КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №2 Текст как единица общения
Задание 1. Ознакомитесь с теоретическим материалом и ответьте на вопрос А) Какие типы текстов вам известны? 1. Типы текстов Текст всегда целесообразен, то есть привязан к ситуации порождения и восприятия и служит для достижения определенной коммуникативной цели в этой ситуации. Этим определяются его качественные и количественные характеристики. Основные типы текстов. Художественная литература — это вид искусства, передающий человеческие представления о прекрасном средствами языка, то есть в текстах. В своих произведениях авторы художественной литературы с помощью разнообразных изобразительных средств, предоставляемых языком, рисуют картину внешнего мира, каким они его видят, или своего внутреннего мира. Научный текст служит для накопления, переработки и передачи знаний. Научный текст также достаточно легко узнать по особым приметам. В научных публикациях много специальных терминов. Практически отсутствует фигура автора или рассказчика (в отличие от текстов, например, художественной литературы). Это значит, что в научном тексте весьма редко можно встретить глаголы и местоимения в первом лице. Научный текст стремится к некоему «объективному» описанию действительности. Многие характеристики научного текста, как мы увидим в следующих главах, применимы и для текстов, встречающихся в практике менеджера. Это и понятно: научный текст — наиболее рационально выстроенный тип текста. Все его аспекты подчинены, по сути, деловым задачам. Журналистский текст имеет несколько важных отличительных композиционных характеристик. В других типах текста автор, прежде чем высказать главную мысль, главный вывод, главную идею, сначала подводит к ней: описывает тему, обстоятельства, ход развития событий и т.п. В журналистском тексте практически всегда главная идея заявляется сразу. Главная задача журналиста — заставить читателя прочитать текст в условиях ограниченного времени и обилия других текстов. Введение должно прорекламировать, «продать» текст. Поэтому ударная мысль ставится сразу — в заголовок, в подзаголовок, лид (вводный абзац, выделяемый шрифтом). И уж потом обозначаются обстоятельства, детали. Таким образом, введение в журналистском тексте не просто вводит в тему, но сразу предлагает главную мысль, главный аспект описываемого события. В основной части журналистского текста могут содержаться какие-то обстоятельства, объяснения. Заключительная часть чаще всего передает значение обстоятельств, описанных в тексте, их связь с другими событиями и обстоятельствами. Публицистический текст, несмотря на то, что он чаще всего живет тоже в СМИ, стоит все-таки рассматривать отдельно. Главное его отличие связано с тем, что автор публицистического текста берет на себя смелость делиться с читателем своими переживаниями, своим пониманием происходящего. В отличие от журналиста публицист не рассказывает о событиях, а является своего рода индикатором общественной реакции на событие. Это очень важная социальная функция, помогающая читателям ориентироваться в общественной жизни, формирующая общие подходы и ориентиры. Отсюда и характерные черты публицистического текста — высокий уровень субъективизма, особый упор на красоту и парадоксальность слога и мысли. В этом публицистический текст схож с ораторским текстом — произведением риторического искусства. Публицистический текст воплощает отдельные черты как журналистского текста (емкость, лаконичность, конкурентность), так и текста художественной литературы (образность, повышенное внимание к авторскому восприятию мира, к красоте слога). Официально-деловой текст используется в деловой и бюрократической сферах, он предназначен чаще всего для фиксации и распространения определенных нормативов (законов, договоренностей, указов, распоряжений и т.п.). Для композиции официально-делового текста характерна структура, близкая к научному тексту: всегда есть введение (преамбула, мотивирующая часть), основная часть, содержащая главную идею, и заключение, содержащее, например, конкретные обстоятельства реализации идей текста. Например, заключительная часть закона — это сведения о вступлении закона в силу, а заключение в тексте делового договора — это оговорка о сроках действия договора и данные о договаривающихся сторонах. Официально-деловой текст применяется также в деловой переписке. Деловые отчеты, инструкции — это тоже официально-деловые тексты.
2. Тексты того или иного типа являются реализацией того или иного функционального стиля литературного русского языка. Стиль — совокупность языковых средств и приемов, с помощью которых создается тот или иной тип текста, а также совокупность языковых признаков и характеристик, по которым тот или иной тип текста распознается. Изучением стилей языка занимается специальный раздел языкознания — стилистика. Стилистика — это учение о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения (деловой, научной, художественной, публицистической, бытовой). Функциональный стиль — стиль речи, который предназначен обслуживать ту или иную сферу деятельности человека, реализовывать ту или иную коммуникативную функцию языка (научную, правовую, публичную, эстетическую и др.). Характеристика «функциональный» как раз подчеркивает, что разные стили выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Традиционно выделяются следующие стили: научный; деловой (официально-документальный); газетно-публицистический; художественно-беллетристический; разговорный.
Научный стиль характерен для научных текстов: статей, монографий, учебников, рецензий, обзоров, аннотаций, рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, тезисов, лекций, научных докладов, научных комментариев, научных сообщений, научных отчетов. Эти функциональные разновидности текста являются жанрами научного стиля речи. Научный стиль требует точности, логичности, объективности изложения. Этим обусловлены его специфические характеристики: - обилие терминов и абстрактных понятий; - отсутствие разговорных и эмоционально-экспрессивных слов; - полное отсутствие средств выразительности и образности изложения; - безличное повествование; в научном стиле практически не встречается повествование от первого лица, соответственно, крайне редко употребляются местоимения и глаголы первого лица единственного числа: я считаю, я сделал и т.п.; - обилие вводных слов и конструкций, причастных и деепричастных оборотов: с одной стороны — с другой стороны; во-первых, во-вторых, в-третьих; анализируя полученные данные и т.п.; - отсутствие побудительных и вопросительных предложений, нейтральная с эмоциональной точки зрения окраска слов, предложений; - частое повторение ключевых терминов (поскольку научный текст часто призван объяснить какие-либо тезисы или доказать гипотезу, то, естественно, ключевые слова приходится повторять неоднократно). Разновидностью научного стиля является научно-популярный стиль, которым написаны научно-популярные тексты, составляющие научно-популярную литературу. Она популяризирует науку, ее открытия и достижения. Официально-деловой стиль характерен для текстов международного, государственного, делового общения. Этот стиль представлен в таких жанрах официально-деловых текстов, как пакты, законы, постановления, указы, коммюнике, дипломатические ноты и заявления, протоколы, заключения, жалобы, приговоры суда, распоряжения, приказы, инструкции, договоры, докладные и служебные записки, деловые отчеты, деловые письма, инструкции, объявления, заявления и т.п. В основном, данный стиль представлен в письменной форме, хотя он используется также в устных речах и выступлениях — в официальных и деловых ситуациях, а также при проведении переговоров, собраний, совещаний. Тексты официально-делового стиля призваны урегулировать, узаконить отношения между субъектами. Они носят нормозадающий или нормопередающий характер. Поэтому общими стилевыми чертами официально-деловой речи являются: - точность изложения, не допускающая двойного толкования (во многих текстах делового стиля для этих целей специально предварительно оговаривается понимание основных терминов — таковы тексты законов, договоров); - детальность изложения, иногда следующая специально установленному порядку, во многих случаях даже со специальной нумерацией последовательных фрагментов текста; нумеруются положения нормативных актов, договоров, распоряжений, тезисов выступлений и т.п.; - стандартизированность лексики и прочих средств передачи содержания — почти все тексты делового стиля составляются по жанровому и стилевому стандарту, «под кальку», по образцу подобного же документа, признанного стандартом; стандартизация также служит для более точной максимально единообразной передачи содержания, которая не допускает вольных трактовок; - использование слов и выражений, отражающих официально-деловые отношения: пленум, резолюция, подписать договор, достичь согласия и т.п.; использование особого лексического пласта — канцеляризмов: огласить решение, исходящий номер; придерживаться регламента, заслушать доклад и т.п. обилие отглагольных существительных: рассмотрение, слушание, оформление, решение; Официально-деловой стиль требует однозначности и точности формулировок, достоверности, стандартности и унифицированности текстовых и языковых средств. Такие требования выдвигает сама сфера употребления этого стиля. Несоответствие стиля официальной среде часто приводит к казусам и неудачам. К примеру, известна ироническая «доверенность», сочиненная Корнеем Чуковским: Доверенность Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный, и, надеюсь, денег моих не растратит. Конечно, детский писатель пошутил. Но если бы бухгалтерия получила такой документ, то вряд ли бы приняла его к исполнению. Сколько денег выдавать, за какой период, когда, кому и на каком основании — из документа неясно. Да бухгалтер даже и не стал бы задаваться таким вопросом, а сразу отверг бы такую доверенность после первого ознакомления, увидев, что она не соответствует формальному стандарту подобного документа. Таким образом, составителя такой доверенности постигла бы коммуникативная неудача. Хотя бы он и снискал себе славу остроумием или непосредственностью. Но очевидно, что остроумие лучше проявлять в других сферах. Газетно-публицистический стиль призван служить для информирования о событиях, явлениях, процессах и для обсуждения актуальных общественных вопросов. Газетный стиль реализуется в журналистских жанрах: заметка, репортаж, корреспонденция, аналитическая статья, интервью. Его разновидность — публицистический стиль, соответственно, реализуется в публицистических жанрах: авторская колонка, публицистическая статья, очерк, фельетон, прокламация, рецензия, воззвание, обзор, памфлет, открытое письмо и т.п. Отличительной чертой газетно-публицистического стиля является его яркость, чаще всего достигаемая соединением в нем противоположностей: стандарта и экспрессии, образности и понятийного мышления, логичности и эмоциональности, детальности и лаконичности. Газетно-публицистический стиль в большей мере, чем прочие, допускает средства экспрессии на всех уровнях языка — в лексике, в произношении (на радио и телевидении), в построении предложения. Здесь чаще всего встречаются вопросительные и восклицательные предложения. Газетно-публицистический стиль — один из наиболее «всеядных» стилей: для описания ситуации или своего отношения к ней журналист и публицист смело используют средства других стилей — от научного до разговорного. Таким образом, газетно-публицистический стиль порой бывает затруднительно определить с точки зрения лексического состава. Но он очевидно выделяется функционально — газетно-публицистический стиль обслуживает сферу общественного взаимодействия, прежде всего в средствах массовой информации. Благодаря газетам, радио и телевидению люди называют все явления, даже новые и лично им незнакомые, одинаково. Соответственно, языковой материал для этого поставляют журналисты в рамках газетно-публицистического стиля. То есть он не только впитывает в себя средства и признаки других стилей, но и является уже источником трансформации других стилей, прежде всего разговорного и литературно-беллетристического. Можно сказать, что газетно-публицистический стиль функционирует уже не только в сфере средств массовой информации, но обслуживает также и другие сферы, например, сферу общественно-политической активности граждан. Литературно-беллетристический, или литературный, стиль, как следует из его названия, призван обслуживать сферу литературного творчества. Это такой стиль, отличительные черты которого относятся больше не к сфере языковых средств, а к сфере функционального назначения. Из наиболее общих характеристик можно выделить уже упомянутую образность, внимание к внутреннему миру автора или персонажей, повышенное внимание к изобразительным средствам языка (красоте слога). Разговорный стиль уместен в сфере бытовых, обиходных и профессиональных неофициальных отношений (между сослуживцами, например). Преобладающая форма речи — устная (беседа, разговор, обмен репликами), но возможно использование разговорного стиля и в некоторых жанрах письменной речи — личных дневниках, записках, частных письмах, при общении в Интернет-форумах и чатах. К основным характеристикам разговорного стиля можно отнести неофициальность, непринужденность, неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, участие невербальных средств общения — жестов, мимики или смайликов (в Интернете). Реализация разговорного стиля очень сильно зависит от ситуации, характеристики и взаимоотношений говорящих. К примеру, если собеседники — любящие супруги — это один вариант разговорного стиля. Если же собеседники — поссорившиеся водители в дорожной пробке, — то это совсем другой вариант, с другой лексикой, другой экспрессией и так далее. В целом разговорный стиль гораздо меньше регламентирован, чем прочие стили. В разговорном стиле более свободный порядок слов (К Большому театру пройти как?)
Задание 2. Заполните таблицу «Функциональные стили русского языка»
Задание 3. Закончите следующие высказывания, реализуя речевой механизм прогнозирования. а) Клавдий (Рим, император): Не говори всегда, что знаешь, но… б) Джон Блэкки (Англия, писатель): Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что... в) Я. Б. Княжнин (драматург, поэт, переводчик): Читается трояким образом: первое – читать и не понимать; второе – читать и понимать то, что написано; третье – читать и понимать... Сравните высказывания с вашими вариантами. Чем обусловлены расхождения? а)... знай всегда, что говоришь. б)... не имеешь в виду применить. в)... даже то, что не написано. Задание 4. Определите стилистическую принадлежность текстов и докажите свое мнение. а) Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня. Иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность. б) Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.
3. Выделяют несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие. 1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. [3] В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику. 2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает – «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого. 3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль – это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д. 4. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий – основа данного вида общения. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.[4] 5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции. Задание 5. Какой вид общения представляет собой разговор Чичикова с Маниловыми? (Дайте обоснование). – Как вам понравился наш город? – промолвила Манилова. – Приятно ли провели там время? – Очень хороший город, прекрасный город, – отвечал Чичиков, – и время провел очень приятно: общество самое обходительное. – А как вы нашли нашего губернатора? – сказала Манилова. – Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? – прибавил Манилов. – Совершенная правда, – сказал Чичиков, – препочтеннейший человек. И как он вошел в свою должность, как понимает ее! Нужно желать побольше таких людей. Потом они также обсудили вице-губернатора... не пропустили и других чиновников города, которые все оказались самыми достойными людьми (Н. В. Гоголь).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |