Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №5 Выразительность речи




1. Речевые фигуры - это любые языковые средства, придающие речи образность и выразительность.

К ним относятся:

- сравнение - стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С. Пушкин); Под ним струя светлей лазури (М.Ю. Лермонтов);

- восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности значения: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю;

- нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путем нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М. Твен);

- зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шел дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом настроении;

- каламбур - фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В ее твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П.А. Вяземский);

- антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит;

- оксюморон - фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.

Задание 1. Сыграйте в языковую игру: превратите «учёные фразы» в хорошо известные пословицы и поговорки.

1) Бинарный характер высказываний индивидуума, утратившего социальную активность.

2) Нестандартные методы лечения сколиоза путём отправления ритуальных услуг.

3) Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учёта пернатых.

4) Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами.

5) Закономерность возрастания личностной ценности субъекта после получения травматического опыта.

Задание 2. Какое языковое средство и фигура речи помогают создать эффект тайны?

Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Её называют «хлебом дьявола» и «плевком бога». Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Человек самонадеянно считает себя хозяином на Земле. На самом деле мир принадлежит ей. И если она захочет вытеснить человека из своей зоны обитания, она это сделает… (начало фильма Саиды Медведевой «Плесень»).

Задание 3. Ознакомьтесь с информацией К. Мелихан. Выпишите особенности научного текста и речевые ошибки.

Как писать научные статьи

Прежде чем начать об этом разговор, остановимся на том, с чего вообще начинать. Начинать надо с главного. Многие авторы, особенно начинающие, страдают болезнью раскачки, начинают вяло, с неважного, второстепенного, долго разгоняются, тянут резину, боятся сразу взять быка за рога, сразу ввести в курс дела и вводят в него медленно, постепенно, что, конечно, утомляет читателя. Иногда на вводную часть уходит целый абзац.

Читателя утомляют и бесконечные перечисления фамилий, имен, отчеств, стран, городов, деревень, лесов, морей, полей и рек, озер, пойм, дамб, каналов, заливов и лиманов, а также арыков; айсбергов, оазисов, водопадов, водопроводов, керогазов, козерогов, кристаллических решеток и т. д. Перечислять можно до бесконечности. Но размер данной статьи не позволяет это сделать. А потому сразу перейдем к другой распространенной ошибке – злоупотребление цитатами. «Следует больше видеть самому, чем повторять чужие слова».

Эти замечательные слова принадлежат Лихтенбергу. Гельвеции в этой связи заметил: «Немногие авторы мыслят самостоятельно».Поэтому не увлекайтесь цитатами, «Учеными глупцами» называл цитатчиков Лев Толстой. В подкрепление этой мысли не побоюсь привести цитату из латинского: «Цитатум минимум» (Цитируйте только в случае необходимости).

Избегайте красивых сравнений. Красивое, но ненужное сравнение подобно бриллиантовому колье на груди бородавчатой жабы, которую из серебристого тумана выносит гнусная макака. Теперь спросим, что такое риторический вопрос? Когда он

ставится? И так ли необходим?

К скучному тексту также привлечь внимание может инверсия. Неправильный в предложении слов порядок – вот что инверсия значит такое.

Избегайте банальностей. Пишите хорошо, оригинально. Оригинально то, что не банально. Если бы все вокруг было оригинально, писать банально было бы оригинально, а писать оригинально – банально. Однако чем больше вокруг оригинального, тем оригинальней банальное. Не правда ли, сказано оригинально?

Не повторяйтесь. Не высказывайте одну и ту же мысль дважды. Дважды высказанная мысль – есть повторение сказанного. Поэтому не повторяйте сказанное дважды. Дважды сказанное – это фактически повторение уже дважды высказанного.

Избегайте и большого числа числительных на одной странице: одно, два числительных – куда ни шло; но три, четыре – ужемного; пять, шесть, семь – очень много; восемь – предел; максимум – девять; хотя можно и десять; если нужно – пятнадцать; ноне больше сорока.

Будьте краткими. Не удлиняйте непомерно фразу, загромождая ее деепричастным оборотом, стоящим вдобавок перед причастным, который лучше, однако, придаточного предложения, ибо не увеличивает, не расширяет и не нагнетает количества глаголов, различных, необязательных и лишних прилагательных, существительных, стоящих уже непонятно в каком падеже, из чего ясно, что крайне много появляется не только наречий, но также и союзов, опять-таки каких-либо-нибудь-кое частиц, скобок, усложняющих (затемняющих) мысль, запятых, точек с запятой; многоточий... прочих знаков препинания, в том числе тире, если к тому же слог изобилует ложными аллитерациями, иллюстрирующими лишь иллюзорность любви к слову, и ненужными и натужными рифмами - шнифмами, потому что в конце фразы уже забываешь то, о чем говорилось в ее начале.

Готовя статью к публикации, не льстите редакторам. Редакторы талантливы, умны и не нуждаются в ваших похвалах.

Заканчивать статью ни в коем случае нельзя категорически. Никогда, никого и ни в чем не поучайте! Запомните это раз и навсегда!!!

2. Цитирование

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.

Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитаты оформляются следующими способами:

1) предложениями с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»;

2) предложения с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал, что праздная жизнь не может быть чистою;

3) предложениями с вводными словами: По словам М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

Особый вид цитирования представляют эпиграфы. Эпиграф - краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.

Эпиграфы обычно пишутся без кавычек, а ссылка на источник - без скобок. Например (эпиграф к седьмой главе "Евгения Онегина"):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.