Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви




Новообрядец. Если, как вы говорите, небытие в церкви епископа попущено Богом для показания ее силы, несокрушимости и неодоленности, то, мне кажется, об этом должно бы быть где-нибудь предсказание или пророчество: ведь о всех важных событиях есть пророчества. А между тем ни в ветхом ни в новом завете и намеку нет на что-либо подобное. А если есть, то укажите пожалуйста.

Старообрядец. Действительно о всяком важном и выдающемся событии, совершающемся в церкви, есть пророчества или предсказания. Но не мешает заметить, что пророчества вообще для плотских людей кажутся темными и неопределенными, и потому неправомудрствующие могут перетолковывать их превратно и не доверять им. Так о Христе, хотя и были пророчества, однако жиды не поверили им, стараясь извратить и истолковать их в противоположную сторону. Так и о событиях церкви хотя и есть пророчества, но для неверующих они не имеют важности и силы; а могут быть весьма сильны и убедительны лишь для верующих. И хотя пророчества, по-видимому, не отличаются большою ясностью и определенностью, однако об этом событии, что епископы впадут в ересь и церковь будет оставаться некоторое время без них, есть очень ясные и определенные пророчества, - настолько ясные, что кажется ни об одном событии или происшествии, совершившимся в церкви, не предсказано так ясно и определенно, как об этом. В книге «Апокалипсис», в которой пророчественно изложена вся судьба церкви под разными знамениями и образами, в главе 6-й говорится: И видех, егда (Агнец) отверзе шестую печать, и се бысть трус велий, и солнце мрачно бысть яко вретище власяно, и луна бысть яко кровь: и звезды небесныя падоша на землю, якоже смоковница отметает пупы своя от ветра велика движима (Апок. гл. 6, ст. 12-13). В трехтолковом «Апокалипсисе» в толковании иного объясняется, что «звезды падоша на землю» - означает, что учители церкви Божией отпадут от правого учения, а луна, аки кровь, означает, что церковь Божия ложным учением еретическим на время затмится; а солнце мрачно бысть, означает Христа, о котором будут мрачные ложные учения (древлеписьмен. апок. гл. 18). В книге «О вере» в главе 21 утверждается, что под звездами, падшими с неба, разумеются, по истолкованию святых, знаменитии духовнии в церкви, иже есть земное небо[5, л. 187]. Подобно сему и в книге «Кирилла Иерусалимскаго» под звездами, спадшими с неба, необходимо разумеются иерархи, уклоняющиеся в заблуждение[гл. 15, 4-е послан. Мелетия, л. 451-452].

Знаменитый учитель церковный блаженный Иероним толкует книгу святого пророка Иеремии сице: (Сущее гл. 4, ст. 5-6): Возвестите во Иуде, и в Иерусалиме распустите слух, говорите, трубите трубою на земле, кричите сильно и говорите: «соберитесь и пойдем в города укрепленные». Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь; ибо я приведу от севера бедствие и великую гибель. (Толкование): Пусть это слышит Иуда, пусть слышит это Иерусалим, в котором есть исповедание веры, в котором обитает мир Христов и которому чрез Исайю сказано: на гору высоку взыди благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой благовествуяй Иерусалиму (Ис. 40, 9); пусть он кричит сильно и повелевает: пойдем в города укрепленные. Поднимаются войны еретиков: пусть ограждают нас твердыни Христовы! Поднимите знамение креста на возвышенном месте, на высоте церкви; ободритесь боязливые, не стойте, но прибегайте к помощи Христа. Бедствие, говорит, навожу Я от севера и великое сокрушение, истинного Навуходоносора (то есть диавола), которому я попускаю в этом мире, чтобы испытана была сила и победа ваша. (Сущее, ст. 7): Вышел лев из логовища своего, и разбойник народов поднялся: вышел он из убежища своего, чтобы сделать землю твою пустынею. Города твои будут опустошены, оставшись без жителя. (Толкование): Это тот, как мы сказали, истинный Навуходоносор, о котором и блаженный апостол Петр говорит: сопостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Пет. 5, 8). Выходит же он или из бездн, в коих имеет быть связан, и молит, чтобы не быть посланным: поднялся разбойник, или истребитель народов, о котором сказано: всеми враги своими обладает (Пс. 9, 26), и который хвалится пред Господом: я прошел поднебесную и обошел всю землю (Иов. 2, 2). Ибо, кого не касается яд диавола, кроме Того Единаго, Кто может сказать: грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже (Иоан. 14, 30)? Он часто всю землю обращает в пустыню, чтобы вышедши из церкви враждовали против церкви, о которых говорит евангелист Иоанн, от нас изыдоша, но не беша от нас, аще бы от нас были, пребыли бы убо с нами (Иоан. 2, 19)- Опустошаются города земли Иудейской, а сборища еретиков процветают. Итак, если кто оказывается покровителем и виновником ложных учений, то о нем можно сказать: вышел лев из логовища своего и разбойник народов поднялся и проч. (Сущее: ст. 8): Посему препояшьтесь вретищем, плачьте и вопите, ибо не отвратилась ярость гнева Господня от нас. (Толкование): Льва, свирепейшего зверя, (то есть диавола), мы можем избежать не иначе, как принесши покаяние и обратившись к Господу не только умом, но и делом. Ибо, пока он опустошает церковь и землю Иуды, и разрушает Иерусалим, гнев Божий, очевидно, продолжается. (Сущее): И будет в день тот, говорит Господь, погибнет сердце царя и сердце князей, и ужаснутся священники и изумятся пророки. (Толкование): Когда опустошает разбойник церковь Господню и пребывает на нас гнев Господень, тогда всякая помощь бесполезна. Погибнет сердце царя, коего сердце должно быть в руке Божией, погибнет и сердце князей, которые считались мудрыми. Ибо в безумие обратил Бог мудрость мира, когда ею не познали Бога (1Кор. 1). И сами священники, которые должны были учить закону Господню и подчиненный им народ защищать от ярости льва, объятые каким-то умоисступлением, обратятся в помешанных. И пророки изумятся, или будут безумны. Ибо кто не обезумеет и не потеряет сердца, когда бывших некогда царей своих, князей, священников и пророков увидит во власти льва.? (Ниже. Сущее: гл. 5, ст. 10-11). Взойдите на стены его (Иерусалима) и разрушайте, но истребления не делайте. Уничтожьте зубцы его, потому что они не Господни. Ибо изменою изменил Мне дом Израилев и дом Иудин, говорит Господь. (Толкование): Народам, о которых говорил выше: поразил их лев из леса, волк опустошил их и барс в городах их, повелевает, чтобы они взошли на стены, или укрепления Иерусалима, но полного истребления не делали, чтобы спасся остаток и было кому возвестить среди народов славу Божию; с строгостию соединяет милость. Словами же: уничтожьте зубцы его, или подпоры повелевает, чтобы отняты были все вспомогательные средства, которые он потерял по своей вине, - тем, что изменил Богу дом Израилев и дом Иудин, чем обозначаются десять колен и два колена. Да внемлет сему церковь, что скоро разрушаются стены и укрепления тех, кои не имеют надежды на Господа и изменяют Ему; полного же истребления однако же не последует по милости судии, а не ради заслуг согрешающих. (Ниже. Сущее: гл. 23, ст. 1-4). Горе пастырям, которые губят и терзают стадо паствы Моей, говорит Господь. Посему так говорит Господь Бог израилев ко пастырям, которые пасут народ Мой: вы расточили стадо Мое, разогнали их и не посещали. Вот Я посещу в вас лукавство наклонностей ваших, говорит Господь. И Я соберу остаток стада Моего из всех земель к которым Я изгнал их туда, и обращу их к селениям их (или возвращу их к паствам их), и возрастут и размножатся. И поставлю над ними пастырей, и упасут их. Не убоятся уже и не ужаснутся, и ни один не будет разыскиваться из числа их, говорит Господь. (Толкование): Пророческая речь обращена к пастырям или о пастырях. Итак, как об Иехонии, предпоследнем царе иудейском из племени Давыдова, читаем: земля, земля, земля! слушай слово Господне: запиши мужа сего отверженным, или бесплодным, и не будет от семени его мужа, который сидел бы на престоле Давыдовом (Иер. 22, 29, 30), чем отнята была всякая надежда на продолжение царства иудейского: то переходит к начальникам церкви, и, по оставлении и осуждении синагоги с ее пастырями, речь обращается к апостолам, о которых говорится: и поставлю над ними пастырей, и упасут их, не убоятся уже и не ужаснутся, и ни один не будет разыскиваться из числа их, говорит Господь. Ибо апостолы с уверенностию и без всякаго страха будут пасти стадо церковное, и остаток народа израильскаго из всех земель спасется, и стадо возрастет и размножится. Злых же пастырей, книжников и фарисеев, посетит Господь по лукавству стремлений их. В переносном смысле можем разуметь это и о церковных начальниках, недостойно управляющих овцами Господними, - что, по отвержении и осуждении их, спасется народ, будучи поручен другим, кои будут достойны, и остаток спасется. Губят овец пастыри, которые учат ереси; терзают и расточают те, которые производят раскол; разгоняют, которые несправедливо отлучают от церкви; не посещают те, кои не милуют кающихся. Всех таковых Господь помилует, возвращая им прежние пастбища и удаляя злых пастырей [Твор. блажен. Иеронима, т. 6, Стр. 218-220; 223; 400-401].

Прочитанные пророчества с толкованием на них знаменитого толкователя и великого учителя церкви, блаженного Иеронима, ясно говорят, что от севера, где именно находится Россия и Москва, произойдет бедствие и великое сокрушение для церкви, по причине нападений диавола, которому Бог попустил опустошать церковь, чтобы испытана была сила и победа верующих, так что цари, князья, священники и пророки окажутся во власти диавола, уклонившись в ереси и производя расколы, отчего произойдет такое страшное бедствие, такое великое сокрушение для церкви, что она сделается как бы пустынею, полного же истребления однако не последует, по милости Судии, и остаток народа спасется, будучи поручен другим пастырям, кои будут достойны. Все это, как видно для всякого беспристрастного, исполнилось над старообрядческою церковию, когда во времена Никона и царь, и князья, и церковные начальники - епископы, и пророки - учители церкви, уклонились в ереси, производили расколы, терзали, расточали и губили овец, отчего церковь действительно представлялась как бы остатком, и похожа была на пустыню; но полного истребления однако же не последовало, и остаток тот спасся, будучи поручен другим, кои были достойны, когда митрополит Амвросий обратился к старообрядческой церкви, и в ней явилось потребное число иерархов.

Это пророчество ясное само по себе, становится еще яснее при свете другого не менее ясного пророчества, или предсказания, которое мы сейчас представим. В книге «О вере» в главе 30-й пишется сице: Святый Иоанн евангелист назнаменовал, и в послании своем не замолчал, но и утверждает глаголя: Дети, последняя година есть, и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихриста мнози (1 посл. гл. 2). О, правде! яко много предотечев, но и сам уже близ есть по числу еже о нем, 666 (Апокал. гл. 13); число бо человеческо есть антихристово. Кто весть, аще в сих летех, 1666-х, явственных предстечев его, или того самого не укажет [5, л. 269 об. 270]? Здесь вопросительно или предположительно говорится, что в 1666-х годах окажутся или явственные предотечи антихриста или сам антихрист: что нибудь одно из двух. И действительно в 1666-х годах был в Москве собор, на котором утвердили разные новшества, подвергли уничтожению святый стоглавый собор, отвергли древние предания церковные и за содержание их прокляли православных христиан, и таким образом открылись явственные предотечи антихриста, каковы оказалися члены собора 1666-1667 гг.

А чтобы мы не приняли этих предотечей антихриста за самого антихриста, как ошибочно делают беспоповцы, в книге «О вере» вслед за прочитанными мною словами говорится: а той антихрист человек будет, беззакония сын, и родится, якоже глаголет Ипполит римский, от девицы нечистыя жидовки сущия, от колена Данова, и будет исперва смирен, и доброе житие проходя, и сотворить чудеса, не истинною же, но привидением, и все действо диаволе восприимет, и абие возникнет и востанет и возлюбит жиды и возвысит их; а правоверных прелюте изгоняти будет, и седмь лет по Ксанфопулу Каллисту, или пол 4 лета по Зизанию царствовати будет [5, л. 270]. Эти признаки ничуть не подходят к собору 1666-1667 гг. Сказано, что антихрист будет человек, а не собор многих людей, и родится от девицы жидовки; а собор не родился ни от кого, а собрался: члены же его были рождены не от жидовки. И царствовать будет три с половиною года или по некоторым семь лет; а собор 1666-1667 гг. продолжался немного более одного только года. Также и прочие признаки совершенно не подходят к этому собору. Члены его оказались только предотечами антихриста; ибо предотеча антихристов есть всякий еретик; а они были еретики.

Прочитаем далее в книге «О вере» предсказание о происшествии 1666-х годов: К сему же и сие воспомянути не отрекуся, еже и святый Иоанн евангелист в Апокалипсисе, в главе 20 пишет, о связании сатаны на тысящу лет и потом о развязании; обращается диавол на первое возлюбленное свое место, идеже еще из неба хотел, и от того времени поветрием тяжким поражен бысть запад. О сем пространнее в главе 21 обращеши. По тысящном лете, егда 595-е дохождаше лето, явственное бысть отступление и прельщение нарицающихся юнитов от святыя восточныя церкви к западному костелу. О сем чти напреди, 23-ю и 24 (главы). А по исполнении лет числа тысящи шести сот шестидесяти шести, не непотребно и нам от сих вин опасение имети, да не некое бы что зло пострадати по преждереченных исполнения писания свидетельств;., и несть ли готовым быти подобает, аще кто достигнет тех времен, на брань с самым диаволом Темже всегда в памяти своей нам всем православным подобает имети, прежде бывшия вины и сему внимати, яко по тысящи лет от воплощения Божия Слова Рим отпаде со всеми западными странами от восточныя церкве; в пятьсотное же девятьдесят пятое лето по тысящи жителие в малой Руссии к римскому костелу отступили, и на всей воли римскаго папы заручную грамоту дали ему: се второе отрвание христиан от восточныя церкве. Оберегая же сие пишет, егда исполнится 1666 лет, да не чтобы от прежде бывших вин зло некаково не пострадати и нам, но покаянием Бога умилостивите; и милость его нам к себе привлещи [кн. «О вере», гл. 30, л. 271 и 272 об.].

