Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Предлагаемый читателю учебник по социологии культуры отражает не только историю становления этой дисциплины




Предлагаемый читателю учебник по социологии культуры отражает не только историю становления этой дисциплины, но главным образом последние тенденции, наметившиеся здесь, начиная с 1980-х гг. В этот период началось и продолжается до сих пор существенное сближение теоретических позиций социологии и культурной (социальной) антропологии, изменившее социологический взгляд на понятие культуры. В рамках формирующегося теоретического направления оно перестало трактоваться как «объект», который исследуется социологическими средствами. Наравне с социальным культурное измерение становится полноправным при изучении совместного существования людей, а само понятие определяется как созданный ими искусственный мир, как содержание общественной жизни, как процессы освоения ими своего окружения и использования соответствующих результатов в ходе взаимодействия и коммуникации. В таком теоретическом контексте общество рассматривается с точки зрения строения социокультурного пространства и форм/парадигм социального взаимодействия и коммуникации (интеракции), реализующегося в его пределах и детерминированных его составляющими.

 

Предметная область социологии культуры определяется теоре-

тическими положениями, принятыми в современных социальных

науках:

– контекстом совместного существования людей, организован-

ного в соответствии с институциональным, стратификационным,

территориальным измерениями;

– динамическими формами существования людей в этих преде-

лах, такими как образ жизни, связывающий его условия и процессы

на протяжении индивидуального жизненного цикла, и парадигмы

взаимодействия, указывающие на особенности реализации интеракций

в контексте социальных отношений.

Объектами в этом случае становятся доступными изучению способы и фор-

мы организации

– социокультурного пространства;

– социального взаимодействия и коммуникации (интеракции) в

границах этого пространства.

Субъект социокультурной жизни представлен концепцией

человека в аспекте его результативной активности, обусловлива-

ющей трансформацию природного и искусственного окружения

в освоенную жизненную среду. В ходе взаимодействий и комму-

никаций люди, с одной стороны, поддерживают построенные ими

социокультурные порядки, а с другой — продуцируют инновации

(это принято называть творчеством), обусловливающие их изме-

нение.

Строение социокультурного пространства, состоящего из со-

вокупности таких порядков, определяется:

– двумя уровнями отношений людей с окружением — специали-

зированным (социетально-институциональная структура) и обы-

денным (сети межличностных отношений);

– тремя фундаментальными измерениями социокультурного

пространства — социетально-институциональным (общественное

разделение труда), стратификационным (социальное расслоение в

соответствии с различиями образа жизни), территориальным (рас-

пределение социокультурного потенциала по типам поселений).

Дифференциация социетально-институционального (специа-

лизированного уровня социокультурного пространства осуществляется

в соответствии с понятием социокультурных кодов,

основание

для построения которых составляют фундаментальные

адаптационно необходимые связи человека с окружением. Социо-

культурная стратификация выводится из сходств и различий лю-

дей по образу жизни. Ее поддержание обусловлено устойчивыми

формами социокультурной идентификации людьми своей прина-

длежности к определенным сообществам, а изменчивость — пери-

одическим перераспределением имеющихся у них ресурсов меж-

ду базовыми модальностями существования — жизнеобеспечение,

социализация, культурная коммуникация, рекреация.

Совокупный результат совместной активности людей, органи-

зованной в соответствии с измерениями социальной структуры и

расслоения по образу жизни, обозначается как социокультурный

потенциал. Территориальное измерение социокультурного про-

странства выделяется для того, чтобы подчеркнуть неравномер-

ность его распределения по типам поселений.

В пределах этой системы координат тема личности как исход-

ного социокультурного агента и актора (субъекта) раскрывается с

точки зрения:

– освоения социокультурного пространства и форм интеракции

— процессов социализации и инкультурации;

– использования освоенных знаний и навыков — способы под-

держания устойчивости параметров социокультурного пространства;

– необходимости решать личностно и социально значимые про-

блемы — возможность порождать социокультурные изменения.

Теоретические основания изучения социокультурной микродина-

мики в пределах такой «системы координат» составляют концепции:

образа жизни как процесса чередования рутинных

(стандартных) и проблемных (чреватых изменениями) ситуаций.

Проблемные ситуации здесь трактуются как локусы порождения

изменений на уровне связей людей с жизненной средой;

– фундаментальных форм и парадигм социального взаимо-

действия: солидарность/консолидация, конфликт/борьба, парт-

нерство/переговоры. Помимо динамических характеристик каж-

дой из них при использовании в контексте социально значимых

проблемных ситуаций (устойчивых во времени, широко распро-

страненных, угрожающих индивидуальной и социальной безопас-

ности) рассматриваются и их взаимопереходы. Это позволяет ана-

лизировать механизмы порождения социокультурных изменений

в контексте интеракций.

Парадигматические процессы определяются такими пара-

метрами, как предпосылки, условия, схемы совместных действий

и движения информации, их результаты с точки зрения решения

проблемы. Каждый их тип, а также взаимные переходы от одного

к другому описаны как последовательность стадий от момента за-

рождения до завершения и оцениваются с точки зрения эффектив-

ности при решении социально значимых проблем.

введение

В целом представленное здесь теоретическое направление со-

циологии культуры разработано с целью объединения:

– социологического и культурно (социально)-антропологическо-

го знания, что позволяет принимать во внимание как формы, так и

содержание общественной жизни;

– структурно-функционального, динамического и семантичес-

кого аспектов рассмотрения совместного существования людей,

благодаря чему уточняется концепция социокультурных транс-

формаций.

Социология культуры в такой концептуализации представлена

в теоретической форме. Соответственно модели социокультурно-

го пространства, образа жизни, парадигм социального взаимодейс-

твия и их ключевые компоненты выстраиваются по принципу иде-

альных типов с использованием обобщенных понятий и категорий.

Автор затрагивает, но систематическим образом не обобщает

здесь вопросы методологии социокультурного исследования, пос-

кольку этой теме предполагается посвятить отдельную, специаль-

ную работу. В целом же предлагаемое теоретическое направление

соответствует Государственному образовательному стандарту вы-

сшего профессионального образования второго поколения по спе-

циальности 02.03.00 — Социология.

Учебник, предназначенный для студентов и аспирантов,

изучающих социологию, социальную антропологию, культурологию,

состоит из трех разделов. В Первом разделе

«Социология культуры как область знания» представлены ее ос-

новные составляющие, очерчены ее границы в рамках социоло-

гии в целом и ее современное состояние. Часть I «Современное

состояние социологии культуры» состоит из двух глав. Глава 1

«Предпосылки формирования современного понимания социоло-

гии культуры» посвящена становлению этой области социологи-

ческого знания, переходу от концептуализации понятия «культу-

ра» в социологии вообще через выделение предметного поля, где

эта тема приобретает определенную выраженность, к формирова-

нию особого теоретического направления. В Главе 2 «Современные

теоретические ориентации в рамках социологии культуры» пока-

зано, что пока социология культуры находится в стадии формиро-

вания и представлены те ее современные составляющие, которые

очерчивают характерные для ее современного состояния границы,

предметную область, объекты изучения, а также круг решенных и

нерешенных проблем. В Части II «Теоретические основы решения

проблем социологии культуры» выделяются основные проблемы,

с которыми сталкиваются социологи культуры вне зависимости

от их исследовательских позиций, и анализируется теоретический

потенциал, который может быть актуализован и организован для

введение

их решения. Глава 1 «Определение понятия «культура» в антропо-

логии и социологии» представляет познавательные преимущества

от объединения значений, в которых понятие «культура» исполь-

зуется в каждой из наук. В Главе 2 «Социологическая трактовка

социальной реальности» обобщены представления социологов о

социальной реальности, поскольку именно этот уровень считает-

ся фундаментальным для порождения культурных феноменов в

рамках как социологии, так и антропологии. В главе 3 «Концепция

социального пространства в современной социологии» речь идет о

его концептуализации в современной социологии и антропологии,

о тех его свойствах — многомерность, неоднородность, подвиж-

ность, — которые обусловливают необходимость его отображения

в культуре, и о проблеме его теоретической неупорядоченности, с

которой социологи культуры сталкиваются, когда пытаются объ-

яснять разнокачественность и изменчивость социальной жизни.

Глава 4 «Теоретические основы представлений о социальном вза-

имодействии в современной социологии» представляет возмож-

ности использования понятия «социальное взаимодействие» для

дифференциации социального пространства, с одной стороны, и

для локализации процессов, способствующих поддержанию и из-

менению его составляющих — с другой. В Части Ш «Социология

культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной

микродинамики» выделенные ранее проблемы рассматриваются

в свете концептуального объединения социального и культурного

измерений совместного существования людей, которое позволяет

говорить о социокультурном пространстве, включающем в себя

как структурные, так и содержательные характеристики. Глава 1

«Основания изучения социокультурной микродинамики» пред-

ставляет исходные социологические и антропологические допу-

щения, на которых строятся концептуализации социокультурного

пространства социального взаимодействия, а также

процессов, реализующихся в его рамках. Здесь

также приводятся ключевые понятия, из которых строится соот-

ветствующие теоретические модели. В Главе 2 «Концепция социо-

культурной реальности» выделяются исходные представления о

человеке и его связях с окружением, составляющие концептуаль-

ную основу этих моделей.

Раздел II «Пространство социокультурной микродинамики»

представляет модель дифференцированного социокультурного

пространства, в пределах которого, согласно исходным допуще-

ниям, выделяются два уровня: социетально-институциональный

(специализированный) и обыденный (сети межличностных свя-

зей). Часть I «Институциональное пространство социального взаи-

модействия» полностью посвящена рассмотрению первого уровня.

Глава 1 «Институциональное пространство социальной организа-

введение

ции» представляет его ключевые компоненты, обеспечивающие

упорядоченность общественных отношений на социетальном

уровне — это хозяйственная, политическая, правовая его области.

В Главе 2 «Институциональная организация социально значимого

знания» рассматриваются основные мировоззренческие состав-

ляющие социокультурной жизни: религия, искусство, философия,

наука. Глава 3 посвящена областям социокультурного пространс-

тва, которые оказываются связующими между специализирован-

ным и обыденным его уровнями: образование, просвещение, мас-

совые коммуникации. В Части II «Социокультурное пространство

обыденной жизни» раскрывается строение того уровня социо-

культурной реальности, который принято называть повседнев-

ностью, областью приватной жизни. В Главе 1 «Механизмы фор-

мирования социокультурного пространства обыденной жизни»

показано, каким образом формируются и поддерживаются сети

межличностных связей, образующие первичные группы. В Главе 2

«Обыденный и институциональный уровни социокультурного про-

странства: характер взаимосвязи» обсуждается вопрос о том, каким

образом институциональные характеристики социокультурного

пространства встраиваются в культуру повседневности. Глава 3

«Теоретическая модель образа жизни: связи человека с социо-

культурной средой» посвящена описанию основных модусов со-

циокультурного существования людей, образующих их непосредс-

твенную жизненную среду, а также динамике их конфигураций

в установившихся (рутинных) и проблемных ситуациях. В Главе 4

«Освоение социокультурного пространства» речь идет о процессах

социализации и инкультурации, в ходе которых люди приобрета-

ют знания и навыки, значимые с точки зрения как поддержания,

так и изменения жизненных условий. Глава 5 «Дифференциация

понятия личности в социокультурном пространстве» посвящена

концептуализации личности как актора и агента социальных вза-

имодействий и коммуникаций, от которых зависит воспроизве-

дение и изменение микросред социокультурного пространства.

В Главе 6 «Стратификационное социокультурное пространство»

на основании предыдущих теоретических представлений строится

стратификационное измерение социокультурного пространства.

В Главе 7 «Распределение социокультурного потенциала по типам

поселений» определяется понятие социокультурного потенциала

и выстраивается территориальное измерение социокультурного

пространства.

В Разделе III «Формы и парадигмы социального взаимодейс-

твия» речь идет о фундаментальных, антропологически универ-

сальных формах интеракций, которые равно реализуются как на

институциональном, так и на обыденном уровнях социокультурно-

го пространства.Часть I «Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений» состоит из двух глав. В Главе 1 «Концепция социально значимой про-

введение

блемной ситуации» разъясняется, почему формы и парадигмы со-

циального взаимодействия целесообразно анализировать именно

в проблемных ситуациях; в этой связи описываются факторы, по-

рождающие их и придающие им социальную значимость, стимулы,

побуждающие людей к объединению для совместной активности,

социокультурные результаты их решения. Глава 2 «Познавательные возможности проблемно-ситуативного анализа» посвящена преимуществам и ограничениям, связанным с использованием понятия «социально значимая проблемная ситуация». В Части П «Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации» Глава 1 «Консолидация

и солидарность», Глава 2 «Конфликт и конфликтное взаимодейс-

твие, Глава 3 «Переговоры и партнерство» в идеально-типической

форме представляют основные парадигмы социального взаимо-

действия с точки зрения благоприятных для них предпосылок и

условий, ключевых ролей, динамических стадий и границ приме-

нимости. В главе 4 «Организация взаимодействия в проблемной си-

туации» обсуждается вопрос, каким образом при условии потенци-

альной возможности реализации всех парадигм в любой ситуации

взаимодействия осуществляется их взаимопереход и как можно

его регулировать.

Заключение «Проблемы и перспективы изучения социокуль-

турной микродинамики средствами социологии культуры» посвящено

осмыслению проблем, связанных с изучением социокуль-

турной микродинамики, и возможностей их решения с помощью

предлагаемых теоретических моделей. Предполагается, что иссле-

дования такого рода будут способствовать формированию совре-

менной социологии культуры как значимой теоретической области

социологии.

Учебное пособие заканчивается разделами «Глоссарий» и

«Библиография».

РАЗДЕЛ I

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

 

часть 1. современное состояние социологии культуры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.