КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие науки
ПОНЯТИЕ НАУКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и по- слевузовском профессиональном образовании» закреплены многочислен- ные права студентов вузов, в том числе и право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публикации, в частности в изданиях высшего учебного заведения. Здесь же записано, что студенты вузов обя- заны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды за- даний, предусмотренных учебным планом и образовательными програм- мами высшего профессионального образования. В Законе не предусмот- рена обязанность студентов заниматься научно-исследовательской рабо- той. Тем не менее они должны выполнять те виды заданий, которые со- держат элементы научного исследования и включены в учебный план или планы занятий по дисциплине. К их числу относятся реферат, доклад, кур- совая работа, дипломная работа, магистерская диссертация. В соответствии с Типовым положением об образовательном учрежде- нии высшего профессионального образования (высшем учебном заведе- нии) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правитель- ства РФ от 5 апреля 2001 г., учебные занятия проводятся как в виде лек- ций, семинаров, практических занятии, консультаций, так и в виде научно- исследовательской работы, курсовой работы, квалификационной работы (ди- пломного проекта или дипломной работы, магистерской диссертации). Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь: выбрать тему и разработать план исследования; определить оптимальные методы исследования; отыскивать научную информацию и работать с литературой; собирать, анализировать и обобщать научные факты, материалы су- дебной и иной практики; теоретически проработать исследуемую тему, аргументировать выво- ды, обосновывать предложения и рекомендации; оформить результаты научной работы. Некоторые виды НИР студент не обязан выполнять, например, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выступить с докладом на конференции или принять участие в конкурсе на лучшую студенческую научную работу. Однако ему следует помнить, что задачи, которые стоят перед современной юриспруденцией, настолько сложны, что их решение требует исследовательских навыков. Сама профессия юриста (следовате- ля, прокурора, судьи, адвоката и т.д.) носит поисковый, исследователь- ский характер. В Государственном образовательном стандарте высшего профессио- нального образования по специальности «Юриспруденция» сказано, что юрист должен уметь: собирать нормативную и фактическую информацию; толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; вскры- вать и устанавливать факты правонарушений; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; анализировать судебную и административную практику. Поэтому совре- менный юрист должен владеть не только необходимой суммой юридиче- ских знаний, но и определенными умениями творческого решения прак- тических задач. Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе. Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) вклю- чает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследователь- ского труда, привитие им навыков этого туда; 2) собственно научные ис- следования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей 14. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, од- ним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки юристов с высшим образованием. Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения го- товых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобре- тение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик. Основные задачи научной работы студентов: а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение на- учного кругозора; б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследова- тельской работы; в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин; г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в юридической деятельности. Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС). Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учеб- ным планам под руководством профессоров и преподавателей. Формы этой работы: а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы; б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах; в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследо- вания; г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ; д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки. Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во вне- учебное время, включает: а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кафедрах; б) участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам; в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в вузе; 14 См.: Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / Под ред. В.И. Крутова, В.В. По- пова. М., 1989. С. 37. г) участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и респуб- ликанских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу; д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований; е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, нагляд- ных пособий для учебного процесса; ж) изучение и обобщение передового опыта юридической практики (след- ственной, судебной, адвокатской, прокурорской, нотариальной и т.д.); з) переводы юридических текстов (монографий, статей, законов и др.). Формами реализации УИРС и НИРС выступают: реферат, доклад, со- общение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная ра- бота, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др. Основная форма организации НИРС – студенческий научный кружок при кафедре. Главным содержанием деятельности кружка является вы- полнение во внеучебное время научных исследований по определенной ка- федрами тематике. Научным руководителем кружка назначается преподаватель кафедры. Он руководит исследовательской работой студентов, обеспечивает подго- товку ими научных докладов и сообщений, организует их заслушивание и обсуждение на заседании кружка, представление лучших студенческих работ на конкурсы и конференции, привлекает к работе со студентами профессоров и преподавателей кафедры, организует встречи членов круж- ка с практическими работниками. На первом заседании кружка избирается староста, а в некоторых вузах еще и секретарь кружка, которые организуют его заседания и ведут доку- ментацию. Работа кружка учитывается в журнале, который имеет следующие раз- делы: список членов кружка, учет посещаемости заседаний, план работы на учебный год, протоколы заседаний. Другая форма организации НИРС – проблемно-исследовательские группы из 3 – 5 студентов, которыми руководят профессора, доценты и другие работники кафедры. Все они работают по одной и той же теме. Это дает возможность объединенными усилиями в короткий срок эффективнее выполнить трудоемкое исследование. Глава II. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мыш- лении и познании окружающего мира. Во втором значении наука высту- пает как результат этой деятельности – система полученных научных зна- ний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного созна- ния, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научно- го сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.15 Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины. Задачи науки: 1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; 2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; 3) систематизация полученных знаний; 4) объяснение сущности явлений и процессов; 5) прогнозирование событий, явлений и процессов; 6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний. Структура (система) науки может быть представлена по-разному в за- висимости от оснований деления составляющих ее элементов. Так, В.П. Ко- хановский по одному из оснований деления различает: а) науку, которая на- ряду с истинным включает неистинные результаты (религиозные, магические представления, определенные противоречия и парадоксы, личные пристра- стия, антипатии, ошибки и т.д.); б) твердое ядро науки – достоверный, истин- ный пласт знаний; в) историю науки; г) социологию науки 16. Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; ме- тодологии, методики и техники исследований; практики внедрения полу- ченных результатов. Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы: 15 См.: Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учеб. пособие для вузов. М., 2001. С. 84; Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. для вузов. Ростов н/Д, 1999. С. 22 – 23. 16 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 29 – 30. 1) объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что на- правлено научное познание. Например, объектом (предметом) теории го- сударства и права являются основные закономерности возникновения и развития государства и права, их сущность, назначение и функционирова- ние в обществе, а также особенности правового сознания 17; 2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специа- лист научной организации, организация; 3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обна- ружения законов действительности.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |