Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очи церкви




Глава церкви

Новообрядец. Если эти обетования Божий не доказывают непогрешимости епископов и невозможности церкви оставаться без них, хотя бы и на малое время, то у меня есть другие доказательства, более сильные, которые подтверждают эту истину. Святый апостол Павел уподобляет церковь телу человеческому, глаголя: Якоже бо тело едино есть и уды имать многи, вси же уди единаго тела, мнози суще, едино суть тело: тако и Христос (1Кор. 12, 12). А глава этого тела есть епископы, как пишется в Кормчей в толковании на 55 правило святых апостол: Епископи убо, по образу суще Господа нашего Иисуса Христа и глава церковнаго телеси именуеми и больший чести достойни суть. И вот этой-то головы у вашего тела, у вашей именуемой церкви и не было целых сто восемьдесят лет. А тело без головы разве может жить? Конечно, нет. Без рук, без ног, без глаз может жить, но без головы никогда. Тело без головы есть труп. И ваша церковь в указанный период времени была не живым телом, а мертвым трупом, гнилым, тухлым, вонючим.

Старообрядец. Оружие их внидет в сердца их и луци их сокрушатся (Пс. 36). Грязь, брошенная вами в сторону старообрядческой церкви, не достигнув своей цели, замарала вас самих. Святые апостолы и святые отцы единогласно, твердо и неопровержимо свидетельствуют и доказывают, что в церкви в собственном и естественном смысле глава только одна: Исус Христос - и никто больше. Так святый апостол Павел в послании к ефесеом учит сице: Истинствующе же в любви, да возрастим в Него всяческая, иже есть глава Христос, из Него же все тело составляемо и счиневаемо приличие всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя кояждо части, возращение тела творить в создание самого себе любовию (зач. 225). И паки: Христос глава церкве и Той есть спаситель тела (зач. 230); и Той есть глава телу церкве (колос, зач. 251); иже есть глава всякому началу и власти (колос, зач. 254). В другом месте он заповедует: Никтоже вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою ангелов, яже не уведе уча, безума дмяся от ума плоти своея, а не держа главы, из нея же все тело, составы и соузы снемлемо, растит возращение Божие (кол. зач. 255) Даже сами апостолы нигде не называли себя главою церкви, а называли только слугами этой Главы - Христа, якоже пишет святый апостол Павел: Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих (1 кор. зач. 130), во всем представляюще себе якоже Божий слуги (2 кор. зач. 151). В большом «Катихисисе» в главе 27 написано так: Вопрос: Колико есть глав у тоя соборныя церкве? - Ответ: Едина глава сам Господь наш Исус Христос. Вопрос: Скажи ми свидетельства от святаго писания, яко сам Христос, а не ин кто есть глава церкве соборныя? Ответ: слушай и разсуждай. Иже есть главою церкве, той есть и жених ея, зане сия разньственная имена нарицаниями, единственна суть во знамениях. А ин никто же есть жених церкве разве самого Христа, то и глава. Титлу бо сию единому точию Христу надписует святый апостол Павел. Яко убо есть жених, сице глаголет: обручих вас единому Мужу деву чисту представите Христу (кор. зач. 191). А яко единою главою церкве есть Христос, той же пишет: яко Бог Отец Христа даде главу всей церкви (ефес. зач. 219), то убо и видимой и невидимой. И многа о сем обрящеши писания. Веждь и се же, и разсмотри, яко единому телу нужда есть едину имети главу; церковь же есть едино тело; убо нужда есть имети ей едину главу Христа. Другую же не имать, ибо двоглавна или треглавна была бы, то некий позор был бы (кат. больш. л. 125 и об). А сие же и простейший познати может, - говорится в книге «О вере», - яко во едином теле две главе не могут быти; и диво бы то было: обаче змию сие свойственно есть, а не телу церковному; сего не попусти Господи ниже помыслити нам (гл. 7, л. 57). Не ясно ли, что кто говорит, что в церкви, кроме Христа, должна быть другая глава, тот делает церковь двуглавою или треглавою, что свойственно только змеям, а не телу церковному. А вы, новообрядцы, говорите, что каждый епископ есть глава церкви. А так как у вашей церкви несколько сот епископов, или, быть может, целая тысяча, то у вашей церкви и голов целая тысяча; и значит свою церковь вы сами делаете тысячеглавым чудовищем.

Новообрядец. Но ведь я назвал епископов главою церкви не от себя, а от писания; я указал на толкование 55 правила святых апостол, где епископы называются главою церкви. Так обвиняйте не меня, а упомянутое место в «Кормчей».

Старообрядец. В объяснение упомянутых вами слов книги «Кормчей» о главенстве епископов в книге «О вере» пишется: А еже на некоих местех во святом писании сие (именоваться главою церкви) и святым Божиим приписуется, и то от Божия благодати творится почести ради святых, а не для самого существа [гл. 7, л. 57]. Таким образом, если где в писании епископы и называются главою церкви, то это делается только почести ради, а не по самому существу. А между тем и другим неизмеримая разница. Так, например, по существу только один Сын Божий; другого Сына Божия нет и быть не может. А ради чести, уподобительно, сынов Божиих есть и может быть очень много. Сам Христос сказал в евангелии: блажени миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся (Матф. зач. 10). Отсюда всякий истинный миротворец называется сыном Божиим ради чести уподобительно, а не по самому существу. Вот так и епископы могут называться главою церкви, но только именоваться, а не по самому существу быть, как и миротворец может называться сыном Божиим, а не по самому существу быть им. Это видно из самого толкования на 55 правило святых апостол, гласящего сице: Епископи убо, по образу суще Господа нашего Исуса Христа, и глава церковного телесе именуемы. Таким образом, епископы главою церкви только именуются, так же, как и всякий человек-миротворец нарицается сыном Божиим. Но если бы вдруг не стало на земле ни одного миротворца, все жили бы во вражде, - а кто-нибудь и стал бы утверждать, что теперь нет Сына Божия, ибо сыном Божиим называются миротворцы, а миротворцев нет. Но как неразумно это суждение, так глупо и ваше умозключение, что епископы называются главою церкви, а у старообрядцев не было епископа, следовательно у них церковь была без головы. И как тому мы ответили бы, что хотя миротворцев, именуемых сынов Божиих, и не стало на земле, но у нас есть единосущный и единородный Сын Божий - Господь наш Исус Христос: так и вам отвечаем, что хотя православных епископов, именуемых глав церкви, и не было от времен Никона и до митрополита Амвросия у старообрядческой Христовой церкви, но была истинная, существенная глава, - Господь наш Исус Христос. И, таким образом, ваше обвинение, что в старообрядческой церкви, якобы, совершенно не было главы, нас ничуть не обвиняет. А обращается это страшное обвинение на вас самих, так как вы изображаете свою церковь каким-то тысячеглавым чудовищем.

Епископы в собственном смысле не есть глава церкви, а только члены [Кирил., л. 24 об.]; их можно уподобить очам церкви.

Новообрядец. Я согласен, что епископы в церкви не глава, а только члены, и именно очи церковные. Но вам-то от этого никакой нет отрады. У вас сто восемьдесят лет не было епископа, следовательно не было очей, и потому ваша церковь есть слепая, как действительно и говорится в книге «О вере», что церковь без епископа слепа[5, л. 213].

Старообрядец. Но что ж из этого? Разве слепая церковь перестает быть церковью Христовою? Ведь и человек слепой не перестает быть человеком: хотя и слеп, а все-таки человек; скотиной его не назовешь. Так и церковь: хотя и слепая, все-таки церковь; другим чем ее не назовешь. Слепая церковь не значит еще еретическая. В доказательство этого прочитаю в книге «О вере», на которую вы указали. Вот что в ней сказано о слепой церкви, бывшей в малой России, когда епископы ее уклонились в унию, впали в еретичество: Церковь бо наша святая митрополита и епископов православных, их же сам Исус Христос оком тела нарече, оставили бяше слепа, яко тело без очию [гл. 23, л. 213]. Вот слепая церковь называется святою, а не еретическою. Ясно, что слепая церковь может быть святою, православною церковью.

Впрочем, должно сделать оговорку: я с вами условно согласился, что старообрядческая церковь была слепа во время пребывания без православных епископов. На самом же деле она и в это время не была совершенно слепая; во-первых, потому, что истинный и существенный свет церкви есть сам Господь наш Исус Христос, как Он говорит сам о Себе: Аз есмь свет миру (Иоан. зач. 29), а тем более церкви; Он есть свет истинный, который просвещает не только Свою церковь, но и всякаго человека грядущаго в мир (Иоан. зач. 1). А, во-вторых, потому, что очами церкви называются не только епископы, но и священники, как написано в «Кормчей» в главе 60 и у святаго Афанасия Великаго; епископы и священники, как очи церкви (твор. его, ч. 1, стр. 479 и Ник. черн. горы, сл. 7). А священники у нас и в то время, когда епископов не было, были непрерывно: значит у нас и тогда око церкви было. Только не было, так сказать, одного ока - епископов; а другое око (священники) было постоянно.

Новообрядец. Следовательно ваша церковь была урод! С одним глазом!.. Кривая! Вот так церковь.

Старообрядец. Ваше дело издеваться и насмехаться над священными предметами, потому что вы стараетесь не истину узнать и уяснить, а лишь грязнить и бесчестить своего противника. Наше же дело только веровать и уяснять истину. Вы говорите, что старообрядческая церковь была кривая, урод, потому что я сказал, что в ней, хотя одного ока епископов не было, но другое все-таки было. Но пусть, по-вашему, она была урод. Что же будет этому уроду? - вот в чем вся суть дела, а не в насмешках. Посмотрим, что определил Господь наш Исус Христос уроду, с единым оком, и что не уроду, с двумя глазами? Читаю в евангелии: Аще око твое десное соблажняет тя, исткни е: добрее ти есть со единем оком внити в царствие Божие. Вот, смотрите: церковь исторгшая соблажнающее око и оставшаяся 6о единым оком, по вашим словам, сделавшаяся уродом, войдет в царствие Божие, приведет чад своих к вечному блаженству. Посмотрим далее, что будет той церкви, которая не исторгнет соблажняющего ока, будет с двумя глазами? Вот что: неже две оце имущу, ввержену быти в геену огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает (Марк зач. 42). Видите ли, церковь не исторгшая соблажнающего ока, оставшаяся с двумя глазами, будет ввержена в геену огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает. Это говорит сам Господь Бог. А он и судить нас будет на страшном суде по Своим словам и заповедям, по Своему святому евангелию. Он сказал: Отвергиися Мене и не приемляй глагол Моих, имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день (Иоан. зач. 43). Вот, в последний день страшного суда книги разгнутся (стихера в нед. мясоп.), евангелие откроется, - представим себе страшный суд Христов по-человечески, - и Христос, праведный Судия, спросит нашу старообрядческую церковь: почему ты была некоторое время с одним оком? Она, конечно, ответит: Потому, что исторгла соблажняющее око, по Твоей заповеди. Вниди в царствие Божие (Марк. зач. 12), речет Христос. Потом обратится к вам, новообрядцам: А вы, скажет, почему не исторгли соблажняющего ока, почему были всегда с двумя глазами, не обращая внимания на то, что один из них был соблажняющий? Вы ответите: Да больно было исторгать свое око, да и стыдно было оставаться с одним глазом и оказаться уродом - кривым. Ввергнуть их, - гласит определение Божие - в геену огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает (Марк. зач. 42).

А что это изречение Спасителя о соблажняющем оке относится и к заблуждающимся епископам, это утверждает святый Афанасий Великий. В толковании на сие он говорит: Идя путем непогрешительным и живоносным, исторгнем мы у себя соблажнающее око, но не чувственное (ибо и слепые прелюбодействуют), а мысленное. Так, например, если епископ или пресвитер, как очи церкви, живут худо и соблажнают народ, то надлежит их извергнуть. Ибо лучше без них собиратися в дом молитвенный, нежели с ними, как с Анною и Каиафою ввергнуться в геену огненную (творен, его, ч. 1, стр. 479; и Ник. черн. гор. сл. 7). Поэтому вам, новообрядцам, следовало бы не смеяться над старообрядцами, а плакать о своем несчастном положении, что вы с своими архиереями, как с Анной и Каиафой ввержены будете в геену огненную за то, что не исторгли у себя соблажняющего ока - еретичествующих епископов, вопреки заповедям Божиим.

Новообрядец. Прочитанное вами толкование святаго Афанасия Великаго хотя действительно доказывает, что изречение Спасителя об исторжении соблажняющего ока относится к еретичествующим епископам, но ведь в нем сказано, что такого епископа надлежит извергнуть. А кто же епископа может извергнуть? Конечно, только епископы, и притом собор епископов в числе не менее двенадцати, по 12 правилу карфагенского собора. У вас же, старообрядцев, после 1667 года епископов де осталось, а были только священники и миряне. А они не имеют права судить и извергать епископов. Отделяться же от них прежде соборного суда над ними никто не имеет права, если бы они и погрешали в чем-либо. А вы отделились от епископов прежде суда, почему толкование святаго Афанасия вас не оправдывает.

Старообрядец. Священные правила действительно определяют, что священники с мирянами не должны отделяться от своего епископа прежде суда над ним, но только в том случае, когда он содержит православную веру неизменно, хотя бы и совершил какой-либо грех. Если, например, епископ совершит убийство, святотатство или что-нибудь подобное, и подчиненные его знают об этом, то они не должны отделяться от него, а обязаны сначала довести до сведения собора епископов, и когда собор признает его виновным и осудит, тогда они не должны ему подчиняться. Если же епископ станет проповедывать ереси, тогда священники и миряне должны непременно от него отделиться, не дожидаясь суда над ним собора епископов. Так, очевидно, разумел и святый Афанасий, когда сказал: лучше без них (без епископов) собиратися в молитвенный дом. Если бы святый Афанасий понимал как вы, что соблажняющего, или еретичествующего епископа должны извергнуть непременно епископы для того, чтобы иметь право отделиться от него, то он так бы и сказал, что лучше с православными епископами собираться. Но нет, - он решительно требует собираться лучше вовсе без епископов, если они сделаются соблазнителями-еретиками, чем предусматривает такой случай, когда епископов православных не будет и христиане должны тогда собираться без них. А что от таких соблазнителей-епископов следует отделяться прежде соборного над ними суда, это определяет святой собор, называемый перво-второй, или двукратный в своем 15 правиле и многие другие святоцерковные узаконения, что мы представим немного погодя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.