Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доказательства, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах




После всего этого я имею полное право предложить и вам вопрос: где написано в священном писании или у святых отец, что все епископы уклониться в ересь никогда не могут?

Новообрядец. На это есть много ясных и неопровержимых доказательств, которые я сейчас и представлю. Я нарочно их приберегал, пока вы все свое выскажете. Первое и самое главное доказательство, что епископы не могут уклониться в ересь, находится в самом святом евангелии. Христос сказал следующую притчу: Человек некий добра роду иде на страну далече, прияти себе царство, и возвратитися. Призвав же десять раб своих, даде им десять мнас, и рече к ним: куплю дейте, дондеже прийду (Лук. зач. 95). В «Благовестнике», в толковании на это говорится: Рабом же своим десять мнас вда; раби же, им же церкви поручи; десять глаголем быти, совершеннаго ради церковнаго состояния. Ибо в церкви чин свершение имать, предстоящими украшение: и ни большем лепе быти ни мнее; еже слова благодатию трие сии образи в церкви: очищение, просвещение и совершение; три сии действа наследуема чинов: диаконы очищают оглашением учения; пресвитеры просвещающе крещением; архиереи же священные чины поставляют и совершают, еже есть рукоположение. Видиши ли чины к действом: ни вящше, ни мнее реку предстоящих. Тем убо рабом раздавает десять мнас, дары реку, и комуждо даются на пользу. Всяко бо, ему же заступление поручено, аще и недостоин будет, дар имать от поставления: и есть се велие во истину Божия человеколюбия таинство [благовест. Лук. зач. 95, л. 206]

Вот ясное доказательство, что епископы не могут уклониться в заблуждение. И вы его никогда не опровергните, потому что это слова самого Спасителя.

Старообрядец. Я и опровергать не желаю и не буду, а лишь обращу ваше внимание на то, что в приведенном вами свидетельстве вовсе не сказано, что все епископы не могут уклониться в ересь. Там только сказано, что Христос установил в церкви три чина иерархии, соответственно трем действиям, делающим человека христианином: епископа, священника и диакона. Но ведь от вас требовалось не это доказать, а то, что все эти чины окажутся всегда верными своему Господу. А именно этого-то и не видится из прочитанного вами. Поэтому вы напрасно и трудились, приводя свидетельство, доказывающее не то, что от вас требовалось доказать. И не только напрасно, но и не совсем доброствестно. Вы не дочитали рассматриваемую притчу до конца, - именно то, что прямо и положительно решает наш вопрос. Поэтому ее нужно дочитать. Но прежде считаю нужным обратить внимание на то, что везде, где перечисляются чины иерархии, обыкновенно перечисляются от большого к меньшему: сперва епископы, затем священники и наконец диаконы. В приведенном же вами месте чины иерархии перечислены как раз в обратном порядке, то есть: диаконы, священники и епископы. А в притче, в том месте, которое вы не дочитали, решительно говорится, что из них первые два чина, или раба явились верными своему Господину, а последний оказался неверным. Следовательно, эта притча служит как бы прямым предсказанием, что епископы окажутся неверными Господу, уклонятся в заблуждение; а священники и диаконы пребудут верными заповедям Господа. Это и совершилось при Никоне, когда епископы впали в ереси, а священники и диаконы нет. Впрочем, прочитаем самую притчу: И бысть егда возвратися приим царство, рече пригласити рабы тии,имже даде сребро, да увесть, какову куплю суть сотворили. Прииде же первый, глаголя: Господи, мнас твоя придела десять мнас. И рече ему: благо рабе добрый, яко о мале верен был еси, буди область имея над десятию градов. И прииде вторый, глаголя: Господи, мнас твоя сотвори пять мнас. Рече же и тому: и ты буди над пятию градов. И другий прииде, глаголя: Господи, се мнас твоя, юже имех положену в убрусе. Бояхбо ся тебе, яко человек яр еси: вземлеши, егоже не положил еси, и жнеши, егоже не сеял еси. Глагола же ему: от уст твоих сужду ти, лукавый рабе. Ведел еси, яко аз человек яр есмь, вземлю, егоже не положих, и собираю, егоже не сеях. И почто не вдал еси моего сребра купцем, и аз пришед, с лихвою истязал бых е? И предстоящим рече: возмите от него мнас, и дадите имущему десять мнас. И реша ему: Господи, имать десять мнас. Глаголю бо вам, яко всякому имущему дастся: а от неимущаго, и еже имать отъимется от него (Лук. зач. 95).

Вот сама евангельская притча решительно свидетельствует, что один из трех рабов, или чинов иерархии оказался неверен заповедям Божиим, и именно последний раб, который в толковании называется епископом. И замечательно, что этот раб, хотя оказался неверным, но талант, врученный ему, не погиб, не пропал, не уничтожился, а только был без действия, как зарытый в землю, так что впоследствии верный раб получил его в целости. Все это вполне оправдывает состояние старообрядческой церкви.

Новообрядец. В рассматриваемой притче сказано, что от недостойного раба талант был передан другому рабу. Как это понимать в приложении к заблуждающимся епископам?

Старообрядец. Святый Иоанн Златоуст о притчах говорит так: в притчах не нужно изъяснять все по буквальному смыслу, но, узнавши цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу, и более ничего не испытывать (бес. на евангел. Матф., т. 3, стр. 99, бес. 64). В силу этого, касательно передачи таланта от недостойного раба более достойному можно сказать следующее: епископы, уклонившиеся в заблуждение, передают дар хиротонии другим лицам, из которых достойные суть те, которые обращаются к православной вере и увеличивают данный им от Бога талант. А таковы были старообрядческие священники, приходившие от ереси, и наконец митрополит Амвросий.

Вообще же приведенная вами притча доказывает не то, что вам хотелось доказать, а как раз противное. Вы старались доказать, что епископы не могут уклониться в ересь, а в ней сказано напротив.

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

Новообрядец. Но у меня есть еще одно такое свидетельство, против которого вы ничего не можете возразить. Оно прямо доказывает, (с.47) что епископы никогда не уклонятся в ересь. В книге О вере написано: Яко известитель отеческия премудрости и силы, Царь царей, и Господь господей, и Пастырь пастырей, едина церковь тела Своего единая Глава, положивши душу Свою за люди Своя, ихже честною Своею кровию искупи, не восхоте достояние Свое оставити на земли не устроено отходя на небеса, но взем два сребреника, даде гостинником, се есть старый и новый завет. Кому же дал? Кто гостинницы? Апостоли, и по них восприемници их, пастырие и учителие, архиепископи, и епископи, иже служителие суть величеству смотрения его, имже и спребывати даже до скончания века обетование сотвори, и по Своему не ложному обетованию благодатне избирает Себе людей достойных, и наставляем и освящаем рукоположением чина духовнаго чрез патриархи, архиепископы и епископы [гл. 7, л. 59 об.].

Вот вам ясное доказательство, что епископы никогда не могут уклониться в заблуждение. Прямо сказано, что Господь обещал им пребывать до скончания века, разумеется, в православии.

Старообрядец. Вы неправильно разумеете и толкуете приведенные вами слова книги «О вере». В ней совсем не то сказано, что Господь обещал, что епископы до скончания века будут пребывать в православии, а лишь то, что Господь будет пребывать с ними. Не сказано: пребывать, а - спребывать или сопребывать. А эти слова имеют совершенно различный смысл. Слово пребывать значит быть кому или чему-либо в продолжение известного времени; а - спребывать, значит пребывать, находиться кому-либо с кем-нибудь. Все равно как слова путник и спутник имеют различный смысл; так и слова пребывать и спребывать. В прочитанной же вами выдержке сказано не пребывать, а спребывать, то есть Христос не епископам дал обещание пребывать постоянно в православной вере, а только о Себе сказал, что Он будет с ними пребывать. Подобно книге «О вере» и в стихере евангельской воспевается: имже и спребывати неложныи обещася Христос Бог и Спас душам нашим (стих. 1, перв. гласа). А это выражение: имже и спребывати, помещенное и в книге «О вере», основано на словах Спасителя, которые Он сказал бывшим при Его вознесении: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. зач. 116). Но ведь это показывает только то, что Христос будет пребывать с верующими в Него, а не то, что епископы никогда не уклонятся в ересь.

Таков смысл прочитанного вами из книги «О вере».

Новообрядец. Но это все равно подтверждает мою мысль, что епископы не могут уклониться в ересь. Если Христос обещался пребывать во вся дни до скончания века с апостолами и их преемниками - епископами то как же они могут впасть в заблуждение или ересь? Если епископы уклонятся в ересь, то с кем же тогда Христос будет пребывать? Ему пребывать тогда будет не с кем. А этим нарушится обетование Божие о пребывании Его с апостолами и епископами до скончания века.

Старообрядец. Какое детское рассуждение! Какое слабое основание и ничтожное доказательство! Да разве Бог нуждается в людях для исполнения Своих намерений и обетовании. Преступники заповедей Божиих сами делаются виновными и получат наказание, а Бог от этого ничего не терпит и не становится виновным. А вы утверждаете, что если епископы уклонятся в заблуждение, то Богу и быть не с кем, Он как бы будет терпеть нужду и сделается виноватым, что обетование Его не исполнилось. Не так учат святые отцы. Не Обещавший виновен, - пишет блаженный Иероним, - если тот; кому обещается, сделается недостойным обещания, тем более, что со стороны Обещающего предлагается на выбор: аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте; аще же не хощете, меч вы пояст [творения его ч. 10, стр. 277, толк, на прор. Иезек. гл. 20, ст. 5-6]. Мне в евангелии обещается царство небесное, - говорит тот же учитель церкви в другом месте, - но если я не исполню того, что заповедано, то вина будет не на обещающем, а на мне, незаслужившим получить обещанное. Ибо когда при выборе предполагается свободная деятельность, то ты, нежелающий трудиться, напрасно и надеешься получить обещанное[творен, блаж. Иеронима част. 3, письмо 105, стр. 317, Стр. 317].

Притом же, неужели вам неизвестно, что Христос пребывает не с одними только епископами, но и со всеми верующими: священниками и мирянами? А когда епископы уклонились в заблуждение во времена Никона, тогда остались священники и миряне православные, непоследовавшие за ними. Значит, ваше уверение, что Богу не с кем было пребывать, крайне несправедливо. А что обетование Спасителя: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, относится не к одним только апостолам и их наместникам - епископам, но и ко всем верующим, - это доказывается, во-первых, тем, что при вознесении Его, когда дано это обетование, были не одни апостолы, но и другие лица, в том числе и женщины, во-вторых, святый Златоуст толкует сие так: Не с ними (не с апостолами) только будет находиться, говорит Он (Христос), но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли пребывать до скончания века; но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу (бес. на Матф. ч. 3- бес. 90, стр. 530; Благовестник Матф. зач. 116). Это пребывание Спасителя со всеми верующими можно назвать непосредственным, так как Он Сам непосредственно находится с каждым христианином. Но Исус Христос пребывает с верующими в Него еще и посредственно, то есть посредством таинства тела и крови Своея, якоже о сем святый Симеон солунский глаголет: До скончания убо века будет (Исус Христос) чрез таинства Своя (кн. его, ответ архиер. 56, л. 414). Следовательно когда епископы пребывали в ереси, - Богу и тогда было с кем быть, именно: со всеми верующими и заповеди Его хранящими, каковыми в то время были старообрядцы и их священники.

Наконец, Господь пребывает как со всеми истинно-верующими, точно исполняющими Его святые заповеди, так и с теми, которые преступают их и уклоняются в нечестие. Верно слово, - утверждает апостол Павел, - аще бо со Христом умрохом, то убо с Ним и оживем; аще терпим, то и с Ним царствуем: аще отвержемся, и Той отвержется нас: аще не веруем, Он верен пребывает: отврещибося Себе не может (2 Тим. зач. 293). Блаженный Августин глаголет: О, Ты (Боже), иже везде сый! Обаче от помышлений нечестивых далече отстоишь. Впрочем, Ты и там присутствуешь, идеже далече отстоишь: ибо, где нет Тебя благодатию спасения, там Ты пребываешь судом мщения (таинствен, богословия, кн. 3, гл. 28, чис. 3). В толковании блаженного Иеронима на пророка Иезекииля читаем: (Сущее гл. 20, ст. 32-33): И не сбудется то, что приходит на ум вам, которые говорите: будем, как язычники и как племена земли, чтобы служить дереву и камню. Живу Я, говорит Господь Бог, - рукою крепкою и мышцею простертою и излиянием ярости буду царствовать над вами. (Толкование): Это имеет следующий смысл: Не думайте, что могут исполниться помышления ваши, в которых вы хулите Меня. Ибо вы говорите; мы не хотим быть под властию Господа и называться Его народом, но подобно всем язычникам на всем земном шаре и подобно тому, как каждый народ живет по своей воле, чтобы чтить дерево и камни и служить идолам, так и мы будем одним из многих народов. На это Бог отвечает и клянется Собою Самим и говорит: Я не оставлю вас и не пренебрегу, как господа обыкновенно оставляют без внимания и презирают беглых рабов, но возвращу вас к Своей власти, и простертою и поражающею мышцею и излиянием гнева снова приведу вас к прежнему служению и буду царствовать над вами, чтобы вы, согласно ли с вашим желанием или вопреки вашему желанию, имели Меня царем, и испытали гнев того Царя, благость которого вы презрели [творения его, час. 10, Стр. 289-290]. Итак, если епископы во времена Никона и уклонились в заблуждение, то этим не убегли от власти Божией: Он над ними царствует и с ними пребывает судом мщения, излиянием гнева и ярости. Посему обетование Его о пребывании со всеми верующими, в том числе и с епископами, отнюдь не нарушается тем, что епископы уклонились в заблуждение. Он с ними все равно пребывает, если не благодатию спасения, то судом мщения, хотя бы они и не желали, чтобы Он с ними так пребывал.

Но хотя Бог и пребывает таким образом с заблуждающимися иерархами, однако оставляет их Своею спасительною благодатью и помощью. Святый Иоанн Златоуст, в толковании на слова апостола Павла: Благодать Господа нашего Исуса Христа со всеми вами, - учит: Сие и Господь завеща глаголя учеником; се Аз с вами есмь во вся дни даже до скончания века. Но сие бывает, егда мы хощем; не бо всячески будет с нами, егда себе далече творим. С вами, рече, буду выну. Да не отгоняем прочее благодати (бес. апост., 2 фессалоник., бес. 5, стр. 2358).

Таким образом обетование Христово о Его пребывании с нами научает не тому, чтобы епископы жили беспечно, в надежде, что мол Бог нас не допустит до падений, до преступлений, и мы поэтому можем грешить и делать зло, успокаивая себя, что не мы виновны в своих заблуждениях, а Тот, Кто обещался всегда пребывать с нами, но не сохранить нас от падений. Нет, не этому учит упомянутое обетование Божие, не этим нелепостям и дерзостям, к каким приводит ваше учение, а тому, что если Бог всегда с нами пребывает, то видит все наши дела, слова и помышления, и значит мы должны избегать всяких действий, оскорбляющих Бога, ходити достойно звания, в не же звани быхом (ефес. зач. 224) и творить волю Божию, исполняя Его святые и спасительные заповеди, что в противном случае мы, хотя и не лишаемся Его присутствия, но понесем от Него наказание за свои деяния.

Вообще, обетования Божий не разрушаются грехами людей, как не разрушились они падением Адама и Еввы. По сотворении их, благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся и наполните землю и обладайте ею. И обладайте рыбами морскими и зверми, и птицами небесными, и всеми скоты, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли (быт. гл. 1). И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякаго древа, еже в рай, снедию снесте. От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него. В онь же убо день аще снесте от него, смертию умрете (быт. гл. 2). Из этого, по вашему рассуждению, можно заключать, что Адам не мог преступить заповедь Божию: иначе нарушится обетование Божие о размножении людей и обладании ими всею землею и всеми животными. Можно, по вашему, рассуждать так: если Адам умрет в тот же день, как преступит заповедь, то как же он может размножаться и обладать землею после падения? Следовательно, Бог сохранит его от падения, по крайней мере до рождения от него детей, чтобы не нарушить Своего обетования и благословения о размножении рода человеческого. Но совершилось не по этим человеческим умствованиям. Адам преступил заповедь Божию еще до рождения детей, а род человеческий от него размножился и наполнил землю, - обетование Боже ничуть не нарушилось. Так и здесь: епископы пали в ересь, и обетование Божие о пребывании с ними, как и со всеми верующими, от этого не нарушилось. Если бы епископы не могли уклониться в заблуждение, то Он бы так им и сказал, что вы не можете уклониться. Но такого обетования Он не сделал, а наоборот, поставил им такое предостережение: вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? ни во что же будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки (Матф. зач. 10). Вот два обетования Божия: одно, что Он будет пребывать с ними всегда, а другое, что они могут стать солию обуявшею, то есть уклониться в заблуждение. Но оба эти обетования не разрушают одно другое. И мы видим, что действительно оба они над епископами, уклонившимися в ереси, исполнились, как и над Адамом оба обетования, данные ему Богом. И как для восстановления Адама потребовалось спасительное средство - воплощение и страдание Сына Божия, так и для восстановления епископов от падения, требуется спасительное средство, - покаяние, дарованное нам страданием и смертию Его (52 прав, святых апостол; 8-е прав. перв. всел. соб.).

Из всего этого ясно, что обетование Божие о всегдашнем пребывании с епископами, как и со всеми верующими, вовсе не доказывает того, что епископы не могут погрешать и заблуждаться. Оно нисколько не нарушается и деянием их; во-первых, потому, что тогда с ними Бог все равно пребывает, если не благодатию спасения, то Своим вездеприсутствием, промыслом, властию, судом мщения, излиянием гнева и ярости; во-вторых, потому, что Христос дал обетование пребывать не с одними только епископами, но и с священниками и мирянами, содержащими православную веру. А старообрядческая церковь их всегда имела и тогда, когда епископы пребывали в неправославии.

Новообрядец. Пусть обетование Божие: се Аз с вами, не доказывает непогрешимости епископов и невозможности уклониться им в заблуждения, но есть другие слова Спасителя, которые прямо доказывают это. Христос о Своих апостолах и епископах сказал: Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их и по Мне грядут:Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея: Отец Мой, иже даде Мне, болии всех есть, и никтоже может восхитити их от руки Отца Моего (Иоан. зач. 38). Как же епископы могут уклониться в заблуждение, когда их никто не может исхитить из руки Божией? Неужели и эти слова Спасителя не ручаются за непогрешимость епископов в вере?

Старообрядец. Да. И эти слова не доказывают, что епископы не могут погрешать и заблуждаться. Они показывают только то, что если кто слушает гласа Божия, исполняет Его заповеди, того никто не может насильно отторгнуть от Бога; но если кто сам уклонится в заблуждение, по обольщению диавола и по своему произволению, того Бог не удерживает насильно. Так объясняют приведенное вами изречение Спасителя святые отцы, из которых мы сейчас и прочитаем. В «Благовестнике» говорится: Но спросит иной: как Господь сказал, что никто не похитит их из руки Отца Моего, тогда как мы видим, что многие погибают? На это можно ответить, что похитить из руки Отца никто не может, а обольстить могут многие. Ибо насильно и самовластно никто не может отвлечь их от Отца Бога; а по обольщению мы каждый день запинаемся. Как же он говорит: овцы Мои пойдут за Мною и они не погибнут? Между тем мы видим, что погиб Иуда. Но он погиб потому, что не последовал за Исусом и не пребыл до конца овцою. А Господь говорит об истинных Своих последователях и овцах, что они не погибнут. Если же кто-нибудь отстанет от стада овец и перестанет следовать за Пастырем, тот вскоре погибнет(благовест. Иоан. гл. 10, стр. 269). Спрашивается, - пишет блаженный Иероним, - так как никто не может исхитить из рук Бога, когда Он берет, уносит и удерживает у Себя, согласно с написанным: никтоже может восхитити от руки Отца Моего (Иоан. 11, 29), то каким образом Иуда был исторгнут из руки Божией через предательство? На это вкратце ответим, что никто не может похитить из руки Божией; но по собственной воле может освободиться от руки Божией тот, кто удерживается ею [творен, его, ч. 12, толков, на прор. Осию, гл. 5, ст. 14-15, Стр. 224]. Никто не исхитит их из руки Моей. Этим делается намек на волка, который расхищает овец, когда наемник оставляет их (10. 12). У него (Христа) пастыря доброго, а не наемника, никакой враг не расхитит овец и не распугает их, ибо они состоят под покровительством Всемогущего (ст. 29). Впрочем, рука здесь символ не только власти и могущества, но еще символ собственности овец. Возможность отпадений от Христа сими выражениями конечно не отрицается, ибо отпадший не есть уже овца Христова Ни один враг не может одолеть Его (Бога) и вследствие сего не может исхитить овец Его из рук Его, (то есть) насильно, против воли и желания верующих отлучить их от Бога (еванг. от Иоан., с объяснен, епископа Михаила, гл. 10, ст. 28-29). Вот какой смысл имеет прочитанное вами изречение Спасителя, что никто не может исхитить из руки Его последователей Его, - именно: никто не может исхитить насильно, против воли и желания; по собственному же произволению всяк может отпасть от Бога. Значит и это ваше свидетельство не доказывает, что епископы не могут погрешать и заблуждаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.