КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научного исследования
ЧАСТНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В юридических науках помимо общенаучных методов применяются ча- стные методы исследования государственно-правовых явлений. Они называ- ются частными потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания. Криминалисты Р.С. Белкин и А.И. Винберг к частным методам по- знания отнесли наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент68. В действительности же они назвали общенаучные методы. Некоторые юристы не делают различий между частными и специ- альными методами теории государства и права, относя к ним формально- юридический, конкретно-социологический методы и методы сравнительного государствоведения и правоведения, государственного и правового модели- рования 69. На мой взгляд, методы сравнения и моделирования – это об- щенаучные методы, которые используются в юридических науках. Поэто- му, несмотря на специфику предмета исследования, их нельзя отнести к част- ным методам юридических наук. Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими 68 См.: Белкин Р.С., Винберг А.И. Криминалистика и доказывание (методологические проблемы). М., 1969. С. 20. 69 См.: Теория государства и права: Учеб. М., 1997. С. 15 – 17. узкими областями знания. Например, к специальным методам криминалисти- ки относятся методы трасологический, почерковедения, одорологический, су- дебной баллистики, антропометрический и др.70 Таким образом, частными методами государствоведения и правове- дения являются: 1) формально-юридический (специально-юридический); 2) конкретно-социологический. Формально-юридический (специально-юридический) метод представляет собой особую систему способов и приемов исследования государственно- правовых явлений. По-видимому, название метода обусловлено свойством права – его строгой формальной определенностью, а также использованием приемов и методов формальной логики для изучения правовых явлений. Он включает в себя: а) описание норм права; б) установление юридических при- знаков определенных явлений; в) выработку правовых понятий; г) классифи- кацию правовых понятий; д) установление их природы с точки зрения поло- жений юридической науки; е) их объяснение под углом зрения юридических теорий; ж) описание, анализ и обобщение юридической практики 71. Этот ме- тод применим и при исследовании форм государства, определении компе- тенции его органов и т.д. Конкретно-социологические методы основаны на применении мето- дов конкретной социологии для изучения государственно-правовых явле- ний. Конкретно-социологические исследования – это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, отно- сящихся к различным сферам жизни общества. К методам конкретно-социологического исследования, применяе- мым в юридических науках, относятся: изучение документов (докумен- тальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экс- пертных оценок и другие. Важное значение имеют не только методы получения сведений о го- сударственно-правовых явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим в социологии выделяют методы: 1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.); 2) сбора данных (сплошное, выборочное или монографическое обследо- вание); 3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типоло- гизация, системный анализ, статистический анализ и т.д.)72. 70 См.: Зорин Г.А. Криминалистическая методология. Минск, 2000. 71 См.: Козлов В.А., Суслов Ю.А. Указ. соч. С. 19. 72 См.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. С. 32 – 33. Рассмотрим наиболее распространенные методы конкретно- социологических исследований государственно-правовых явлений. Изучение документов (документальный метод). Документ – это объ- ект исследования, содержащий информацию на любом материальном носи- теле (бумаге, магнитной ленте, дискете и др.) при помощи какой-либо зна- ковой системы. Существуют различные классификации документов73. По общей значимости документы можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные документы имеют «служебный» харак- тер, поскольку они составлены государственными и муниципальными ор- ганами и учреждениями, коммерческими и некоммерческими организа- циями. К неофициальным относятся в основном личные документы, ка- сающиеся жизни и деятельности лица или группы лиц (письма, автобио- графии, мемуары, речи, дневники и пр.). По характеру знаковых средств фиксации информации документы де- лят на текстовые и нетекстовые. В текстовых документах информация закре- плена посредством письменных знаков (букв), а в нетекстовых документах – с помощью неречевых знаков. К последним можно отнести кино-, видео-, фо- то-, и фонодокументы, картины, рисунки, карты, чертежи, ноты и др. Документы, какими бы достоверными они на первый взгляд ни каза- лись, требуют к себе критического отношения, поскольку содержащиеся в них сведения могут быть неверными, неполными 74. Поэтому документ следу- ет проанализировать, ответив на следующие вопросы: а) что он представляет собой по виду и форме? б) какова подлинность текста? в) кто его автор? г) время, место и обстоятельства возникновения документа? д) какова достоверность содержащихся в нем сведений? е) насколько полна закрепленная в документе информация? ж) каковы цели создания документа? Например, исследователь анализирует документ, содержащий данные государственной статистической отчетности по отдельным преступлениям. Следует иметь в виду, что эти данные являются неполными, т.к. в отчет- ность не попали латентные (незаявленные, неучтенные, неустановленные) преступления. При изучении документов может быть использован количественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определенных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и определении частоты употребления таких признаков в общем 73 См., например: Кушнаренко Н.Н. Документоведение: Учеб. Киев, 2000. С. 93 – 118. 74 См.: Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 335. объеме имеющейся информации или в общем количестве изученных доку- ментов. Индикаторами, т.е. конкретными указателями на присутствие единиц анализа в документе, могут быть: 1) употребленные в тексте понятия, собы- тия, наименования, имена собственные, устойчивые словосочетания; 2) пред- ложения (утверждения, вопросы, оценки и т.п.); 3) совокупность высказыва- ний на определенную тему75. Для количественного анализа составляют вопросник, содержащий на- бор вопросов на определенную тему, ответы на которые могут быть полу- чены из документов. В юридических исследованиях используют вопросники по уголовным и гражданским делам, материалам об отказе в возбуждении уголовного дела, иным документам правоохранительных и контролирую- щих органов, материалам печати на правовые темы и др. Например, для изучения уголовных дел криминологи применяют вопросник, состоящий из четырех частей. Первая часть содержит вопросы о преступлении (квали- фикации, характере деяния, последствиях, обстоятельствах совершения); вто- рая – о личности преступника (её социально-демографических, нравствен- но-психологических свойствах, состоянии здоровья); третья – о содержании вины, целях и мотивах содеянного, условиях их формирования, в том числе о прошлом поведении и принимавшихся к лицу превентивных мерах; четвер- тая – о воспитательном воздействии на преступника в уголовном процессе (выяснении причин и условий совершения преступления, внесении представ- лений об их устранении, мере наказания и др.) 76. Методы опроса. Опрос может проводиться заочно путем распро- странения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно в форме бесе- ды с опрашиваемым (интервьюирования). Эти методы широко используются при изучении личности преступника, причин и условий совершения престу- плений, правосознания и правовой информированности населения, общест- венного мнения о действии правовых норм и других государственно-правовых явлений. Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состо- ит из следующих частей: 1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит оп- рос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты и её возврату, гарантия анонимности и высказывается благодарность за ответы; 2) паспортички (демографической части), содержащей вопросы по со- циально-демографической характеристике респондентов. Иногда эти вопросы помещают в конце анкеты; 75 См.: Лазарев Л.В. Контент-аналитическое исследование правовой пропаганды // Сов. госу- дарство и право. 1975. № 2. С. 117 – 122. 76 См.: Криминология: Учеб. М., 1988. С. 41. 3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать респондента и ввести его в изучаемую проблему; 4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту информа- цию, ради которой проводят исследование; 5) заключительных вопросов, предоставляющих возможность опра- шиваемому свободно высказаться по теме исследования (см. прил. 1). Помимо перечисленных в анкету могут быть включены контрольные вопросы и вопросы-фильтры. Первые применяются для проверки правди- вости ответов, а также для уточнения и дополнения сведений, получаемых из ответов на основные вопросы. Вторые предназначены для проверки то- го, относится ли респондент к группе людей, подлежащих опросу, компе- тентен ли он. Имеет значение порядок расположения вопросов. Они должны рас- полагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в середине – сложные, трудные, деликатные. Затем сложность вопросов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводящих вопросов. Следует продумать содержание, форму и порядок не только вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы ответов различают вопросы за- крытые, открытые и полузакрытые. Закрытые вопросы бывают: а) с альтернативными ответами типа «да – нет» (иногда с добавлением «не знаю»); б) с шкальными ответами, например, для оценки интенсивности како- го-либо явления в баллах; в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или не- сколько ответов. Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент может дать любой, какой пожелает. Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опра- шиваемый может ответить на них в строке «другое (иное)». Для проверки правильности составления анкеты проводится пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в неболь- шом количестве и распространяется среди специально подобранных типич- ных респондентов. Если окажется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших «не знаю (затрудняюсь ответить)» или вообще отсутствуют ответы на во- просы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их. После пилотажа можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по почте (количество возвратившихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респондентам (возвращается около 90%)77. Опрос может быть сплошным или выборочным. Выборочный метод применяют тогда, когда обследуемый контингент превышает 500 человек78. Его суть состоит в том, что вместо всей массы людей, называемой генераль- ной совокупностью, обследуют только выделенную по определенным прави- лам её часть, составляющую выборочную совокупность. Полученные резуль- таты распространяют на генеральную совокупность. Выборки бывают вероятностными и целенаправленными. При вероятностной выборке каждый элемент генеральной совокупно- сти должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Такая выборка может быть простой случайной, механической, серийной, гнездовой и др. Примерами простой случайной выборки являются жеребьев- ка, лотерейный метод. Механическая выборка состоит в том, что все элементы генеральной совокупности сводят в единый список, из которого через равные интервалы отбирают нужное число респондентов. При серийной выборке ге- неральная совокупность разбивается на однородные части (серии) по опреде- ленному признаку. Из каждой серии отбирается количество элементов про- порционально общему числу элементов в ней. Особенность гнездовой вы- борки в том, что отбираются группы опрашиваемых с последующим их сплошным опросом. При целенаправленной выборке не применяются правила теории ве- роятности. Существуют следующие её виды: стихийная (например, почто- вый опрос), основного массива (опрашивают 60 – 70% от генеральной со- вокупности), квотная (в качестве квот выступают данные о признаках эле- ментов генеральной совокупности, например образование, возраст). Выборка должна быть репрезентативной, т.е. выборочная совокупность должна воспроизводить характеристики генеральной совокупности, доста- точно верно отражать содержание и закономерности изучаемого явления. Разность между данными генеральной и выборочной совокупности называет- ся ошибкой выборки79. По мнению социологов, повышенная надежность ис- следования допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная – от 3 до l0%, приближенная – от 10 до 20%, ориентировочная – от 20 до 40% 80. Интервью – это беседа интервьюера с респондентом по определен- ному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его по- мощники. Интервьюер, пользуясь вопросником, планом, бланком или кар- 77 См.: Козлов В.А., Суслов Ю.А. Указ. соч. С. 88 – 89. 78 См.: Как провести социологическое исследование. М., 1985. С. 67. 79 См.: Лунеев В.В. Юридическая статистика. С. 124. 80 См.: Ядов В.А. Указ. соч. С. 62. точкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашивае- мых. Интервьюирование может быть стандартизированным или свободным. Стандартизированное (формальное) интервью осуществляется по за- крытым вопросам (см. прил. 2), и интервьюеру остается лишь пометить ответ подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе (1, 2, 3 и т.д.). Свободное интервью – это беседа с респондентом по определенному кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов. По процедуре проведения различают интервью: панельное, т.е. многократное с одними и теми же лицами по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени; клиническое, т.е. длительное, глубокое; фокусированное, т.е. кратковременное по какому-либо конкретному во- просу. Метод экспертных оценок. Он заключается в изучении мнения спе- циалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 – 30 человек). Для определения их компетентности применяются следующие способы: 1) эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими эксперта- ми друг другу); 2) статистический (оценки, полученные путем анализа суждений экспертов по изучаемому вопросу); 3) тестовый (оценки, полученные путем тестовых испытаний экспер- тов); 4) документальный (оценки, полученные путем изучения материа- лов, характеризующих экспертов); 5) комбинированный (оценки, полученные с помощью нескольких из перечисленных способов). Опрос экспертов может быть индивидуальным или групповым, оч- ным или заочным. Индивидуальный опрос проводится путем анкетирова- ния или интервьюирования. Групповой опрос возможен в форме «кругло- го стола», в ходе которого происходит обмен мнениями между специали- стами. В криминологии этот метод используется при разработке прогнозов преступности, а в правовых исследованиях – при оценке эффективности юридических норм, общественной вредности (опасности) правонаруше- ний и других явлений. При проведении криминологических и конкретно-социологических ис- следований государственно-правовых явлений используются и другие мето- ды: социометрии, тестов, биографический 81, психологические и логико- математические82. Собранный с помощью рассмотренных способов эмпирический мате- риал требуется обобщить и проанализировать. Для этого применяются раз- личные методы сводки, группировки и статистического анализа. Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения систематизируются, сводятся в ста- тистические совокупности и обозначаются обобщающими показателями (абсо- лютными числами, процентами и т. д.). Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам, например, по возрастным интервалам, социальному положению правонарушителей, тя- жести совершенных ими преступлений. Существует три основных вида груп- пировок: 1) типологическая (например, деление преступлений на категории по характеру и степени их общественной опасности); 2) структурная (например, динамическая группировка удельного веса краж и других хищений за десять лет); 3) аналитическая (например, группировка данных, показывающих зави- симость различных преступлений от состояния алкогольного или наркотическо- го опьянения виновных). Для измерения статистических связей между признаками изучаемого явления применяется корреляционный анализ. Корреляционной связью назы- вается такая форма причинной связи, при которой причина порождает следст- вие не однозначно, а лишь с определенной долей вероятности 83. Количест- венная мера связи называется коэффициентом корреляции. Методы установления статистических связей между признаками явле- ния основаны на принципах: 1) совместного появления событий и 2) кова- риации. Первый гласит, что постоянное парное появление признаков А и Б дает основание предполагать о наличии связи между ними. Например, если хулиганство чаще совершается лицами, находившимися в нетрезвом состоя- нии, чем трезвыми, то можно заключить, что это правонарушение связано с признаком «нетрезвое состояние». Принцип ковариации означает, что если для двух рядов количественных данных изменения в одном их них соответ- ствуют изменениям в другом, есть основание предположить о наличии связи 81 См.: Панкратов В.В. Указ. соч. С. 53 – 56; Козлов В.А., Суслов Ю.А. Указ. соч. С. 89; Оре- хов В.В. Указ. соч. С. 53; Девятко И.Ф. Указ. соч. С. 44 – 56; Криминология: Учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1995. С. 44. 82 См.: Криминология: Учеб. М., 1988. С. 44 – 47. 83 См.: Лунеев В.В. Юридическая статистика. С. 310. между этими рядами. Например, такая связь наблюдается между измене- нием возраста судей и уровнем их профессиональной квалификации 84. Глава IV. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |