КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление в сфере науки
РАБОТЫ В РОССИИ ВВЕДЕНИЕ В современных условиях совершенствования российского законода- тельства, увеличения научной и юридической информации, быстрого об- новления правовых и иных знаний серьезное значение приобретает подго- товка высококвалифицированных юристов, имеющих высокую профес- сиональную и теоретическую подготовку, способных к самостоятельной творческой работе. В связи с этим учебные планы вузов, осуществляющих подготовку юристов, предусматривают выполнение студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Различные формы учебно- исследовательской работы студентов (подготовка рефератов, сообщений, докладов, проведение исследований во время производственной практики и т.д.) включаются в учебный процесс, проводятся в учебное время. Во внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, оказы- вают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в судах и выполняют другие виды научно-исследовательской работы. Все это должно помочь студентам глубоко усвоить различные дисциплины, выработать способность творчески мыслить, научиться самостоятельно выполнять хотя бы небольшие научно-исследовательские работы, анали- зировать и обобщать юридическую практику. С этой целью в учебные планы многих вузов включена дисциплина «Основы научных исследований». Еще в 1986 г. Академией наук СССР (Межведомственным координационным советом) была опубликована ра- бочая программа курса «Основы научных исследований», рассчитанная на 90 часов. Изданы учебники и учебные пособия для технических, педаго- гических, медицинских и других вузов. Однако ни одного учебника для студентов юридических учебных заведений выпущено не было. В настоящем учебном пособии предпринята попытка восполнить этот пробел и изложить основы научно-исследова-тельской работы студентов в связи с теорией и практикой юриспруденции. Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ Законодательную основу регулирования отношений между субъек- тами научной и научно-технической деятельности, органами власти и по- требителями научной и научно-технической продукции образует Феде- ральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно- технической политике»1. Согласно Закону государственная научно- техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов: - признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства; - гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследо- ваний; - интеграции научной, научно-технической и образовательной дея- тельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработ- ках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, на- учных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов го- сударственной власти; - поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники; - развития научной, научно-технической и инновационной деятель- ности2 посредством создания системы государственных научных центров и других структур; - концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; - стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот. Под руководством Президента РФ разработаны «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Важнейшими направлениями го- сударственной политики в области развития науки и технологий являются: 1)развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных иссле- дований и разработок; 2)совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий; 3)формирование национальной инновационной системы; 4)повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности; 5)сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса; 1 См.: СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137. 2 Инновационной является деятельность, направленная на получение нового или усовершен- ствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологи- ческого процесса, используемого в практической деятельности. Инновация (нововведение) – ко- нечный результат такой деятельности. 6)интеграция науки и образования; 7)развитие международного научно-технического сотрудничества 3. В Российской Федерации управление научной и (или) научно- технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принци- пов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти, учреждающие государственные на- учные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. В соответствии со ст. 7 Закона от 23 августа 1996 г. органы государственной власти России и субъектов РФ, научные организации и организации науч- ного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют приоритетные направления развития науки и техники, обес- печивают формирование системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и (или) научно-технической деятельности, разра- ботку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Основной правовой формой отношений между научной организаци- ей, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно- технической продукции, в том числе министерствами и иными федераль- ными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно- технической продукции, оказание научных, научно-технических, инже- нерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Прави- тельство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследова- ний и экспериментальных разработок. Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство России обеспечи- вает проведение единой государственной политики в области науки. Фе- деральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной науч- но-технической политике» определил функциональные обязанности и права Правительства, в частности право устанавливать обязательный го- сударственный заказ на научные исследования для учрежденных им науч- ных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды дея- тельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фон- дов и систем в области науки и техники, организовать исполнение феде- 3 См.: Поиск. 2002. 19 апр. рального бюджета в части расходов на научные исследования и проведе- ние экспериментальных разработок. Правительством РФ утвержден ряд программных документов о раз- витии науки в России, например Концепция реформирования российской науки на период 1998 – 2000 годов (постановлением от 18 мая 1998 г.), Концепция инновационной политики РФ на 1998 – 2000 годы (постановле- нием от 24 июля 1998 г.). В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундамен- тальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В ус- тавах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организа- циями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на кон- курсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы науч- ных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и меро- приятия, контролируют использование выделенных средств, поддержива- ют международное сотрудничество в области научных исследований 4. Федеральным органом исполнительной власти, проводящим госу- дарственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим деятель- ность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Министерство формирует и обеспечивает единую государственную научно-техническую политику, определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научно-технических проблем, разрабатывает федеральные научно-технические программы и содействует в их реализации, коорди- нирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, разрабатывает и осуществляет меры по сохранению и развитию научно-технического потенциала России. Другим федеральным органом исполнительной власти, осуществ- ляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собствен- ности (изобретения, промышленные образцы и др.), правовой охраны для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, является Россий- ское агентство по патентам и товарным знакам. Агентство принимает к рас- смотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств на объекты промышлен- ной собственности, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государ- 4 См.: СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1035; № 20. Ст. 2012. ственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает ох- ранные документы и выполняет другие функции. Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполня- ет Министерство образования РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений, научных и других организаций в сфере об- разования. В число основных задач Министерства образования РФ входит разработка и реализация системы управления сферой научной деятельно- сти, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кад- ровой политики в сферах образования и научной деятельности. Приказом Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705 утвер- ждена «Концепция научной, научно-технической и инновационной поли- тики в системе образования Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» (далее – Концепция). В ней определена главная цель научной, научно- технической и инновационной политики системы образования: обеспече- ние подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное исполь- зование ее образовательного, научно-технического и инновационного по- тенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Для достижения поставленной цели в Концепции сформулированы сле- дующие основные задачи: развитие научных исследований как основы фундаментализации об- разования, базы подготовки специалиста; органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого ха- рактера; приоритетное развитие научных исследований, направленных на со- вершенствование системы образования всех его уровней; совершенствование системы планирования и финансирования науч- ной, научно-технической и инновационной деятельности организаций. В Концепции намечены направления работы с молодежью: развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и кон- ференций; обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной мо- лодежи; совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа – вуз – аспирантура – докторантура. Министерство образования РФ разработало Федеральную целевую про- грамму «Развитие юридического образования в России на 2001 – 2005 гг.». В ней указаны цели в области науки: интенсифицировать развитие юриди- ческой науки на основе активного использования отечественного и зару- бежного опыта в соответствии с новыми общественными потребностями; достигнуть эффективной научной деятельности юридических образова- тельных учреждений; развивать научное творчество студентов-юристов. В Программе содержатся следующие рекомендации, относящиеся к юриди- ческой науке: разработать на государственном и межведомственном уров- нях основные направления научных исследований фундаментальных и прикладных юридических наук; установить тесные связи вузовского, ака- демического и отраслевого секторов юридической науки; создать совме- стные лаборатории для научно-исследовательских работ и выполнения го- сударственных и ведомственных заказов5. Структурным подразделением Министерства образования РФ вы- ступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами кото- рой являются: - обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; - содействие улучшению количественного состава научных и науч- но-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры. В соответствии с возложенными на нее задачами ВАК Минобразо- вания России: - разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирова- ния и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий; - контролирует деятельность диссертационных советов, а также пе- ресматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специ- альности; - разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук и аттестатов профессора и доцента по специально- сти государственного образца; - выполняет другие функции, перечисленные в Положении о Выс- шей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации6. 5 См.: Юридическое образование и наука. 2001. № 1. С. 2 – 8. 6 См.: Российская газета. 2002. 1 июня. Федеральные органы исполнительной власти в сферах науки и обра- зования работают во взаимодействии с Российской академией наук, от- раслевыми академиями наук, сотрудничают с образовательными учрежде- ниями высшего профессионального образования, общественными науч- ными объединениями. Высшим научным учреждением страны является Российская акаде- мия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета. Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов, в том числе Институт государства и права. В составе академии – 9 отделений по областям и направлениям нау- ки. В настоящее время существует три региональных отделения: Сибир- ское, Дальневосточное и Уральское. Последнее включает Архангельский, Коми, Оренбургский, Пермский, Челябинский и Удмуртский научные центры7. Кроме того, Уральское отделение имеет Институт философии и права (г. Екатеринбург). Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое из- бирает ее руководство – президента, вице-президентов, членов Президиума. Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания ру- ководит президент РАН. На 1 января 2002 г. в академии состояло 473 академика и 697 чле- нов-корреспондентов, в институтах и других научных учреждениях рабо- тало около 113 695 человек, из них 9 307 докторов наук и 26 415 кандида- тов наук 8. Помимо РАН, функционируют отраслевые академии наук: Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицин- ских наук, Российская академия образования, Российская академия сельско- хозяйственных наук, Российская академия художеств. Эти академии имеют государственный статус: они учреждаются федеральными органами испол- нительной власти, финансируются из федерального бюджета. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организация- ми, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соот- ветствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих на- учных исследований. Отраслевые академии наук имеют региональные науч- ные центры. Так, в г. Челябинске действуют Челябинский научный центр 7 См.: Поиск. 2002. 24 мая. 8 Там же. Российской академии медицинских наук и Регионально-образовательный центр Российской академии образования. Весомый вклад в развитие юридических наук вносят отраслевые (ве- домственные) научно-исследовательские институты. Так, при Правительстве РФ функционирует Институт законодательства и сравнительного правове- дения, при Генеральной прокуратуре РФ – Научно-исследовательский ин- ститут проблем укрепления законности и правопорядка, МВД России под- чинены Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ МВД РФ), НИИ противопожарной обороны, научно-исследовательский центр ГИБДД и другие научные учреждения. В Москве также функционируют НИИ правотворчества и проблем правоприменения, Исследовательский центр частного права, Научный центр правовой информации. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г. ряду НИИ при- своен статус государственного научного центра РФ и утверждены положе- ния об условиях государственного обеспечения этих центров. На центры возложены: функции проведения в соответствии с утвержденными про- граммами фундаментальных, поисковых и прикладных научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; уча- стие в разработке и реализации федеральных целевых программ; подготовка и переподготовка научных кадров; участие в выполнении обязательств, пре- дусмотренных межгосударственными соглашениями, договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве9. Большой объем научных исследований в стране выполняется выс- шими учебными заведениями (университетами, академиями, института- ми). Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одной из за- дач вуза является развитие наук и искусств посредством научных иссле- дований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. Для реализации этой задачи в вузах организуются научные под- разделения – научно-исследовательские и проектные институты, лабора- тории, конструкторские бюро и иные организации, деятельность которых связана с образованием. Непосредственное руководство научными исследованиями в вузе осуществляет проректор по научной работе (заместитель начальника ин- ститута, академии по научной работе), на факультете – декан или его за- меститель по научной работе, на кафедре – заведующий кафедрой (на- 9 См.: СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1524. чальник кафедры). Для управления НИР структурных подразделений ву- зов создаются специальные органы – научно-исследовательские части, сектора, отделы. Так, в Челябинском государственном университете орга- низация научно-производственной деятельности возложена на Научно- исследовательский сектор. В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научные работ- ники вправе создавать на добровольной основе общественные объедине- ния (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном за- конодательством об общественных объединениях. В последнее десятилетие в России создано более 60 общественных (негосударственных) академий наук10. Среди них, например, Петровская академия наук и искусств, Российская академия общественных наук, Ака- демия социальных наук РФ, Российская академия юридических наук (РАЮН). Учредительный съезд РАЮН состоялся 6 марта 1999 г. Делега- ты съезда приняли Устав общероссийской общественной организации «Российская академия юридических наук», избрали Ученый совет и Пред- седателя Исполкома. Членами академии стали более 400 докторов и кан- дидатов наук из 51 субъекта РФ. Согласно Уставу РАЮН является добровольной самоуправляемой не- коммерческой организацией, содействующей развитию юридической науки, соответствующей запросам демократического и правового государства. Членами академии могут быть физические и юридические лица. Фи- зические лица, как правило, должны иметь ученую степень кандидата или доктора юридических наук. Центральными руководящими органами РАЮН являются Съезд, Координационный совет, Ученый совет и Исполнительный комитет. Задачами академии являются: консолидация научных кадров; орга- низация взаимного сотрудничества между членами академии в научной деятельности; содействие в организации и проведении прикладных и фун- даментальных научно-исследовательских работ в области права; матери- альная поддержка и поощрение представителей российской юридической науки, создание условий для развития творческих способностей молодых ученых и др.11 Помимо академий в России созданы и другие общественные объедине- ния юристов: Российский союз юристов, Молодежный союз юристов России, Российская криминологическая ассоциация, Российская ассоциация между- народного права и др. Так, созданная в 1991 г. Российская криминологическая 10 См.: Черешнев В., Циммерман Я. Эпидемия академий // Поиск. 2000. 22 сент. 11 См.: Юридическое образование и наука. 1999. № 2. С. 42 – 46. ассоциация согласно Уставу является добровольной, самоуправляемой обще- ственной организацией, призванной обеспечить консолидацию и сотрудниче- ство между всеми криминологами и другими специалистами, общественны- ми, государственными деятелями, решающими задачи борьбы с преступно- стью в масштабах России, а также на международном уровне. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в облас- ти формирования и реализации государственной научно-технической по- литики определены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно ст. 12 Закона к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится: участие в выработке и реализации государственной научно- технической политики; определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ; формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ; финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ; формирование органов управления в сфере научной и научно- технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов; управление государственными организациями регионального значе- ния, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям орга- нов государственной власти субъектов РФ; формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными за- конами к ведению органов государственной власти субъектов РФ. На уровне субъектов РФ управление в сфере науки непосредственно организуют министерства, управления и другие структурные подразделе- ния местных органов власти. Так, в Челябинской области эта функция возложена на Главное управление образования и науки Челябинской об- ласти (далее – Главное управление). Согласно Положению о нем, Главное управление является государственным органом исполнительной власти области, реализующим государственную и региональную политику, осу- ществляющим управление и координацию деятельности других органов государственной власти в сферах общего и профессионального образова- ния, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования. Задачами Главного управления в сфере науки, в ча- стности, являются: реализация региональных программ, финансируемых из средств областного бюджета; участие в разработке областной политики в научной сфере, направленной на рост научного потенциала и повышение вклада науки в социально-экономическое развитие области; осуществле- ние контроля за исполнением законодательства РФ и Челябинской облас- ти в сфере науки; осуществление комплексного анализа и прогнозирова- ния тенденций развития науки в области; координация деятельности обра- зовательных учреждений, научных учреждений и организаций.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |