Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто отделяется от церкви?




Новообрядец. Как ни оправдывайтесь, а все-таки вы раскольники и отлучены от Бога. Святый мученик Киприан карфагенский учит: кому церковь не мать, тому Бог не отец. А вы явно отделились от церкви, и значит она вам не мать.

Старообрядец. Не мы отделились от церкви, а вы.

Новообрядец. Каким же образом? - скажите.

Старообрядец. А таким: - ответьте: чем отделяются от церкви?

Новообрядец. Объясните вы сами.

Старообрядец. От чувственных предметов отделяются тем, что отходят или отодвигаются от них на некоторое расстояние. А от церкви отделяются не пространством места, не видимым отодвиганием от нее, а отступлением от православной веры и принятием ересей. Кто отступил от православной веры и принял ереси, тот и отделился от церкви, и чем более принимает он ересей, тем дальше отделяется от церкви. Святый апостол Иуда, брат Господень, говорит о еретиках, отделяющихся от церкви: сии суть отделяющии себе от единости веры, и суть телесни, духа не имуще (Иуд. зач. 78). Ибо чем кто умнее в еретическом лжеучении, тем дальше тот отступает от Господа, - учит блаженный Иероним [в толк, на прор. Исайю, гл. 22, ст. 3, част. 7, Стр. 385], так как ересь отделяет от церкви всякого человека, - свидетельствует седьмой вселенский собор (деян. его, стр. 93).

Новообрядец. Это верно, что чрез ереси отделяются и от церкви и от Бога, но ведь прежде суда не должно отделяться от епископов, хотя бы они и заблуждались; а вы, старообрядцы, отделились от епископов прежде соборного суда над ними.

Старообрядец. Теперь спрашивается: во времена Никона и после него, чья церковь приняла ереси и новшества и содержит их: старообрядческая или новообрядческая? Если старообрядческая, то значит она и отделилась от истинной Христовой церкви, а если новообрядческая, то значит она отделилась. Я теперь не буду доказывать, что ваша церковь приняла ереси и содержит их, и этим отделилась от истинной церкви Христовой, потому что у нас сейчас речь не об этом. Я только обращаю ваше внимание на то, что старообрядческая церковь не приняла никаких ересей и заблуждений и не имеет их, что как доказано выше (стр. 25-27) признают и сами враги ее. Значит она ничем не отделилась и не отделяется от церкви Христовой.

Что же касается того, что она прервала общение с уклонившимися в ересь епископами, то этим она только исполнила божественное учение святаго апостола Павла: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведыи, яко развратися таковый, и есть самоосужден (Тит. зач. 302); и определение святого поместного собора, называемого двукратным, или первовторым, который в своих правилах, определяя, что священники от епископа, а епископы от митрополита, митрополиты же от патриарха не должны отделяться прежде соборного суда над ними, если бы даже и видели, что они сотворили какой-либо грех, вроде убийства, святотатства и т. под., - в заключение изрек следующее определение: Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои под предлогом некоторых обвинений отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденные святыми соборами или отцами, когда, то есть проповедует он ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений (правило его 15). Подобно сему изложено и в деяниях 3-го вселенского собора: Всем правомыслящим, в особенности же духовным отцам и учителям должны мы всегда воздавать честь и подобающее уважение. Но если случится, что долженствующие быть учителями, внушают слушателям такие мысли о вере, которые развращают слух и сердца всех, тогда установленные отношения по необходимости должны измениться, и подчиненные должны обличать наставников ложного учения (деян. всел. соб., т. 1, стр. 744).

Но старообрядцы во времена Никона, как известно, прервали общение с еретичествующими епископами не за их личные грехи, а за то, что они начали проповедывать ересь всенародно и учить оной открыто в церкви. Посему старообрядцы достойны не порицания, а чести как православные. Вообще, старообрядческая церковь, прервав общение с еретичествующими иерархами, этим только исполнила божественное учение святых апостол и святых отец об отделении от заблуждающихся и заповедь самого Спасителя: внимайте себе от лживых пророк (Матф. зач. 22). А исполнением заповедей Божиих и правил святособорных нельзя сделаться преслушником церкви. Следовательно, старообрядцы, как точные исполнители святособорных определений, не суть преслушники церкви. Аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки (Иоан. зач. 33), сказал Христос.

Новообрядец. Прочитанное вами правило двукратного собора хотя действительно требует, чтобы христиане отделились от еретичествующего епископа прежде соборного суда над ним, но так дозволяется отделиться только от одного епископа, а не от всех; а вы отделились от всех епископов. Притом же должно, по отделении от еретичествующих епископов, пристать к православным епископам, а вы, отделившись от еретичествующих епископов, не пристали ни к каким. Значит 15-е правило двукратного собора вас не оправдывает.

Старообрядец. Во-первых, вы ничем не докажете того, что от одного еретичествующего епископа отделяться можно, а от многих нельзя, ибо этого нигде не написано. Во-вторых, если в правиле и сказано, что отделяющиеся от общения с епископом, то это не значит, что только один епископ и может уклониться в ересь, а множество нет. Об одном епископе здесь сказано потому, что всякий священник и каждый христианин подчинены только одному своему епископу, а не многим, и потому, если уклоняются в заблуждение и многие епископы, каждый христианин собственно отделяется только от одного епископа. В-третьих, в самом правиле говорится, что если и многие епископы уклонятся в заблуждение, христиане православные должны от них отделиться. В нем сказано, что они (православные христиане) осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей: значит многих, а не одного. Наконец, в некоторых переводах даже и в начале этого правила говорится не об одном епископе, а о многих. Так, в книге «Просветитель» преподобнаго Иосифа Волоколамскаго читаем: Иже убо ереси ради некия приобщения себе отлучиша епископства, таковии не точию правильному запрещению не подлежат, но и подобающия чести православным сподоблении будут. Не епископом бо, но лжеепископом и ложным учителем зазреша, и церковное соединение не раздраша, но раздрания церковная и разделения потщашася избавити [Просветит, сл. 12]. Посему, если старообрядцы ереси ради и отлучиша себе от епископства, то они в этом случае нисколько невиновны. Затем, из правила видно, что прервавшие общение с еретичествующими епископами, православные христиане с священниками пребывают в церкви. В вышепрочитанном правиле сказано, что они сохранили церковь от расколов и разделений. Спрашивается: какую церковь они сохранили от этого? - Конечно ту, в которой остались они, а не ту, в которую уклонились еретичествующие епископы. Значит, та церковь есть истинная церковь, в которой пребывают православные христиане с священниками, прервав общение с еретичествующими епископами. А такая церковь есть именно старообрядствующая.

Еще вы сказали, что православные христиане, отделившись от еретичествующих епископов, должны непременно пристать к православным епископам. Но это не всегда требуется. В святоцерковном учении определено, что если часть епископов уклонится в заблуждение, тогда православные христиане должны пристать к оставшимся православным епископам. Если же впадет в ересь не частичка епископов, а все, тогда православный христианин обязан просто пристать к древности, к древней православной вере и держаться ее. Так, древний учитель церкви Викентий Лиринский учит: Как же поступить христианину кафолику, когда какая-нибудь частичка церкви отсечется от общения со всеобщею верою? Как иначе, если не предпочесть зараженному и поврежденному члену здоровье всего тела? А если вновь явившаяся какая-нибудь зараза покусится пятнать не частичку уже только церкви, но всю вместе церковь? И тогда он должен позаботиться пристать к древности, которая не может уже быть обольщена никаким коварством новизны (памятн, записки, гл. 3, стр. 17-18). Это как раз опровергает ваше мнение. Вы говорите, что когда православные христиане прервут общение с еретичествующими епископами, то неминуемо погибнут, если не найдут православных епископов. А Викентий лиринский прямо говорит, что тогда они должны пристать к древности, к древней святой вере и преданиям, - и не перестанут быть православными христианами - истинно-православною церковию. Так и случилось с старообрядцами. Они, прервав общение с еретичествующими епископами, пристали к древности, то есть остались в древней православной вере и церкви, и посему они суть истинно Христова церковь.

Притом же не следует упускать из виду, что старообрядцы, зазревши в ереси епископов, остались не одни, а с епископом Павлом коломенским, который вскоре был лишен жизни Никоном. Значит, если даже понимать 15-е правило двукратного собора так, как понимаете вы, и то оно оправдывает старообрядцев.

Из всего сказанного ясно, что старообрядцы не отделились от церкви, а если прервали общение с отступившими в ересь епископами, то этим не преступили никаких правил, а лишь исполнили их, и потому не могут подлежать никакому обвинению и осуждению. Также ясно, что православные христиане обязаны отделиться от еретичествующих епископов, то есть исторгнуть соблажняющее око и прежде соборного суда.

Таким образом, как название епископов главою церкви, так и название их оком ее, не доказывает того, что все епископы не могут уклониться в ересь, и церковь вследствие этого не может временно остаться без них. А посему напрасно вы их и приводили.

Нет ли у вас более ясных и убедительных свидетельств в подтверждение ваших мыслей? Если есть, то укажите.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.