Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физического воспитания 2 страница




Дан­ное по­ло­же­ние рас­про­стра­ня­ет­ся и на сту­ден­тов-спорт­сме­нов, имеющих спортивные разряды по видам спорта, ре­гу­ляр­но тре­ни­рую­щих­ся в спор­тив­ных ор­га­ни­за­ци­ях го­ро­да и вы­сту­паю­щих на со­рев­но­ва­ни­ях рес­пуб­ли­кан­ско­го и вы­ше уров­ней (при на­ли­чии хо­да­тай­ст­ва спор­тив­ной ор­га­ни­за­ции об ос­во­бо­ж­де­нии сту­ден­та от прак­ти­че­ских за­ня­тий по физической культуре).

Приведенные выше положения могут быть использованы сту­ден­тами фи­лиа­ла КФУ со 2-го по 8-й се­ме­ст­ры учеб­но­го го­да.

Ходатайства об освобождении от занятий по физической культуре, свободном посещении занятий, подаются на имя зав. кафедрой ФВиС не позднее 20 сентября текущего учебного года и выносятся на утверждение на ближайшем заседании кафедры. Ходатайства, поданные позже установленных сроков, рассматриваются только в исключительных случаях, при наличии подтверждающих документов.

 

24. Какие требования предъявляются для семестровой аттестации по предмету «Физическая культура» к студентам, освобожденным в те­ку­щем учеб­ном се­ме­ст­ре по ме­ди­цин­ским по­ка­за­те­лям от сда­чи кон­троль­ных нор­ма­ти­вов, а также ос­во­бо­ж­ден­ным от за­ня­тий фи­зи­че­ской куль­ту­рой по со­стоя­нию здо­ро­вья пол­но­стью или на оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни? (максимальная оценка 3 балла).

– Сту­ден­ты, ос­во­бо­ж­ден­ные в те­ку­щем учеб­ном се­ме­ст­ре по ме­ди­цин­ским по­ка­за­те­лям от сда­чи кон­троль­ных нор­ма­ти­вов, сда­ют за­чет (в фор­ме пись­мен­ных тес­то­вых за­да­ний) по фи­зи­че­ской куль­ту­ре. Ус­пеш­ное вы­пол­не­ние тес­то­вых за­да­ний оце­ни­ва­ет­ся в 30 бал­лов (мак­си­маль­ная оцен­ка за вы­пол­не­ние 1-го тес­та – 5 бал­лов).

Сту­ден­ты, ос­во­бо­ж­ден­ные в те­ку­щем учеб­ном се­ме­ст­ре от за­ня­тий фи­зи­че­ской куль­ту­рой по со­стоя­нию здо­ро­вья пол­но­стью или на оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни, пи­шут пись­мен­ный ре­фе­рат по за­дан­ной пре­по­да­ва­те­лем учеб­ной груп­пы те­ма­ти­ке и сда­ют за­чет (в фор­ме пись­мен­ных тес­то­вых за­да­ний) по фи­зи­че­ской куль­ту­ре.

 

25. На какие медицинские группы и по каким показателям распределяют всех студентов вуза, прошедших медицинский осмотр для занятий физической культурой и спортом? (максимальная оценка 2 балла).

– На ос­но­ве дан­ных ме­ди­цин­ско­го об­сле­до­ва­ния за­ни­маю­щих­ся рас­пре­де­ля­ют на три ме­ди­цин­ских груп­пы: ос­нов­ную (ли­ца без от­кло­не­ний в со­стоя­нии здо­ро­вья), под­го­то­ви­тель­ную (ли­ца без от­кло­не­ний, но с не­дос­та­точ­ным фи­зи­че­ским раз­ви­ти­ем и под­го­тов­лен­но­стью) и спе­ци­аль­ную (ли­ца, имею­щие от­кло­не­ния в со­стоя­нии здо­ро­вья и тре­бую­щие ог­ра­ни­че­ния фи­зи­че­ских на­гру­зок).

 

26. На какие учебные отделения и по каким показателям распределяют студентов вуза, прошедших медицинский осмотр, для проведения учебных занятий по физической культуре? (максимальная оценка 2 балла).

– Для проведения учебных занятий по физическому воспитанию все сту­денты, прошедшие медицинский осмотр, распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное.

Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (меди­цинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, а также личных интересов студентов. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.

 

27. Какие студенты зачисляются в основное, специальное и спортивное учебное отделение? (максимальная оценка 2 балла).

– В ос­нов­ное от­де­ле­ние за­чис­ля­ют­ся сту­ден­ты, от­не­сен­ные к ос­нов­ной и под­го­то­ви­тель­ной ме­ди­цин­ским груп­пам.

В спе­ци­аль­ное учеб­ное от­де­ле­ние за­чис­ля­ют­ся сту­ден­ты, от­не­сен­ные по дан­ным ме­ди­цин­ско­го об­сле­до­ва­ния в спе­ци­аль­ную ме­ди­цин­скую груп­пу.

В спор­тив­ное учеб­ное от­де­ле­ние - учеб­ные груп­пы по ви­дам спор­та (сис­те­мам фи­зи­че­ских уп­раж­не­ний) за­чис­ля­ют­ся сту­ден­ты ос­нов­ной ме­ди­цин­ской груп­пы, по­ка­зав­шие хо­ро­шую об­щую фи­зи­че­скую и спор­тив­ную под­го­тов­лен­ность и же­ла­ние уг­луб­лен­но за­ни­мать­ся од­ним из ви­дов спор­та, за­ня­тия по ко­то­рым ор­га­ни­зо­ва­ны в ву­зе.

 

28. На какие подгруппы распределяются студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания, дайте им краткую характеристику? (максимальная оценка 5 баллов).

– Студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.

· Группа А комплектуется из студентов с заболеванием сердечно­сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхатель­ные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах и др.), позволяющие со­вершенствовать аэробные возможности занимающихся.

· Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящих. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

· Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двига­тельного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совер­шенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упраж­нения.

· Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выражен­ными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. За­нятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуаль­ным лечебным программам и методикам.

 

– В режиме учебной работы физическое воспитание студентов осу­ществляется в следующих формах:

· учебные занятия – это основная форма, предусмотренная учебным планом и рас­писанием вуза (по 2 – 4 часа в неделю);

· факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное распи­сание учебным отделом вуза по согласованию с ка­федрой физического воспитания. На факультативных занятиях (по 2 – 4 часа в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная фи­зическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к об­щественной физкультурно-спортивной деятельности.

– Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах:

· Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гигиеническая гим­настика, вводная гимнастика непосредственно перед занятиями, физкультурные паузы между занятиями и физкультминутки во время занятий. Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха. Подробно данные формы занятий физическими упражнениями охарактеризованы в 5-й главе данного учебного пособия.

· Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту.

· Самостоятельные занятия студентов физическими упражне­ниями в свободное от учебы время: а) на основе полной добро­вольности и инициативы (по желанию); б) по заданию препода­вателя (домашние задания).

· Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводи­мые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эста­феты, праздники физической культуры, соревнования различно­го уровня, туристские походы и др.

· Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зим­них и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстано­вительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эф­фекты.

 


Раздел 3. Анатомо-морфологические и физиологические основы жизнедеятельности организма человека при занятиях физической культурой

 

1. Что понимается под биологической системой организма человека? (максимальная оценка 1 балл).

– Биологическая система организма человека – это система автоматического поддержания жизненно важных констант организма (давления крови и ее состава, температуры тела и др.) на должном уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации физиологических и биохимических механизмов, стремящихся к восстановлению необходимого уровня (гомеостаз).

 

2.Что такое гомеостаз? (максимальная оценка 1 балл).

– Гомеостаз - совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.).

 

– У человека более 200 костей (85 парных и 36 непарных), которые в зависимости от формы и функций делятся на трубчатые (кости конечностей); губчатые (ребра, грудина, позвонки); плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей); смешанные (основание черепа).

Кости человека соединены посредством суставов, связок и сухожилий.

Суставы – подвижные соединения, область соприкосновения костей в которых покрыта суставной сумкой из плотной соединительной ткани. Суставная жидкость уменьшает трение между поверхностями при движении, эту же функцию выполняет и гладкий хрящ, покрывающий суставные поверхности.

Главная функция суставов – участвуя в осуществлении движений, они выполняют роль демпферов, гасящих инерцию движения и позволяющих мгновенно останавливаться в процессе движения.

Сухожилия соединяют скелетные (произвольно сокращающиеся) мышцы с костями.

Суставная капсула прочно соединяется со связками – плотными волокнистыми структурами, соединяющими две кости. Они помогают стабилизировать сустав и предотвращают неестественные движения, позволяя в то же время совершать движения в нормальных условиях.

 

– В теле человека насчитывается более 600 мышц.

Существует три вида мускулатуры:

- гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и некоторых внутренних органах. Они сужают или расширяют сосуды, продвигают пищу по желудочно-кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря. Их работа не зависит от воли человек;

- поперечно-полосатые мышцы – это все скелетные мышцы, которые обеспечивают многообразные движения тела. Их работа находится под волевым контролем человек;

- сердечная мышца состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. Они сокращаются быстро. Но сердечная мышца работает как гладкие мышцы, т.е. без участия воли человека.

Различают красные мышечные волокна и белые мышечные волокна. Они содержатся в мышцах в разных пропорциях.

Красные мышечные волокна имеют большой запас гликогена и липидов, обладают способностью к длительному напряжению и выполнению продолжительной динамической работы.

Белые мышечные волокна сокращаются быстрее красных волокон, но не способны к длительному напряжению.

Мышечная система обеспечивает многообразные движения человека, вертикальное положение тела и различные позы в пространстве, фиксацию внутренних органов в определенном положении, дыхательные движения, усиление тока крови, лимфы и других жидкостей («мышечный насос»), теплорегуляцию и совместно с другими функциональными системами целый ряд других физиологических процессов.

 

 

– Кровь в совокупности с лимфой и тканевой жидкостью представляет внутреннюю среду организма.

Кровь – жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе, реализующая транспортную функцию и обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма в качестве органа и физиологической системы.

Кровь состоит из плазмы (54–58%) и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов (42–46%) и ряда других веществ. Образование форменных элементов крови осуществляется в кроветворных органах: в костном мозге образуются эритроциты, тромбоциты, нейтрофилы, эозинофилы и базофилы; в селезенке и лимфатических узлах – лимфоциты; моноциты (самые крупные клетки белой крови, обезвреживающие токсины в очагах воспаления) – в костном мозге, селезенке и лимфатических узлах.

Эритроциты – красные кровяные клетки, заполнены особым белком гемоглобином, который способен образовывать соединения с кислородом и транспортировать его из легких к тканям, а из тканей переносить углекислый газ к легким, осуществляя таким образом дыхательную функцию.

Лейкоциты – белые кровяные тельца, выполняют защитную функцию, уничтожая инородные тела и болезнетворные микробы, непосредственно в пораженных местах. Принимают активное участие в иммунологических реакциях и формировании иммунитета – способности организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.

Тромбоциты – маленькие кровяные пластинки, обладают активным метаболизмом, играют ведущую роль в сложном процессе свертывания крови (защитная функция).

Плазма крови, представляющая собою бесцветную жидкость, на 90–92% состоит из воды и на 8–10% из взвешенных твердых и растворенных веществ (глюкоза, белки, жиры, различные соли, гормоны, витамины, питательные и другие продукты обмена веществ). Плазма крови принимает активное участие в транспортировке углекислого газа к легким.

 

6. Что понимается под системой кровообращения человека, из каких элементов она состоит, какую роль выполняет в организме? (максимальная оценка 2 балла).

– Система кровообращения – одна из важнейших физиологических систем организма, включает в себя сердце, выполняющее функцию насоса, и кровеносные сосуды (артерии, артериолы, капилляры, вены, венулы). Транспортная функция сердечно-сосудистой системы состоит в том, что сердце обеспечивает продвижение крови по замкнутой цепи эластичных кровеносных сосудов.

 

– Систолическое, или максимальное артериальное давление (АД) – это максимальный уровень давления, развивающийся во время систолы (сокращения сердца). У взрослых относительно здоровых людей в покое обычно составляет 110 –125 мм рт.ст.

Диастолическое, или минимальное АД – это минимальный уровень давления крови при диастоле. У взрослых составляет обычно 60 –80 мм рт.ст.

Пульсовое давление это разница между систолическим и диастолическим АД (в норме у человека 30 –35 мм рт.ст.).

Частота сердечных сокращений (ЧСС) – один из самых информативных и интегративных показателей функционального состояния не только сердечно-сосудистой системы, но и всего организма в целом.

В покое пульс практически здорового, не адаптированного к систематическим физическим нагрузкам (нетренированного) молодого мужчины в возрасте 20 –30 лет колеблется в диапазоне 60 –-70 ударов в минуту (уд\мин) и 70 –-75 – у женщин.

 

– Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение избытка углекислого газа, направленных на поддержание газового гомеостаза организма в целом.

Дыхательная система включает в себя носоглотку, гортань, трахею, бронхи и легкие. В процессе дыхания из атмосферного воздуха, в составе которого содержится около 21% кислорода, этот кислород поглощается и через специальные образования легких – альвеолы – поступает в кровь организма, а из организма обратным путем выделяется углекислый газ.

Этап дыхания, при котором кислород из атмосферного воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови – в атмосферный воздух, называют внешним дыханием. Перенос газов кровью – следующий этап. И, наконец, тканевое дыхание (или внутреннее) дыхание – потребление клетками кислорода и выделение ими углекислоты, как результат биохимических реакций, связанных с образованием энергии, которая должна обеспечить многообразные процессы жизнедеятельности организма. Таким образом, процесс дыхания – это целый комплекс физиологических и биохимических процессов, в реализации которых участвует не только дыхательная система, но и целый ряд других, в частности, система крови и кровообращения.

 

 

9.Что такое гипокенезия и гиподинамия, их влияние на организм человека, методы профилактики негативных явлений? (максимальная оценка 5 баллов).

– Гипокинезия (греч. hypo – понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis – движение) – особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.

Гиподинамия (греч. hypo – понижение; dinamis – сила) – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность организма, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса системы крови. В конечном счете, снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь; нарушается координация движений, падают выносливость и силовые показатели.

Экспериментальными и клиническими исследованиями установлено, что гипокинезия вызывает неблагоприятные изменения во всех органах и системах организма. Но особенно уязвимой в этом отношении является сердечно-сосудистая система. При уменьшении физической нагрузки уменьшается масса и объем сердца, ослабляется сердечная мышца; как следствие, уменьшается объем циркулирующей крови, снижаются ее иммунные свойства. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей). Это приводит к ранней патологии и быстрому износу системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек.

Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это заканчивается ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций.

Неблагоприятные изменения отмечаются и в костной ткани - уменьшается ее масса и плотность, отмечается повышенное выделение ряда минеральных веществ, прежде всего кальция. Снижается эластичность сухожилий и связок, объем движений в суставах. Недостаточное развитие скелетной мускулатуры приводит к нарушению осанки и деформациям опорно-двигательного аппарата, что особенно сказываются на формирующемся молодом организме.

Из-за недостатка движений страдает и нервная система. От малоработающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток импульсов, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших по­лушарий.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам, что влечет за собой формирование различных заболеваний. Снижается умственная и физическая работоспособность, возникает повышенная утомляемость, нарушается сон.

Эффективной профилактикой этих нарушений является оздоровительная физическая тренировка, представляющая собой наиболее мощную возможность использования двигательной активности в оздоровительных целях.

 

10. Какая взаимосвязь существует между умственной и физической деятельностью студентов? (максимальная оценка 5 баллов).

– Обучение в вузе сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью.

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме не менее 6 – 8 ч. занятий в неделю в течение всех лет обучения.

Учебный день студентов насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха, неадекватные психические нагрузки - все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление.

Вынужденное ограничение двигательной активности студентов при умственной деятельности (во время учебных занятий и в период подготовки к ним) сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а следовательно, и умственную работоспособность. При длительной работе в положении сидя наблюдается статическое напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины. Отсутствие динамических мышечных напряжений, а также механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедер в положении сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга, осложняет его работу.

Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде – активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями. Физические упражнения в режиме учебного дня ускоряют врабатываемость, повышают возбудимость и функциональную подвижность нервно-мышечного аппарата и анализаторов, устраняют застойные явления в неработающих во время занятий мышцах, замедляют наступление утомления.

Таким образом, умственная работоспособность и психическое состояние студентов будут в меньшей степени подвержены влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять в учебном процессе средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.). Частично эту проблему студентов решают учебные занятия по физической культуре.

Дополнительными средствами поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности могут быть факторы гигиены, рациональное питание, массаж, использование бань и саун, биологически активные вещества, витамины.

 


Раздел 4. Методические и практические основы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.