КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научное исследование
Классификация наук Наибольшую известность получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки 18. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук Б.М. Кедрова. Он разли- чал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную19. В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода по- знания различают науки: 1) о природе – естественные; 2) об обществе – гуманитарные и социальные; 3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др. В Классификаторе направлений и специальностей высшего профес- сионального образования с перечнем магистерских программ (специали- заций), разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования выделены: 1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биоло- гия, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.); 2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговеде- ние, история, политология, психология, социальная работа, социология, ре- гионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.); 3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуника- ции, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геоде- зия, радиотехника, архитектура и др.); 17 См.: Теория государства и права: Учеб. М., 1997. С. 8. 18 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 564 – 565. 19 См.: Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1961. Т. 1. С. 23 и след. 4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветерина- рия, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.)20. Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам. Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и обществен- ными науками21. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действитель- ности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами ис- следования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в про- странстве и времени объективного материального мира22. В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержден- ной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологи- ческие, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географи- ческие, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социоло- гические, политические, культурология и науки о земле 23. Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальней- шему членению. Так, юридические науки, изучающие государственно- правовые явления, делят на следующие группы: 1) исторические (история отечественного государства и права, исто- рия государства и права зарубежных стран, история политических и право- вых учений); 2) отраслевые (конституционное право России, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое 20 См.: Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М., 1998. С. 225 – 227. 21 См.: Основы научных исследований / Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. М., 1989. С. 6–7; Кохановский В.П. Указ соч. С. 38; Лешкевич Т.Г. Указ. соч. С. 30 – 44; Философия и методо- логия науки: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. С. 103 – 124. 22 См.: Джахая Л.Г. Классификация наук как философская и науковедческая проблема. Су- хуми, 1969. С. 164. 23 См.: Бюллетень Государственного высшего аттестационного комитета Российской Федерации. 2000. № 3. С. 2 – 22. право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное право и др.); 3) прикладные (криминалистика, криминология, правоохранитель- ные органы, юридическая психология, прокурорский надзор, юридическая статистика, судебная медицина и др.). Помимо названных групп наук В.М. Сырых выделил еще и науки, изучающие государство и право зарубежных стран, а также правовое ре- гулирование международных отношений (государственное право зару- бежных стран, международное право и др.)24. На мой взгляд, они могут быть отнесены к отраслевым либо историческим наукам. Некоторые авторы теорию государства и права включают в группу ис- торико-теоретических наук25. Очевидно, теории государства и права должно быть отведено особое место в комплексе юридических наук. По отношению к другим юридическим наукам она выступает как обобщающая наука и выпол- няет гносеологическую и методологическую функции. По родовому предмету исследования можно выделить науки: государственно-правового цикла (теория государства и права, кон- ституционное право, муниципальное право и др.); гражданско-правового цикла (гражданское право, предприниматель- ское право, семейное право, гражданское процессуальное право и др.); уголовно-правового цикла (уголовное право, криминология, крими- налистика, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс и др.); административно-правового цикла (административное право, фи- нансовое право, налоговое право, таможенное право и др.); историко-правового цикла (история отечественного государства и права, история политических и правовых учений и др.); международно-правового цикла (международное право, междуна- родное частное право, европейское право и др.). Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимо- сти от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретиче- ские), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые на- правлены на решение технических, производственных, социально- технических проблем. Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г. Джахая. Разде- лив науки о природе, обществе и познании на теоретические и приклад- ные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоре- 24 См.: Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980. С. 6 – 7. 25 См.: Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. М., 1997. С. 23; Общая теория права и государства: Учеб. М., 1994. С. 6 – 7. тическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, право- ведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление, например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Государствоведению как основной прикладной науке корреспондируют политика, управленческое дело, судопроизводст- во, криминалистика, военное дело, архивное дело. Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук: промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия); скрещенные науки, которые образовались путем соединения прин- ципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизи- ка, экономическая география); комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение)26. В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской. Формой существования и развития науки является научное исследо- вание. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее поня- тие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное иссле- дование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объ- екта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономер- ности развития и т.д. Научные исследования классифицируются по различным основаниям. По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследова- ния финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут вы- полняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя. 26 См.: Джахая Л.Г. Указ. соч. С. 172 – 216. В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государст- венной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований. Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых зна- ний об основных закономерностях строения, функционирования и разви- тия человека, общества, окружающей природной среды. Например, к чис- лу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских тенденциях преступности. Прикладные научные исследования – это исследования, направлен- ные преимущественно на применение новых знаний для достижения прак- тических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они на- правлены на решение проблем использования научных знаний, получен- ных в результате фундаментальных исследований, в практической дея- тельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать рабо- ты о тактике и методике расследования отдельных видов преступлений или о предупреждении преступлений на отдельных территориях или предприятиях. Научные исследования в сфере юридических наук зачастую пред- ставляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными. Поисковыми называют научные исследования, направленные на опре- деление перспективности работы над темой, отыскание путей решения на- учных задач. Разработкой называют исследование, которое направлено на внедре- ние в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных ис- следований. По длительности научные исследования можно разделить на долго- срочные, краткосрочные и экспресс-исследования. В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, эксперимен- тально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследо- вания смешанного типа27. В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретиче- ский и эмпирический. 27 См.: Приходько П.Т. Тропой науки. М., 1969. С. 50 – 68. Теоретический уровень исследования характеризуется преобладани- ем логических методов познания. На этом уровне полученные факты ис- следуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаклю- чений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутство- вать, но оно является подчиненным. Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория28. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Разли- чают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые. Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они возникли на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, не- стандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения. Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре иссле- дуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Гипотезы могут быть сформулированы при проведении, например, криминологического исследования или социологического исследования в уголовном праве. Так, при изучении динамики и причин преступности в одном из районов области были выдвинуты, в частности, следующие ги- потезы: происходит непрерывное увеличение количества хищений и тяж- ких насильственных преступлений; в сельской местности коэффициент преступности меньше, чем в городе; преступность несовершеннолетних имеет тенденцию к снижению; безработица и пьянство существенно де- терминируют преступность. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: 1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается; 2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными на- блюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые ги- потезы); 3) совместимости с существующим научным знанием; 28 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 134. 4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выво- диться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов; 5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений 29. Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные. Описательная гипотеза – это предположение о существенных свой- ствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучае- мого объекта. Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно- следственных зависимостях. Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и законо- мерностях развития объекта исследования. Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следующими свойствами: 1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мысли- тельной деятельности. 2. Теория – это целостная система достоверных знаний. 3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внут- ренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д. 4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, дока- заны. Теории классифицируют по предмету исследования. По этому осно- ванию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и прочие теории. Существуют и другие класси- фикации теорий 30. В современной методологии науки выделяют следующие структур- ные элементы теории: 1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.); 2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов; 3) логику теории – совокупность определенных правил и способов доказывания; 4) философские установки и социальные ценности; 29 См.: Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. С. 80 – 88. 30 См., например: Там же. С. 146 – 156. 5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве след- ствий из данной теории 31. Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы. Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений. Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наибо- лее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной от- расли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правона- рушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность. Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее по- нятие, применяемое в науке. Совокупность понятий (терминов), которые используются в опреде- ленной науке, образует ее понятийный аппарат. В юридических науках применяются специальные юридические по- нятия и существует свой понятийный аппарат. Юридические понятия мо- гут быть закреплены в нормах права (например, понятие преступления – в ст. 14 УК РФ) или не закреплены в нем, но могут иметь правовое значение (например, понятия нормы права, юридического факта, правоотношения). Другие понятия являются неправовыми, но касаются юридической деятель- ности (например, понятия «предупреждение правонарушений», «тактика расследования преступления»). Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что- либо. Например, при квалификации преступления может быть высказано суждение, что К. совершил преступление, предусмотренное определенной статьей УК, или высказывание может быть отрицательным: действия К. не подпадают под признаки какого-либо состава преступления. Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При проведении теоретических исследований в области права следует руково- дствоваться, например, четырьмя принципами законности: верховенства закона, всеобщности, целесообразности и реальности законности. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реально- сти; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепен- ных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др. 31 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 142. Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказы- ваемым и из которого по установленным правилам выводятся другие по- ложения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичны- ми утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, об- виняемый не обязан доказывать свою невиновность 32. Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть клас- сифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам ре- альности можно выделить законы природы, общества, мышления и позна- ния; по объему действия – всеобщие, общие и частные. Закономерность – это: 1) совокупность действия многих законов; 2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономер- ности движения преступности в мировом масштабе: 1) ее абсолютный и относительный рост; 2) отставание социального контроля над нею 33. Положение – научное утверждение, сформулированная мысль. При- мером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Учение – совокупность теоретических положений о какой-либо об- ласти явлений действительности. Например, в уголовно-правовой науке разработано учение о преступлении и учение о наказании 34. Идея – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления; 2) определяющее стержневое положение в теории. Например, в новом УК РФ последовательно проведена идея приоритета охраны личности от пре- ступных посягательств согласно международным стандартам прав и сво- бод человека. Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных на- учной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловлива- ют существование и содержание многих правовых норм и институтов. Даже написаны монографии, целиком посвященные концептуальным ос- новам уголовного и уголовно-процессуального права 35. Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладани- ем чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов 32 Более подробно см.: Печников Г.А. О важности юридических аксиом в преподавании ос- нов уголовного права и уголовного процесса // Юрид. образование и наука. 1999. № 2. С. 33. 33 См.: Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 1–50. 34 См., например: Пионтковский А.А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1960. 35 См.: Понятовская Т.Г. Концептуальные основы системы понятий и институтов уголовного и уголовно-процессуального права. Ижевск, 1996. чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследо- вания заключается в том, что: 1) совокупность фактов составляет практи- ческую основу теории или гипотезы; 2) факты могут подтверждать тео- рию или опровергать ее; 3) научный факт всегда пронизан теорией, по- скольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолко- ван без теоретических представлений; 4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости). Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях: 1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действитель- ности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 2) знание о каком- либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 3) предло- жение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и эксперимен- тов36. В юридических науках к фактам действительности можно отнести нормативные акты, юридические факты, преступность, правотворчество и т.д., а к фактам сознания – правосознание граждан, законодателя, право- применителей и др. Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фак- тов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной кате- гории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить ти- пичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний. Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрыва- ют существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей 37. К числу таких законов можно отнести, например, закономерности преступности. К. Маркс писал, что «пре- ступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы» 38. 36 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 122 – 123. 37 См.: Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права: Учеб. пособие. Л., 1981. С. 35. 38 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 532.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |