КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И культурная обусловленность социальной структуры
Объяснительный принцип: социальная обусловленность культуры Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ределения современной социологии культуры и ее предметной об- ласти можно считать посвященные этой теме работы англичанина Р.Уильямса и американца Дж. Александера. Следует подчеркнуть, что оба автора отделяют себя от ранних версий этого социологи- ческого направления и предпочитают термин «культурная социо- логия» (по аналогии с «культурной антропологией»)1. Структурно-культурное направление с акцентом на структуре. Это направление в социологии культуры обозначилось, начи- ная с 1970-х гг., как результат взаимодействия двух идейных ориен- таций. Во-первых, в это время проявляется все большее недоволь- ство редукционистской, «неопосредованной» социальной диффе- ренциацией макроструктурной моделью объяснения культурных феноменов. Во-вторых, благодаря активности нео-марксистов все более широкое распространение приобретает «популистская» вер- сия социальной истории с акцентом на культурном опыте низших классов в странах с разным уровнем модернизации (И.П. Томпсон, Р. Уильямс). 1 В русскоязычном варианте используется термин «культурсоциология». раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания В рамках этого направления поиски причинности в отношени- ях «социальная структура/культура», а также объекты аналитичес- кого внимания сдвигаются к среднему и микро- уровням социаль- ной жизни. Институциональные макроструктуры принимаются во внимание и присутствуют в контексте исследований, и их значи- мое воздействие на культурную жизнь представителей различных, в первую очередь низших социальных слоев признается и изуча- ется. Однако они не являются основным фокусом внимания и не считаются «причиной» изучаемых феноменов, но рассматривают- ся как фоновое окружение, или ограничивающий и побуждающий контекст. В этом движении к микроуровню появляются конкрет- ные исторические акторы (скорее, коллективные, чем индиви- дуальные) вместо родовых, таких как «государственная власть», «клирики», «крестьянство» и т. п. «Культура» понимается как структура символических форм, кодов и схем, или идеологических систем. Но по мере того как из- за социальных институтов проступают конкретные акторы, она все более трактуется как разделяемые значения, идентичности, цели. Они представлены через социальные практики, реализуе- мые в институциональном (формальные организации) или соци- ально-стратификационном (классы, слои, локальные сообщества) контекстах. В макро- и микровременных масштабах культура на- чинает концептуализироваться как динамичная, «становящаяся» область человеческого существования. Однако в большинстве та- ких исследований внимание сосредоточено на анализе социаль- ных медиаторов между определенными общественными группами и агентами культурного влияния, т. е. воздействия ближайшего институционального окружения и характерных для них практик на их представления, ценностные ориентации, предпочтения. Культурное содержание такого опосредования — формы, коды, дискурсы, в которых репрезентированы соответствующие посла- ния, — а также их интерпретации реципиентами только недавно стали предметом особого внимания. Без ответа до сих пор оста- ются вопросы не только о социальных, но даже о культурных пос- ледствиях воздействий коммуникаторов на реципиентов. В рам- ках этого направления вне зоны специального внимания остают- ся и более масштабные теоретические вопросы. Ни культурное опосредование институциональных структур, ни статус культуры как эпистемы не составляют центров аналитического интереса. В то же время работы таких авторов, как Ч. Тилли, Р. Аминзаде, К. Колхаун, для которых характерно погружение культуры в соци- альный контекст, свидетельствуют о ее исторической концептуа- лизации, т. е. применительно к месту и времени, в особенности, когда объяснительный акцент ставится на социальных практиках исторических акторов. часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры Продуцирование культуры (культурное производство). Одна из наиболее активно разрабатываемых предметных зон в рамках этого направления социологии культуры связана с изучением про- дуцирования культуры. Здесь основное внимание уделяется отно- шениям между условиями конструирования культурных символов (например, в области масс-медиа) и их структурными характерис- тиками. Сам подход определяется настолько широко, что включает в себя исследования, имеющие дело с самыми разными аспектами культуры. Однако термин обычно используется применительно к исследованиям, где в областях искусства, медиа, популярной куль- туры рассматриваются последствия наград, систем запретов, учас- тия в рыночных структурах для карьер и деятельности тех, кто за- нят в соответствующих институциональных структурах. В этих рамках изучаются личные отношения между авторами, продюсерами, спонсорами, взаимодействия между организация- ми, занимающимися производством массовой культуры, способы выработки институциональных решений и их влияние на актив- ность профессиональных деятелей и сообществ в этой области. Существует большой объем эмпирического материала относитель- но того, как функционируют культурные институты. Хотя эти ис- следования далеки от постмодернистских рассуждений о неопре- деленности культурного поля и значений артефактов, они фикси- руют меняющиеся условия культурного продуцирования, которые в первую очередь способствуют поддержанию того состояния, которое описыва- ют постмодернисты. Как отмечает Г. Тачмен1, работы в области культурного про- изводства подверглись критике за то, что здесь игнорировались вопросы политической экономии и гегемонического контроля, без внимания оставался вопрос о том, как искусство и медиа служат целям государств, корпораций, элит. А Р. Уильямс неоднократно отмечал, что эта область познания пока еще занимает маргиналь- ное положение, но полагает, что ей принадлежит важное место в решении целого ряда значимых социально-научных проблем. С его точки зрения, чрезмерный акцент на изучении экономических и политических институтов оставил за пределами рассмотрения влияние культурных факторов на динамику социальных порядков. Если же тема культуры как-то присутствовала в социологии США и Великобритании, то главным образом в виде эмпирических ис- следований институциональных аспектов искусства и СМИ, а так- же их социальных эффектов, выявляемых с помощью массовых опросов. Этой мало интересной в теоретическом отношении пози- ции он противопоставляет распространенную в Германии позна- вательную традицию, связанную с изучением социального содер- 1 Tuchman G. Mass media institutions // N. Smelser (ed.) Handbook of Sociology. Newbury Park: Sage. 1988. P. 601–626 раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания жания искусства и контекста его существования, которая сочета- ет в себе социальную теорию, философию и историю. С его точки зрения, такую многогранность не следует ограничивать только этой областью изучения. Ее следует распространить на культуру в целом. Соответственно появится возможность анализа тех социаль- ных «значений», которые несут в себе медийные продукты и ли- тературные произведения. Сейчас при рассмотрении их содержа- ния используют преимущественно приемы литературной критики. В то же время в социологии для изучения такого рода значений есть все необходимые средства. Могли бы использоваться мето- ды количественного анализа, контент-анализа, т. е. эту тему мож- но было бы перевести в термины скорее категорий, чем гумани- тарных интерпретаций. Как отмечает Р. Петерсон, без этого они рискуют вытеснить из исследований «социологию». Все чаще в среде социологов культуры высказывается мнение, что при изуче- нии культурного производства следует задаваться вопросами, при каких условиях одна, а не другая категория культуры (например, авангард vs.сложившиеся каноны) продуцируется, кто ее создате- ли, что формирует их взгляды, насколько они автономны по отно- шению к социальной структуре. Другой аспект темы «продуцирования культуры» представ- лен изучением социального конструирования артефактов. Оно основывается на теориях Бурдье и Фуко, а также на социологии техники. Сторонники этой точки зрения утверждают, что «арте- факты» — от искусства до технологий — воплощают социальные отношения, институциональные практики, стратегии действий и возможности их трансформаций. Они рассматривается как осо- бый вид культурных образцов, которые фиксируют и организуют определенные виды взаимодействий и коммуникаций, придают им символическое значение. Такая концептуализация согласуется с тенденцией рассматривать культуру и социальную структуру ско- рее как взаимопереплетенные, чем разделенные единицы анализа, поскольку предполагает, что все артефакты, или искусственные объекты, представляют собой не производные институциональных форм, но их неотъемлемую составляющую. Еще одна точка зрения представлена в работах Уильямса. И хотя он в основном занимается изучением искусства и массовой культуры, его теоретические обобщения имеют важное значение для социологии культуры в целом. Прежде всего, социологический анализ культуры он предла- гает осуществлять в трех основных измерениях: идеальном, соци- альном и документированном. Согласно первому объекты культу- ры соотносятся с универсальными и абсолютными ценностями, которые в свою очередь выявляются в ходе исследования. Второе часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры предполагает обращение к образу жизни людей. В этом контекс- те выявляются значения и оценки его составляющих как институ- ционального, так и обыденного уровня, а также формы принятых здесь коммуникаций. Третье относится к зафиксированным в сим- волической форме результатам практического опыта и познания людей. В ходе исследования в этом случае выявляются их основа- ния, конвенционально принятые языковые обозначения, способы категоризации и классификации. Такая система координат обеспе- чивает не только объемное видение любого артефакта, но и лока- лизацию его в определенном социальном контексте. Без этого, по мнению Уильямса, понимание культурных объектов не может быть достигнуто. Далее, важное место в программе социологии культуры Уильямса занимает понятие культурного опыта. Его источником счи- тается «творческий разум», который актуализуется в процессах восприятия, интерпретации реальности, коммуникации с другими и воплощается в культурных объектах, систематическим образом организованных и имеющих определенный смысл. На примере искусства в его институциональной форме демонстрируется, как происходит социально санкционированные конструирование но- вого опыта и его распространение в более широкий культурный контекст. Это область социокультурного пространства, где соот- ветствующие объективации, технологии, смыслы кумулируются в историческом масштабе и транслируются из поколения в поко- ление. Социально значимый опыт, организованный в образной форме, распространяется в более широкий социокультурный кон- текст и, будучи освоенным членами общества, — на другие его ин- ституциональные области: образование, бизнес, политику и т. п. Совершенно очевидно, что эта теоретическая схема не ограничи- вается только сферой искусства и может быть отнесена к любой другой составляющей общественного разделения труда — науке, праву, религии, массовым коммуникациям и т. п. Особое значение Уильямс придает также механизмам культур- ной селекции. Он подчеркивает, что в обществе всегда происходит отбор среди культурных объектов, который выполняет две важные функции с точки зрения социальной организации. С одной сторо- ны, этот механизм обусловливает институциональную дифферен- циацию и стратификацию в обществе, где каждая единица харак- теризуется своими классами артефактов и основаниями предпоч- тений. Таким образом сохраняется относительная автономность составляющих его единиц. С другой — он обеспечивает преемс- твенность, самотождественность культуры в рамках каждой из них. Регулярный пересмотр культурных ценностей прошлого и их соотнесение с новыми отнюдь не означает полного отказа от того, что предпочиталось раньше. Отбор предполагает определен- раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания ный компромисс между ними. Сохраняются те, что оказываются созвучными друг другу в данный момент исторического времени, и предаются забвению или оттесняются на периферию культуры те, что считаются полностью несопоставимыми с требованиями времени. Иными словами, работа механизма социального отбо- ра культурных феноменов, согласно Уильямсу, — это постоянные пересмотр оснований исторической памяти и переинтерпретация прошлого с позиций сегодняшнего дня. Наконец, следует отметить самый существенный аспект куль- турно-социологической программы Уильямса. Это концепция куль- турного производства, где выделяются две основных компоненты. Во-первых, его пространство, которое представлено соответствую- щими институтами и формациями, под которыми понимаются ус- тойчивые корреляции между тремя измерениями, определяющими исторически специфичные основания продуцирования культур- ных объектов. Во-вторых, его агенты (в качестве таковых он выде- ляет интеллигенцию, интеллектуалов), которые в своих действиях и взаимодействиях как осуществляют процессы социального вос- производства, так и порождают культурные проблемы. Предлагаемую Уильямсом теоретическую позицию можно рассматривать как показательный пример изучения культуры, ба- зирующегося на исходных предпосылках функционализма. Это полностью соответствует логике британской социальной антропо- логии, — что признает и сам автор, — где культурные образования трактуются с точки зрения их социального порождения и институ- ционального закрепления.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |