом на кресте пролитием Его честной и животворящей крови. С тех пор и существует новозаветная церковь. Церковь, конечно, существовала и раньше этого, как показано нами выше, но она не была искуплена, находилась как бы в плену у диавола и называлась ветхозаветною. Когда же Христос искупил или выкупил ее Своею кровию, с того момента получила начало церковь Христова, называемая новозаветною.

Новообрядец. По-вашему, значит, Христос церковь не создал из небытия, а лишь искупил или привел ее в лучшее состояние. Но, как же Он сказал: созижду церковь Мою?

Старообрядец. Но самое-то слово: созижду, здесь употреблено в смысле улучшения. Святый Василий Великий, в беседе «о том, что Бог не виновник зла», глаголет: Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс. 50, 21). Не вновь сотвори; но обнови обветшавшее от греха. И: да оба созиждет во единаго новаго человека (Еф. 2, 12). Да созиждет не в том смысле, чтоб произвести из небытия, но в том, чтоб преобразовать существующее. И: аще кто во Христе, нова тварь (2Кор. 5, 17). И еще Моисей говорит: не сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя (Втор. 32, 6)? Здесь слово: создание, поставленное после слова: сотворение, ясным образом дает нам разуметь о себе, что оно весьма часто употребляется в значении улучшения (твор. его, час. 4, бес. 9, стр. 148).

Ясно, что Христос создал церковь кровию Своею не в том смысле, что привел ее из небытия в бытие, а в том, что привел в лучшее состояние, обновил, искупив ее от клятвы законныя и от власти диавола.

Впрочем, не это для нас важно в данном случае, как создал Христос церковь пролитием Своея крови: из небытия ли в бытие привел ее, или искупил от власти темныя. Важно то, когда создал. И оказывается, что тогда, когда пролил за нее Свою честную и животворящую кровь: с этого именно момента она и получила свое начало, с этого момента и должно начинать ее историю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.