Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное исследование




Классификация наук

Наибольшую известность получила классификация наук, данная

Ф. Энгельсом в «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся

материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию,

биологию, социальные науки 18. На этом же принципе субординации форм

движения материи основана классификация наук Б.М. Кедрова. Он разли-

чал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую,

химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и

социальную19.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода по-

знания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

В Классификаторе направлений и специальностей высшего профес-

сионального образования с перечнем магистерских программ (специали-

заций), разработанных научно-методическими советами – отделениями

УМО по направлениям образования выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биоло-

гия, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология,

теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговеде-

ние, история, политология, психология, социальная работа, социология, ре-

гионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура,

коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуника-

ции, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геоде-

зия, радиотехника, архитектура и др.);

17 См.: Теория государства и права: Учеб. М., 1997. С. 8.

18 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 564 – 565.

19 См.: Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1961. Т. 1. С. 23 и след.

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветерина-

рия, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.)20.

Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и

сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика

не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой)

либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и обществен-

ными науками21. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как

мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как

наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание,

анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действитель-

ности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в

стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия

все же является наукой, обладающей своими предметом и методами ис-

следования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в про-

странстве и времени объективного материального мира22.

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержден-

ной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны

следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологи-

ческие, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные,

исторические, экономические, философские, филологические, географи-

ческие, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические,

ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социоло-

гические, политические, культурология и науки о земле 23.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальней-

шему членению. Так, юридические науки, изучающие государственно-

правовые явления, делят на следующие группы:

1) исторические (история отечественного государства и права, исто-

рия государства и права зарубежных стран, история политических и право-

вых учений);

2) отраслевые (конституционное право России, гражданское право,

гражданское процессуальное право, административное право, трудовое

20 См.: Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и

процедура защиты. М., 1998. С. 225 – 227.

21 См.: Основы научных исследований / Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. М., 1989. С. 6–7;

Кохановский В.П. Указ соч. С. 38; Лешкевич Т.Г. Указ. соч. С. 30 – 44; Философия и методо-

логия науки: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. С. 103 –

124.

22 См.: Джахая Л.Г. Классификация наук как философская и науковедческая проблема. Су-

хуми, 1969. С. 164.

23 См.: Бюллетень Государственного высшего аттестационного комитета Российской Федерации.

2000. № 3. С. 2 – 22.

право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное

право и др.);

3) прикладные (криминалистика, криминология, правоохранитель-

ные органы, юридическая психология, прокурорский надзор, юридическая

статистика, судебная медицина и др.).

Помимо названных групп наук В.М. Сырых выделил еще и науки,

изучающие государство и право зарубежных стран, а также правовое ре-

гулирование международных отношений (государственное право зару-

бежных стран, международное право и др.)24. На мой взгляд, они могут

быть отнесены к отраслевым либо историческим наукам.

Некоторые авторы теорию государства и права включают в группу ис-

торико-теоретических наук25. Очевидно, теории государства и права должно

быть отведено особое место в комплексе юридических наук. По отношению к

другим юридическим наукам она выступает как обобщающая наука и выпол-

няет гносеологическую и методологическую функции.

По родовому предмету исследования можно выделить науки:

государственно-правового цикла (теория государства и права, кон-

ституционное право, муниципальное право и др.);

гражданско-правового цикла (гражданское право, предприниматель-

ское право, семейное право, гражданское процессуальное право и др.);

уголовно-правового цикла (уголовное право, криминология, крими-

налистика, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс и др.);

административно-правового цикла (административное право, фи-

нансовое право, налоговое право, таможенное право и др.);

историко-правового цикла (история отечественного государства и

права, история политических и правовых учений и др.);

международно-правового цикла (международное право, междуна-

родное частное право, европейское право и др.).

Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимо-

сти от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретиче-

ские), которые выясняют основные законы объективного и субъективного

мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые на-

правлены на решение технических, производственных, социально-

технических проблем.

Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г. Джахая. Разде-

лив науки о природе, обществе и познании на теоретические и приклад-

ные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки

и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоре-

24 См.: Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980. С. 6 – 7.

25 См.: Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. М., 1997. С. 23; Общая теория

права и государства: Учеб. М., 1994. С. 6 – 7.

тическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, право-

ведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более

дробное деление, например, история делится на этнографию, археологию

и всемирную историю. Государствоведению как основной прикладной

науке корреспондируют политика, управленческое дело, судопроизводст-

во, криминалистика, военное дело, архивное дело. Кроме того, он дал

классификацию так называемых «стыковых» наук:

промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих

наук (например, математическая логика, физическая химия);

скрещенные науки, которые образовались путем соединения прин-

ципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизи-

ка, экономическая география);

комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда

теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение)26.

В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы

науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.

Формой существования и развития науки является научное исследо-

вание. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и

государственной научно-технической политике» дано следующее поня-

тие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность,

направленная на получение и применение новых знаний. Научное иссле-

дование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объ-

екта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и

внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом

являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура

системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономер-

ности развития и т.д.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают научные исследования

бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследова-

ния финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ.

Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками

по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут вы-

полняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

26 См.: Джахая Л.Г. Указ. соч. С. 172 – 216.

В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят

по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и

разработки.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государст-

венной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и

прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная

или теоретическая деятельность, направленная на получение новых зна-

ний об основных закономерностях строения, функционирования и разви-

тия человека, общества, окружающей природной среды. Например, к чис-

лу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях

становления и функционирования правового государства или о мировых,

региональных и российских тенденциях преступности.

Прикладные научные исследования – это исследования, направлен-

ные преимущественно на применение новых знаний для достижения прак-

тических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они на-

правлены на решение проблем использования научных знаний, получен-

ных в результате фундаментальных исследований, в практической дея-

тельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать рабо-

ты о тактике и методике расследования отдельных видов преступлений

или о предупреждении преступлений на отдельных территориях или

предприятиях.

Научные исследования в сфере юридических наук зачастую пред-

ставляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует

именовать теоретико-прикладными.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на опре-

деление перспективности работы над темой, отыскание путей решения на-

учных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедре-

ние в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных ис-

следований.

По длительности научные исследования можно разделить на долго-

срочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы

выделяют экспериментальное, методическое, описательное, эксперимен-

тально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследо-

вания смешанного типа27.

В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретиче-

ский и эмпирический.

27 См.: Приходько П.Т. Тропой науки. М., 1969. С. 50 – 68.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладани-

ем логических методов познания. На этом уровне полученные факты ис-

следуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаклю-

чений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются,

постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом

уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутство-

вать, но оно является подчиненным.

Структурными компонентами теоретического познания являются

проблема, гипотеза и теория28.

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача,

способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Разли-

чают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они

возникли на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, не-

стандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего

в познании противоречия; 4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на

пути их решения.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о

причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре иссле-

дуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных

элементов.

Гипотезы могут быть сформулированы при проведении, например,

криминологического исследования или социологического исследования в

уголовном праве. Так, при изучении динамики и причин преступности в

одном из районов области были выдвинуты, в частности, следующие ги-

потезы: происходит непрерывное увеличение количества хищений и тяж-

ких насильственных преступлений; в сельской местности коэффициент

преступности меньше, чем в городе; преступность несовершеннолетних

имеет тенденцию к снижению; безработица и пьянство существенно де-

терминируют преступность.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными на-

блюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые ги-

потезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

28 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 134.

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выво-

диться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.

Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой

выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных

допущений, субъективистских наслоений 29.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза – это предположение о существенных свой-

ствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучае-

мого объекта.

Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-

следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и законо-

мерностях развития объекта исследования.

Теория – это логически организованное знание, концептуальная

система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную

область действительности. Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мысли-

тельной деятельности.

2. Теория – это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их,

т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внут-

ренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.

4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, дока-

заны.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому осно-

ванию различают социальные, математические, физические, химические,

психологические, этические и прочие теории. Существуют и другие класси-

фикации теорий 30.

В современной методологии науки выделяют следующие структур-

ные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);

2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части

действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и

предметов;

3) логику теории – совокупность определенных правил и способов

доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

29 См.: Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

С. 80 – 88.

30 См., например: Там же. С. 146 – 156.

5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве след-

ствий из данной теории 31.

Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные

положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые

признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наибо-

лее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории

бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной от-

расли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правона-

рушение, юридическая ответственность, государство, государственный

строй, преступность.

Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее по-

нятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий (терминов), которые используются в опреде-

ленной науке, образует ее понятийный аппарат.

В юридических науках применяются специальные юридические по-

нятия и существует свой понятийный аппарат. Юридические понятия мо-

гут быть закреплены в нормах права (например, понятие преступления – в

ст. 14 УК РФ) или не закреплены в нем, но могут иметь правовое значение

(например, понятия нормы права, юридического факта, правоотношения).

Другие понятия являются неправовыми, но касаются юридической деятель-

ности (например, понятия «предупреждение правонарушений», «тактика

расследования преступления»).

Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-

либо. Например, при квалификации преступления может быть высказано

суждение, что К. совершил преступление, предусмотренное определенной

статьей УК, или высказывание может быть отрицательным: действия К. не

подпадают под признаки какого-либо состава преступления.

Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение

теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При

проведении теоретических исследований в области права следует руково-

дствоваться, например, четырьмя принципами законности: верховенства

закона, всеобщности, целесообразности и реальности законности. При

этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического

материализма: относиться к действительности как к объективной реально-

сти; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепен-

ных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.

31 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 142.

Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказы-

ваемым и из которого по установленным правилам выводятся другие по-

ложения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичны-

ми утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе,

незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, об-

виняемый не обязан доказывать свою невиновность 32.

Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и

устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть клас-

сифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам ре-

альности можно выделить законы природы, общества, мышления и позна-

ния; по объему действия – всеобщие, общие и частные.

Закономерность – это: 1) совокупность действия многих законов;

2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых

составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономер-

ности движения преступности в мировом масштабе: 1) ее абсолютный и

относительный рост; 2) отставание социального контроля над нею 33.

Положение – научное утверждение, сформулированная мысль. При-

мером научного положения является утверждение о том, что норма права

состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Учение – совокупность теоретических положений о какой-либо об-

ласти явлений действительности. Например, в уголовно-правовой науке

разработано учение о преступлении и учение о наказании 34.

Идея – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее стержневое положение в теории. Например, в новом УК РФ

последовательно проведена идея приоритета охраны личности от пре-

ступных посягательств согласно международным стандартам прав и сво-

бод человека.

Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных на-

учной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловлива-

ют существование и содержание многих правовых норм и институтов.

Даже написаны монографии, целиком посвященные концептуальным ос-

новам уголовного и уголовно-процессуального права 35.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладани-

ем чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов

32 Более подробно см.: Печников Г.А. О важности юридических аксиом в преподавании ос-

нов уголовного права и уголовного процесса // Юрид. образование и наука. 1999. № 2. С. 33.

33 См.: Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции.

М., 1997. С. 1–50.

34 См., например: Пионтковский А.А. Учение о преступлении по советскому уголовному

праву. М., 1960.

35 См.: Понятовская Т.Г. Концептуальные основы системы понятий и институтов уголовного

и уголовно-процессуального права. Ижевск, 1996.

чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют,

но имеют подчиненное значение.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследо-

вания заключается в том, что: 1) совокупность фактов составляет практи-

ческую основу теории или гипотезы; 2) факты могут подтверждать тео-

рию или опровергать ее; 3) научный факт всегда пронизан теорией, по-

скольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолко-

ван без теоретических представлений; 4) эмпирическое исследование в

современной науке предопределяется, направляется теорией.

Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты,

эмпирические обобщения и законы (зависимости).

Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях: 1) объективное

событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действитель-

ности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 2) знание о каком-

либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 3) предло-

жение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и эксперимен-

тов36.

В юридических науках к фактам действительности можно отнести

нормативные акты, юридические факты, преступность, правотворчество и

т.д., а к фактам сознания – правосознание граждан, законодателя, право-

применителей и др.

Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фак-

тов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной кате-

гории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить ти-

пичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и

назначении виновным уголовных наказаний.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость

в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим

знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрыва-

ют существенные связи действительности, эмпирические законы отражают

более поверхностный уровень зависимостей 37. К числу таких законов можно

отнести, например, закономерности преступности. К. Маркс писал, что «пре-

ступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по

своей классификации такую же закономерность, как явления природы» 38.

36 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 122 – 123.

37 См.: Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права:

Учеб. пособие. Л., 1981. С. 35.

38 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 532.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.