Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность иллюстрирования и театрализации




Перечень практических навыков по итогам занятия

Перечень умений по итогам занятия

Перечень знаний по итогам занятия

Студент должен знать: факторы риска, клинику, диагностику и принципы лечения геморрагических диатезов.

 

Студент должен уметь:

  1. Собрать подробный анамнез, выявить причины, клинические симптомы при ГД.
  2. Назначить необходимые лабораторные и инструментальные методы исследования.
  3. Уметь прочитать клинические анализы крови и миелограммы при ГД.

 

Студент должен иметь навыки:

1. Физикального обследования больных с ГД.

2. Оказания неотложной помощи больному ГД.

 

Одной из наиболее сложных и в то же время творческих областей агитационно-пропагандистской работы является художественная пропаганда. Она соединяет в себе политическую информацию, искусство (как комплекс идейно-эмоциональных выразительных средств) и творческую самодеятельность масс. Степень включения искусства в политическую информацию может быть разной, от простейшей формы — иллюстрирования информации художественными средствами — до сложного синтеза политики и искyсства образующего качественно новый вид пропаганды - театрализованную пропаганду. Разной может быть и степень включения масс в процесс художественно-пропагандистской деятельности. Если в простейших формах иллюстрирования речь идет лишь об участии масс в подготовке мероприятия, то в сложных театрализованных формах к этому прибавляется участие масс в самом мероприятии, в его ходе.

Художественная пропаганда обладает огромным эффектом воспитательного воздействия: она углубляет восприятие пропагандируемого материала, делает этот материал ярким, живым и доходчивым и к тому же дает направление ответной реакции, что чрезвычайно важно именно в массовой пропаганде и агитации.Суть художественной пропаганды точно и емко определил А. В. Луначарский, понимавший ее как такой пропагандистский процесс, в котором «благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, то есть действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах»1. Именно поэтому первый советский нарком просвещения призывал пронизать искусством всю политико-просветительную работу в массах.

С первых шагов советской культурно-просветительной работы партия обращала внимание на необходимость развития синтеза пропаганды и искусства, который усиливал бы звучание идеи марксизма-ленинизма. Наиболее естественным очагом такой агитационно-пропагандистской деятельности всегда назывался именно клуб, как социальный институт, призванный связывать просвещение с досугом: здесь человек отдыхает и наслаждается и при этом растет, видоизменяется, воспитывается.

Сегодня агитационно-пропагандистская деятельность клубов приобретает все более _выраженный художественно-зрелищный характер; в частности, все шире используется сценарно-режиссерская разработка реальных событий из жизни трудовых коллективов. Вследствие этого особенно большое значение приобретает для клубного работника овладение методикой художественной пропаганды.

Как уже говорилось, нужно различать два ведущих метода — иллюстрирование и театрализацию.

Каждый из этих методов имеет свою сферу применения, свою специфику. Стирание границ или подмена одного метода другим приводит подчас к срыву всего художественно-пропагандистского мероприятия.

Простейший, первичный метод использования искусства в художественной пропаганде — иллюстрирование — в известной мере используется во всей агитационно-пропагандистской работе, тяготеющей к постоянной связи с искусством. «...Агитатор, в котором не ночевало никакое искусство,— совсем никакой не агитатор»2, — справедливо говорил А. В. Луначарский.

Иллюстрирование есть внесение элементов искусства в ту или иную форму пропаганды и агитации, не видоизменяющее самой этой формы, но усиливающее ее идейно-эмоциональное воздействие.

В самом деле, лекция остается лекцией и при дополнении ее «художественной иллюстрацией», будь то кинофильм, концерт или книжная выставка. Тематический вечер останется таковым и в том случае, если выступление пропагандиста или группы пропагандистов будет проиллюстрировано художественным чтением, выступлением вокально-инструментального ансамбля и т д.

Однако в том и другом случае имеет место дополнение прямого пропагандистского воздействия па массу «образной иллюстрацией» — средствами искусства Причем эти составные части массового мероприятия могут существовать раздельно и лишь взаимодополнять друг друга В единую комплексную форму их объединяет тема. То есть иллюстрирование как метод художественной пропаганды представляет собой идейно-тематически организованное единство. Художественная иллюстрация очень широко используется в массовой работе клубов и применима ко всем ее формам, место занимает в художественной пропаганде клубов театрализация, являющаяся сложным творческим методом культурно-просветительной работы. Театрализация есть прежде всего особая художественная организация материала по законам

театра, драматургии. Она представляет собой не просто идейно-тематическое объединение политической информации и искусства, а их органический синтез и идейно-тематический и композиционный. Составные части такого единства не могут существовать обособленно, раздельно друг от друга Если при иллюстрировании используются готовые образцы искусствa то театрализация представляет собой творческое образное решений всей агитационно-пропагандистской темы.

Метод театрализации изменяет природу формы, в которой он применяется, создает форму нового качества. Так, например, тематический вечер, решенный средствами театрализации (т. е. театрализованный тематический вечер), превращается в массовое представление — новую, драматургическую форму художественной пропаганды. Поэтому нельзя говорить о частичном использовании, об элементе театрализации применительно ко всем формам агитации и пропаганды в клубах

Наиболее распространенной ошибкой практиков является понимание театрализации как привнесения в культурно-просветительное мероприятие элемента художественности — использования кинофрагмента, сцены из спектакля, песни, танцевального номера. Театрализация, таким образом, попадает в один ряд с художественной иллюстрацией, представляется лишь более сложной, объемной ее разновидностью. В результате в практической работе клуба театрализация попросту не используется, все сводится к элементарному иллюстрированию традиционных мероприятий

Театрализация — это метод, применяемый не в любых, а только в особых условиях, органичных для соотнесения отмечаемого реального события с его художественной интерпретацией Именно желание выделить то или иное знаменательное событие, показать его(особое) значение в жизни, выразить и закрепить свои чувства к нему вызывает потребность в его ярком художественном толковании. Не случайно наиболее типичными датаминием, выступлением вокально-инструментального ансамбля и т. д. Однако в том и другом случае имеет место дополнение прямого пропагандистского воздействия па массу «образной иллюстрацией» — средствами искусства. Причем эти составные части массового мероприятия могут существовать раздельно и лишь взаимодополнять друг друга В единую комплексную форму их объединяет тема. То есть иллюстрирование как метод художественной пропаганды представляет собой идейно-тематически организованнoe единство.

Художественная иллюстрация очень широко используется в массовой работе клубов и применима ко всем ее формам. Особое место занимает в художественной пропаганде клубов театрализация, являющаяся сложному творческим методом культурно-просветительной работы. Театрализация есть прежде всего особая художественная организация материала — по законам театра, драматургии. Она представляет собой не просто идейно-тематическое объединения политической информации и искусства, а их органический синтез и идейно-тематический и композиционный. Составные части такого единства не могут существовать обособленно, раздельно друг от друга. Если при иллюстрировании используются готовые образцы искусства, то театрализация представляет собой творческое образное решение всей агитационно-пропагандистской темы.

Метод театрализации изменяет природу формы, в которой он применяется, создает форму нового качества. Так, например, тематический вечер, решенный средствами театрализации (т.е. театрализованный тематический вечер}, превращается в массовое представление — новую драматургическую форму художественной пропаганды. Поэтому нельзя говорить о частичном использовании, об элементе театрализации применительно ко всем формам агитации и пропаганды в клубах.

Наиболее распространенной ошибкой практиков является понимание театрализации как привнесения в культурно-просветительное мероприятие элемента художественности — использования кинофрагмента, сцены из спектакля, песни, танцевального номера. Театрализация, таким образом, попадает в один ряд с художественной иллюстрацией, представляется лишь более сложной, объемной ее разновидностью. В результате в практической работе клуба театрализация попросту не используется: все сводится к элементарному иллюстрированию традиционных мероприятий.

Театрализация — это метод, применяемый не в любых, а только в особых условиях, органичных для соотнесения отмечаемого реального события с его художественной интерпретацией. Именно желание выделить то или иное знаменательное событие, показать его особое значение в жизни, выразить и закрепить свои чувства к нему вызывает потребность в его ярком художественном толковании. Не случайно наиболее типичными датами театрализованных массовых мероприятий являются даты красного календаря и наиболее значительные даты, связанные с трудом, общественной жизнью и бытом данной общности людей. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному осмыслению события, к символической, обобщающе и образности, к организации деятельности масс по законам театра.

Таким образом, театрализация предстает не как обычный художественно-пропагандистский прием, который можно использовать на всех уровнях, а как наиболее сложный творческий метод, имеющий социально-психологическое обоснование и соответствующий высшим проявлениям культурно-просветительной деятельности. Именно театрализация теснее всего сближает политическую пропаганду с искусством и превращает художественную пропаганду в специфическую форму искусства, главная функция которой имеет педагогический, агитационно-пропагандистский характер, а художественный смысл и эстетическое значение обеспечивается искусством.

Театрализация представляет собой не только художественную обработку жизненного материала, но и особую организацию поведения, действий массы людей. Своеобразие" театрализации состоит в том, что эти две ее стороны неразрывно связаны, взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Художественная организация материала в отрыве от организации деятельности масс превращает метод проведения такого мероприятия в иллюстрирование. Организация же театрализованного действия массы, не подкрепленная сценарной основой, лишает действие реальной почвы, превращает его в бесплодную игру.

Применение театрализации зависит не только от желания организаторов, а прежде всего от потребности данной общности людей, от социальной ситуации. Отсюда проистекает необходимость для клубного работника искать конкретные жизненные ситуации, вызывающие потребность в театрализации. Ответственное отношение к театрализации — залог ее эффективности.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОПАГАНДЫ (УСТНЫЙ ЖУРНАЛ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР)

Устный журнал. Устный журнал является типичным примером сочетания документальной информации и средств искусства.

С точки зрения агитационно-пропагандистской устный журнал есть информационная форма массовой работы. Его суть составляет сообщение слушателям новейшей информации по различным вопросам внутренней и международной жизни, науки, техники, искусства. Можно сказать, что устный журнал является комплексом тем, комплексом информации в клубной массовой работе. Этим он отличается от тематического вечера (о котором мы будем подробно говорить ниже), поднимающего обычно одну тему или проблему.

Устный журнал наиболее полно отражает специфику агитационно-пропагандистской деятельности клуба, ибо органично сочетает в себе общую и конкретизированную информацию. Обычно в нем присутствуют на равных началах рубрики, разделы и страницы, рассказывающие о важнейших событиях в нашей стране и за рубежом, а также о жизни данного города, района, села, производственного коллектива.

Отсутствие местной информации в устном журнале снижает интерес к нему. Но и чрезмерное увлечение местным материалом отражается на его популярности, так как излишне приземляет и обедняет его информационную суть.

Клубный работник должен хорошо понимать возможности устного журнала с точки зрения коммуникативного процесса, уметь отобрать и распределить информацию.

Отбор информации для устного журнала не может быть произвольным. Как и все в клубе, он обусловлен информационными потребностями и запросами конкретной аудитории. Это требует от самого клубного работника информированности по широкому кругу вопросов, как общих, так и местных; постоянного изучения потребностей данной аудитории; умения подчинить отбор тем воспитательным задачам мероприятия; умения в своем постоянном взаимодействии с аудиторией, в свою очередь, влиять на ее потребности в информации.

Устный журнал — это оперативная форма сообщения. Он не может, разумеется, рассказать о чем-либо раньше газеты, радио или телевидения. Но он оперативно может организовать общение с очевидцем или участником события, с человеком, причастным к информации, ставшей темой устного журнала.

Специфика клуба ставит перед устным журналом задачу организации живого межличностного общения. Отсюда методическое требование к устному выступлению на его страницах. Это должен быть не доклад или лекция, а именно живое, непосредственное информационное общение, короткое выступление с комментариями или личными впечатлениями. Общение участников устного журнала, тон и содержание выступлений носят характер импровизации. Если в лекции может быть изложен тот или иной вопрос, в докладе — поставлены задачи коллектива в связи с ним, то в устном журнале участники встретятся с людьми, имеющими к этому вопросу непосредственное отношение.

Следовательно, подготовка информации для устного журнала заключается не только в отборе оперативной тематики для его «страниц», но и в подборе состава выступающих. Эти две стороны агитационно-пропагандистского процесса разорвать невозможно, в силу клубной специфики. Если нет выступающего, который отвечал бы нашим условиям, то лучше отказаться от темы, чем превращать устный журнал в набор коротких лекций и докладов

Итак, своеобразие устного журнала с точки зрения пропаганды и агитации в том, что он представляет собой комплекс тем и раскрывает их в процессе межличностного общения человека, причастного к той или иной информации, с аудиторией. Но устный журнал, как мы уже сказали, не просто информационная форма массовой работы клуба — он не является разновидностью устной пропаганды, а предстает как форма художественно-пропагандистская.

С точки зрения художественной пропаганды устный журнал есть комплексная форма использования искусства в массовой работе клубов, построенная по принципу иллюстрирования информации и вплотную подходящая к театрализация.

Обязательное художественное иллюстрирование каждого раздела, рубрики, странички устного журнала — одно из важнейших методических требований к его организации. Иллюстрирование должно быть разнообразным, использующим весь комплекс выразительных средств, имеющихся в данном клубе. Здесь и кинофрагменты, и музыка, и произведения изобразительного искусства, и отрывки из театральных спектаклей, и номера художественной самодеятельности, и многое другое. Для клубного работника методически важны умелый отбор и расположение таких «иллюстраций» в устном журнале.

Отбор иллюстраций определяется прежде всего содержанием информации, идейным смыслом всего мероприятия. Другим важным условием является новина иллюстраций: они должны в художественной форме нести новейшие, сведения. Вообще все, что используется в устном журнале, должно быть по возможности новым, недавно сочиненным или поставленным, недавно прозвучавшим в эфире, вышедшим на киноэкран или поставленным в театре.

Большое значение в устном журнале, именно в силу его информационно-художественной специфики, приобретает такое важное средство иллюстрирования, как аудиовизуальная информация о жизни данного коллектива, района, города, села. Это могут быть диапозитивы, фотографии, любительские фильмы, интервью, беседы и репортажи, записанные на магнитофон. Наряду с общей обязательно используется местная аудиовизуальная информация. Это также является важным требованием иллюстративного материала для устного журнала.

В устном журнале могут найти место и методы театрализации. В этом случае журнал имеет единый сценарий, превращающий каждую рубрику, раздел или страницу в законченный эпизод и выстраивающий эти эпизоды в определенной композиционной последовательности через сюжет. Сюжетной организации обычно требуют тематические журналы, такие, например, как «Творчество», «Молодость».

Сценарий тематического журнала содержит разнообразную информацию, объединенную общей темой,—в отличие от обычных устных журналов, построенных по принципу калейдоскопа.

Другой важной стороной сюжетной организации журнала является образное решение фигуры ведущего. Наряду с обычным, реальным диктором или комментатором это может быть знакомый посетителям клуба персонаж. Так, во многих детских журналах роль ведущего выполняют любимые герои сказок, знакомые детям персонажи книг, киноэкрана, радио- и телепередач. В тематических альманахах ведущий может выступать в образе, адекватном теме, например: ученый, молодой человек и т.д.

Однако если говорить о реальных и художественных персонажах, то в устном журнале речь идет только о театрализованном образе ведущего, весь же. информационный материал на его страницах строится по документальному принципу. В качестве монтажного начала между страницами-эпизодами, кроме единого образа ведущего, могут выступать постоянное оформление, художественные заставки, музыкальные те мы и т.д.

В практике клубной работы встречается несколько видов устных журналов. Самым распространенным является комплексный устный журнал, выходящий периодически и охватывающий ряд тем. Однако это не случайное объединение тем: каждый журнал выбирает темы под определенным углом зрения, имеет свой критерий выбора информации. Обычно он выражен в названии журнала. Наиболее распространенными являются названия типа: «Хочу все знать», «Хроника», «Новости».

Другой вид составляют однотомные журналы, регулярно раскрывающие ту или иную проблему, ту или иную отрасль знаний, показывающие ее в движении и развитии, пропагандирующие новейшую информацию. К этому виду относятся устные журналы по отдельным проблемам международной и внутренней политики, по отдельным отраслям науки и техники, по литературе, театру, кино, музыке, живописи и т. д. В клубах нередко проводятся регулярные выпуски устных журналов для работников отдельных специальностей.

Третьим весьма распространенным видом являются уже называвшиеся нами тематические журналы, выходящие не периодически, а по мере необходимости. Обычно тема в них освещается более широко и разносторонне, охватывает целые отрасли общественной жизни и культуры, адресуется к целым социальным категориям. Большое распространение получили, например, такие тематические журналы, как «Искусство», «Наука», «Новости политической жизни».

Любой вид устного журнала состоит из отдельных страниц и постоянных рубрик. Постоянные рубрики определяют основные направления, по которым строится содержание журнала: каждая из них представляет собой отдельную тему или часть темы. Дать точную схему построения устного журнала, точный набор его страниц невозможно, так как в каждом клубе журнал может строиться по-разному. Однако существуют типы страниц, которые в той или иной форме присутствуют в каждом из них. К ним относятся общественно-политическая страница, страница местной жизни, страницы новостей науки, искусства, спорта.

Не следует перегружать устный журнал. Его продолжительность, как показывает практика, должна быть не более двух — двух с половиной часов, а число страниц не должно превышать пяти— шести.

Как нужно строить устный журнал, в какой последовательности располагать его страницы? Можно предложить по крайней мере две важные методические рекомендации.

Во-первых, широко использовать метод контраста в расположении страниц. Метод контраста основан на психологическом требовании смены впечатлений и диктует необходимость переходов от простого к сложному и обратно, от устного выступления к иллюстрации, от смешного к серьезному, от воздействия одним средством к воздействию другим, например от кино к песне или стихам и т. д. Вслед за рассказом о важном политическом событии в устном журнале может быть премьера клубного хора; затем — рассказ о новом рационализаторском предложении; далее — новые работы фотолюбителей...

Другая рекомендация к построению устного журнала —обеспечить законченность каждой страницы. В противном случае создается ощущение неконкретности, расплывчатости, незавершенности.

Устный журнал является одной из самых активных форм массовой работы клубов. Он опирается на широкую инициативу и самодеятельность масс с момента рождения замысла. Создается постоянная редколлегия. Активисты клуба — члены редколлегии следят за новинками общественной и культурной жизни страны, города, села, находятся в курсе всех наиболее интересных событий и немедленно организуют информацию о них в той или иной форме на страницах устного журнала. Это и дает возможность обеспечивать регулярность выпусков.

Создание и активная деятельность общественной редколлегии—непременные методические условия организации устных журналов. Тесно связанная с участниками клубной самодеятельности, редколлегия может максимально приблизить тематику и состав выступающих к интересам аудитории и тем самым позволяет активизировать ее в ходе самого мероприятия.

Тематический вечер. Тематический вечер также является типичной формой художественной пропаганды: он носит агитационно-пропагандистский характер и решает свои задачи с помощью разнообразных средств искусства.

Тематический вечер посвящается одной теме и раскрывает ее в определенной логической последовательности. Информация, составляющая содержание клубного вечера, не просто актуальна и оперативна, а всегда имеет событийный характер". Тематический вечер проводится в клубе по поводу события, значимого как для всего советского народа, так и для данной конкретной общности, и представляет собой реакцию на это событие, выражает отношение массы к нему. В этом смысле тематический вечер — одна из наиболее активных форм массово-политической деятельности клуба. Идет ли речь о достижениях науки или культуры, о производственных успехах и т. д., тематический вечер не просто информирует аудиторию, а предполагает ее активно выраженное отношение к данному событию. Это отношение проявляется прежде всего в атмосфере одобрения, торжества, уважения, радости, придающей тематическому вечеру особую социально-психологическую окраску, не свойственную другим формам массовой работы клубов. Общественная активность масс может выражаться и в формах непосредственной реакции на событие — в принятии резолюций, проведении торжественных ритуалов и церемоний, а также в формах прямого взаимодействия с героями вечера — в их торжественной встрече, чествовании. Все это позволяет рассматривать тематический вечер как особую форму личностно-массового общения в клубе.

Клубные тематические вечера способствуют удовлетворению и развитию потребности человека в социальном общении, в информации об окружающей действительности, в овладении способами социальной деятельности и разностороннем участии в ней, в социальном самоутверждении, в духовном творчестве.

В решении последней задачи особое место принадлежит привлечению клубных посетителей не только к участию в вечере, но и к его подготовке. Чем больше инициативы проявят они при этом, тем ближе и дороже станет им идея вечера, его цель.

Клубному работнику важно не только отобрать информационный материал и в соответствии с ним определить выступающих, но и выстроить двусторонний процесс общения в ходе вечера.

Тематика клубных вечеров многообразна, как и сама жизнь советского общества. В самом общем виде можно представить три основных ее направления.

1. Тематические вечера, посвященные пропаганде идей марксизма-ленинизма и их претворению в жизнь. Это — постоянное направление клубной массовой работы, приобретающее особенно большое значение в наши дни, когда массовое изучение марксизма-ленинизма стало важнейшей особенностью развития общественного сознания. Тематический вечер раскрывает на практическом опыте масс то или иное теоретическое положение марксизма-ленинизма, показывает преимущества социалистического образа жизни, пропагандирует внутреннюю и внешнюю политику КПСС, ее исторический опыт, героические традиции, интернационализм. Особое место занимают тематические вечера,

посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина, его соратников, ветеранов ленинской гвардии коммунистов, жизненному подвигу Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л, И. Брежнева.

2. Тематические вечера, посвященные текущим событиям общественно-политической, трудовой и культурной жизни страны. Это очень широкое направление массовой работы, тесно связывающее клуб как с жизнью страны в целом, так и с жизнью данной области, города, района, производственного коллектива. Центральное место в тематике клубных вечеров этого направления занимают показ достижений советского народа в выполнении решений XXV съезда КПСС, систематическое освещение хода социалистического соревнования, показ важнейших вех борьбы нашего народа за выполнение народнохозяйственных планов. Такие вечера должны быть постоянной летописью труда, хроникой будничной, повседневной работы, хроникой, дающей возможность в полной мере воспринимать масштабность происходящего вокруг нас. Важное место здесь занимают также вечера, посвященные выдающимся достижениям советской науки, техники, культуры.

3. Тематические вечера, посвященные показу людей труда, лучших сынов и дочерей нашей Родины. В центре вечеров этого направления — встречи с рабочими, колхозниками, инженерами и техниками, воинами Советской Армии, учеными, деятелями культуры. Организуются они в связи с тем или иным трудовым или общественно-политическим событием: получением правительственных наград, юбилейным чествованием, выдающимися достижениями в труде, воинским подвигом, важным научным открытием, новым спортивным рекордом и т. д.

Содержанием тематических вечеров являются конкретные-события, жизненные конфликты, определенные достижения человеческой мысли. При этом, какие бы вопросы ни ставились перед участниками вечера — производственные, общественно-политические и т. д.,—всегда в центре внимания должен быть человек, с его действиями, мироощущением, эмоциями. Попытки построить тематический вечер исключительно вокруг абстрактной проблемы, безличный рассказ о ней неизбежно превращают вечер в разновидность собрания, обедняют, резко сужают возможности его воздействия на массы. Задача тематического вечера состоит не столько в том, чтобы показать экономическую эффективность того или иного почина, сколько в том, чтобы раскрыть моральные стимулы труда, показать человека1 в труде.

Тематический вечер дает возможность органично связать информационно-логическую и эмоционально-образную линии. Средства искусства, используемые при организации тематического вечера, могут воссоздать картину события, которому посвящен вечер, показать хронику событий, галерею художественных образов, созвучных реальным героям.

Обязательно присутствуя в любом клубном вечере, информационно-логическая и эмоционально-образная линии могут, однако, не быть органически слиты в единое целое. Скажем, в торжественной или деловой части сосредоточена вся событийная информация, а художественная часть иллюстрирует ее и дает человеку возможность отдохнуть, встретиться с искусством. В таком тематическом вечере можно различить достаточно самостоятельные информационную и художественную части, хотя они и взаимосвязаны тематически.

Больший удельный вес той или иной части определяет в подобном случае тип вечера. Если центральное место в нем занимает информационная часть, то мы можем отнести такой вечер к разряду торжественных заседаний, митингов, чествований, вечеров науки и техники и т. д. Если же в нем преобладает художественная программа, посвященная отмечаемому событию, то это может быть вечер-концерт, литературный, музыкальный вечер, киновечер и т.д. В том и другом случае это первая, наиболее простая степень соединения информации и искусства в тематическом вечере — соединение в форме иллюстрирования.

Тематические вечера, включающие в себя художественное иллюстрирование, чрезвычайно распространены и необходимы в клубной практике. Они не требуют длительной подготовки и могут быть весьма оперативными.

Однако диапазон включения искусства в тематический веер очень широк. Мы можем иметь дело с простейшим соединением информационно-логического и эмоционально-образного начал в раскрытии той или иной темы, а можем организовать единое синтетическое представление, в котором эти две линии слиты. Речь в данном случае идет о высшей, наиболее близкой к театру форме массовой работы клуба — театрализованном тематическом вечере, театрализованном массовом представлении.

По социально-психологической ситуации, лежащей в его основе, театрализованный тематический вечер чрезвычайно близок к массовому празднику, является одной из форм его организации. Не случайно такие вечера, как правило, проводятся клубами в праздничные дни или посвящаются важнейшим событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, создающим особое, приподнятое состояние у человека.

" Театрализованный тематический вечер требует творческого применения метода театрализации. Он предполагает сценарнодраматургическую разработку материала и художественно организованный коллектив участников, становящийся героем представления. Это, по существу, сценическая композиция на актуальную тему с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными героями, чьи образы помогает раскрывать искусство. Сюжет такой композиции разворачивается на широком историческом фоне и в своей основе имеет реальную жизненную ситуацию. Там, где клуб обеспечивает документальность сюжетной основы вечера, где постоянно занимаются сбором материала, изучением людей, вечера получаются интересными, на них царит атмосфера причастности людей к происходящему действию.

К наиболее распространенным жанрам клубного тематического вечера относятся: вечер-рассказ, вечер-рапорт, вечер-портрет, вечер-митинг, вечер-ритуал. Рассмотрим более подробно каждую из этих разновидностей.

Вечеру-рассказу свойственна спокойная, повествовательная форма. Выступления ведущих и приглашенных лиц и литературно-художественный материал, скомпонованные логически и эмоционально, последовательно освещают какое-либо важное событие, информируют об исторических фактах и новых явлениях политической и культурной жизни.

Характерные черты вечера-рассказа — развернутое изложение темы, обилие фактов, наблюдений; повествовательная интонация выступлений; сравнительно сдержанное использование иллюстрирования.

Примыкают к вечерам-рассказам и являются в некотором роде их жанровой разновидностью вечера-репортажи, тематически объединяющие в своей программе короткие выступления свидетелей и участников тех или иных событий и дел. Вечера-репортажи отличаются особой оперативностью в освещении актуальных вопросов, злободневных тем жизни и быта. Здесь особенно активна роль ведущего. Часто такие вечера ведут журналисты.

Вечер-портрет позволяет подробно рассказать о человеке, показать его достоинства и раскрыть его образ всеми имеющимися у клуба средствами. Сценарии вечеров-портретов являют собой яркий образец документальной клубной драматургии. К каждому такому вечеру собирается большой биографический материал, на основе которого и составляется сценарий. Сам материал обычно подсказывает и способ подачи его. Здесь могут быть использованы: коллективный рассказ и интервью, взятое ведущим у товарищей по работе, кинофрагмент репортаж, Демонстрация семейных фотографий, чтение документов, стихов, песни и инсценировки, сочетание различных изорразительно-°формительских средств.

Жанру вечера-портрета свойственны особая теплота и сердечность. По существу, это коллективный театрализованный рассказ о передовом человеке, о трудовой династии. В этом жанре пропаганда советского образа жизни и примера лучших людей обретает особую конкретность, особую силу убедительности.

Вечер-митинг в известной степени примыкает к массовому уличному действию. В нем часто используются такие элементы, как вынос знамен, шествие через зал, разбрасывание листовок с призывами и текстами революционных песен, коллективное их исполнение. Вечер-митинг — это наиболее активный жанр тематического вечера. Все выступления на нем носят характер короткого, страстного слова, призывающего к действию. На вечерах-митингах звучат трудовые рапорты, собравшиеся принимают резолюции, славят победы советского народа и братских стран социализма, гневно клеймят врагов и все, что мешает нашему движению вперед.

Большое распространение за последние годы получили клубные вечера-ритуалы, т. е. вечера, торжественно отмечающие важное событие в жизни человека или целого трудового коллектива. Этому жанру свойственны традиционные элементы и театрализованные действия.

Таковы жанры тематического вечера, наиболее часто используемые в современной клубной практике. Очевидно, тенденция к жанровому многообразию будет развиваться.

Массовая работа в клубах не является обособленной частью их деятельности, отгороженной, в частности, от работы кружков и творческих объединений. Наоборот, массовые мероприятия клубов должны включать в себя коллективную работу всех кружков и объединений. Чем больше внутриклубных коллективов и активистов привлечено к организации вечера, тем больше у него шансов на успех. Часто при подготовке большого клубного вечера создается инициативная группа или комиссия, в обязанности которой входит сбор материалов для сценария, подбор выступающих, организация аудитории, оформление, клуба, подготовка выставок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 2946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.