Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение естественным родам




Присутствие детей при родах

Если атмосфера в родильном доме или родильном центре является достаточнорасполагающей, то многие родители хотят, чтобы при родах присутствовали ихблизкие - дедушки, бабушки, другие члены семьи, друзья или их собственныедети. В этих случаях можно провести неформальное обучение для бабушек идедушек, для братьев и сестер новорожденного, чтобы подготовить их к томусобытию, при котором они будут присутствовать. Родители должны заранеепринять решение о том, кто будет присутствовать при родах, чтобы согласоватьэто с медиком, ответственным за принятие родов. Всегда приветствуется, когдародной брат или сестра находятся рядом с новорожденным в первые минуты егожизни. Решение - допустить или не допустить детей присутствовать при родах -зависит от возраста детей, степени их подготовленности, а также от энтузиазмаврача и всего медицинского персонала. Разумеется, такое решение можно принятьтолько в том случае, если родители уверены в положительном воздействии наребенка подобного зрелища.Если женщина собирается рожать в каком-то определенном роддоме, то лучшевсего, если обучение проводится в нем же и тем же персоналом, который будетпринимать роды. Это поспособствует установлению доверия между пациенткой имедперсоналом. Если же это невозможно, то будущим родителям следует хотя быознакомиться с местом, где будут проходить роды, и встретиться с теми, ктобудет помогать. Для подготовительных занятий необходимо наличие: 1) достаточно большого помещения для проведения урока одновременно, покрайней мере, с пятнадцатью парами; 2) кинопроектора и учебных фильмов; 3) настенной доски; 4) библиотеки с богатым выбором книг и учебных пособий, посвященных родам; 5) различных схем; 6) разнообразных учебных аудио- и видеоматериалов; 7) персонала, активно работающего в родильном и послеродовом отделенияхбольницы. Кроме всего прочего, персоналу роддома или родильного центра должны оказыватьактивную помощь врачи из других лечебных отделений. Таким образом, весьмедицинский персонал, который вступает в контакт с пациенткой, знакомит ее спринципами естественных родов данного родильного центра. Как результат -непрерывная забота о матери и ребенке, начинающаяся со встречи в приемномпокое и заканчивающаяся выпиской в кабинете врача. В идеале обучение должно состоять из четырех основных частей: 1) восемь двухчасовых занятий на ранних сроках беременности; 2) восемь двухчасовых занятий на поздних сроках беременности (итогошестнадцать занятий до родов); 3) обучение непосредственно в медицинском учреждении во время послеродовогопребывания; 4) четыре двухчасовых специальных семинара, отведенных для дискуссий,вопросов, ответов и советов, направленных на то, чтобы помочь молодой материи новорожденному. Занятия на ранних сроках беременности. Очень важно, чтобы это обучениеначиналось, как можно раньше - по крайней мере, не позднее конца первоготриместра, дабы будущие родители смогли на практике использовать полученныезнания и сделать все возможное для нормального течения беременности иуспешных родов. Весь период времени от зачатия до первых девяти месяцев жизниребенка должен преподноситься на занятиях, как цепь непрерывныхвзаимосвязанных событий. Родители должны понимать, что роды - это хотя иважная веха на пути оптимального развития ребенка, но все же не единственная.Подчеркнуть эту концепцию необходимо уже на первом же занятии. Тогда жепроводится и экскурсия по больнице. Кроме того, на первом занятии изучаютсянекоторые упражнения (покачивание тазом, удобные позы, правильная посадка) испособы релаксации. Второе занятие посвящается питанию, качеству продуктов, причем молодымродителям следует указать на необходимость по возможности избегать очищенныхпродуктов и сахара. Важность правильного питания рассматривается не только сточки зрения внутриутробного развития ребенка, но и как залог его правильногоразвития в будущем. Нет более удачного времени для обучения молодой парыправильному питанию, чем ранние сроки беременности, ведь именно тогдасоздается стереотип питания будущего ребенка. Это идеальное время дляродителей оценить собственные потребности в питании и выработатьсоответствующие принципы на всю жизнь. Дополнительные занятия должны включать обсуждение различных аспектовсексуальных отношений; проблем грудного вскармливания; методов стимулированияэмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка от рождениядо девяти месяцев жизни; профилактики заболеваний и ухода за ребенком; помощив экстремальных условиях; мер безопасности для ребенка в машине и дома и томуподобное. Одно занятие следует посвятить теме "Питание новорожденного", накотором необходимо обсудить вопросы питания во время беременности и кормлениягрудью. В учебных классах всегда должны быть в наличии учебные материалы и книги,чтобы будущие родители могли более подробно изучить интересующие их вопросы.Во время занятий особый упор следует делать на способах релаксации, посколькудля многих родителей выработка умения правильно расслабить мышцы требуетбольшой практики. Правда, некоторые усваивают ее достаточно быстро. Но длятех, у кого возникают затруднения, дополнительные недели упражнений имеютнеоценимое значение. Если человек однажды освоит способы релаксации, то вбудущем он сможет плодотворно использовать эти знания всю жизнь - к примеру,для того, чтобы быстро заснуть или более эффективно использовать краткиеминуты отдыха днем. Эти занятия на ранних сроках беременности помогают мужьям осознать, что импредоставляется полная возможность содействовать женам во время беременности,родов и ухода за новорожденным ребенком, а также понять, какие факторы влияютна эмоциональный, умственный и физический потенциал ребенка. Если этотматериал дается достаточно рано, то у родителей будет время проработать его втечение более спокойных месяцев перед родами. Молодые родители, ожидающиесвоего первого ребенка, обычно с большой охотой стараются изучить все, чтотолько можно. С другой стороны, эти занятия дают возможность педиатрам, психологам,воспитателям, социологам, а также представителям других наук проводить вжизнь свои знания, отвечая на вопросы родителей. Занятия на поздних сроках беременности. Эти восемь занятий посвящаютсяобучению родителей способам согласованных действий группы во время самихродов. В этот цикл входит: 1) введение понятия помощника и объяснения его роли, объяснение механизмасхваток и родов; 2) первый период родов, упражнения, релаксация, техника правильного дыхания,демонстрируется учебный фильм; 3) обсуждение всевозможных проблем, например, необходимость наблюдения заплодом, кесарево сечение, желтуха новорожденного; 4) завершение первого периода родов, переходный период, упражнения,демонстрация кинофильма; 5) второй период родов, слайды, экскурсия по больнице; 6) повторение пройденного, имитация потуг, фильм; 7) неразрывные узы, послеродовой уход, пребывание в больнице, фильм; 8) выступление приглашенного для родителей лектора. Обучение в больнице. Во время пребывания в больнице проводятся дальнейшиезанятия, на которых подчеркивается важность нерасторжимой связи родителей сноворожденным. Родителям дается информация о необходимости планирования всемье, дальнейшие сведения о питании и кормлении грудью. Родителей учаткупать и пеленать ребенка, и т.д. В это время важно не забывать о братьях исестрах будущего новорожденного. Послеродовой период. Эти четыре занятия - один раз в неделю для молодыхматерей и их малышей в возрасте до трех месяцев - касаются их новогоположения. В этом плане очень полезны советы опытных матерей, которые скажут,как преодолеть бессонные ночи, что делать, если ребенок плачет, как правильнокормить его, когда он должен спать и т.д. Эти неформальные встречи частоспособствуют тому, что между участниками устанавливаются дружеские отношения,которые продолжаются потом долгие годы. В дополнение к четырем перечисленным разделам обучения можно предложитьнекоторые дополнительные специальные занятия. Для тех, кто знает, что ихожидает кесарево сечение, полезно провести дополнительное занятие именно поэтой теме, на котором также необходимо рассмотреть роль отца. Весьма полезны занятия для братьев и сестер новорожденных, даже если они небудут присутствовать при родах. И в самом деле, родителям очень важнопонимать, что чувствуют их дети, да и самим братьям и сестрам необходимоподготовиться к появлению нового члена семьи. Можно показать небольшой фильмо том, как младенец развивается в утробе матери и как он появляется на свет.При этом будет лучше, если во время демонстрации фильма преподавательрасположится рядом с детьми. Пусть дети свободно беседуют и высказывают своисоображения, задают вопросы. А после занятий, дома, пусть нарисуют, как онипредставляют себе малыша, и затем принесут на следующее занятие. После сериизанятий детям можно дать маленькое удостоверение. Если сестры и братья будутприсутствовать при родах, им необходимы дополнительные инструкции. Одно занятие можно провести для бабушек и дедушек или для других, кто будетприсутствовать при родах. В неформальной обстановке обсуждаются вопросы оестественных родах, о том, чего можно ожидать при родах. При этом, хорошо,если участники беседы будут свободно высказывать свои мнения и задаватьвопросы, формулировать свои соображения о судьбе молодого поколения.

Глава 3. Здоровая беременность

Как только женщина почувствует, что забеременела, ей следует немедленнообратиться за медицинской помощью в женскую консультацию. Как правило, онатак и поступают, так как желает удостовериться в том, что все идет нормально.К тому же она стремится наладить постоянный контакт с человеком, от которогоможно получить квалифицированный совет по всем вопросам, связанным срождением ребенка, и который сможет организовать ей место в родильном домеили, при необходимости, в дородовом отделении больницы. Мы опускаем здесь описание того радостного возбуждения, которое сопутствуетвсем этим приготовлениям, как и того разочарования, когда оказывается, чточто-то идет не по плану. Каждая женщина, особенно при первой беременности,нуждается в поддержке, ей необходимо объяснять все незнакомые ей явления.Врач, медсестра, весь персонал женской консультации несут ответственность заподготовку женщины к рождению ребенка, поскольку именно эти люди в ее глазахявляются главными экспертами по всем вопросам, связанным с грядущим событием.Для молодой женщины очень важны красота, грация. Она законно гордится своейфигурой; она хочет сохранить привлекательность; ей не нравится вид неуклюжихженщин на поздних сроках беременности; она боится отекших ног, пигментныхпятен на лице, линий растяжения (так называемых растяжек) на животе,увеличивающихся молочных желез. Тот, кто озабочен ее душевным спокойствием,не должен оставлять без внимания ее переживания. Разумеется, в женской консультации проводятся измерение таза, прослушивание ипрощупывание живота, измерение артериального давления, взятие мочи на анализи крови для определения группы и резус-фактора и т.д. Но даже если все впорядке, женщине требуется нечто большее, чем несколько простыхсоветов-рекомендаций о диете и гимнастике. Какой бы всеохватывающей ни быламедицинская помощь, она ничего не даст, если не затронут ум женщины. И какойбы тщательной ни была диагностика и коррекция, все усилия окажутся тщетными,если имеются негативные влияния, способные все перечеркнуть. Ни одна женщинане должна поступать в больницу со схватками, не пройдя соответствующейподготовки с квалифицированными преподавателями. Случается и так, что будущая мать дисциплинированно посещает всеподготовительные занятия в родильном доме или где-нибудь еще - и только длятого, чтобы во время родов понять, как мало она знает, необходимого именнодля процесса родов. Нет ничего более обескураживающего для женщины, чемпонимание того, что ее неправильно информировали, неверно направили восмыслении ее роли в процессе рождения ребенка. Превратное обучение гораздохуже, чем полное его отсутствие, поскольку оно отнимает у женщины доверие кучителям и помощникам. Берегитесь тех, кто старается учить, сам никогда ничему не научившись! В этомслучае подход к рождению ребенка, как к естественному физиологическому ипсихологическому процессу будет представлен искаженно, а высокий процентнеудач создаст плохую репутацию методу, который, на самом деле, был простонеправильно применен. Кроме чтения научных лекций о беременности и родах,женщину необходимо научить еще правильно дышать и расслабляться - без этихзнаний нельзя ожидать нормального течения родов. А возможно и такое: на каждым занятии рассказывается о совершеннобезболезненных родах. Но для всякого квалифицированного преподавателяочевидно, что невозможно гарантировать полное отсутствие каких-либоотклонений в течении родов. Хороший врач предусмотрит сотни возможныхфизических и эмоциональных отклонений, которые могут оказаться вредными илидаже угрожающими здоровью матери и ребенка - случаев, которые потребуютспециального медицинского вмешательства. Женщины, получившие неадекватную подготовку, часто испытывают глубокоеразочарование, когда при отклонении от нормального течения родов им требуетсяпомощь ассистентов. Нередко роженицы, страдающие от боли в большей степени,чем им было обещано, просто не решаются попросить болеутоляющие средства, абывает даже, что отказываются от них, когда им предлагают, чем толькоусугубляют трудности. Женщины, прошедшие неправильную подготовку, считают,что применение инъекций, лекарств и аналгетиков означает полный провал, и отэтого впадают в депрессию. Слишком часто женщины винят себя за то, что вовремя родов не обошлись без медицинского вмешательства. Но это вовсе не винаженщины. Если бы она была правильно подготовлена, то знала бы, что в рядеслучаев помощь нужна, помощь сделает роды намного проще и для нее, и дляребенка. Можно с уверенностью сказать, что женщина, не знающая о возможности коррекциидействий в затруднительных случаях, не изучила основательно принципыестественных родов. Ведь именно там подчеркивается и разъясняется простымисловами, что современная наука может помочь в трудных случаях. Знания даютуверенность, а не страх. Репродукция - это не болезнь, а естественная физиологическая функция. Нашаобщая задача состоит в том, чтобы обеспечить женщине во время беременностихорошее здоровье, как психическое, так и физическое, свести к минимумудискомфорт во время родов, необходимость медицинского вмешательства, а такжегарантировать появление на свет абсолютно здорового малыша. Вот пять основных принципов, которых придерживается знающий врач длядостижения хорошего результата: 1) необходимо наблюдать за состоянием беременной женщины, чтобы как можнораньше диагностировать отклонение от нормы, заметить нарушения, которые могутпоколебать здоровье матери и ребенка во время беременности, родов или впослеродовом периоде; 2) необходимо стараться заранее узнать обо всех факторах, которые вызываютпредрасположенность к трудным родам; 3) необходимо просвещать женщин в вопросах беременности и родов, чтобывредное воздействие страха сменилось на уверенность, базирующуюся на знании ипонимании; 4) необходимо рассказывать женщинам обо всех явлениях, которые происходят вовремя нормальных родов, чтобы они были подготовлены к правильнойинтерпретации своих ощущений и встречали бы их со спокойствием, терпением, нетеряя самоконтроля, помогая, а не мешая силам природы; 5) необходимо учить женщин, как правильно подготовиться к рождению ребенка;они должны уметь - а) расслабляться, когда напряжение вызывает противление и боль, особенно присхватках во время первого периода родов; б) дышать естественно; при полном расслабления и отсутствии страха дыханиесамо настраивается на частоту сокращений матки; в) быть физически сильной, чтобы вынести усилия потуг во время второгопериода родов без неоправданного истощения. Первые два принципа относятся скорее к области чисто медицинского наблюдения,нежели к области дородового обучения. Поэтому мы не будем их здесь подробнорассматривать - все это достаточно четко изложено в учебниках по акушерству,а также в пособиях для студентов, выпускников и аспирантов. В последующихглавах мы рассмотрим принципы пунктов с первого по пятый - с точки зренияприменения их к физически здоровой, сильной женщине, которая хорошоподготовлена к тому, чтобы без каких-либо проблем произвести на свет ребенка. Когда молодая женщина впервые приходит на консультацию, веря, надеясь, авозможно, и боясь того, что у нее будет ребенок, первоочередная задача врача- правильная диагностика. Наличие беременности можно определить, не прибегаяк влагалищному исследованию, а на основании клинических данных. Однако внеобходимых случаях следует произвести тщательное медицинское обследование. Врач должен выяснить отношение женщины к самому факту рождения ребенка -вообще и в частности. Внимательное наблюдение позволит раскрыть истинныечувства будущей матери. Известно, что женщины встречаются разные -безразличные, преисполненные энтузиазма, обеспокоенные, лучезарно счастливые,озлобленные, плаксивые. В каждом конкретном случае необходимо понятьпсихологическую подоплеку состояния беременной женщины. В свободной беседе совсем не трудно расспросить о тех сомнениях ибеспокойствах, которые одолевают будущую мать. В данной ситуации самоеуместное отношение врача к пациентке - это отношение доступного советчика, скоторым она ничем лично не связана. Поэтому в частной практике, как мнекажется, даже полезно установить плату за все визиты к врачу во времябеременности, за ведение родов и наблюдение в течение последующих недель. Втаком случае женщина будет чувствовать себя свободной посещать врача такчасто, как ей этого хочется, что для многих очень удобно. В своей личнойпрактике я выбираю самый удобный, на мой взгляд, момент и рассказываю женщинео родах все, что она пожелает, отвечаю на любой возникший у нее вопрос. Яговорю ей: "Я гораздо более беспокоюсь о том, чтобы у вас не осталось страхови сомнений, нежели о состоянии вашего здоровья. Вы безупречно здороваяженщина, а ожидание ребенка, смею вас заверить, тоже не болезнь - эторадостное и светлое событие. Скорее всего, ваше тело доставит вам гораздоменьше неприятностей, чем ваша голова. Если вам сейчас вот так сразу невспомнить вопросы, которые вы хотели бы мне задать - что ж, записывайте ихзаранее, тогда, когда они приходят вам в голову. Возможно, мы разберемся сними всего за несколько минут. Ведь я здесь именно для того и нахожусь, чтобыследить за вашим здоровьем, чтобы охранять вас от невежества и непонимания,чтобы быть вашим советчиком во всех вопросах. Я хочу, чтобы ваш ребенокпоявился на свет самым естественным для здоровья образом". Нередко я прошу своих пациенток не бояться задавать любые вопросы, так как посвоему опыту знаю, что многие из них просто опасаются показаться глупыми. Имкажется, что они сами должны знать ответы, а если не знают - то это просто ихневежество и не более того. Часто я предлагаю: "Давайте поговорим. За пятьминут можно обсудить очень многое, так не будем же терять времени". Мы так ипоступаем. Тем более, что измерение артериального давления и содержаниягемоглобина, анализ состава мочи, прослушивание и прощупывание живота можнопровести за пятнадцать минут, если, конечно, смотровая комната правильноорганизована. В хорошей дородовой консультации для полного обследованияпациентки требуется всего от пяти до пятнадцати минут. Это оставляет времядля беседы, которую можно и продлить, если она касается важных вещей. Но время не играет особой роли. Для того чтобы разрушить барьер робости,требуется дружеское участие, неравнодушное отношение, проявление заботы приобщении. Ведь отнестись по-доброму к женщине также не сложно, как и оказатьпервую помощь, но доброта намного эффективнее, ее благотворное влияниенеоценимо. Понимание, проявление симпатий являются драгоценнейшим лекарством,которое поможет снять груз усталости и беспокойства. Во время беременностиженщины особенно восприимчивы, их легче заинтересовать и подвести к пониманиютого, что им предстоит пережить и что от них требуется. Будущей матери нужно подробно рассказать о том, как ребенок развивается вутробе и как он рождается. Также ей нужно постоянно напоминать об основныхпринципах здорового образа жизни, который всем нам нужен для того, чтобы вполной мере наслаждаться радостью бытия: о качественном питании, о правильномдыхании, о хорошей осанке, об умеренных физических упражнениях, о сознательном контроле над мышечным расслаблением. Не нужно изучать никаких "трюков", никаких заумных дыхательных упражнений, никаких противоестественных и сложных методик. Нужно только помнить: неуклонное применение вышеперечисленных основополагающих принципов здорового образа жизни является существенно важным условием для необременяющей беременности и успешных родов.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.