Вот ясное свидетельство, что в 1666 годах произойдут потрясающие и тяжелые события в церкви, какие происходили при отпадении римской церкви и во время унии в Малороссии, так что церковь после указанного времени будет терпеть такие же страшные бедствия, страдать и переносить такое же великое зло, какое переносила и в те времена, только в гораздо большем размере, так что христианам придется бороться как бы с самым диаволом. Какие же события происходили во время отпадения западной церкви и во времена унии в Малороссии, и какое зло переносила и как страдала тогда православная церковь? Такие события происходили, какие указаны в 21, 23 и 24 главах той же книги «О вере», на которые делаются указания в прочитанном предсказании. А в первой из них говорится, что в то время, когда пала западная церковь, отступила в ересь большая часть епископов, как бы звезды пали с неба; а в последних повествуется, что в Малороссии во время унии епископы не только отступили почти все, но и воздвигли страшные гонения на православных христиан, и наконец постарались, чтобы церковь Христова осталась совершенно без епископа, и действительно довели ее до того, что списатель книги «О вере» впоследствии выразился о ней так: Не малое же чудо и в вознесении святыни (рукоположения епископов); церковь бо наша святая митрополита, и епископов православных, ихже сам Исус Христос оком тела нарече, оставши бяше слепа, яко тело без очию; вознесением же тоя святыни прозрела и благодатию Христовою видит, (когда патриарх иерусалимский Феофан рукоположил в Малороссии епископов). Преславное во истину чудо есть се, и оным крещения нашего чудесем во всем равное: прозрел во оно время Владимир, иже прикладом всю Русскую землю, в познание истиннаго Бога, и во крещение привел; ныне же прозрела бяше церковь, душеспасительным своим учением, и спасительных таинств действованием, в вере познания истиннаго Бога, всю крещеную в ней Русскую землю содержит[гл. 23, л. 213]. А в 30-й главе этой же книги, как мы видели, сказано, что в таком же состоянии будет церковь после 1666 года только в высшей степени.

Что может быть сильнее и яснее этих пророчеств? Указано и время, и место, год и страна, обстоятельства, вызвавшие бедствия церкви и чин, отпавший от нее. Прямо сказано, что в 1666-х годах на севере, где именно находится Россия и Москва, произойдет страшное бедствие и великое сокрушение церкви Христовой: учители церковные, митрополиты и епископы уклонятся в ереси, и, таким образом, окажутся во власти мысленного льва, так что церковь сделается как бы кровавою или слепою, даже пустынею, так что все ужаснутся и изумятся. Но только все это будет продолжаться лишь несколько времени, а не всегда; полного истребления верующих не последует, остаток спасется, церковь по миновании испытания прозреет прежним благолепием, и христиане будут поручены Богом другим пастырям, кои будут достойны. А все это произойдет для того, чтобы испытана была твердость и неодоленность церкви, чтобы явлена была сила и победа верующих.

Что эти пророчества действительно оправдались и исполнились над старообрядческою церковью, и притом с удивительной верностью, с поражающей точностью, - это видно без всяких объяснений.

Сделаю краткое заключение всему сказанному в продолжение беседы. С нашей стороны было доказано, что епископы могут погрешать и заблуждаться, во-первых, потому, что они существа разумно-свободные, во-вторых, потому, что Бог своею благодатию никого насильно не удерживает от уклонения в ереси, так что даже сами святые апостолы уклонились в неверие Христову воскресению, в-третьих, потому, что ни Христос, ни апостолы, ни святые отцы не приписывали никому из людей дара непогрешимости, а учили напротив, что все могут погрешать и заблуждаться.

Затем было показано, что старообрядческая церковь, оставаясь без епископа, не перестала быть церковью православною, потому что содержала и содержит правую веру, а такая церковь называется вдовствующею, но не еретическою; показано, что вдовствовать церковь может, а которая не вдовствует и даже хвалится, что вдова несмь (Откр. 18:7), о той страшно и сказать, что она такое; далее было показано, что старообрядцы правильно веруют в исповедуемую в символе веры церковь, что церковь уподобляется кораблю, и что корабль этот у старообрядцев крепкий, недырявый, что церковь может терпеть страшные и, по-видимому, необычайные бедствия, так что половина матросов ее окажется в море, и сама она иногда опускается в бездну, покрывается волнами страстей, иногда исчезает наподобие луны, даже аки во гробе затворяется и как древо до корене посекается, затем паки возустрояется в прежнем виде; показано также, что о падении епископов и о бедствии церкви без них находятся предсказания в священном писании и у святых отец.

Можно было представить и еще много других доказательств по данному вопросу, но довольно и представленного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.